Доклад
«Использование в педагогической деятельности современных образовательных технологий, в том числе ИКТ»
учителя начальных классов
МБОУ «Чокурдахская средняя общеобразовательная школа им.А.Г.Чикачева»
Скрябиной Риммы Николаевны
Сегодня каждый учитель ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учащихся и роста их успеваемости. В связи со стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу на новые педагогические технологии.
Практика показывает, что знания педагогических технологий недостаточно, их надо внедрять в течение продолжительного времени.
Технологии, которые присутствуют в моей педагогической деятельности:
- Личностно-ориентированная технология
- Проектная деятельность
- Групповая технология
- Игровая технология
- Элементы технологий театральной педагогики
- ИКТ
- Здоровьесберегающая технология
- Абсолютной ценностью обучения и воспитания является ребенок, человек как «мера всех вещей». Человек – это цель, и результат, и главный критерий оценки качества обучения и воспитания. В своей педагогической деятельности также использую технологию личностно-ориентированного обучения.
В учебниках курса «Школа России» реализована концепция развивающего обучения, в основу которой положен личностно-ориентированный подход. При обучении основываюсь на том, что «каждая личность универсальна», никто не должен чувствовать себя обделенным вниманием учителя. Учебный процесс строю так, чтобы обеспечить ребенку радости познания, развития его индивидуальности. На уроках включаю задания поискового характера, творческого, процесс выполнения которых может быть связан с догадкой, опытом работы, ранее усвоенными знаниями.
Реализация личностно-ориентированного подхода в воспитании помогает сформировать у учащихся умения общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их, самостоятельно ориентироваться в решении поставленных перед ним задач, логически мыслить, свободно высказать, принимать активное участие во всех делах.
- Проектная деятельность – очень хороший инструмент для формирования грамотной личности, развития творческих способностей ребенка, совершенствование таких качеств, как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Многие проекты, разрабатываемые учениками, заинтересовали и родителей, которые тоже включились в работу. При выполнении нового проекта по каждому предмету мы находим ответы на несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение согласовывать и связывать свои усилия с усилиями других. Чтобы достигнуть положительного результата, ему необходимо находить нужные знания и с их помощью проделывать определенную работу.
- Игровая технология – составная часть педагогических технологий, одной из исключительных Игровая технология –составная часть педагогических технологий, одной из исключительной форм обучения, которая помогает делать увлекательными и интересными работу учащихся на творческо-поисковом уровне и повседневные шаги по освоению учебных предметов. Увлекательность игры хорошо сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. С другой стороны - игра способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через особенную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.
Использование игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как сила игры в психолого-педагогической связи очевидна. Игра способна стать тем наилучшим инструментом ,при условии правильного отношения взрослых к детской игре и грамотного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, который комплексно обеспечивает: развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию; сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья; успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития.
Проведение уроков в начальном звене предписывает рациональность применения игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более сознательному усвоению знаний.
Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход, это деятельность коммуникативная.
- В групповой работе и в парах занятия строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости каждого ученика. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху. Педагог развивает мотив достижения, укрепляет чувство компетентности и ответственности за происходящее. Работа в группе приучает детей контролировать не только свои знания и умения, но и усвоение знаний и качество работы одноклассника. Групповая работа помогает учащемуся ставить цели и находить способы достижения этой цели. Групповая работа способствует тому, что каждый ребенок должен высказаться , предварительно выслушав и проанализировав ответы других. Таким образом , у учащихся со временем формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми; в работе группы осуществляются воспитательные задачи: воспитание коллективизма, дружбы , инициативности, ответственности, толерантности к другим.
Задание считается выполненным, если каждый член группы может сделать задание, объяснить, как решал его. О результатах совместной работы лучше, чтобы рассказывал слабый ученик. Если он затрудняется, то другие ученики группы помогают ему.
В своей работе я очень часто использую дифференцированные задания – это самостоятельная работа, составленная с учётом знаний учащихся класса. Для развивающего урока непременным условием является организация разных по уровню самостоятельных работ, и облегчают организацию занятий в классе, создаёт благоприятную атмосферу, атмосферу успеха, желание школьников продвигаться в учёбе в соответствии с их возможностями и даже развивать возможности. Использование самостоятельных работ разного уровня и разных по цели обеспечивает объективную оценку знаний и умений учащихся и эффективную обратную связь в учебном процессе, даёт возможность учителю постоянно знать объективную картину усвоения знаний учащимися, проблемы в знаниях и даёт возможность быстрого устранения пробелов, т.е. коррекции. Самостоятельных работ по цели применения могут быть творческими, обучающими, закрепляющими, тренировочными, развивающими, контрольными, повторительными.
- Элементы театральной педагогики чаще всего использую на уроках литературного чтения. Ребята более глубоко проникнуть в суть произведения, почувствовать его, задуматься над проблемами, заключенными в произведении, и только после этого правильно проанализировать и сделать выводы.
- Применение ИКТ в процессе обучения позволяет сделать урок современным.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение детей разбираться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является активизация умственной деятельности детей, развитие речи, расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, - сегодня в школе нельзя обойтись без информационно-коммуникативных технологий.
Важен и тот факт, что возможности компьютерных технологий позволяют учителю качественно и быстро подготовить продуманный, интересный урок по каждому предмету и теме. Важно и то , что необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
Такие уроки особенно актуальны в начальной школе. Ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим.
В урочное и во внеурочное время использую презентации , которые составляю сама с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернет, с целью получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках . Дети с радостью смотрят слайды, активно участвуют в обсуждении увиденного.
Очень интересно с презентацией проходят уроки окружающего мира. Картинки и видео окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. На уроках я использую следующиепрограммы: Microsoft Word, Microsoft Excel и Microsoft PowerPoint. Спектр использования данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они применяются для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов для учащихся и самими учащимися.
Для реализации одного из главных принципов обучения-наглядности, на уроке использую интерактивную доску. Интерактивная доска дает возможность передвигать объекты и надписи, группировать предметы, работать с цветом, строить диаграммы, использовать инструменты при объяснении геометрического материала и много других интересных функций для создания увлекательного урока. Правило, объект, рисунок можно скрыть, а затем показать когда это необходимо. Учитель и ученики все это могут делать у доски, перед всем классом, что привлекает всеобщее внимание. Работа с интерактивной доской позволяет учителю организовать работу в группах, проверить знания учащихся, вовлечь их в дискуссию. В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска делает процесс управления презентацией более удобным (двустороннее движение
Текстовый редактор Word используется мной для создания простых дидактических материалов, которые предлагаются учащимся для самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете. Из этих программ мной используются: «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык», «Технология» «Литературное чтение» по ФГОС.
Школа подключена к сети Интернет, что позволяет использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска источников, текстов, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, разработок. К окончанию начальной школы дети свободно владеют интернетом.
-На своих уроках использую приемы здоровьесберегающих технологий.
1. Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:
-Вхождение в рабочий день.
Каждый новый учебный день мы вместе с детьми начинаем с улыбки. Я стараюсь настроить своих учеников на преодоление возможных трудностей, не отступать перед ними, помнить, что товарищ всегда поможет.
Во внеурочное время при поздравлении с днём рождения, каждый называет только положительные качества именинника.
-Создание ситуации выбора и успеха.
Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль (поддержка, одобрение, доброжелательность, чтобы учеба приносила ученику радость : «Все дети талантливы», исключить акценты на отставание в учебе и другие недостатки ребенка, не нанося ущерба его достоинству: «Ребенок хорош, плох его поступок», помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности: «В каждом ребенке – чудо; ожидай его!»).
-Использование приемов рефлексии.
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Какой совет дали бы себе?
- Кому захотелось сделать комплимент?
- Что получилось лучше всего?
- Какие задания показались наиболее интересными?
- Что вызвало затруднения?
- Над чем хочется поразмышлять?
- Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?
2.Использую проведение физкультминуток.
Интегративное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе помогает уменьшить утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность младших школьников, а это способствует сохранению и укреплению их здоровья.
Применяя технологии развивающего обучения, понимаю, что грамотно организованное обучение должно вести за собой развитие. Помощь, которую я оказываю ученику, это не прямое подсказывание, как выполнить задание, а организация совместного поиска, при котором ребенок должен задействовать свой ум в совместной деятельности со мной и одноклассниками. Даже при наименьшем участии в общей работе он чувствует себя одним из авторов, одним из участников в выполнении задания, приобретая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это взращивает у ученика веру в свои силы. Я принимаю каждого ученика как личность со своими особенностями, складом ума и характера.
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету позволяет мне в создании для учащихся комфортных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.