Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда
Оценка 4.7

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда

Оценка 4.7
docx
20.01.2020
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда
публикация.docx

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда

 

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.  Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В настоящее время в дошкольных учреждениях чаще всего используют следующие здоровьесберегающие технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе – оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.

Организуя работу по коррекции речи, я ставлю перед собой и оздоровительные задачи:

1.Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

2.Создавать условия, способствующие  эмоциональному благополучию каждого ребенка.

3.С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

Система логопедической оздоровительной работы в нашем ДОУ предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий, среди которых:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний:

1.Динамические паузы (физкультминутки, выполнения движений, сопровождаемых стихами, выполнение заданий в движении и т.д.);

2.Упражнения на развитие мелкой моторики (сухой бассейн, пальчиковые игры, графические диктанты, росчерки, прописи, игры с бросовым материалом, штриховка и т.д.);

3.Дыхательная гимнастика;

4.Гимнастика для глаз.

Коррекционные технологии:

1.Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.

2.Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

3.Песочная терапия – игра с песком как способ развития ребенка.

4.Аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

1.проблемно игровые методики;

2.игротерапия;

3.разные виды массажа и самомассажа.

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях:

·        Способствует повышению речевой активности;

·        Развивает речевые умения и навыки;

·        Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;

·        Активизирует познавательный интерес;

·        Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

Останавлюсь подробнее на использовании в логопедической работе нетрадиционных методах оздоровления:

-Элементы самомассажа лица и пальцев Е.Ф Архиповой и О.И.Крупенчук.

Их я применяю с целью развития подвижности артикуляционного аппарата.

Использование игрового самомассажа в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют организовать занятия как веселые эмоциональные минутки отдыха и в тоже время повысить эффективность коррекционной работы на занятиях. Дети делают себе массаж, развивают речь, мышление, тонкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своего здоровья.

- Массаж кистей рук с помощью шарика Су – Джок

Су – Джок акупунктура – последнее  достижение Восточной медицины.

Су – это кисть, Джок – стопа. Су - Джок терапию можно отнести к наилучшим методам самопомощи, самомассажа существующим в наше время. Поистине удивительные результаты дает массаж рук с помощью шарика Су – Джок, пружинок, прищепок, шестигранного карандаша, плодов грецкого ореха и других подручных предметов. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия тонкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей к школе.

-Биоэнергопластика – это содружественные движения руки и языка. Они выполняются одновременно, ритмично с целью активизации органов артикуляции, для достижения лучших результатов по постановке звуков, оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и тонкую моторику, улучшают внимание, память, мышление, речь.

- Релаксационные упражнения

Они используются для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей.

- Кинезиологические упражнения О.И.Крупенчук

Они выполняются с целью улучшения межполушарного взаимодействия, улучшения мыслительной деятельности, памяти и внимания. Эти упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.

В своей работе я применяю такие упражнения как: «Кулак ладонь – ребро», «Колечки», «Пальчики здороваются», «Зеркальное рисование» и другие.

Перечисленные выше здоровьесберегающие методы и приемы я использую в разных частях логопедических занятий, как групповых, так и подгрупповых и индивидуальных.

Логопедами нашего учреждения совместно с старшим воспитателем разработан перспективный план по использованию здоровьесберегающих методов, приемов и технологий на год в соответствии с лексическими темами, подобран и систематизирован материал по использованию здоровьесберегающих технологий: картотека пальчиковой гимнастики, комплексы дыхательных гимнастик, подборка кинезиологических упражнений, тематических физкультминуток, игр на развитие речевого дыхания. Применение в моей работе здоровье сберегающих технологий помогает организовать образовательный процесс с учетом интересов ребенка, поддержать его активность, самостоятельность, инициативность. Организм ребенка нуждается в том, чтобы его охраняли, оберегали, содержали в порядке и постоянно подпитывали. Для этого и нужны здоровьесберегающие технологии.

Применяемые мной упражнения способствуют пробуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию темпо – ритмической, интонационной и слоговой структуры речи, внимания, памяти, усидчивости, обогащению словарного запаса, формированию связной речи, помогают сделать речь яркой и эмоциональной, повышают настроение детей, способствуют эмоциональной разрядке. Я стараюсь сделать так, чтобы ребенок сам захотел заниматься и получал от этого удовольствие, тогда процесс развития не нанесет ущерб его здоровью.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей и родителей.

Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к речевым дефектам детей неоднозначно: одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков, другие считают, что все «само исправится к школе». Необходимо подчеркнуть мысль о том, что именно раннее выявление речевой патологии и оказание детям своевременной помощи поможет предупредить затруднения при обучении в школе.

Я рассказываю родителям об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращая внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения.

Раскрывая задачи и содержание логопедических занятий, я знакомлю (выборочно) с приемами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку. Особо отмечаю роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий:

а) единство требований к ребенку;

б) контроль за выполнением упражнений;

в) помощь в выполнении логопедических домашних заданий;

г) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, праздники, родительские собрания).

Таким образом, я создаю установку для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.

На протяжении учебного года мною систематически проводятся индивидуальные консультации для родителей. Я показываю приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, подчеркиваю его трудности и успехи, подсказываю, на что необходимо обратить внимание дома. Также я организую и групповые консультации для родителей, знакомлю с применяемыми мною здоровьесберегающими технологиями, активизирую их на применение их дома, занимаясь с ребенком. Так, например,  для родителей были организованы консультации:

1. «Речевые игры с детьми дома»

2. «Развиваем дыхание»

2. «Волшебный шарик Су – Джок»

3. «Растим ребенка здоровым»

4. «Упражнения для здоровья»

На родительских стендах я также предоставляю родителям информацию о том, как можно оздоравливать ребенка дома. Примеры стендовых материалов:

1. «Минутка здоровья»

2. «Стимуляция мышления при задержке психоречевого развития»

3 «Релаксационные упражнения»

4. «Пальчиковые игры»

5. «Учим детей « росчерку»

Также я привлекаю родителей к изготовлению необходимых пособий для организации развивающей среды: родителями были приобретены массажные шарики, изготовлены пособия для развития дыхания, совместно с детьми изготовлены книжки – малышки, пропагандирующие здоровый образ жизни, а также неоценимым является участие родителей в совместных мероприятиях.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, должен находить каждодневную поддержку дома, и тогда полученная информация с применением здоровьесберегающих и инновационных технологий даст хороший результат. И хочется закончить свое выступление словами В. А. Сухомлинского: «

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому необходимо создать в детском саду, в семье, в социальном окружении такую среду, где бы ребенок мог комфортно, в своем биологическом ритме без насилия над личностью, познавать, исследовать, экспериментировать, наблюдать, осваивать накопленные человечеством знания.»

                                                                   

 

 

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020