"Использование активных методов обучения в начальных классах"
Оценка 4.7

"Использование активных методов обучения в начальных классах"

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
Междисциплинарный 5
1 кл—4 кл
24.03.2017
"Использование активных методов обучения в начальных классах"
Я работаю по теме самообразования «Использование активных методов обучения в развитие мыслительной деятельности учащихся» Что же такое Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, групповой форме организации их работы. В своём классе использую очень много методов на организационный момент и психологический настрой, а также на релаксацию в конце урока, что мотивирует учащихся на позитивный настрой на уроке. В своей статье я рассказала только некоторые из активных методов обучения.
Использование активных методов обучения.docx

 

 «Использование активных методов обучения в развитие мыслительной деятельности учащихся»

Хотелось бы начать с таких слов:

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда».

(восточная мудрость)

         Эта мудрость говорит о преимуществе активных форм обучения.

 

         Что же такое  Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом  и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, групповой форме организации их работы.

           В своём классе использую очень много методов на организационный момент и психологический настрой, а также на релаксацию в конце урока, что мотивирует учащихся на позитивный настрой на уроке.

          Но АМО используют не только для организации и релаксации на уроке, но ещё на усвоение учебного материала.

          Следующий этап урока, это сообщение темы и цель урока. Использую один из  методов «Что сначала, что потом…» Цель этого метода, формировать умение планировать учебную деятельность. Например, на уроке русского языка я вразброс на слайде пишу названия этапов урока: Чистописание, словарная работа, актуализация знаний, открытие новых знаний, закрепление, итог урока, рефлексия. Дети расставляют правильно, и потом по этому плану мы работали весь урок. 

          На актуализации знаний использую метод «Экспресс – опрос», когда двое детей выходят и один из них задаёт вопросы: Что такое местоимение? На какие вопросы отвечает? и т.д., а другой ребёнок отвечает

          Все мы знаем метод «Кластер»- что означает пучок, созвездие, он может быть использован на разных этапах урока. Цель этого метода – подготовить учащихся к восприятию какой – либо информации, развивать мыслительную деятельность. Например, тема: буква Вв, звуки  [в] [в`] Если это новая тема, тогда дети пишут только то, что они знают об этой букве (согласная, она имеет твёрдый и мягкий звуки), потом в процессе урока мы дополняем, что она парная, что твёрдый звук – синим цветом, мягкий звук –зелёным цветом. Также, что звуки [в] [в`] звонкие, а их пара- звуки [ф] [ф`] – глухие. Таким образом, дети не только знакомятся с новой темой, но и закрепляют её.

     В 4 классе на уроке русского языка, например, на середине записывают имя прилагательное и расписывают его: часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какие? какая? какое? какой? и т.д.

 

          На актуализации знаний использую метод «Экспресс – опрос», когда двое детей выходят и один из них задаёт вопросы: Что такое местоимение? На какие вопросы отвечает? и т.д., а другой ребёнок отвечает.

Во время объяснения новой темы использую метод «Автобусная остановка», эта работа в группах, где цель научиться обсуждать и анализировать заданную тему урока. Например, по математике - группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем примерами, уравнениями, задачами. Учитель ставит задачу группам – решить эти задания. В течение 5 минут в группах обсуждаются и записываются решения. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Например: 17*(10+3)

1 группа – 17*(10+3)= 17*10 + 17*3

2 группа – записывают ответ 170 + 51= 221

3 группа – записывают распределительное свойство и т.д.

На уроках литературного чтения использую метод «Синквейн», когда дети, например, по теме «Мороз – воевода», составляли со словом 

МОРОЗ –

 2 прилагательных – сильный, трескучий.

 3 глагола – трещит, щипает, морозит.

 Одну фразу, пословицу или предложение: Ночью был сильный мороз.

Синоним - холод    

Также используют синквейн для составления характеристики герою.

  Илья Муромец.

Могучий, храбрый.

Ехал, сражался, победил.

Всем людям радость дарил.

Герой!

Очень любят дети составлять Буриме на уроках литературного чтения.

Буриме (фр. bouts-rimés — «рифмованные концы») — литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему. 

...праздник, народ, веселье.
Скоро праздник - Новый год!

Веселится весь народ!

       Следующий метод «Магазин» - актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала. Например, на уроке естествознания «Дикие и домашние животные» дети делятся на 2 группы. На доске вывешены картинки с  домашними и дикими животными. 1 ряд выбирают диких животных, 2 ряд – домашних животных.

- Я покупаю это животное, потому что оно домашнее, например, собака – домашнее животное, она лает и рычит, бывает разной окраски, у неё четыре лапы, хвост, быстро бегает, верный и преданный друг. Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог (чей ряд купил больше картинок).

      Также использую метод «Ульи» - работа в группах. Даю каждой группе задание и они выполняют.

       Использую приём «Кубик Блума» - например, тема «Что такое погода» - кубик, на котором написаны 6 заданий, которые должны выполнить.

Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);

Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);

Предложи ассоциацию (ученик должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);

Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);

Используй (дети показывают, как можно применить предмет);

Дай оценку (дети перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).

Например:

Мелкий, жидкий, мокрый, тёплый, ледяной.

В отличие от снега, дождь идёт весной, осенью, летом, а зимой очень редко.

Грусть.

Дождь — это вода, которая накапливается в верхних слоях атмосферы.

Можно собирать её для полива комнатных растений.

Увлажняет почву, питает растения, но можно намочить ноги и заболеть.

        Использую метод «Творческая мастерская» на уроках обучения грамоте, естествознанию и познанию мира, когда даётся задание нарисовать обложку или составить продолжение рассказа, сказки, составления газеты- детям задала на дом подготовить реферат и фотографии о батырах Казахстана и они составляли газету.

       Следующий приём «Горячий стул» - когда дети рассказывают правила или тему урока по естествознанию и познанию мира.

      На закреплении темы использую метод «Ромашка» - они отрывают по одному лепестку и отвечают на вопросы:

Урок естествознания:

1. Назовите части тела человека?

2. Какую функцию выполняют руки?

3. Какую функцию выполняют ноги?

4. Из каких частей  состоят верхние конечности?

5. Из каких частей состоят нижние конечности?

6. Кто такие паралимпийцы?

Таким образом дети закрепляют тему урока.

 

      Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы – «Физминутки».

            Уроки с использованием активных форм и методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей.

 

Результативность. 

Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

Практика показала высокую эффективность внедрения активных методов обучения в учебно-воспитательный процесс, т.к эти методы стимулируют внутреннюю познавательную мотивацию.

 

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Использование активных методов обучения в развитие мыслительной деятельности учащихся»

Использование активных методов обучения в развитие мыслительной деятельности учащихся»

На актуализации знаний использую метод «Экспресс – опрос», когда двое детей выходят и один из них задаёт вопросы:

На актуализации знаний использую метод «Экспресс – опрос», когда двое детей выходят и один из них задаёт вопросы:

Следующий метод «Магазин» - актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала

Следующий метод «Магазин» - актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала

Кто такие паралимпийцы? Таким образом дети закрепляют тему урока

Кто такие паралимпийцы? Таким образом дети закрепляют тему урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017