Использование воспитателем приемов мнемотехники в формировании начал экологической культуры

  • docx
  • 27.09.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект.docx

Сценарий мастер-класса

Тема: «Использование воспитателем приемов мнемотехники в формировании у детей средней группы начал экологической культуры»

Педагог - мастер: Эккель Наталья Викторовна (воспитатель), Безрядина Насият Нурутдиновна (воспитатель)

Продолжительность мастер-класса: 1 час

Цель мастер-класса:

Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное формирование начал экологической культуры у детей 6–7 лет.

Задачи:

- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при формировании начал экологической культуры.

Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация;

Раздаточный материал: мнемотаблицы; тексты заданий

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представления о методике формирования экологических знаний и культуры у детей 4–5 лет;

- внедрения в образовательный процесс воспитателями методику работы с мнемотаблицами при формировании экологической культуры человека.

 

Ход мастер-класса

- вводная часть

Дошкольный возраст - один из самых ценных этапов в развитии экологической культуры человека. В этот период происходит становление интеллектуальных, нравственных, эмоционально - чувственных и других основ личности ребенка. Дошкольники начинают выделять себя из окружающей среды. У них формируется экологические знания, нормы и правила взаимодействия с окружающей природой. Они учатся сопереживать природе, олицетворять ее. Им хочется вносить свой посильный вклад в улучшение, преобразование окружающей природы. Экологические знание детей дошкольного возраста являются, необходим условием формирования у них эмоционально - нравственного отношения к миру. Таким образом, дошкольное образовательное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Именно в дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы и различных природных связей.

В своей работе с детьми мы активно используем приемы мнемотехники в формировании начал экологической культуры.

У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Мнемотехника-очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники. Использование приемов мнемотехники для развития речи -это новое направление.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному:

Воробьёва Вал. Конст. Называет эту методику сенсорно – графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.

 

Основная часть

 Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.

Рисунок 1 – Образец мнемоквадрата

Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Рисунок 2 – Образец мнемодорожки

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

 Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, используются для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

 - при отгадывании и загадывании загадок;

Рисунок 3  – Образец мнемотаблицы

- при заучивании стихов.

Рисунок 4  – Образец мнемотаблицы

Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д.

Рисунок 5   – Образец мнемотаблицы

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Рисунок 6   – Образец мнемотаблицы

Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

1 Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3 После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

 

 

Приемы мнемотехники в экологическом воспитании:

Работа с детьми по формированию начал экологической культуры проводятся по следующим направлениям:

1.   Для формирования у детей представлений о росте и развитии растений с ребятами рассматриваются иллюстрации о растениях, проводятся беседы и читаются произведения: Ю. Дмитриев «Что такое лес.», И. Бунин «Листопад.», И. Токмакова «Сосны», С. Вангели «Подснежники», затем с воспитанниками рассматривается предложенная мнемодорожка, где схематично обозначены признаки роста и развития растений.

Рисунок 7   – Образец мнемодорожки о росте и развитии растений

Дети с опорой на мнемодорожку легко рассказывают о растениях их росте, строении, среде произрастания.

2.   Для формирования представлений у детей о среде обитания животных, названиях их детенышей с ребятами рассматриваются иллюстрации о животных, и их потомстве, проводятся беседы и читаются произведения: К. Ушинский «Бодливая корова», А. Введенский «О девочке Маше, о собаке, петушке и кошке Ниточке», Н. Носов «Лисята», Е. Чарушин «Что за зверь?». Далее с детьми рассматривается предложенные мнемотаблицы (см. таблицы 1–3 в Приложении), где схематично обозначены среда обитания, чем питается животное и название его детенышей.

 

3.   Для формирования представлений о неживой природе я детям предлагаются мнемотаблицы, с изображением признаков времен года (см. рисунки 7–10 в Приложении).

Заключительная часть

Таким образом, использование приемов мнемотехники является одним из эффективных методов в воспитание экологической культуры детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ


 

 

Таблица 1 – Образец мнемодорожки о среде обитания животных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Таблица 2 – Образец мнемодорожки о продуктах питания животных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Таблица 3 – Образец мнемодорожки о названиях детенышей животных

 

 

 

 

 

ЛИСА

ВОЛК

БЕЛКА

ЗАЯЦ

МЕДВЕДЬ

 

 

 

 

 

ЛИСЕНОК

ВОЛЧЕНОК

БЕЛЬЧЕНОК

ЗАЙЧЕНОК

МЕДВЕЖЕНОК

 

 


 


Использование мнемотаблиц по составлению описательных рассказов «Времена года»

Рисунок 8 – Образец мнемодорожки о временах года

 

 

 

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1041730-1516894775.jpg

Рисунок 9 – Образец мнемодорожки о временах года

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1041730-1516894828.jpg

Рисунок 10 – Образец мнемодорожки о временах года

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1041730-1516894724.jpg

Рисунок 11 – Образец мнемодорожки о временах года