Межпредметные связи- важное средство достижения прикладной направленности обучения математике в СПО

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 23.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Обучение математике в учреждениях системы среднего профессионального образования (СПО), в отличие от общеобразовательной школы, имеет чёткую ориентацию на подготовку специалистов для конкретных профессиональных областей. В связи с этим первостепенной задачей курса математики является формирование у студентов положительной мотивации к изучению предмета и убеждённости в необходимости овладения базовыми математическими компетенциями. Математика как общеобразовательная дисциплина служит фундаментом для освоения специальных дисциплин. Качественное и глубокое понимание физических, химических, экономических и иных процессов невозможно без прочной математической базы. Развитие мотивации к изучению математики требует демонстрации студенту практической значимости изучаемого материала и необходимости математических знаний для освоения профессиональных модулей.
Иконка файла материала СТАТЬЯ 2.docx

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

Республики Саха (Якутия)

«Алданский политехнический техникум»

 

 

 

 

 

    

 

    

 

 

 

Доклад на тему: «Межпредметные связи- важное средство достижения прикладной направленности обучения математике в СПО.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Лопасова О.И.

 преподаватель математики

 

 

 

 

                                                            г. Алдан, 2025 г.

Введение

Обучение математике в учреждениях системы среднего профессионального образования (СПО), в отличие от общеобразовательной школы, имеет чёткую ориентацию на подготовку специалистов для конкретных профессиональных областей. В связи с этим первостепенной задачей курса математики является формирование у студентов положительной мотивации к изучению предмета и убеждённости в необходимости овладения базовыми математическими компетенциями.

Математика как общеобразовательная дисциплина служит фундаментом для освоения специальных дисциплин. Качественное и глубокое понимание физических, химических, экономических и иных процессов невозможно без прочной математической базы. Развитие мотивации к изучению математики требует демонстрации студенту практической значимости изучаемого материала и необходимости математических знаний для освоения профессиональных модулей.

Цель работы: выявить особенности преподавания математики по различным специальностям СПО для формирования профессиональной направленности обучения.

Задача: рассмотреть специфику преподавания математики в СПО в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования с учётом профессиональной направленности ФГОС СПО.

Специфика преподавания математики в условиях ФГОС СПО

В процессе педагогической деятельности преподаватель сталкивается, прежде всего, с низкой мотивацией студентов, которые, поступив в СПО, не всегда готовы к практической деятельности и приобретению специальности. Изучение теоретических основ, в том числе математики, часто вызывает у них затруднения.

Следовательно, профессионализм преподавателя в условиях обновлённых ФГОС СПО заключается в умении продемонстрировать студентам практическую необходимость прочных теоретических знаний по математике, востребованных в их будущей профессии.

Таким образом, проблема мотивации и обеспечения качественно новой модели подготовки будущих специалистов на основе практико-ориентированного подхода к преподаванию общеобразовательных предметов пронизывает весь учебный процесс.

Практико-ориентированный подход к преподаванию математики способствует:

·         Развитию готовности к труду и активной деятельности технологической и социальной направленности.

·         Формированию осознания ценности профессионального мастерства и трудолюбия.

Преподавание математики заключается не только в передаче студентам определённых программой знаний и формировании у них умений и навыков, но и в развитии способности учиться, а также интереса к познанию. Для этого необходимо выстраивать учебный процесс, обеспечивающий благоприятные условия для всех обучающихся.

Роль межпредметных связей в достижении прикладной направленности

Ключевым инструментом реализации практико-ориентированного подхода являются межпредметные связи. Их осуществление требует системной работы, включающей сетевое и тематическое планирование, а также координацию дисциплин и взаимодействие с производственным обучением.

Для эффективной организации этого процесса в календарно-тематическом планировании целесообразно ввести специальный раздел, посвящённый межпредметным связям. При изучении каждой темы по математике необходимо указывать, в каких технических дисциплинах и профессиональных задачах она будет применяться.

Использование межпредметных связей требует значительных временных затрат на подготовку, включая разработку планов и программ занятий. Важнейшим аспектом является также тесное взаимодействие преподавателей математики, специальных дисциплин и мастеров производственного обучения.

Примеры реализации межпредметных связей

1.    Тема: «Логарифмическая функция»

o    Электротехника: расчёты напряжений, токов и сопротивлений в электрических цепях; анализ логарифмических амплитудно-частотных характеристик.

o    Теория информации: определение количества информации в сообщении.

o    Акустика: измерение уровня громкости звука в децибелах.

o    Химия: расчёт pH для определения кислотно-щелочного баланса.

o    Общий принцип: логарифмическая шкала позволяет визуализировать данные с огромным диапазоном значений, упрощая сложные расчёты и повышая точность измерений.

2.    Тема: «Координаты и векторы»

o    Физика и механика: описание движения объектов, определение сил, действующих на тело, расчёты, связанные с распределением энергии и массы.

o    Компьютерная графика и анимация: описание и моделирование движения объектов на экране, создание реалистичных изображений.

o    Фундаментальное значение: понятие вектора является краеугольным для описания любых объектов, характеризующихся величиной и направлением (сила, скорость, ускорение).

3.    Тема: «Математический анализ»

o    Область применения: совокупность разделов математики, изучающих функции с использованием производных, пределов и интегралов.

o    Профессиональная значимость: методы математического анализа необходимы специалистам, работающим со сложными вычислениями: физикам, программистам, финансовым аналитикам, аналитикам данных.

o    Базовый аппарат: математический анализ предоставляет универсальный язык для аналитики функций, без которого невозможно достичь высоких результатов в технических и исследовательских профессиях.

Заключение

Для реализации поставленных задач и достижения основной цели — подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных и творчески мыслящих специалистов — преподавателю математики необходимо иметь ясное представление о специальности в целом и о содержании специальных дисциплин. Требуется понимать, какой математический аппарат используется при освоении профессии, и интегрировать эти знания в преподавание, интерпретируя основные математические понятия через призму будущей специальности. Это служит основой для создания проблемных учебных ситуаций, способствующих формированию и развитию у студентов осознанной потребности в знаниях по математике.

Для достижения этой цели, во-первых, необходима чёткая постановка перед студентами цели каждого занятия и практической значимости изучаемого материала. Наиболее эффективным является метод проблемного обучения, который позволяет студентам самостоятельно выявлять проблему при рассмотрении практической задачи, формулировать цели и задачи урока, а также формировать представление о применении полученных решений в будущей профессиональной деятельности.

Задачи для контрольных и практических работ также должны подбираться с учётом их практико-ориентированной направленности. Уверена, что задачи, сформулированные таким образом, надолго останутся в памяти студентов и будут востребованы в их профессиональной деятельности.