Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе на начальных этапах обучения
Оценка 4.6

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе на начальных этапах обучения

Оценка 4.6
docx
16.01.2023
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе на начальных этапах обучения
Использование здоровьесберегающих технологий.docx

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г.Смоленска»

 учитель  Гагарина Татьяна Викторовна

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе на начальных этапах обучения

 

Одной из задач образовательно-воспитательного процесса является обучение ребенка приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья с первых «шагов», при  поступлении в школу. Эти приемы и методы помогут ребенку и в дальнейшем позаботиться о себе и сохранить здоровье.

Для реализации этой задачи, занятия (уроки) строятся с обязательным использованием приемов здоровьесберегающих технологий.

Можно выделить несколько этапов взаимодействия педагога и обучающихся в течение дня, на которых по-разному могут быть использованы названные технологии.

1.Вхождение в рабочий день.

Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, целесообразно использовать определенный ритуал приветствия или вхождения в рабочий день.

Приветствие, которое сопровождается показом, мимическими и пантомимическими движениями (Например: «Здравствуйте, С добрым утром, друзья. День наступил прекрасный, Потому, что в нем вы и я!»).

Каждое утро первый урок начинается  с зарядки под музыку. Ко второму полугодию обучения в первом классе такую зарядку проводят сами дети по очереди.

Не менее значимы,  чем сохранение здоровья физического, является сохранение и развитие психологического здоровья, которому также важно уделять внимание на занятиях, особенно на первых этапах обучения, но и в дальнейшем. Значимым является создание ситуации успеха младших школьников, снижение тревожности, реализация личностно-ориентированного подхода, создание веры в себя у каждого ученика.

2.Создание ситуации успеха.

Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях играет важную роль, для того, чтобы дети чувствовали себя в безопасности и могли в полной мере раскрыть свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Для этого применяются приемы.

А) Создание у ребенка субъективного переживания успеха:

– снятие страха («Ничего страшного»);

– авансирование («У тебя получится»);

– внушение («Приступай же»);

– высокая оценка детали («Вот это у тебя получилось замечательно»);

– усиление мотива («Нам это нужно для...»).

Б) Создание возможности почувствовать свою интеллектуальную состоятельность:

– ошибки – это нормальное и нужное явление, вы учитесь;

– формирование веры в успех (у тебя получится, помнишь, неделю назад ты еще не мог…а теперь умеешь и т.д.);

– отметка достижений;

– концентрация внимания на уже достигнутых в прошлом успехах.

В) Организация учебного сотрудничества в изучении темы здоровья и его сохранения вместе с детьми.

В данной работе применимы  приемы активизации самостоятельности, стремления к самовыражению, формирования активного отношения к окружающему миру, и сопричастности к нему, ответственности за сохранение жизни и сохранение жизни безопасной (профилактика загрязнения окружающей среды, разрушения живого и т.д.). Участвуя в групповой работе, ребёнок делает маленькие шаги к культуре здоровья, приобретает навыки здоровьетворческой деятельности [1].

Например, на занятии «Мысли о здоровье», может быть выполнено задание:  составить своеобразную копилку пословиц, поговорок, высказываний, афоризмов о здоровье и здоровом образе жизни. Эта работа выполняется коллективно. Учащиеся с помощью родителей и учителя работают с литературными источниками. Собранный материал оформляется в виде стенда, презентации и помещается в классный уголок здоровья, либо на сайт образовательной организации.

Аналогичная работа проходит по теме «Азбука безопасного поведения». По группам дети составляют правила безопасного поведения в разных ситуациях:

– при пожаре;

– при захвате террористами;

– при движении по улицам;

– при обращении с электроприборами;

– во время природных катастроф.

Оформляем работу вместе в классе в виде коллажа.

Если в работу включаются родители, можно оформить плакаты и сделать выставку. Значимым условием здесь является участие детей в создании данных проектов (плакатов).

3. Применение физических упражнений в работе с детьми:

 

Физкульминутки под музыку(см.Приложение 1).

Гимнастика на учебных занятиях [3].

Гимнастика до учебных занятий имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при ее проведении. Это прежде всего ограниченность времени и выполнение физических упражнений в школьной форме. При этом она служит прекрасным организационным и мобилизующим фактором. Во время занятий происходит настройка всех функций и систем организма на необходимый ритм, что постепенно приводит к повышению общей работоспособности.

Комплекс физических упражнений, согласно программе должен состоять из четырех–семи общеразвивающих упражнений, которые выполняются в течение 5–6 минут.

При составлении комплекса физических упражнений необходимо учитывать, с какого именно урока начинается учебный день, с той целью, чтобы в конце дать специальные упражнения, которые способствовали бы адаптации к началу конкретного урока. Так, если первый урок связан с письменной работой, целесообразно включить упражнения для развития мышц кисти, если это чтение, то в комплекс следует включить специальные упражнения, укрепляющие аккомодационный аппарат глаз (см.Приложение 2) и т.д..

Большое внимание в режиме учебного дня обращается на проведение физкультурных минут во время уроков. Они относятся к малым формам активного отдыха и проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения. Проводит ее учитель или под его руководством физорг класса. Продолжительность ее 2–3 минуты. Комплекс упражнений физкультурных минут состоит из 3–4 несложных упражнений. Принимая во внимание, что первая естественная потребность организма при утомлении – желание потянуться, глубоко подышать, выпрямить спину, развернуть плечи, в начале делается упражнение в потягивании, выполняемое в медленном темпе, с глубоким дыханием. Затем идут наклоны или повороты туловища в сочетании с движениями рук и ног. Подбираются упражнения с необходимой амплитудой движения, включающие активную деятельность все основные мышечные группы и функциональные системы.

Следующая форма физкультурно-оздоровительных мероприятий – физические упражнения и подвижные игры на больших переменах. Задачи данного мероприятия – восполнить дефицит двигательной деятельности детей, приобщить их к общедоступным физическим упражнениям и восстановить работоспособность. Лучшая форма отдыха для младших школьников – подвижная игра. При организации игр на большой перемене большая ответственность ложится на учителя. Во время игр нужно следить за состоянием детей, давать им необходимые советы, подбадривать их, чтобы появился эмоциональный настрой. Начинать перемену следует с хорошо известной игры, чтобы не тратить на ее объяснение много времени. Игры на большой перемене должны быть предельно простыми. Максимум детской инициативы, минимум условностей, оценка не по спортивным принципам, а по активности детей – это помогает поддерживать постоянный интерес к игре. Игры должны быть на уровне малой и средней интенсивности, не вызывать значительной утомляемости детей. Примерный перечень игр, которые можно использовать на больших переменах: «Совушка», «Отгадай, чей голосок», «Зайцы в огороде», « Раздувайся пузырь», «Золотые ворота» и т.д. (см.Приложение 3).

Дыхательная гимнастика.

Пение звуков[2].

Этот метод заключается в использовании энергии полного дыхания.

Что это за энергия? Её приобретает выдох при дыхании животом – это очень важно. Делаем глубокий вдох, а на выдохе начинаем петь (звуки). Чтобы убедиться в правильности своего дыхания, кладём руки на грудь – она должна двигаться.

Автор этой методики – австрийский учёный, профессор Б. М. Лессер-Лазарко.

Звук А – снимает напряжение, стимулирует верхнюю часть легких и сенсорные центры, повышает тонус, воздействует на систему «трех обогревателей»: сердце, печень, толстый кишечник. Он снимает физическую и умственную усталость и т.д. (см.Приложение 1).

Массаж пальчиков, подготовка их к письменной работе. Следует проводить на письменных предметах. Разогревает мышцы. Развивает мелкую моторику. Хорошо проводить с хоровым проговариванием.

Аутогенные тренировки (упражнение на расслабление мышц и зажимов).

Не менее интересны формулы самовнушения, которые могут быть применены на разных этапах урока. На доске вывешиваются заранее написанные крупными буквами на большом листе бумаги предложения:

Я – способный!

Я – со всем справлюсь! И др (см.Приложение 1)

4) Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

В процессе обучения, чтению отводится довольно большое место. Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.

Например:

Сказка «Колобок». Дети легко и охотно приходят к заключению:

– Коли мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

– Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

– Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

– Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:

–Мойте руки перед едой.

– Мойте руки после туалета.

– Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться.

– После еды прополощите рот.

5)На разных уроках могут  использоваться задачи с содержанием, посвященным теме сохранения здоровья:

Окружающий мир.

– Что ты делаешь для того, чтобы твои зубы были здоровыми?

Выбери нужные ответы и обведи кружком их номера.

Никогда не чищу зубы.

Чищу зубы два раза в день – утром и вечером.

Полощу рот после еды.

Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.

Почистив вечером зубы, не ем сладости.

 

Математика. Решите задачу.

Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика? (дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)

– Можно съедать так много пирожных? Почему?

– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

5. Правильное питание.

Тема правильного питания – еще одна «точка опоры» в работе по сохранению и укреплдению здоровья детей.

Работа строится  в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Работа в этом направлении проводится как на уроках («Окружающий мир»), так и на внеклассных занятиях. Например, рассматривая на внеклассном занятии тему «Как правильно питаться», можно использовать пазлы по разным темам (дети собирают их, разделившись на группы):

1-й пазл – «Пища – строительный материал».

2-й – «Пища, которая помогает нам расти».

3-й – «Пища, которая даёт нам энергию».

4-й – «Для чего жиры нужны».

5-й – «Где скрываются белки».

6-й – объяснить смысл пословицы «Человек голодный – ни на что не годный».

Выполнив свою часть задания, дети могут выступить перед остальными, обучая их. Либо выполненные задания комментирует учитель. В результате у ребят складывается полное представление о том, как следует правильно питаться.

Таким образом, можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность обучающихся, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья, повышению качества знаний.


 

Список литературы

 

1.      Акимова Н.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // Эффективность здоровьесберегающих технологий в образовательной среде : Материалы III региональной научно-практической конференции. – Орехово-Зуево : МГОГИ, 2012. – 160 с. –С.6-8.

2.      Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения.     Теоретические аспекты / Сост. О.Н. Василенко, Н.Г. Лукьянович. – Мн.: МГУМК, 2007. – 32 с.

3.      Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. – 2004. - № 1.


 

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г

У тебя получится»); – внушение («Приступай же»); – высокая оценка детали («Вот это у тебя получилось замечательно»); – усиление мотива («Нам это нужно для

У тебя получится»); – внушение («Приступай же»); – высокая оценка детали («Вот это у тебя получилось замечательно»); – усиление мотива («Нам это нужно для

Применение физических упражнений в работе с детьми:

Применение физических упражнений в работе с детьми:

Начинать перемену следует с хорошо известной игры, чтобы не тратить на ее объяснение много времени

Начинать перемену следует с хорошо известной игры, чтобы не тратить на ее объяснение много времени

Сказка «Колобок». Дети легко и охотно приходят к заключению: –

Сказка «Колобок». Дети легко и охотно приходят к заключению: –

Работа строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком

Работа строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.