«Использование занимательного материала на уроках окружающего мира в 3 классе»
Оценка 5

«Использование занимательного материала на уроках окружающего мира в 3 классе»

Оценка 5
doc
12.10.2021
«Использование занимательного материала на  уроках окружающего мира в 3 классе»
Занимательные задания по окружающему миру для 3 класса.doc

 «Использование занимательного материала на  уроках окружающего мира в 3 классе»

Использование занимательного материала на уроках окружающего мира помогает активизировать учеб­ный процесс, развивает познаватель­ную активность, наблюдательность детей, их внимание, память, мышле­ние, поддерживает интерес к изучае­мому. Занимательный материал раз­вивает у детей творческое воображе­ние, образное мышление, снимает утомление.

Вместе с тем важно, чтобы учитель не превращал занимательность в раз­влечение, чтобы он заранее планиро­вал, где, как и с какой целью следует привлечь средства занимательности на уроке.

Учителя начальных классов чаше всего используют такой заниматель­ный материал, как загадки, игры, эко­логические сказки, кроссворды и ре­бусы, информацию из Книги рекордов Гиннеса или из рубрики «Знаете ли вы?». Например, по теме «Вода в при­роде» можно предложить следующую любопытную информацию:

1.        Самая крупная дождевая капля составила 9,4 мм в диаметре. Такой крупный дождь наблюдали в США 17 августа 1953 г.

2.      Самый продолжительный дождь шел в Индии 12 месяцев - с 1 августа 1860 г. по 31 июля 1861 г.

3.      Самая крупная градина весом в 1 кг была отмечена в Бангладеш 14 ап­реля 1986 г. Тогда от града погибло 92 человека.

Большой интерес на уроках окружа­ющего мира вызывает прослушивание  или разбор «подслушанных» в приро­де разговоров между растениями, на­секомыми, птицами, зверями.

 Напри­мер, идет урок на тему «Звери зимой»:

- Как вы думаете, изменилась ли жизнь животных с приходом зимы? Вот какой разговор удалось подслу­шать между сорокой и медведем (зай­цем и летучей мышью и т.д.).

 

Сорока и медведь

 

-  Эй, медведь, спишь, что ли?

-   Хр-р-р!.. Уснешь тут... Чего тебе, стрекотуха?

-   Да вот не пойму я, почему тебя мед­ведем зовут? Ну, заяц беляк, птица глу­харь - это понятно. А вот медведь... Ну что такое медведь?

-   Охо-хо! Бестолковая ты птица. «Мед­ведь* - значит «мед ведающий». Знаю, где мед в лесу спрятан, потому и медведь. Понятно? Вот окаянная птица, покоя от нее нету. Только сон сладкий стал сниться, будто бы в лесу дуплистое дерево растет, а в дупле соты. И никто про то не ведает, один я, медведь, ведаю. И, будто бы... Хр-р-р, хр-р-р!

 

- Почему медведь зимой спит?

 

Заяц и летучая мышь

 

-   Здравствуй, ушан - летучая мышь!

-   Здравствуй, заяц - длинные уши!

-   Как живешь-поживаешь?

-   Лучше всех живу - горя не знаю!

-   Как же это ты так ухитряешься?

-   Это проще простого. Как плохо мне, — зима пришла или дождь, ветер,— я на боко­вую. Сплю да сладкие сны смотрю. Иной год месяцев десять просплю!

-   Ну, брат, тут я тебе не товарищ! Я так не могу. Я если и сплю, так и то с открыты­ми глазами!

-    Какие еще звери впадают на зиму в спячку?

 

               Синица и белка

 

-   Ты почему, белка, из гнезда не выхо­дишь?

-   Я, птица синица, тепло берегу. На во­ле-то нынче студено. Я вход в гнездо мо­хом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос высунуть.

-   А чем же ты кормишься?

-   А у меня с лета сухие грибки припасе­ны, да орешки, да желуди. Вот в морозы-то и отсижусь!

-    Как зимует белочка? Почему она на зиму не впадает в спячку?

 

 

Хомяк и крот

-   Хр-р-хр-р-р... Хр-р-хр-р-р...

-   Пуф-пуфф... Пуф-луфф...

-   Хр-р-р... Ай, кто здесь?!

-   Пуфф... Это я, крот. А ты кто?

-   Еще спрашивает: «Кто, кто?» Хомяк я, вот кто! Что это ты, бессовестный, в мою квартиру лезешь?

-   Пуф-пуф... Да я нечаянно... Уморил­ся, с лап сбился. Червяков, понимаешь, ищу, а они от морозов глубоко попрята­лись. Роешь-роешь, ищешь-ищешь, семь верст под землей пройдешь, покуда чер­вячка заморишь...

-   А ты бы делал, как я! На зиму у меня приготовлена спаленка, рядом со спален­кой — кладовочка: поел — поспал, поспал — поел, и за семь верст ходить не надо!

-   Какие еще звери запасают корм на зиму?

 

Заяц и снегирь

 

-   Заяц белый, куда бегал?

-   На деревню.

-   -Для чего?

-  Клочок сена подобрать, зелени пощи­пать, кочерыжечку капустную в огороде найти.

-  И удачно?

-  Как бы не так! Сено в сараях, зелень под снегом, а в огороде собаки злющие!

-  А теперь ты куда?

-  Осинку глодать.

-  Да она, поди, горькая.

-  Сладкая! Вчера не поел, сегодня не ел - куда как сладкой осинка покажется!

 

- Чем питается заяц зимой?

 

Эти «разговоры» помогут детям узнать и запомнить, какие звери зимой спят, какие — запасают корм, какие — ведут активный образ жизни.

В формировании учебно-познава­тельного интереса велика также роль познавательных заданий и вопросов. Основное методическое требование к ним состоит в том, что ответ на вопрос и выполнение задания должны пока­зать, в какой мере школьник может творчески использовать имеющийся у него запас знаний, насколько свободно он владеет природоведческими факта­ми, умеет ли он думать. Например, можно предложить детям такие во­просы:

1.  Почему в еловом лесу приход весны всегда запаздывает?

2.     Ель, как известно, считают вечно­зеленым деревом. Почему с этим утверждением нельзя полностью со­гласиться? Справедлива ли загадка: зимой и летом одним цветом?

3.    Есть дерево, у которого не листья, а хвоинки, однако называется оно лиственницей. Почему?

4.      Почему лиственницу называют «добрым деревом»?

5.      Почему в народе клен называют «поющим деревом»? Какими особенно­стями отличается его древесина?

 

Перечислим     некоторые     прие­мы, которые  особенно любимы детьми.

«Перевертыш». Тема урока записы­вается словами в перевернутом виде, без изменения порядка слов в предло­жении. Детям предлагается прочитать тему правильно и рассказать, как они это сделали. Так же можно предлагать определения понятий, небольшой текст задания. Можно дать задание на дом - изложить в таком виде основные тезисы темы, чтобы на следующем уроке дети могли обменяться своими «шифровками». Этот прием хорош для повторения материала и развития зрительной перцепции.

«Лови ошибку». Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Нужно их отыскать и объ­яснить, как должно быть правильно. Обучив учеников этому приему, мож­но предлагать в качестве домашнего задания составление подобного текста для взаимопроверки на следующем уроке.

«Осколки». Учащиеся получают текст, составленный из обрывков фраз. Нужно составить из них связные предложения. Такой текст может быть представлен в виде двух столбиков: первый - начало фразы, второй - ее конец. Этот прием подходит для любо­го этапа урока и для домашнего зада­ния — составить по теме «осколки» для взаимопроверки.

«Реставрация». Учащиеся получа­ют текст или рисунок с пропусками, недостающими элементами. Необхо­димо заполнить пробелы. Прием мож­но использовать на любом этапе урока и для домашнего задания.

«Случайность». Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Это игры, в которых выбор вопроса или объекта определяет жребий. Сущест­вует много таких игр, и можно их изоб­рести еще или модифицировать под условия конкретного приема. Этот при­ем можно применять почти повсюду: выбор вопросов в контрольной работе, выбор домашнего задания, определе­ние последовательности организацион­ных форм урока и т.д. В качестве жре­бия используют кубик, волчок, мишень, билетики с номерами, названиями.

«Творчество на будущее». Ученики выполняют творческие задания по подготовке дидактических материа­лов: составляют ребусы, загадки по те­ме, «Словолов», «Осколки», кроссвор­ды по теме урока; разрабатывают игру на изучение, повторение или закреп­ление темы.

«Дай себе помочь». Этот прием очень похож на предыдущий, но на­правлен на привлечение детей к со­ставлению текстов контрольных ра­бот, проверочных диктантов, тестов. Учитель максимально использует си­туацию, в которой дети могут ему по­мочь.

«Вопрос к тексту». Перед изучени­ем текста классу дается задание: со­ставить к тексту список вопросов. Иногда целесообразно оговаривать ко­личество вопросов, их вид. В конце урока можно дать учащимся задание составить вопросы, на которые они с легкостью ответят сами, либо задание составить вопросы для закрепления учебного материала или взаимопро­верки на следующем уроке. Таким образом учитель опосредованно выяв­ляет уровень усвоения материала и получает список вопросов для прове­дения опроса на следующем уроке.

Фактологическим диктант. Дик­тант проводится по фактическому ма­териалу прошлого урока. На партах остаются только листки и ручки. Во­просы задаются быстро, и ответ требу­ется очень быстрый, из двух-трех слов.

Щадящий опрос. Учитель проводит фронтальный опрос, но ответы не вы­слушивает. Ученики отвечают друг другу в паре или группе. Затем учи­тель сам отвечает на заданный вопрос, и ученики сравнивают ответы товари­щей с ответом учителя. Такой опрос целесообразно проводить перед обоб­щением или проверочной работой, но можно и на любом уроке.

После щадящего опроса можно дать небольшую работу на оценку.

 

Все приведенные приемы прекрас­но вписываются в любую систему, ме­тодику обучения.

В основу практической работы ав­тора положена концепция развития познавательного интереса Г.И. Щуки­ной. В частности, использованы три аспекта методики познавательного интереса:

-    привлечение учащихся к целям и задачам урока;

-    возбуждение интереса к содержа­нию повторяемого и вновь изучаемого материала;

-    включение учащихся в интерес­ную для них форму работы.

Как показывает  опыт, реализа­ция описанных приемов и принципов работы приводит к следующим ре­зультатам:

-    у детей развивается умение работать с информацией;

-     формируются навыки самостоя­тельной работы с учебным материа­лом;

-     повышается активность учащих­ся, растет их интерес к предмету;

-     увеличивается число «хороши­стов».

Таким образом, можно утверждать, что интерес играет роль катализатора учебной деятельности, а по мере его закрепления превращается в относи­тельно автономно действующий внут­ренний стимул, важный фактор раз­вития учебного познания. Осознанное, планируемое создание условий для развития познавательного интереса - сегодня одно из основных средств повышения эффективности обучения на уроке.

 

 

 

 


Использование занимательного материала на уроках окружающего мира в 3 классе»

Использование занимательного материала на уроках окружающего мира в 3 классе»

Я, птица синица, тепло берегу

Я, птица синица, тепло берегу

Перечислим некоторые прие­мы, которые особенно любимы детьми

Перечислим некоторые прие­мы, которые особенно любимы детьми

Таким образом, можно утверждать, что интерес играет роль катализатора учебной деятельности, а по мере его закрепления превращается в относи­тельно автономно действующий внут­ренний стимул, важный фактор…

Таким образом, можно утверждать, что интерес играет роль катализатора учебной деятельности, а по мере его закрепления превращается в относи­тельно автономно действующий внут­ренний стимул, важный фактор…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2021