Государственное
автономное профессиональное
образовательное учреждение
Республики Саха (Якутия)
«Алданский политехнический техникум»
|
|
|
Доклад на тему: «Межпредметные связи- важное средство достижения прикладной направленности обучения математике в СПО.»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лопасова О.И. преподаватель математики |
г. Алдан, 2025 г.
Введение
Обучение математике в учреждениях системы среднего профессионального образования (СПО), в отличие от общеобразовательной школы, имеет чёткую ориентацию на подготовку специалистов для конкретных профессиональных областей. В связи с этим первостепенной задачей курса математики является формирование у студентов положительной мотивации к изучению предмета и убеждённости в необходимости овладения базовыми математическими компетенциями.
Математика как общеобразовательная дисциплина служит фундаментом для освоения специальных дисциплин. Качественное и глубокое понимание физических, химических, экономических и иных процессов невозможно без прочной математической базы. Развитие мотивации к изучению математики требует демонстрации студенту практической значимости изучаемого материала и необходимости математических знаний для освоения профессиональных модулей.
Цель работы: выявить особенности преподавания математики по различным специальностям СПО для формирования профессиональной направленности обучения.
Задача: рассмотреть специфику преподавания математики в СПО в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования с учётом профессиональной направленности ФГОС СПО.
Специфика преподавания математики в условиях ФГОС СПО
В процессе педагогической деятельности преподаватель сталкивается, прежде всего, с низкой мотивацией студентов, которые, поступив в СПО, не всегда готовы к практической деятельности и приобретению специальности. Изучение теоретических основ, в том числе математики, часто вызывает у них затруднения.
Следовательно, профессионализм преподавателя в условиях обновлённых ФГОС СПО заключается в умении продемонстрировать студентам практическую необходимость прочных теоретических знаний по математике, востребованных в их будущей профессии.
Таким образом, проблема мотивации и обеспечения качественно новой модели подготовки будущих специалистов на основе практико-ориентированного подхода к преподаванию общеобразовательных предметов пронизывает весь учебный процесс.
Практико-ориентированный подход к преподаванию математики способствует:
· Развитию готовности к труду и активной деятельности технологической и социальной направленности.
· Формированию осознания ценности профессионального мастерства и трудолюбия.
Преподавание математики заключается не только в передаче студентам определённых программой знаний и формировании у них умений и навыков, но и в развитии способности учиться, а также интереса к познанию. Для этого необходимо выстраивать учебный процесс, обеспечивающий благоприятные условия для всех обучающихся.
Роль межпредметных связей в достижении прикладной направленности
Ключевым инструментом реализации практико-ориентированного подхода являются межпредметные связи. Их осуществление требует системной работы, включающей сетевое и тематическое планирование, а также координацию дисциплин и взаимодействие с производственным обучением.
Для эффективной организации этого процесса в календарно-тематическом планировании целесообразно ввести специальный раздел, посвящённый межпредметным связям. При изучении каждой темы по математике необходимо указывать, в каких технических дисциплинах и профессиональных задачах она будет применяться.
Использование межпредметных связей требует значительных временных затрат на подготовку, включая разработку планов и программ занятий. Важнейшим аспектом является также тесное взаимодействие преподавателей математики, специальных дисциплин и мастеров производственного обучения.
Примеры реализации межпредметных связей
1. Тема: «Логарифмическая функция»
o Электротехника: расчёты напряжений, токов и сопротивлений в электрических цепях; анализ логарифмических амплитудно-частотных характеристик.
o Теория информации: определение количества информации в сообщении.
o Акустика: измерение уровня громкости звука в децибелах.
o Химия: расчёт pH для определения кислотно-щелочного баланса.
o Общий принцип: логарифмическая шкала позволяет визуализировать данные с огромным диапазоном значений, упрощая сложные расчёты и повышая точность измерений.
2. Тема: «Координаты и векторы»
o Физика и механика: описание движения объектов, определение сил, действующих на тело, расчёты, связанные с распределением энергии и массы.
o Компьютерная графика и анимация: описание и моделирование движения объектов на экране, создание реалистичных изображений.
o Фундаментальное значение: понятие вектора является краеугольным для описания любых объектов, характеризующихся величиной и направлением (сила, скорость, ускорение).
3. Тема: «Математический анализ»
o Область применения: совокупность разделов математики, изучающих функции с использованием производных, пределов и интегралов.
o Профессиональная значимость: методы математического анализа необходимы специалистам, работающим со сложными вычислениями: физикам, программистам, финансовым аналитикам, аналитикам данных.
o Базовый аппарат: математический анализ предоставляет универсальный язык для аналитики функций, без которого невозможно достичь высоких результатов в технических и исследовательских профессиях.
Заключение
Для реализации поставленных задач и достижения основной цели — подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных и творчески мыслящих специалистов — преподавателю математики необходимо иметь ясное представление о специальности в целом и о содержании специальных дисциплин. Требуется понимать, какой математический аппарат используется при освоении профессии, и интегрировать эти знания в преподавание, интерпретируя основные математические понятия через призму будущей специальности. Это служит основой для создания проблемных учебных ситуаций, способствующих формированию и развитию у студентов осознанной потребности в знаниях по математике.
Для достижения этой цели, во-первых, необходима чёткая постановка перед студентами цели каждого занятия и практической значимости изучаемого материала. Наиболее эффективным является метод проблемного обучения, который позволяет студентам самостоятельно выявлять проблему при рассмотрении практической задачи, формулировать цели и задачи урока, а также формировать представление о применении полученных решений в будущей профессиональной деятельности.
Задачи для контрольных и практических работ также должны подбираться с учётом их практико-ориентированной направленности. Уверена, что задачи, сформулированные таким образом, надолго останутся в памяти студентов и будут востребованы в их профессиональной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.