Использование воспитательных технологий в деятельности современного педагога
Общежитие техникума - не только место проживания, но и новая социальная микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного развития личности, преодоления трудностей и противоречий процесса адаптации молодёжи к новым социально-бытовым условиям. Молодые люди приобретают опыт межличностных отношений, взаимодействия и общения. В общежитии в большей степени вырабатывается индивидуальный стиль жизни, деятельности и общения молодого человека. Социокультурные условия общежития и личность воспитателя значительно влияют на личностное и профессиональное становление молодёжи. Организация воспитательной работы в общежитиях направлена на развитие воспитывающей среды как совокупности окружающих студента социально ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих формированию гражданской позиции, социальной зрелости, готовности к выполнению функций гражданина, патриота, семьянина в обществе.
Педагогические возможности студенческого общежития заключаются в создании достойных материально-бытовых условий для проживающих. Реализацию социально-педагогической функции, направленной на формирование у молодых людей коммуникативных, нравственных и социальных качеств личности: гуманности, порядочности, гражданственности, ответственности, профессиональной этики. Эта работа проводится с учётом психолого-возрастных особенностей молодых людей и прежде всего с учётом того, что студенты становятся полноправными членами общества, у молодёжи активно формируются гражданские качества, развивается чувство коллективизма. Важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы – педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть, сформирована путём массового, и качественного участия студентов в культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии. Создание в общежитии единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого учащегося, формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях. Внимание каждому студенту, вовлечение его в организованные формы досуга способствует повышению качества учебной деятельности, уровня культуры, активности, создаёт доверительные отношения между студентами. Даёт возможность помочь студентам организовать свободное время, приобщить к занятиям спортом, привлечь в клубы, кружки. Поэтому так важно уметь находить правильные подходы к каждому проживающему в общежитии, учитывать его способности, интересы, потребности, предложить сферу применения сил, помочь поверить в себя, в свои творческие способности.
Воспитательный процесс должен в полной мере гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность. Важным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является активное, заинтересованное участие студентов в общественной жизни. Используя новые, увлекательные для современной молодежи технологии, можно обеспечить успешное воплощение самых разнообразных педагогических идей.
В своей работе я активно использую технологию педагогических ситуаций. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, регулярно возникают ссоры между ребятами, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует участниками конфликта.
Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:
1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.
Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).
Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.
Создание благоприятного психологического климата и ситуации успеха – данная технология активно применяются в педагогической деятельности воспитателя общежития т.к. одним из важнейших аспектов личностного развития является именно психологический комфорт, что создает дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей молодых людей.
Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция на желание выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого обучающегося.
Сложно переоценить роль Арт-технологий в деятельности воспитателя общежития. Одним из примеров является проведение литератерно- музыкального вечера «Природа. Музыка. Поэзия». Предстояло из всего многообразия поэтических произведений, песен и романсов поэтов и композиторов XX века, посвященных неповторимой красоте русской природы, выбрать для каждого сольного исполнителя, вокальной группы подходящие по тембру, тональности, смысловому содержанию композиции. Учили ни только слова и мелодию, изучали историю песен, реальные события, судьбы людей о которых в них повествовалось, чтобы максимально правдиво, эмоционально и трепетно передать душу каждой песни. Вечер, на котором прозвучало десять песен в сольном, групповом исполнении прошел на высоком эмоциональном уровне. Достойно прозвучали песни в исполнении: Харченко С., Левченко К., Реутовой А., Вантеева Г.
Не оставили равнодушными зрителей стихи Н.Некрасова, А Толстого, Ф.Тютчева, С. Есенина, прозвучавшие в исполнении Бурловой А., Агапитова Д., Щапова Д., Маковецкой А. Украшением программы стала танцевальная композиция «Русские узоры».
Педагог, проектирующий воспитательную систему вместе с обучающимися, ориентируется на интересы молодых людей, их способности, пожелания, учитывая этнокультурные условия среды интересуется вопросами, волнующими современную молодежь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.