«Использование эффективных технологий на уроках в начальных классах »
Подготовила
Вагабова М.М.
Урок- первая искорка, зажигающая факел любознательности.
В.А. Сухомлинский
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:
перегрузка однообразным учебным материалом;
несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
ограниченные возможности для творческого самоуправления. (Слайд 3)
Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова. Эта задача посильная и для нашей школы.
Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.
Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности. (Слайд 4)
Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС невозможно без условий реализации основной образовательной программы, особое место в которых занимает учебно-методическое и информационное обеспечение. (Слайд 5 - 6)
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:
помогает снять чувство усталости;
раскрывает способности детей, их индивидуальность;
усиливает непроизвольное запоминание. (Слайд 7)
Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий.
(Слайд 8-9)
Работа с тренажерами
На уроках математики и русского языка учителя начальных классов часто используют работу с тренажерами. (Слайд 10)
Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока:
во время устного счета (на уроках математики);
при закреплении нового материала;
при поведении самостоятельной, проверочной работы;
при игровых моментах соревновательного характера и т.д.
Учащимся раздаются персональные тетради (тренажеры), через некоторое время (3-5 минут) учитель собирает тетради с ответами, а после урока подсчитывает и фиксирует количество верных ответов в специальной “ Таблице успехов”.
Ребятам очень нравится работать в тетрадях-тренажерах и после нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.
Развитие универсальных учебных навыков
(Слайд 11)
Сформированность учебно-интеллектуальных ОУУН можно оценить в ходе выполнения специальных заданий с предметным содержанием. Задания даются после изучения какой-то конкретной темы, после контрольной работы, т. е. после того как ученики усвоят содержание темы, т. к. требуется измерить уровень мыслительных навыков. Можно предложить детям самим оценить уровень овладения ОУУН, для этого провести анкетирование. Уровень учебно-организационных, учебно-коммуникативных ОУУН можно определить методом наблюдений, оценивая в балльной системе.
Проблемно-диалогическая технология
(Слайд 12)
Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.
Групповая работа
(Слайд 13)
В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":
полное внимание к однокласснику;
серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").
Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".
Демонстрационно-тренировочный прием
(Слайд 14)
Предполагает поэтапное подведение учащихся к орфографическому правилу, выполнение орфографических разборов с опорой на это правило.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
Высказывание академика А.П. Семенова “Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы” (Слайд 15), должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. (Слайд 16)
Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:
переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному;
активизиция познавательной сферы обучающихся;
повышение положительной мотивации обучения;
использование как средства самообразования;
повышение уровня знаний;
осуществление проектной деятельности младших школьников.
Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. (Слайд 17-18) Проектная деятельность эффективно используется, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения. Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей. На этапе, когда учащиеся начинают работать над исследовательскими проектами, очень важен адекватный выбор темы. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.
Работа над проектной деятельностью – это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности, свободы и ответственности.
Обучение в школе это очень тяжелый труд, и если не учитывать индивидуальные особенности ребенка, то можно надолго отбить охоту учиться в школе.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии. “Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни” (Е.И.Рерих). Апробировав образовательные технологии, учитель сам не захочет работать по – старому, а его уроки превратятся в творческое общение с учениками и учеников между собой.
Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: “Не навреди!” Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Одной из отличительных особенностей ФГОС является новый подход к системе оценивания, который предполагает переход на критериальную, содержательную оценку (Слайд 19). Для этого наши учителя используют шкалы для самооценки, таблицы, карточки со знаками “+” и “-”. Учитель может предложить детям оценить свою работу, работу другого ребенка или группы детей по определенным критериям.
Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Ко времени окончания начальной школы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования младший школьник сможет быть прежде всего социально компетентен.Подготовила
Вагабова М.М.
Урок- первая искорка, зажигающая факел любознательности.
В.А. Сухомлинский
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:
перегрузка однообразным учебным материалом;
несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
ограниченные возможности для творческого самоуправления. (Слайд 3)
Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова. Эта задача посильная и для нашей школы.
Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.
Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности. (Слайд 4)
Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС невозможно без условий реализации основной образовательной программы, особое место в которых занимает учебно-методическое и информационное обеспечение. (Слайд 5 - 6)
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:
помогает снять чувство усталости;
раскрывает способности детей, их индивидуальность;
усиливает непроизвольное запоминание. (Слайд 7)
Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий.
(Слайд 8-9)
Работа с тренажерами
На уроках математики и русского языка учителя начальных классов часто используют работу с тренажерами. (Слайд 10)
Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока:
во время устного счета (на уроках математики);
при закреплении нового материала;
при поведении самостоятельной, проверочной работы;
при игровых моментах соревновательного характера и т.д.
Учащимся раздаются персональные тетради (тренажеры), через некоторое время (3-5 минут) учитель собирает тетради с ответами, а после урока подсчитывает и фиксирует количество верных ответов в специальной “ Таблице успехов”.
Ребятам очень нравится работать в тетрадях-тренажерах и после нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.
Развитие универсальных учебных навыков
(Слайд 11)
Сформированность учебно-интеллектуальных ОУУН можно оценить в ходе выполнения специальных заданий с предметным содержанием. Задания даются после изучения какой-то конкретной темы, после контрольной работы, т. е. после того как ученики усвоят содержание темы, т. к. требуется измерить уровень мыслительных навыков. Можно предложить детям самим оценить уровень овладения ОУУН, для этого провести анкетирование. Уровень учебно-организационных, учебно-коммуникативных ОУУН можно определить методом наблюдений, оценивая в балльной системе.
Проблемно-диалогическая технология
(Слайд 12)
Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.
Групповая работа
(Слайд 13)
В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":
полное внимание к однокласснику;
серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").
Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".
Демонстрационно-тренировочный прием
(Слайд 14)
Предполагает поэтапное подведение учащихся к орфографическому правилу, выполнение орфографических разборов с опорой на это правило.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
Высказывание академика А.П. Семенова “Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы” (Слайд 15), должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. (Слайд 16)
Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:
переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному;
активизиция познавательной сферы обучающихся;
повышение положительной мотивации обучения;
использование как средства самообразования;
повышение уровня знаний;
«Использование эффективных технологий на уроках в начальных классах »
Подготовила
Вагабова М.М.
Урок первая искорка, зажигающая факел любознательности.
В.А. Сухомлинский
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему
это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:
перегрузка однообразным учебным материалом;
несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
ограниченные возможности для творческого самоуправления. (Слайд 3)
Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения,
навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний,
признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование
человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения,
отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле
этого слова. Эта задача посильная и для нашей школы.
Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским
образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта
собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий
учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных
государственных стандартах общего образования.
Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не
только по обязанности. (Слайд 4)
Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС невозможно без
условий реализации основной образовательной программы, особое место в которых
занимает учебнометодическое и информационное обеспечение. (Слайд 5 6)Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия,
легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно
в игровую.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая
игра:
помогает снять чувство усталости;
раскрывает способности детей, их индивидуальность;
усиливает непроизвольное запоминание. (Слайд 7)
Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы,
особенно при работе с 1м и 2м классами. Первый год обучения является стартовым и
крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот
год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход
возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий.
(Слайд 89)
Работа с тренажерами
На уроках математики и русского языка учителя начальных классов часто используют
работу с тренажерами. (Слайд 10)
Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков.
Тренажер это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и
направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами
можно включать на различных этапах урока:
во время устного счета (на уроках математики);
при закреплении нового материала;
при поведении самостоятельной, проверочной работы;
при игровых моментах соревновательного характера и т.д.
Учащимся раздаются персональные тетради (тренажеры), через некоторое время (35
минут) учитель собирает тетради с ответами, а после урока подсчитывает и фиксирует
количество верных ответов в специальной “ Таблице успехов”.
Ребятам очень нравится работать в тетрадяхтренажерах и после нескольких работ
результат значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и
доводятся до автоматизма.
Развитие универсальных учебных навыков
(Слайд 11)Сформированность учебноинтеллектуальных ОУУН можно оценить в ходе выполнения
специальных заданий с предметным содержанием. Задания даются после изучения какойто
конкретной темы, после контрольной работы, т. е. после того как ученики усвоят
содержание темы, т. к. требуется измерить уровень мыслительных навыков. Можно
предложить детям самим оценить уровень овладения ОУУН, для этого провести
анкетирование. Уровень учебноорганизационных, учебнокоммуникативных ОУУН можно
определить методом наблюдений, оценивая в балльной системе.
Проблемнодиалогическая технология
(Слайд 12)
Проблемнодиалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к
новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание
учениками материала, так как до всего додумался сам.
(Слайд 13)
Групповая работа
В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая
работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и
руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются
внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в
группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":
полное внимание к однокласснику;
серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками
товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").
Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику
К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать
его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке
недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться,
разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".
Демонстрационнотренировочный прием
(Слайд 14)
Предполагает поэтапное подведение учащихся к орфографическому правилу, выполнение
орфографических разборов с опорой на это правило.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение
ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задачане только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его
лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно
сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка
работать с информацией, научить учиться.
Высказывание академика А.П. Семенова “Научить человека жить в информационном мире
– важнейшая задача современной школы” (Слайд 15), должно стать определяющим в
работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения
в практике работы учителя начальных классов информационнокоммуникативных
технологий. (Слайд 16)
Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного
качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века.
Отсюда следуют цели использования ИКТ:
переход от объяснительноиллюстративного способа обучения к деятельностному;
активизиция познавательной сферы обучающихся;
повышение положительной мотивации обучения;
использование как средства самообразования;
повышение уровня знаний;
осуществление проектной деятельности младших школьников.
Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. (Слайд 1718) Проектная
деятельность эффективно используется, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя
традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.От ребенка требуется умение
координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания,
позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать,
предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное
развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения,
способности, межличностные отношения. Участие в проектной деятельности позволяет
организовать совместную деятельность учащихся и родителей. На этапе, когда учащиеся
начинают работать над исследовательскими проектами, очень важен адекватный выбор
темы. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов
или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая
и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для
них.
Работа над проектной деятельностью – это один из способов вхождения школьника в
социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы
своей самостоятельности, свободы и ответственности.Обучение в школе это очень тяжелый труд, и если не учитывать индивидуальные
особенности ребенка, то можно надолго отбить охоту учиться в школе.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая
непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего
потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является
важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся физкультминутки и
специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорнодвигательного аппарата,
упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания,
точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики
простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения,
комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном
процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и
социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно
проводить профилактику асоциального поведения.
Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание
традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав
процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно
более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения –
возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии. “Чем выше
и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений
совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в
том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни”
(Е.И.Рерих). Апробировав образовательные технологии, учитель сам не захочет работать
по – старому, а его уроки превратятся в творческое общение с учениками и учеников
между собой.
Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь:
“Не навреди!” Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна
способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению
учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно,
ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку
разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не
подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного
процесса, а не основной. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер.
Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и
способ использования ИКТ.
Одной из отличительных особенностей ФГОС является новый подход к системе
оценивания, который предполагает переход на критериальную, содержательную
оценку (Слайд 19). Для этого наши учителя используют шкалы для самооценки, таблицы,
карточки со знаками “+” и “”. Учитель может предложить детям оценить свою работу,
работу другого ребенка или группы детей по определенным критериям.Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным
и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление
трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе
которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес
детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые
пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все
усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к
миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Ко времени окончания начальной школы в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами начального общего образования
младший школьник сможет быть прежде всего социально компетентен.