Сценарий мастер-класса
Тема: «Использование воспитателем приемов мнемотехники в формировании у детей средней группы начал экологической культуры»
Педагог - мастер: Эккель Наталья Викторовна (воспитатель), Безрядина Насият Нурутдиновна (воспитатель)
Продолжительность мастер-класса: 1 час
Цель мастер-класса:
Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное формирование начал экологической культуры у детей 6–7 лет.
Задачи:
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при формировании начал экологической культуры.
Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация;
Раздаточный материал: мнемотаблицы; тексты заданий
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представления о методике формирования экологических знаний и культуры у детей 4–5 лет;
- внедрения в образовательный процесс воспитателями методику работы с мнемотаблицами при формировании экологической культуры человека.
Ход мастер-класса
- вводная часть
Дошкольный возраст - один из самых ценных этапов в развитии экологической культуры человека. В этот период происходит становление интеллектуальных, нравственных, эмоционально - чувственных и других основ личности ребенка. Дошкольники начинают выделять себя из окружающей среды. У них формируется экологические знания, нормы и правила взаимодействия с окружающей природой. Они учатся сопереживать природе, олицетворять ее. Им хочется вносить свой посильный вклад в улучшение, преобразование окружающей природы. Экологические знание детей дошкольного возраста являются, необходим условием формирования у них эмоционально - нравственного отношения к миру. Таким образом, дошкольное образовательное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Именно в дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы и различных природных связей.
В своей работе с детьми мы активно используем приемы мнемотехники в формировании начал экологической культуры.
У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Мнемотехника-очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники. Использование приемов мнемотехники для развития речи -это новое направление.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному:
Воробьёва Вал. Конст. Называет эту методику сенсорно – графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.
Основная часть
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.
Рисунок 1 – Образец мнемоквадрата
Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
|
|
|
|
Рисунок 2 – Образец мнемодорожки
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:
- предметные картинки,
- силуэтные изображения,
- геометрические фигуры.
Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, используются для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
Рисунок 3 – Образец мнемотаблицы
- при заучивании стихов.
Рисунок 4 – Образец мнемотаблицы
Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д.
Рисунок 5 – Образец мнемотаблицы
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Рисунок 6 – Образец мнемотаблицы
Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:
1 Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.
3 После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Приемы мнемотехники в экологическом воспитании:
Работа с детьми по формированию начал экологической культуры проводятся по следующим направлениям:
1. Для формирования у детей представлений о росте и развитии растений с ребятами рассматриваются иллюстрации о растениях, проводятся беседы и читаются произведения: Ю. Дмитриев «Что такое лес.», И. Бунин «Листопад.», И. Токмакова «Сосны», С. Вангели «Подснежники», затем с воспитанниками рассматривается предложенная мнемодорожка, где схематично обозначены признаки роста и развития растений.
Рисунок 7 – Образец мнемодорожки о росте и развитии растений
Дети с опорой на мнемодорожку легко рассказывают о растениях их росте, строении, среде произрастания.
2. Для формирования представлений у детей о среде обитания животных, названиях их детенышей с ребятами рассматриваются иллюстрации о животных, и их потомстве, проводятся беседы и читаются произведения: К. Ушинский «Бодливая корова», А. Введенский «О девочке Маше, о собаке, петушке и кошке Ниточке», Н. Носов «Лисята», Е. Чарушин «Что за зверь?». Далее с детьми рассматривается предложенные мнемотаблицы (см. таблицы 1–3 в Приложении), где схематично обозначены среда обитания, чем питается животное и название его детенышей.
3. Для формирования представлений о неживой природе я детям предлагаются мнемотаблицы, с изображением признаков времен года (см. рисунки 7–10 в Приложении).
Заключительная часть
Таким образом, использование приемов
мнемотехники является одним из эффективных методов в воспитание экологической
культуры детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1 – Образец мнемодорожки о среде обитания животных
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2 – Образец мнемодорожки о продуктах питания животных
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3 – Образец мнемодорожки о названиях детенышей животных
|
|
|
|
|
ЛИСА |
ВОЛК |
БЕЛКА |
ЗАЯЦ |
МЕДВЕДЬ |
|
|
|
|
|
ЛИСЕНОК |
ВОЛЧЕНОК |
БЕЛЬЧЕНОК |
ЗАЙЧЕНОК |
МЕДВЕЖЕНОК |
Рисунок 8 – Образец мнемодорожки о временах года
Рисунок 9 – Образец мнемодорожки о временах года
Рисунок 10 – Образец мнемодорожки о временах года
Рисунок 11 – Образец мнемодорожки о временах года
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.