«Использование занимательного материала на уроках окружающего мира в 3 классе»
Использование занимательного материала на уроках окружающего мира помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, их внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает у детей творческое воображение, образное мышление, снимает утомление.
Вместе с тем важно, чтобы учитель не превращал занимательность в развлечение, чтобы он заранее планировал, где, как и с какой целью следует привлечь средства занимательности на уроке.
Учителя начальных классов чаше всего используют такой занимательный материал, как загадки, игры, экологические сказки, кроссворды и ребусы, информацию из Книги рекордов Гиннеса или из рубрики «Знаете ли вы?». Например, по теме «Вода в природе» можно предложить следующую любопытную информацию:
1. Самая крупная дождевая капля составила 9,4 мм в диаметре. Такой крупный дождь наблюдали в США 17 августа 1953 г.
2. Самый продолжительный дождь шел в Индии 12 месяцев - с 1 августа 1860 г. по 31 июля 1861 г.
3. Самая крупная градина весом в 1 кг была отмечена в Бангладеш 14 апреля 1986 г. Тогда от града погибло 92 человека.
Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание или разбор «подслушанных» в природе разговоров между растениями, насекомыми, птицами, зверями.
Например, идет урок на тему «Звери зимой»:
- Как вы думаете, изменилась ли жизнь животных с приходом зимы? Вот какой разговор удалось подслушать между сорокой и медведем (зайцем и летучей мышью и т.д.).
Сорока и медведь
- Эй, медведь, спишь, что ли?
- Хр-р-р!.. Уснешь тут... Чего тебе, стрекотуха?
- Да вот не пойму я, почему тебя медведем зовут? Ну, заяц беляк, птица глухарь - это понятно. А вот медведь... Ну что такое медведь?
- Охо-хо! Бестолковая ты птица. «Медведь* - значит «мед ведающий». Знаю, где мед в лесу спрятан, потому и медведь. Понятно? Вот окаянная птица, покоя от нее нету. Только сон сладкий стал сниться, будто бы в лесу дуплистое дерево растет, а в дупле соты. И никто про то не ведает, один я, медведь, ведаю. И, будто бы... Хр-р-р, хр-р-р!
- Почему медведь зимой спит?
Заяц и летучая мышь
- Здравствуй, ушан - летучая мышь!
- Здравствуй, заяц - длинные уши!
- Как живешь-поживаешь?
- Лучше всех живу - горя не знаю!
- Как же это ты так ухитряешься?
- Это проще простого. Как плохо мне, — зима пришла или дождь, ветер,— я на боковую. Сплю да сладкие сны смотрю. Иной год месяцев десять просплю!
- Ну, брат, тут я тебе не товарищ! Я так не могу. Я если и сплю, так и то с открытыми глазами!
- Какие еще звери впадают на зиму в спячку?
Синица и белка
- Ты почему, белка, из гнезда не выходишь?
- Я, птица синица, тепло берегу. На воле-то нынче студено. Я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос высунуть.
- А чем же ты кормишься?
- А у меня с лета сухие грибки припасены, да орешки, да желуди. Вот в морозы-то и отсижусь!
- Как зимует белочка? Почему она на зиму не впадает в спячку?
Хомяк и крот
- Хр-р-хр-р-р... Хр-р-хр-р-р...
- Пуф-пуфф... Пуф-луфф...
- Хр-р-р... Ай, кто здесь?!
- Пуфф... Это я, крот. А ты кто?
- Еще спрашивает: «Кто, кто?» Хомяк я, вот кто! Что это ты, бессовестный, в мою квартиру лезешь?
- Пуф-пуф... Да я нечаянно... Уморился, с лап сбился. Червяков, понимаешь, ищу, а они от морозов глубоко попрятались. Роешь-роешь, ищешь-ищешь, семь верст под землей пройдешь, покуда червячка заморишь...
- А ты бы делал, как я! На зиму у меня приготовлена спаленка, рядом со спаленкой — кладовочка: поел — поспал, поспал — поел, и за семь верст ходить не надо!
- Какие еще звери запасают корм на зиму?
Заяц и снегирь
- Заяц белый, куда бегал?
- На деревню.
- -Для чего?
- Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжечку капустную в огороде найти.
- И удачно?
- Как бы не так! Сено в сараях, зелень под снегом, а в огороде собаки злющие!
- А теперь ты куда?
- Осинку глодать.
- Да она, поди, горькая.
- Сладкая! Вчера не поел, сегодня не ел - куда как сладкой осинка покажется!
- Чем питается заяц зимой?
Эти «разговоры» помогут детям узнать и запомнить, какие звери зимой спят, какие — запасают корм, какие — ведут активный образ жизни.
В формировании учебно-познавательного интереса велика также роль познавательных заданий и вопросов. Основное методическое требование к ним состоит в том, что ответ на вопрос и выполнение задания должны показать, в какой мере школьник может творчески использовать имеющийся у него запас знаний, насколько свободно он владеет природоведческими фактами, умеет ли он думать. Например, можно предложить детям такие вопросы:
1. Почему в еловом лесу приход весны всегда запаздывает?
2. Ель, как известно, считают вечнозеленым деревом. Почему с этим утверждением нельзя полностью согласиться? Справедлива ли загадка: зимой и летом одним цветом?
3. Есть дерево, у которого не листья, а хвоинки, однако называется оно лиственницей. Почему?
4. Почему лиственницу называют «добрым деревом»?
5. Почему в народе клен называют «поющим деревом»? Какими особенностями отличается его древесина?
Перечислим некоторые приемы, которые особенно любимы детьми.
«Перевертыш». Тема урока записывается словами в перевернутом виде, без изменения порядка слов в предложении. Детям предлагается прочитать тему правильно и рассказать, как они это сделали. Так же можно предлагать определения понятий, небольшой текст задания. Можно дать задание на дом - изложить в таком виде основные тезисы темы, чтобы на следующем уроке дети могли обменяться своими «шифровками». Этот прием хорош для повторения материала и развития зрительной перцепции.
«Лови ошибку». Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Нужно их отыскать и объяснить, как должно быть правильно. Обучив учеников этому приему, можно предлагать в качестве домашнего задания составление подобного текста для взаимопроверки на следующем уроке.
«Осколки». Учащиеся получают текст, составленный из обрывков фраз. Нужно составить из них связные предложения. Такой текст может быть представлен в виде двух столбиков: первый - начало фразы, второй - ее конец. Этот прием подходит для любого этапа урока и для домашнего задания — составить по теме «осколки» для взаимопроверки.
«Реставрация». Учащиеся получают текст или рисунок с пропусками, недостающими элементами. Необходимо заполнить пробелы. Прием можно использовать на любом этапе урока и для домашнего задания.
«Случайность». Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Это игры, в которых выбор вопроса или объекта определяет жребий. Существует много таких игр, и можно их изобрести еще или модифицировать под условия конкретного приема. Этот прием можно применять почти повсюду: выбор вопросов в контрольной работе, выбор домашнего задания, определение последовательности организационных форм урока и т.д. В качестве жребия используют кубик, волчок, мишень, билетики с номерами, названиями.
«Творчество на будущее». Ученики выполняют творческие задания по подготовке дидактических материалов: составляют ребусы, загадки по теме, «Словолов», «Осколки», кроссворды по теме урока; разрабатывают игру на изучение, повторение или закрепление темы.
«Дай себе помочь». Этот прием очень похож на предыдущий, но направлен на привлечение детей к составлению текстов контрольных работ, проверочных диктантов, тестов. Учитель максимально использует ситуацию, в которой дети могут ему помочь.
«Вопрос к тексту». Перед изучением текста классу дается задание: составить к тексту список вопросов. Иногда целесообразно оговаривать количество вопросов, их вид. В конце урока можно дать учащимся задание составить вопросы, на которые они с легкостью ответят сами, либо задание составить вопросы для закрепления учебного материала или взаимопроверки на следующем уроке. Таким образом учитель опосредованно выявляет уровень усвоения материала и получает список вопросов для проведения опроса на следующем уроке.
Фактологическим диктант. Диктант проводится по фактическому материалу прошлого урока. На партах остаются только листки и ручки. Вопросы задаются быстро, и ответ требуется очень быстрый, из двух-трех слов.
Щадящий опрос. Учитель проводит фронтальный опрос, но ответы не выслушивает. Ученики отвечают друг другу в паре или группе. Затем учитель сам отвечает на заданный вопрос, и ученики сравнивают ответы товарищей с ответом учителя. Такой опрос целесообразно проводить перед обобщением или проверочной работой, но можно и на любом уроке.
После щадящего опроса можно дать небольшую работу на оценку.
Все приведенные приемы прекрасно вписываются в любую систему, методику обучения.
В основу практической работы автора положена концепция развития познавательного интереса Г.И. Щукиной. В частности, использованы три аспекта методики познавательного интереса:
- привлечение учащихся к целям и задачам урока;
- возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
- включение учащихся в интересную для них форму работы.
Как показывает опыт, реализация описанных приемов и принципов работы приводит к следующим результатам:
- у детей развивается умение работать с информацией;
- формируются навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
- повышается активность учащихся, растет их интерес к предмету;
- увеличивается число «хорошистов».
Таким образом, можно утверждать, что интерес играет роль катализатора учебной деятельности, а по мере его закрепления превращается в относительно автономно действующий внутренний стимул, важный фактор развития учебного познания. Осознанное, планируемое создание условий для развития познавательного интереса - сегодня одно из основных средств повышения эффективности обучения на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.