Учитывая преемственность в работе специалистов ДОУ, считаем целесообразным использование биоэнергопластики в работе музыкального руководителя на занятиях с детьми любых возрастных групп.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Уже давно отмечена взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующая роль тренировки тонких движений пальцев.
Использование биоэнергопластики на музыкальных занятиях.
Учитывая преемственность в работе специалистов ДОУ,
считаем целесообразным использование биоэнергопластики в
работе музыкального руководителя на занятиях с детьми любых
возрастных групп.
Биоэнергопластика – это соединение движений
артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Уже
давно отмечена взаимозависимость речевой и моторной
деятельности, стимулирующая роль тренировки тонких
движений пальцев.
В биоэнергопластике даются хорошо знакомые, сначала
отработанные с учителемлогопедом упражнения. В
дальнейшем и другие педагоги могут самостоятельно подбирать
движения руки под любое артикуляционное упражнение,
составлять комплексы этих упражнений (как минимум пять
упражнений) и использовать их на разных занятиях. Для
ритмичного выполнения упражнений используется счет, музыка,
стихотворные строки. При этом двумя руками педагог
продолжает давать образец движения. Желательно проводитьподобные занятия совместно с учителемлогопедом с целью
более тщательного контроля над правильностью выполнения
упражнений.
Предлагаем вашему вниманию конспект музыкально
коррекционного досуга на тему «Фея Музыки в гостях у ребят»,
включающего упражнения артикуляционной гимнастики с
содружественными движениями кистей рук
(биоэнергопластики).
Тема: «Фея Музыки в гостях у ребят»
Цель: Закрепление основ музыкальной грамоты
Задачи:
Закрепить значение терминов «ноты», «нотный стан»,
«мажор», «минор».
Развивать артикуляционную и мелкую моторику,
содружественные движения рук и языка.
Работать над темпоритмической стороной речи.
Способствовать развитию танцевального творчества и
воображения.
Материал:Нотный стан, ноты, письмо, шарфики
В роли Феи Музыки – учительлогопед.
Ход музыкального досуга:
Дети входят в музыкальный зал и встают около стульев.
Муз. рук.: Дорогие ребята!
Посмотрите, сколько гостей пришло к нам в
музыкальный зал.
Давайте поздороваемся помузыкальному.
Исполняется приветствиераспевание (по выбору муз.рук.).
Муз. рук.: К нам в детский сад пришло письмо от Феи Музыки.
Интересно, что же она нам пишет, давайте
прочитаем:
«Дорогие ребята!
Я знаю, что вы очень любите музыку и музыкальные
занятия.
Я тоже очень люблю музыку, да и без вас я очень
скучаю.
Давайте вместе вспомним всё о музыке!
Ждите меня в гости. До скорой встречи! Ваша Фея
Музыки».
Муз. рук.(с детьми): Если ктото одинок, грусть когото
гложет,
Пусть Фея Музыки придет, и всем она
поможет.Под музыку, танцуя, появляется Фея Музыки («Вальс» муз.
Л.Делиба).
Фея: Здравствуйте, дорогие ребята!
Здравствуйте, дорогие гости!
Вы получили мое письмо?
Меня зовут Фея Музыки. Я очень рада оказаться у вас в
гостях и мне
нравится быть там, где меня ждут и любят. Ведь музыка
находится с
человеком с самого его рождения и всю жизнь
сопровождает его.
Интересно, а как записывается музыка, давайте отгадаем
загадку:
Семь подружек – семь чудесниц,
Сложишь вместе – будет песня. (Ноты)
Ребята, а где живут нотки, отгадайте:
Семь ступенек – лесенка,
На ступеньках – песенка. (Нотный стан)
Правильно, это нотный стан или нотоносец.
Семь всего лишь нот на свете,
Ты запомни ноты эти!
Долго в памяти носи:
Вместе: До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Фея: Давайте расскажем о нотах:Есть у каждой ноты дом.
Где живешь ты, нота «До»?
До: Здесь на маленькой скамейке,
На добавочной линейке.
Фея: Нота «Ре», где ты живёшь?
Где ты песенки поёшь?
Ре: Внизу, под первою линейкой,
Я прячу песенку свою,
А если надо, я пою.
Фея: «Смотри, запомни и пойми»,
Пропела тихо нота «Ми».
Ми: Мне высоко не надо лезть,
Мне хорошо на первой здесь.
Фея: Между первой и второй
«Фа» глядит в окошко.
Фа: Между первой и второй
Тесно мне немножко.
Фея: На второй линейке «соль»
С нотой «Фа» встречается.
Соль: Если скажешь «Фа» и «Соль»
Слово получается.Фея: Спросила громко нота «Ля»:
Ля: А вы заметили меня?
Фея: На линейке третьей «Си»,
На самой серединке.
Си: Пою всегда я и везде
Звонко, без запинки.
Фея: Молодцы! Все нотки расставили правильно. А вы знаете
песенку про нотки?
Исполняется распевка «Весёлые нотки» (по выбору муз.рук.)
Фея: Однажды я познакомилась с клоунами – Мажором и
Минором.
Клоун Мажор всегда веселый, никогда не унывает.
А вот клоун Минор частенько расстраивается по
пустякам и плачет.
Ах, простите (смотрит на часы), я так увлеклась, что
совсем забыла, что
мои добрые знакомые Мажор и Минор с минуты на
минуту должны
появиться в музыкальном зале. Скорее рассаживайтесь по
местам,
будем встречать гостей!
Появляются клоуны (Мажор тянет за руку Минора).(под муз. М.Зацепина из к/ф «Кавказская пленница»)
Клоуны: Здравствуйте! Где мы очутились?
Фея: В детском саду. Мы как раз с ребятами говорили о музыке.
Мажор (весело): Ну вот и прекрасно!
А у тебя, Минор, такое кислое выражение!
Взбодрись!
Минор (недовольно): Не хочу! Сколько не бодрись, все равно
всё останется
постарому.
Мажор (весело): Глупости! Мажорные мелодии звучат лучше!
Фея: Прошу вас больше не ссориться. К счастью вы оба правы,
так как
оба важны в музыке, и мы сейчас вам это докажем.
Ребята, что помогает нам четко и правильно произносить
слова в
песнях? (Губы, язык, зубы)
Давайте исполним танец язычка, а помогать нам будут
наши
ручки. А ты, дорогой Минор, посмотри, как можно это
делать под
веселую музыку!
Выполняются упражнения артикуляционной гимнастики с
содружественными движениями кистей рук (под минусовку
песни «Барбарики», муз. Т.Залужной)
Фея: А теперь поиграем в игру «Оркестр». Ребята, разделитесь
на 3 группы.Проводится игра «Оркестр»
(на развитие темпоритмической стороны речи)
Фея: Первая группа ребят будет играть на балалайках (руками
изображают игру на балалайке) «трямтрямтрям», вторая
группа – на дудочках (руками изображают игру на дудочке)
«трутуту, трутуту», третья группа – на барабанах (руками
изображают игру на барабане) «бамбамбамбам». Каждая
группа детей будет по очереди играть на своих музыкальных
инструментах по моей инструкции и постепенно будем
стараться это делать как можно быстрее.
Муз. рук: Посмотри, дорогой Мажор, как мы научим танцевать
наши
шарфики, которые оживут в наших руках, как
только зазвучит
плавная, нежная музыка.
Исполняется «Танцевальная импровизация» («Звезды в твоих
очах» муз. П. Мориа).
Фея: Я думаю, что клоуны Мажор и Минор больше никогда не
будут
ссориться.
Мажор: Музыка помирила нас навсегда.
Минор: Потому что в ней половинки грусти и радости слились в
одно целое.
Вместе: До свидания! (уходят под муз. М.Зацепина из к/ф
«Кавказская пленница»)
Муз. рук: Где же можно услышать музыку?Давайте посмотрим на экран.
Презентация фотофильма «Я хочу услышать музыку…»: на
каждую стихотворную строчку изображение слайда с
соответствующей картинкой («Музыка» муз. Г.Струве, сл.
И.Исаковой).
Фея: Что же такое музыка? (Ответы детей: шум дождя,
шуршание листьев, пение птиц…) Молодцы! Значит, музыка
окружает нас повсюду, только нужно быть внимательными,
чтобы суметь услышать ее. Чего я вам и желаю, и тогда музыка
никогда не покинет вас.
Муз. Рук.: Давайте попрощаемся с Феей Музыки и с нашими
гостями
помузыкальному (исполняется прощание
распевание по выбору
муз.рук.).
Под музыку, танцуя, уходит Фея Музыки («Вальс» муз.
Л.Делиба).
Выход детей из зала.
Список используемой литературы:
1 Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. – Ярославль,
2006.2 Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая
и логопедическая ритмика в ДОУ. – М.: Айрисспресс, 2005.
3 Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль, 1999.
4 Овчинникова Т.С. Логопедические распевки. – СПб.: КАРО,
2006.
5 Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи
дошкольников. – М.: АСТ, 1999.
6 Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. –
М.: Сфера, 2001.
7 М. И. Родина и А. И. Буренина «Кукляндия» Санкт –
Петербург, 2008.