«Использование видов читательских действий при работе с текстом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Авторы мастер-класса:
Аносова Ю.А., учитель русского языка и литературы,
Лаврикова Г.Н., учитель
русского языка и литературы
МОБУ Покровская СОШ Октябрьского муниципального округа
Цель: знакомство педагогов с видами читательских действий при работе с текстом в рамках повышения читательской грамотности:
Задачи:
(подготовка к ИУС)
ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса (приложение 1);
- раздаточный материал (приложение 2);
- рабочий лист (приложение 3)
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:
1. Организационный момент.
2. Мотивация учения.
3. Постановка педагогической проблемы.
4. Практическая демонстрация методов и приемов по формированию читательской грамотности.
5. Подведение итогов мастер-класса.
6. Рефлексия.
Не так важно научить
детей читать, намного важнее научить
детей обдумывать то, что они читают!
Джордж Карлин
Ход мастер-класса
1. Организационный момент.
Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, мы предлагаем начать наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся ладошками!».
Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой) Здоровья (Указательный) Успеха (средний) Большого (безымянный) Во всем (мизинец) Здравствуй (всей ладонью).
2. Мотивация учения. (СЛАЙД 2)
1.Верите ли вы, что читательская грамотность – это основа успешности ученика? (да, верю)
2.Верите ли вы, что читательская грамотность – это синоним начитанности, хорошей техники чтения? (нет, не верю)
3. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка? (нет. Не верю)
4.Верите ли вы, что сформированность у учащихся читательской грамотности занимает особое место среди метапредметных универсальных учебных действий? (да, верю)
5. Верите ли вы, что формирование читательской грамотности не играет роли в образовании детей? (нет, не верю)
Мы начали работу мастер-класса, используя приём «Верю - не верю», который является одним из средств формирования читательской грамотности ученика. Он развивает умение слушать и слышать говорящего, активизирует работу на уроке, будет уместен во время актуализации или обобщения материала.
3. Постановка педагогической проблемы.
-Как вы думаете, что такое читательская грамотность? Дайте своё определение этому понятию? (участники мастер-класса дают определение ЧГ)
СЛАЙД 3
Перед вами на слайде представлены 4 формулировки читательской грамотности. Выберите общепринятое определение читательской грамотности. (Ответ: 4)
Читательская грамотность – это …
1. Способность самостоятельно составлять тексты разных жанров, соблюдая нормы русского литературного языка, проводить информационную обработку текстов.
2. Способность выразительно читать текст, не допуская орфоэпических ошибок и искажения слов, то есть фактических ошибок.
3. Способность быстро прочитать любой текст, понять его тему и основной смысл и передать их в кратком или развёрнутом пересказе.
4. Способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
СЛАЙД 4
-Исходя из понятия «читательская грамотность», можно выделить различные виды читательских действий, которыми должен владеть учащийся, работая с текстом:
1.Использовать информацию из текста.
2.Находить информацию в тексте, извлекать требуемую информацию.
3.Осмыслять и оценивать содержание и форму текста.
4.Интегрировать и интерпретировать информацию
Задание:
- Используя цифровую запись, расположите читательские действия по мере их усложнения(углубления). (Ответ: 2431)
Вывод: действительно, прочитав текст, мы сначала находим и извлекаем явную информацию. Интерпретируя, интегрируя факты, события, поведение героев, анализируя их речь, мы выявляем «скрытую» информацию. Затем осмысляем и оцениваем содержание и форму текста. И наконец, используем полученные сведения для практических целей.
4. Практическая демонстрация методов и приемов по формированию читательской грамотности.
- Предлагаем Вам стать на время учениками, поработать с текстом, на практике познакомиться с видами заданий, которые способствуют формированию умения читать грамотно. Надеемся на Вашу доброжелательность, активную работу и помощь.
1.Предтекстовая работа (СЛАЙД 5)
-Перед Вами фотографии человека. Знаете ли вы, кто на них запечатлён? Что Вам известно о нём? (изображён на фотографиях Л.М. Рошаль – детский доктор мира)
-Предлагаем Вам познакомиться с этим героем поближе. -видео Для этого прочитаем текст.
2. Работа с текстом
Задание. Ознакомьтесь с содержанием текста и выполните задание ниже (тексты у каждого участника мастер-класса)
1)На протяжении нескольких десятков лет доктор Леонид Михайлович Роша́ль лечит детей. 2)Когда в 1988 году был полностью разрушен город Спита́к в Армении, Леонид Михайлович собрал бригаду врачей, которая лечила детей, вытащенных из-под завалов домов.
3) После событий в Армении доктор Рошаль организовал «бригады Рошаля» — команды детских врачей, готовых в любую минуту отправиться к месту стихийных бедствий и катастроф для спасения детей. 4) Такие мобильные хирургические группы созданы в 33 регионах России. 5) За почти тридцать лет деятельности «бригады Рошаля» провели множество сложнейших операций в разных странах. 6) Они по праву пользуются уважением и авторитетом во всём мире. 7) В 1990 году Леонид Михайлович возглавил Международный благотворительный фонд помощи детям при катастрофах и войнах.
8)В настоящее время Леонид Михайлович является директором Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. 9)Леонид Михайлович не только талантливый врач и отличный организатор, но и очень мужественный человек. 10) В октябре 2002 года Рошаль участвовал в переговорах с террористами, захватившими Театральный центр на Дубровке. 11) Благодаря его участию из здания были выведены восемь детей, остальным заложникам удалось передать медикаменты и воду. 12) За мужество и самоотверженность 5 ноября 2002 года Рошалю была вручена премия "Национальный герой». 13) В сентябре 2004 года выступил посредником в переговорах с террористами, захватившими школу в Беслане. 14) Он оказывал медицинскую помощь раненым детям и взрослым.
15) Леонид Михайлович Рошаль по-прежнему остается практикующим врачом, продолжает обучать новое поколение специалистов и ведёт широкую общественную работу. 16) Леонида Михайловича называют «детским доктором мира». 17) «Наш любимый Айболит», - так говорят о нём дети.18) О подвигах врача рассказывает документальный фильм «Я ничего не боюсь».
Отрабатываем
читательское действие 1. Находить и извлекать информацию (СЛАЙД 6)
Задание 1. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста. Укажите номера ответов (Ответ:134)
1.«Бригада Рошаля» проводит множество сложнейших операций в течение тридцати лет.
2.О подвигах врача рассказывает документальный фильм «Я ничего не боюсь».
3. В 1988 году землетрясением был разрушен грузинский город Спитак
4. Л.М. Рошаль - практикующий врач, оказывающий помощь взрослым
Читательское действие «Нахождение и извлечение информации» позволяет учащимся просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится. Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части текста, но иногда она занимает несколько предложений, или несколько клеточек таблицы, или несколько строк списка.
Читательское действие 2. Интегрировать и интерпретировать информацию (СЛАЙД 7)
Задание 2. Перед вами фотографии. Работая в парах, подберите предложения (словосочетания) из текста, которыми можно озаглавить фотографии
|
Фото 1. 16.Леонида Михайловича называют «детским доктором мира» (или 17) |
Фото 2. Участвовал в переговорах с террористами |
|
Фото 3 (предложение 3) Организовал «бригады Рошаля» |
Фото 4 (предложение 7) Леонид Михайлович возглавил Международный благотворительный фонд помощи детям при катастрофах и войнах |
«Проверь себя» (СЛАЙД 8)
(СЛАЙД 9) Задание 3. Перед вами «неполный» план текста. Работая в паре, допишите недостающие пункты. Расположите их в соответствии с содержанием текста
1. Леонид Рошаль – мужественный человек.
2. «Детский доктор мира»
3. Рошаль – отличный организатор (или «Бригады Рошаля»)
4. Леонид Рошаль – талантливый доктор
(СЛАЙД 10) Задание 4. Соотнесите понятие и его лексическое значение
|
А. Землетрясение |
1. Человек, удерживаемый силой с целью заставить кого-либо совершить определённые действия. |
|
Б. Хирургия |
2. Комплекс медицинский подвижной |
|
В. Заложник |
3. Подземные толчки и колебания земной поверхности |
|
Г.Мобильный госпиталь |
4. Область медицины, изучающая острые и хронические заболевания, которые лечат при помощи оперативного метода. |
|
А |
Б |
В |
Г |
|
3 |
4 |
1 |
2 |
Ответ:
«Проверь себя» (СЛАЙД 11)
(СЛАЙД 12) Задание 5. О каких чертах характера Рошаля Л.М. говорится в тексте? Подтвердите своё мнение примерами с опорой на текст.
|
Черты характера |
Подтверждение |
|
1) |
1) |
|
2) |
2) |
|
3) |
3) |
Вывод: с помощью данного читательского умения у учащихся вырабатывается умение соотносить визуальное изображение с вербальным текстом; формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста; понимать характер героя; значение неизвестного слова или выражения на основе контекст)
(СЛАЙД 13) Читательское действие 3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
Работа в группах
Задание 6. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский, размышляя о предназначении человека в мире, писал, что «главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи», «самопожертвование всего себя в пользу всех – есть… признак высочайшего развития личности». Как эти строки связаны с биографией Л.М. Рошаля? (2-3 предложения)
Задание 7. Перед вами словарная статья из «Малого академического словаря». Познакомьтесь с её содержанием.
Подвижник — -а, м. 1. Тот, кто из религиозных побуждений подвергал себя лишениям. Христианские подвижники. 2. высок. Тот, кто самоотверженно борется за достижение высоких целей на каком-л. трудном поприще. Подвижник революционной борьбы. Подвижники искусства.
Почему Леонида Михайловича Рошаля можно назвать человеком – подвижником? Обоснуйте ответ, приведите доказательство своей точки зрения из текста. (2-3 предложения)
Задание 8. Можно ли назвать Л. М. Рошаля «чудесным» доктором? Обоснуйте ответ, приведите доказательство своей точки зрения из текста. (2-3 предложения)-связь с литературой
Вывод: данное читательское умение позволяет учащимся высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте; оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.)
(СЛАЙД 14) Читательское действие 4. Использовать информацию из текста
-Данное читательское действие нацеливает читателя на умение применять информацию, представленную в тексте, для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач. Для решения какой практической задачи можно использовать данную информацию?
(слайд 15)
1. Написать сочинение 13.3. «Что такое подвиг (мужество, смелость, подвижничество)»?
2. Подготовить классный час «Подвиг во имя человека»
Вывод: данное читательское умение позволяет учащимся использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний; выявлять связь между прочитанным и современной реальностью, формировать личностные качества ребенка.
5. Подведение итогов мастер-класса.
Слово учителя: Умения, характеризующие уровень читательской грамотности, являются главным условием изучения всего курса литературы и русского языка и потому становятся не только читательскими, но и предметными умениями. Следовательно, задания, с помощью которых осуществляется анализ художественных произведений, следует составлять в соответствии с системой читательских действий. Задания, формирующие читательскую грамотность на уроках, не следует выносить в отдельный блок.
6. Рефлексия.
Прием «Все в твоих руках»
Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.
СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации.
БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.
МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю
В завершении мастер-класса, мне хотелось бы поделиться с вами рецептом счастья.
Рецепт счастья
Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути. (Р.Шапиро)
Спасибо всем за сотрудничество в мастер - классе, всем нам успехов, у нас всё получится!
Аннотация
Требования стандарта образования таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Кроме элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты, умения строить рассуждения и осуществлять простейшие арифметические действия, необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для успешной адаптации в социуме, для профессионального роста. Проведение мастер – класса полезно тем, что участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы, смогут использовать приобретённые знания в своей практике.
Цель: знакомство педагогов с видами читательских действий при работе с текстом в рамках повышения читательской грамотности:
Задачи:
ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедийное оборудование, видеофрагмент и электронная презентация мастер-класса;
- раздаточный материал (приложение 1);
- рабочий лист (приложение 2)
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:
1. Организационный момент.
2. Мотивация учения.
3. Постановка педагогической проблемы.
4. Практическая демонстрация различных видов читательских действий по формированию читательской грамотности.
5. Подведение итогов мастер-класса.
6. Рефлексия.
Приложение 1
Текст для мастер-класса
1) На протяжении нескольких десятков лет доктор Леонид Михайлович Роша́ль лечит детей. 2)Когда в 1988 году был полностью разрушен город Спита́к в Армении, Леонид Михайлович собрал бригаду врачей, которая лечила детей, вытащенных из-под завалов домов.
3) После событий в Армении доктор Рошаль организовал «бригады Рошаля» — команды детских врачей, готовых в любую минуту отправиться к месту стихийных бедствий и катастроф для спасения детей. 4) Такие мобильные хирургические группы созданы в 33 регионах России. 5) За почти тридцать лет деятельности «бригады Рошаля» провели множество сложнейших операций в разных странах. 6) Они по праву пользуются уважением и авторитетом во всём мире. 7) В 1990 Леонид Михайлович возглавил Международный благотворительный фонд помощи детям при катастрофах и войнах.
8) В настоящее время Леонид Михайлович является директором Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. 9)Леонид Михайлович не только талантливый врач и отличный организатор, но и очень мужественный человек. 10)В октябре 2002 года Рошаль участвовал в переговорах с террористами, захватившими Театральный центр на Дубровке. 11) Благодаря его участию из здания были выведены восемь детей, остальным заложникам удалось передать медикаменты и воду. 12) За мужество и самоотверженность 5 ноября 2002 года Рошалю была вручена премия "Национальный герой». 13) В сентябре 2004 года выступил посредником в переговорах с террористами, захватившими школу в Беслане. 14) Он оказывал медицинскую помощь раненым.
15) Леонид Михайлович Рошаль по-прежнему остается практикующим врачом, продолжает обучать новое поколение специалистов и ведёт широкую общественную работу. 16) Леонида Михайловича называют «детским доктором мира». 17) «Наш любимый Айболит», - так говорят о нём дети.18) О подвигах врача рассказывает документальный фильм «Я ничего не боюсь».
Приложение 2
Рабочий лист к мастер-классу
Тема мастер – класса
«Использование видов читательских действий при работе с текстом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Не так важно научить
детей читать, намного важнее научить
детей обдумывать то, что они читают!
Джордж Карлин
1. Используя цифровую запись, расположите читательские умения по мере их усложнения
Ответ: _________________
2. Работа с текстом. Ознакомьтесь с содержанием текста и выполните задания к нему
Читательское действие. 1. Находить и извлекать информацию.
Задание 1. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста. Укажите номера ответов.
1.«Бригада Рошаля» проводит множество сложнейших операций в течение тридцати лет.
2.О подвигах врача рассказывает документальный фильм «Я ничего не боюсь».
3. В 1988 году землетрясением был разрушен грузинский город Спитак
4. Л.М. Рошаль - практикующий врач, оказывающий помощь только взрослым
Ответ: _______________
Составьте два аналогичных задания для своих учеников, используя информацию текста
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Читательское действие. 2. Интегрировать и интерпретировать информацию
Задание 2. Перед вами фотографии. Работая в парах, подберите предложения(словосочетания) из текста, которыми можно озаглавить фотографии
|
Фото 1. ______________________ |
Фото 2. ________________________ |
|
Фото 3 ___________________________
|
Фото 4 ____________________________ |
Задание 3. Перед вами «неполный» план текста. Работая в паре, допишите недостающие пункты. Расположите их в соответствии с содержанием текста
1.Леонид Рошаль – мужественный человек.
2. «Детский доктор мира»
3. ____________________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________________
Ответ: ___________________________
Задание 4. О каких чертах характера Рошаля Л.М. говорится в тексте? Подтвердите своё мнение примерами с опорой на текст.
|
Черты характера |
Подтверждение |
|
1) |
1)
|
|
2) |
2)
|
|
3) |
3)
|
Задание 5. Соотнесите понятие и его лексическое значение
|
А. Землетрясение |
1. Человек, удерживаемый силой с целью заставить кого-либо совершить определённые действия. |
|
Б. Хирургия |
2. Комплекс медицинский подвижной |
|
В. Заложник |
3. Подземные толчки и колебания земной поверхности |
|
Г.Мобильный госпиталь |
4. Область медицины, изучающая острые и хронические заболевания, которые лечат при помощи оперативного метода. |
|
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
|
Ответ:
Читательское действие. 3. Осмыслять и оценивать содержание и форму текста
Задание 6. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский, размышляя о предназначении человека в мире, писал, что «главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи», «самопожертвование всего себя в пользу всех – есть… признак высочайшего развития личности». Как это высказывание связано с биографией Л.М. Рошаля? (2-3 предложения)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Перед вами словарная статья из «Малого академического словаря». Познакомьтесь с её содержанием.
Подвижник — -а, м. 1. Тот, кто из религиозных побуждений подвергал себя лишениям. Христианские подвижники. 2. высок. Тот, кто самоотверженно борется за достижение высоких целей на каком-л. трудном поприще. Подвижник революционной борьбы. Подвижники искусства.
Почему Леонида Михайловича Рошаля можно назвать человеком – подвижником? Обоснуйте ответ, приведите доказательство своей точки зрения из текста. (2-3 предложения)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8.Можно ли назвать Л. М. Рошаля «чудесным» доктором? Обоснуйте ответ, приведите доказательство своей точки зрения из текста. (2-3 предложения)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Читательское действие. 4. Использовать информацию из текста
Для решения какой практической задачи можно использовать данную информацию?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
У нас всё получится! Спасибо за работу!
Приложение 1
Читательские умения, соответствующие выделенным группам читательских действий
1. Находить и извлекать информацию
1.1 Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)
1.2 Находить и извлекать одну или несколько единиц информации
1.2.1 Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста
1.2.2 Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста
1.3. Определять наличие/отсутствие информации
2. Интегрировать и интерпретировать информацию
2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)
2.2 Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)
2.3 Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста
2.4 Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)
2.5 Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом
2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста
2.7 Понимать чувства, мотивы, характеры героев
2.8 Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)
3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
3.1 Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора
3.2 Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов
3.3Понимать назначение структурной единицы текста
3.4 Оценивать полноту, достоверность информации
3.5 Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах
3.6 Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте
4. Использовать информацию из текста
4.1 Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний
4.2 Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний
4.3 Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу
4.4 Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста
4.5 Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую)
4.6 Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.