Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе
Оценка 4.6

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
информатика
1 кл—4 кл
02.09.2017
Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе
Презентация
РЕФЕРАТ.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД САЛАВАТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН                                            Реферат                      Использование   электронных   образовательных   ресурсов   нового поколения на уроках в начальной школе                                                                Должность: учитель начальных классов                                                               Федосеева Екатерина Николаевна                                               Имеющаяся квалификационная категория: высшая                                                                                                 Салават                                                      2017 г 1 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................        3 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ .....................................................................................        6 Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе 1. Общее знакомство с ЭОР для начальной школы...................................         6 2. Основные  комплекты ЭОР для обучающихся начальной школы.....          9 3. Основные направления использования ЭОР в начальной школе.......         13 4. Типы ЭОР для начальной школы.............................................................        14 5.  Требования   к электронным образовательным ресурсам...................         16 6. Использование ЭОР в процессе обучения в начальной школе  по системе учебников «Школа 2100»..............................................................................       16 7. Практическое использование ЭОР...........................................................       17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..          23 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ..26 2 ВВЕДЕНИЕ            В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в  школе. Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образовании путем использования возможностей информационных технологий вызывает к жизни и новые формы обучения.           Важным   критерием   успешности   работы   учителя   становится   его самообразование,   целью   которого   является   овладение   новыми   различными методами   и   формами   преподавания,   современными   методиками   и   новыми образовательными технологиями.       Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Целью современного образования в России является развитие активной, сознательной, ответственной, конструктивной личности. Наличие   компьютеров,   электронных   материалов,   учебников,   энциклопедий позволяет   поднять   учебный   процесс   на   новый   уровень.   Появление информационных   технологий   позволяет   индивидуализировать   обучение   по темпу   и   глубине   прохождения   курса.   Такой   дифференцированный   подход дает большой положительный результат, т.к. создает условия для успешной деятельности   каждого   ученика,   вызывая   у   обучающихся   положительные   При эмоции,   и,   таким   образом,   влияет   на   их   учебную   мотивацию.   использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей   фигурой   и   сам   открывает   путь   к   усвоению   знаний.   Учитель 3 выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса.          Информатизация системы образования сопровождается исследованиями вопросов использования ЭОР в учебном процессе и внедрением результатов этих   исследований   в   образовательную   практику.   Потенциал   электронных образовательных   ресурсов   создает   предпосылки   для   его   практической реализации на уроках в начальной школе.     ЭОР   нового   поколения     обеспечивают   введение   учебного   материала, моделирование ситуаций общения, организацию игровых заданий, контроль и оценку знаний, позволяя использовать все виды наглядности.  ЭОР   позволяют   реализовывать   принципы   дифференцированного   и индивидуального подхода к обучению, и тем самым способствуют развитию личности в процессе собственной деятельности, ориентированы на развитие исследовательских умений обучающимся, эффективно влияют на повышение уровня успешности овладения учебным материалом. Электронные   образовательные   ресурсы,   помогают   разнообразить   занятия, проводимые по учебным пособиям, а также реализуют комплексный подход в обучении и значительно повышают мотивацию к изучению материала. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения – это   не   влияние   моды,   а   необходимость,   диктуемая   сегодняшним   уровнем развития образования.  Таким   образом,   актуальность   рассматриваемой   проблемы   и   большая   значимость практическая   исследования: «Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе"   определили  тему 4 Все   это   определило   актуальность   выбранной   темы   и   позволило сформулировать  проблему   исследования:   каковы   педагогические   условия использования   электронных образовательных ресурсов нового поколения в начальной   школе   как   средства   развития   познавательного   интереса обучающихся. Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить процесс   эффективного   формирования   познавательного   интереса   младших школьников средствами ЭОР  на уроках в начальной школе. Объект: организация учебного процесса. Предмет:   процесс   использования   электронных   образовательных   ресурсов нового   поколения   на   уроках   в   начальной   школе,   как   средства   развития познавательного интереса младшего школьника. Отсюда вытекают следующие задачи исследования:  определить понятия образовательного электронного ресурса;  дать определение термину ЭОР;  сделать выводы о применение ЭОР в обучении в начальной школе;  выявить   значение   электронных   образовательных   ресурсов   в формировании познавательного интереса младших школьников;  разработать   учебные   занятия   и   соответствующее   методическое обеспечение   учебного   процесса   с   использованием   электронных образовательных   ресурсов, познавательного интереса младших школьников.     направленных   на   формирование Методологической основой исследования являются: Для решения намеченных задач в процессе исследования были использованы различные методы: теоретический анализ научных работ в области проблем познавательного интереса, принципов деятельностного подхода в обучении, 5 развивающего,   проблемного,  личностно­ориентированного   обучения,  теории познания и психопедагогики. Практическая   значимость:   разработка   подходов   к   использованию электронных образовательных ресурсов в начальной школе, распространение опыта работы по применению электронных образовательных ресурсов   для повышения качества образования младших школьников. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ    Использование   электронных   образовательных   ресурсов   нового поколения на уроках в начальной школе 1. Общее знакомство с ЭОР для начальной школы Виды электронных образовательных ресурсов Электронные   образовательные   ресурсы   (ЭОР)   ­   совокупность   средств программного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий,   размещаемых     на   машиночитаемых   носителях.   Более   простым языком,   ЭОР   ­   это   учебные   материалы,   для   воспроизведения   которых используются электронные устройства.   Одна из главных задач создателей электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для образования – максимальная эффективность нового продукта.     В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны   подключены   к   сети   Интернет.   Параллельно   в   рамках   Федеральной целевой   программы   Развития   Образования   разрабатываются   Электронные Образовательные   Ресурсы   нового   поколения,   обладающие   инновационными качествами, необходимыми для удовлетворения потребностей школы.  Виды образовательных ЭОР можно представить следующей схемой:  6  Образовательные электронные издания и ресурсы   Учебные  Информационно­справочные источники  Общекультурного характера   Получение информации   Практические занятия   Аттестация            Информационно­справочные   источники   обеспечивают   общую информационную   поддержку.   Это   энциклопедии,   справочники,   словари, хрестоматии,   географические   и   астрономические   атласы,   нормативно­ правовые и экономические сборники и пр. Они не привязаны к определенному курсу,   программе,   дидактической   схеме.   Нацелены   на   использование   в качестве исходного материала при решении творческих учебных задач, в том числе выходящих за рамки учебных программ.       Учебные электронные издания и ресурсы обеспечивают программируемый учебный   процесс.   Представляют   собой   электронные   учебные   пособия, содержащие   систематизированный   материал   в   рамках   программы   учебной дисциплины.   Предназначены   для   изучения   предмета   «с   нуля»   до   границ предметной   области,   определенных   программой   обучения.   Включают   все виды учебной деятельности: получение информации, практические занятия в известных и новых формах, аттестацию. Нацелены на поддержку работы и расширение   возможностей   преподавателя   и   самостоятельную   работу учеников.   Издания/ресурсы общекультурного характера предназначены для расширения культурной среды. Это виртуальные экскурсии по музеям мира, путешествия по   городам,   странам   и   континентам,   издания,   посвященные   классикам мировой культуры, шедеврам архитектуры, живописи, музыки.  Общая характеристика ЭОР 7 ЭОР   как   средство   обучения   обладают   рядом   характеристик, обуславливающих   их   преимущества   по   сравнению   с   традиционными средствами обучения: 1. Мультимедийность. Средства   мультимедиа   –   одновременное   использование   нескольких средств   представления   информации:   графики,   текста,   видео,   фотографии,   анимации, сопровождения. звуковых   эффектов,   высококачественного   звукового 2. Интерактивность. Интерактивность   в   ЭОР   обеспечивается   множественным   выбором   из элементов множества; вводом текста с клавиатуры с последующим анализом и   активизацией   элементов   интерактивной систематизацией   ошибок; мультимедиа   композиции   с   аудиовизуальным   представлением   новых информационных   объектов;   перемещением   объектов   для   составления определенных композиций; совмещением объектов для изменения их свойств или   получения   новых   объектов;   объединением   объектов   связями   с   целью организации определенной системы. 3. Доступность. Доступность   ЭОР   обеспечивается   их   свободным   размещение   в   сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователем бесплатно в любое удобное   время.     Так   же   обеспечивает   реализацию   положения   ФГОС,   в соответствии   с   которым   необходимо   обеспечить   "разнообразие организационных   форм   и   учет   индивидуальных   особенностей   каждого обучающегося   (включая   одаренных   детей   и   детей   с   ограниченными возможностями здоровья)". 4. Универсальность. 8 Универсальность – качество ЭОР, заключающееся в том, что он строго не привязан   к   конкретному   УМК   по   учебному   предмету   и   позволяет формировать   знания,   умения,   УУД   на   материале,   который   может   быть включен в уроки по любым УМК.                 5. Наглядность.       Зрение   и   слух   являются   наиболее   информативными   и,   соответственно, важнейшими   и   наиболее   эффективными   при   обучении.   Именно   на использовании этих важнейших моделей восприятия информации построена наглядность   обучения,   позволяя   собрать   максимум   наглядности   в   виде аудио­,   фото­,   видео   ­   и   других   видов   мультимедийной   информации,   что активизирует внимание, оживляет восприятие.            6. Практическая ориентированность.      По всем разделам и учебным модулям представлен мощный блок учебных модулей   практической   направленности   ­   практические   задания,   учебные задачи,   тестовые   вопросы,   лабораторные   работы,   которые   становятся универсальным тренингом для учащегося.             7. Научность изложения материала.     Содержание курса опирается на новейшие представления наук, которые в нем   интегрированы,   включая   ИКТ,   как   базиса   новых   образовательных технологий.             8. Последовательность изложения.                Логика   содержания   курса   позволяет   вести   преподавание   или самообучение   как   последовательное,   опережающее   или   повторяющее. Диалоговый   интерфейс,   система   ссылок   позволит   инициировать   любое 9 обращение по пройденной или по последующей учебной информации, а также к любой справочной и энциклопедической информации.           9. Модульность и вариативность изложения.                Материал   разбит   на  учебные  модули (в  основе   модулей ­  темы)   и микромодули  (в  основе   микромодулей  ­   понятия).  Модульность   позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых задач обучения. 2. Основные  комплекты ЭОР для обучающихся начальной школы Комплект     включает   наборы   ЭОР,  состоящих   из   отдельных   сцен,  которые могут выполнять информационную, практическую и контрольную функции:  комбинированные;  информационные;  практические;  контрольные.                    Комбинированные  ЭОР  включают  различные  отдельные  сцены, например информационные и контрольные; информационные и практические; информационные, практические и контрольные. Информационные ЭОР   ориентированы на  формирование знаний, активизацию   у   школьников   познавательного   интереса   к   теме,   расширение читательский кругозор. Эта группа ЭОР обладает также и воспитательным потенциалом.   Использование   информационных   ЭОР   в   процессе   обучения предполагает   организацию   деятельности   учащихся   с   текстами, иллюстрациями, анимацией, видеофрагментами, аудио­фрагментами, схемами  чтение   фрагментов   текста,   просмотр   иллюстраций   и и   моделями: видеофрагментов, прослушивание комментариев к текстам и иллюстрациям, 10 аудио­фрагментов   (литературных   текстов,   музыкальных   произведений). Информационные ЭОР представлены сценами, ориентированными на передачу и   восприятие   новой   информации,   которые   могут   обеспечиваться   за   счет использования различных средств: интерактивных лекций; виртуальных экскурсий; пошагового объяснения и т. д. Практические ЭОР призваны активизировать деятельность учеников и способствовать формированию,  как предметных умений, так и читательских и   речевых   умений,   универсальных   учебных   действий   на   основе   знаний. Использование   практических   ЭОР   предполагает   организацию   деятельности учащихся   по   конструированию,   решению   задач   с   подсказками   и   без, выполнение упражнений с подсказками и без них, наблюдение за объектами, явлениями,   процессами,   выполнение   практических   и   лабораторных   работ, проведение   учебного   мини­исследования,   выполнение   тренажеров   с подсказками   и   без   них,   с   проверкой   ответа.   Ресурсы   с   практическими заданиями, создаваемые в соответствии со спецификой учебной деятельности, характерной для того или иного учебного предмета, могут быть следующих видов: виртуальные лаборатории; конструкторы формул; лабораторные практикумы; тренажеры; игровые и творческие задания и т. п. 11 Контрольные ЭОР помогают проверить знания учеников и степень сформированности   их   умений,   их   готовность   к   самостоятельной   работе   с книгой.   Использование   контрольных   ЭОР   предполагает   организацию деятельности   учащихся   по   решению   задач   и   выполнению   упражнений   с возможностью самопроверки, а также конструированию различных объектов преимущественно   на   основе   репродуктивной   деятельности.   При   создании таких ресурсов используются тестовые задания следующих типов: ­ с однозначным выбором ответа; ­ с множественным выбором; ­ на установление соответствия; ­ на упорядочивание; ­ на классификацию; ­ на заполнение пропусков;  ­на указание и перемещение объектов;  ­на подписывание фрагментов рисунка; Основные задачи комплекта ЭОР . Основными задачами комплекта ЭОР являются:  Помощь учителю при подготовке к уроку.  Помощь при проведении урока.  Помощь обучающемуся при подготовке домашних заданий. При подготовке к уроку ЭОР позволяет учителю:  выполнять компоновку и моделирование урока из отдельных цифровых объектов; 12  находить   большое   количество   дополнительной   и   справочной информации для углубления знаний о предмете;  осуществлять эффективный поиск информации в комплекте ЭОР;  выполнять   подготовку   контрольных   и   самостоятельных   работ (возможно, по вариантам), а также творческих заданий; готовить поурочные планы, связанные с цифровыми объектами;   обмениваться результатами  деятельности   с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память. При проведении урока применение ЭОР позволяет:  демонстрировать   подготовленные   цифровые   объекты   через мультимедийный проектор;  использовать   виртуальные   лаборатории   и   интерактивные   модели   во время проведения экспериментов и опытов;  проводить   компьютерное   тестирование   учащихся   и   помощь   в оценивании знаний;  организовывать   индивидуальную   исследовательскую   и   творческую работу учащихся с ЭОР на уроке. При подготовке учащимися домашних заданий ЭОР позволяет:  повысить   интерес   у   учащихся   к   предмету   за   счет   новой   формы представления материала;  проводить   автоматизированный   самоконтроль   учащихся   в   любое удобное время;  использовать   большую   базу   объектов   для   подготовки   выступлений, презентаций и т. п.;  оперативно   получать   дополнительную   информацию энциклопедического характера;  помогать ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия.  13 3.   Основные   направления   использования   ЭОР   в   начальной   школе Основными   направлениями   использования   ЭОР   в   образовательном процессе являются:  контроль знаний обучающихся;  самообразование как обучающихся, так и педагогов;  иллюстративное сопровождение элементами ЭОР процесса объяснения нового материала для повышения наглядности и изобразительности;  возможность доступа учителей к методическим разработкам, учебным программам и т. п.;  возможность доступа учащихся к интернет­коллекциям рефератов.        Для педагога ЭОР являются мощным средством, облегчающим процесс создания учебного материала, методической копилкой, в которой содержатся варианты   планирования   учебного   материала,   модели   учебных   занятий, примеры  учебных  ситуаций. ЭОР  способствуют  автоматизации  трудоемкой работы, а именно:  демонстрации,   изложения   в   развернутом   или   сжатом   виде,   с иллюстрациями или без них;  сведения и обработки результатов обучения, подготовки отчетов.      Вместе с тем использование ЭОР в образовательном процессе не отвергает ценность   учебника,   который   в   силу   доступности   остается   пока   главным методологическим инструментом преподавателя. 4. Типы ЭОР для начальной школы                         Электронные   образовательные   ресурсы   разрабатываются   в соответствии с требованиями ФГОС НОО и с учетом особенностей систем учебников «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Школа России», «Школа   2100»,   включенных   в   федеральный   перечень   учебников, рекомендованных Министерством образования и науки к использованию в 14 образовательном   процессе   в   общеобразовательных   учреждениях   на 2011/2012.      В настоящее время осуществляется наполнение портала Федерального центра информационно­образовательных ресурсов (ФЦИОР) электронными образовательными   ресурсами   для   начального   общего   образования   в соответствии   с   федеральным   перечнем   учебников   для   начального образования.                                       РОССИЙСКИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ   (www.school.edu.ru)   был   создан   в   2002   году   и   за   время   своего существования   успешно   развивается   как   в   плане   предоставляемых сервисов, так и с точки зрения информационного наполнения. ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ была   создана   в   2005   –   2007   гг.   В   настоящее (school­collection.edu.ru) время   пополнение   и   развитие   Коллекции   осуществляется   из   средств Федеральной целевой программы развития образования. ИНФОРМАЦИОННАЯ   СИСТЕМА   «ЕДИНОЕ   ОКНО   ДОСТУПА   К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ   РЕСУРСАМ»     (window.edu.ru)     интегрирует   и систематизирует   сведения   об   электронных   образовательных   и   научных ресурсах   библиотек,   образовательных   и   научно­исследовательских учреждений, музеев,  электронных коллекций всех уровней образования. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ   ЦЕНТР   ИНФОРМАЦИОННО­ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСО   (fcior.edu.ru)   является   одним   из   центральных   проектов Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 гг. в области создания инфраструктуры информационно­образовательной среды Российской Федерации. ИНФОРМАЦИОННЫЙ   ИНТЕГРИРОВАННЫЙ   ПРОДУКТ   «КМ­ ШКОЛА» (www.km­school.ru)   САЙТ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА (www.nachalka.info) и представлен в сети Интернет в открытом доступе для учителей начальной разработан   школы   компанией   «Кирилл   и   Мефодий».   Здесь   собраны   ресурсы   по 15 основным предметам начального образования: математике, окружающему миру, обучению грамоте, русскому языку, литературному чтению. САЙТ NACHALKA.COM   (www.nachalka.com) был создан в 2008 году с целью   объединения   детей,   родителей   и   учителей   начальной   школы   на одной   творческой   площадке.   Все   содержание   сайта   –   статьи,   фильмы, игры, тренажеры, сказки, тесты – создают сами участники. "ОТКРЫТЫЙ   КЛАСС"  содержит   коллекцию   ЭОР,  которая   создается   в настоящее время специально для 1­2 классов начальной школы в рамках выполнения комплексного проекта «Развитие электронных образовательных Интернет­ресурсов  нового   поколения,  включая   культурно­познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e­ learning),   в   том   числе   для   использования   людьми   с   ограниченными возможностями.  5.  Требования   к электронным образовательным ресурсам 1.     педагогические   требования   (дидактические   принципы;   методические требования;   обоснование   выбора   тематики   учебного   курса;   проверка   на педагогическую   целесообразность   использования   и   эффективность применения); 2.  технические требования; 3.  эргономические требования;  4.  эстетические требования.   6.   Использование   ЭОР   в   процессе   обучения   в   начальной   школе  по системе учебников «Школа 2100»     Система   учебников   "Школа   2100"   разрабатывалась   в   соответствии   с развивающей   парадигмой,  представленной   в   виде   системы   психолого­ педагогических принципов (А.А. Леонтьев). 16 Сайт «Школа 2100»: http://www.school2100.ru ЭОР    разработанные к УМК «Школа 2100» и размещённые в Единой коллекции   цифровых   образовательных   ресурсов   могут   обеспечивать формирование знаний и умений учащихся 1­4 классов по всем предметам. ЭОР можно использовать на разных этапах урока и на уроках разных типов в зависимости от дидактической функции, которую они способны выполнять. Возможные функции ЭОР к УМК «Школа 2100»:      постановка проблемы (учебной задачи); введение новых знаний; закрепление знаний; обобщение и систематизация знаний; контроль, самоконтроль. Примеры   применения   ЭОР   в   той   или   иной   функции   приведены   в методических   рекомендациях,   размещенных   в   ЕК   ЦОР,   где   есть   также рекомендации по применению ЭОР, созданных к УМК «Школа 2100», для 1­4 классов. В методических рекомендациях указаны типы ЭОР, этапы урока, на которых целесообразно их применять, варианты сочетания ЭОР и материалов учебника,   комментарии   по   организации   познавательной   деятельности учащихся.  К     УМК   «Школа   2100»   были   разработаны   следующие   виды   ЭОР: анимации, интерактивные задания, вопросы, плакаты. Вид ресурса указан в его карточке. Из карточки также можно узнать: к какому классу, и к какому уроку из поурочного планирования относится ресурс.  7. Практическое использование ЭОР 17 У меня в классе установлена интерактивная доска, которая позволяет на большом   экране   демонстрировать   подготовленные   электронные образовательные ресурсы, работать с ними в интерактивном режиме.           Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их   более   интересными,   продуманными,   мобильными.   Используется практически   любой   материал,   нет   необходимости   готовить   к   уроку   массу энциклопедий,   репродукций,   аудио­сопровождения   —   всё   это   уже   заранее готово и содержатся на маленьком компакт­диске. Уроки с использованием ЭОР особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно­образное   мышление,   поэтому   очень   важно   строить   их   обучение, применяя   как   можно   больше   качественного   иллюстративного   материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. занимательность компьютерных слайдов, анимации.   Здесь,   как   нельзя,   кстати,   приходится   яркость   и              Методические рекомендации учителю по встраиванию УМК в уроки позволяют быстро подготовить и организовать различные формы обучения на занятиях:   наглядные   демонстрации   нового   материала,   интерактивные практические занятия по отработке умений и закрепления знаний на уроках в начальной школе.      Опыт использования ЭОР показали его педагогическую целесообразность, высокое качество и доступность для освоения учителями начальной школы, что позволило обеспечить на уроках в начальной школе:  повышение качества обучения и эффективности  подготовки детей за счет   использования   имеющихся   современных   электронных образовательных ресурсов;  дополнительную мотивацию учащихся и стимулирование их интереса к обучению; 18  мотивацию   учителей   начальной   школы   к   использованию   на   уроках   в начальной школе современные электронные образовательные ресурсы;  снижение  временных  затрат учителей  при подготовке  к  урокам и во время уроков;  реализацию   на   практике   принципа   доступности   высококачественного обучения   за   счет   использования   современных   образовательных   и информационных   технологий   в   школах   страны,   начиная   с   начальной школы.                    Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ЭОР: для проверки домашнего задания, объяснения нового   материала,   закрепления   темы,   контроля   за   усвоением   изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: тесты;   контрольные   вопросы   и   задания,     презентации   и   проекты.     Нужно обязательно   знакомиться   с  лучшими   авторскими   разработками   уроков   для начальной   школы   с   использованием   ЭОР,   внеклассными   занятиями, дидактическими   играми,   тренажерами,   тестами   и   другими   цифровыми методическими   ресурсами.   Мультимедийное   сопровождение   на   различных уроках   в   начальной   школе   позволяет   перейти   от   объяснительно­ иллюстрированного   способа   обучения   к   деятельностному,   при   котором ребёнок  становится  активным   субъектом  учебной  деятельности. Я  считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.           При использовании ЭОР учитель открывает учебное пособие, выбирает тему урока, задание, демонстрацию  или тест для проверки знаний, выводит информацию на экран. Ученики выполняют задания у доски, либо сидя за партами под комментарий учителя.  19 Т.о. уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань,   которая   позволит   сделать   урок   по­настоящему   развивающим   и познавательным.   Использование   ЭОР   позволяет     осуществить   задуманное, сделать  урок   более  результативным,  чем   при  использовании   традиционных методов.   Использование   компьютерных   технологий   в   процессе   обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.       Всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет   облегчить   его   труд,   заинтересовать   детей,   обеспечить   более   Я   изучила наглядное,   совершенно   новое   восприятие   материала.   теоретическую   литературу,   познакомилась   с   методическими   разработками коллег,   по   данному   направлению,   прошла   дистанционные   курсы     и   стала использовать ЭОР на своих уроках.  Мне всегда было интересно заниматься чем­то   новым   и   увлекательным,   делать   свои   уроки   насыщенными, продуктивными, современными.           Моя задача на уроке состоит в том, чтобы заинтересовать  учеников, привлечь их внимание так, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами.          Урок   должен   быть   ярким,   эффектным,   эмоциональным,   а   главное   ­ продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может   сочетание   традиционных   методов   обучения   и   современных информационных технологий.  20 Современные дети оказываются более осведомлены, нежели взрослые, о новинках   и   достижениях   в   области   компьютерной   техники.   Но бесконтрольное использование компьютерных игр и Интернета наносит вред. Именно   поэтому   я   решила   обратить   внимание   своих   учеников   на образовательные,   а   не   на   игровые   возможности   компьютера,   осознать,   что компьютер ­ это не игрушка, а средство, помогающее в учебе.           Важными причинами для использования мною ЭОР в обучении стали: ­ результаты диагностики  по проверке зрительной и слуховой произвольной памяти показали, что у 76 % моих обучающихся лучше развита зрительная произвольная память, чем слуховая. Следовательно, было рекомендовано, при обучении   опираться   на   зрительную   память   обучающихся,   использовать большое   количество   иллюстраций,   художественных   и   «наложенных   на изображение» музыкальных фрагментов и т.д.;   ­основной   вид   ведущей   деятельности   обучающихся   в   начальной   школе   ­ игровая, которая постепенно должна перейти на учебную, и такая перемена, как известно, нелегко переносится многими обучающимися. Я считаю, что применение   компьютерных   технологий   в   учебном   процессе   позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена   деятельностей,   при   этом   обучение   делается   неформализованным   и интересным;  ­желание апробировать ЭОР в практике работы.           Вследствие этого были поставлены следующие задачи: ­создать условия образовательной среды класса посредством   ЭОР; ­использовать   в   организации   уроков     функционально­деятельностный   и личностно­ориентированный   подходы,   направленные   на   формирование   и развитие  мотивации  обучения младших школьников;  21 ­развивать навыки рефлексии и самооценки детей с применением ЭОР. Ожидаемые результаты: ­готовность     и   способность   обучающихся     актуализировать   полученную   в различных   формах   информацию   для     самообразования   и   презентация результатов своей работы; ­достижение и демонстрация новых результатов качества обучения.      На сегодняшний день я уверенно применяю электронные образовательные ресурсы и презентации на всех этапах урока: при опросе домашнего задания, открытии   новых   знаний,   применении   знаний   на   практике,   организации обратной связи.       Это   удобный   и   эффективный   способ   представления   информации   с   помощью   компьютерных   программ.   Он   сочетает   в   себе   динамику,   звук   и изображение,   то   есть   те   факторы,   которые   наиболее   долго   удерживают внимание   ребёнка.   Одновременное   воздействие   на   два   важнейших   органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.          Более того, это   даёт мне возможность самостоятельно скомпоновать учебный   материал   исходя   из   особенностей   конкретного   класса,   темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.      На уроках математики  осуществляю демонстрацию числовых выражений, цепочек для устного счёта, приемы письменного вычисления, организовываю математические   разминки   и   самопроверку,   решаем   уравнения,   задачи   ,   с помощью   интерактивных   форм   наглядно   показываю   геометрический материал. 22 На уроках русского языка очень удобно проводить орфографические минутки, а также использование интерактивных плакатов.       Чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ребёнка, продвигали   детей   в   умственном,   эмоциональном,   эстетическом   и   речевом развитии, развивали интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные умения и навыки,  надо включать  в  их  содержание аудио средства. Записи образцового   чтения   небольших   по   объему   литературных   произведений обучают   выразительному   чтению,   умению   прочувствовать   настроение, определить характер героев. Активно проходит на уроке и словарная работа. Дети не только знакомятся с лексическим значением слова, но и видят о чем идет речь в произведении.       Наиболее часто ЭОР и презентации я использую на уроках окружающего мира.   Смена   ярких   кадров   вызывает   желание   поделиться   увиденным, высказать свое мнение.          Интенсивно   использую     электронные   образовательные   ресурсы   во   внеклассной и внеурочной деятельности.        И все же, при очевидности положительного результата, нельзя не сказать о проблемах, которые возникают  в обучении:   подготовка к уроку требует много времени, т.к. учителю необходимо тщательно   просмотреть   и   выбрать   нужный   материал   из   различных источников;  существующее программное обеспечение не подходит для полноценного использования   в   начальной   школе,   в   лучшем   случае   возможно   лишь использование отдельных модулей;   дополнительная   нагрузка   на   зрение   и   опорно­двигательный   аппарат обучающихся. Эта проблема порождает необходимость дозированного использования   компьютера   в   начальной   школе,   доказывает   важность 23 обучения детей  культуре общения с компьютером, осознанию того, что компьютер   ­   это   инструмент   для   получения   знаний.   Непрерывная длительность занятий с  не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 4 классов – 15 минут.       Итак, я убедилась, что с применением ЭОР на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным,   однообразным,   а   творческим.   А   эмоциональный   фон   урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.           Надо   всегда   помнить,  что   ЭОР   –  это   не   цель,  а  средство   обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ Электронные образовательные ресурсы получили широкое распространении в современной образовательной практике  учебных заведений .  Изучение особенностей разработки и применения в учебном процессе ЭОР становится все более актуальной задачей, которая обусловлена целым рядом организационных,   дидактических,   содержательных   причин.   К   числу   таких причин можно отнести: 24 Потребность   использования   видео   и   аудио   изображений,   позволяющих ● более наглядно отразить содержание разделов курса;  Необходимость быстрого изменения содержания в соответствии с новыми ● научными достижениями;   Возможность   предоставить   обучающимся   доступ   к   обширным   объемам ● справочных данных, касающихся специфики изучаемого объекта;   Необходимость   использования   вычислительной   мощности   компьютера   в ● процессе проведения лабораторных работ; ●   Отсутствие   полиграфических   проблем   при   использовании   электронных образовательных   ресурсов,   низкая   стоимость   копирования   данных   на электронных носителях.           Результаты   уроков   с     использованием   электронных   образовательных ресурсов оправдали мои ожидания. Успеваемость по предметам повысилась. К результативности данного опыта можно отнести:  рост положительной мотивации на уроках с применением ЭОР;  повышение уровня использования наглядности на уроке;  повышение производительности учебно­воспитательного процесса;  рост качества знаний. Результаты мониторинга выглядят следующим образом. Дети   моего   класса   с   удовольствием   воспринимают   использование современных   информационных   технологий.   Пусть   нет   пока   резкого стабильного повышения качества знаний по всем предметам в моем классе, но есть повышение познавательного интереса. Накопленный мною теоретический и методический материал   позволил мне   в   социальной   сети   работников обобщить   накопленный   опыт,   создать   25 образования   свой   персональный   сайт,   на   котором   я   делюсь   своими методическими наработками.  Приобретя   некий   опыт   в   работе   с     электронными   образовательными ресурсами,   я   не   остановилась   на   достигнутом,   а   поделилась   имеющимися знаниями на ШМО учителей начальных классов. Уроки с использованием ЭОР являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая   позволит   сделать   урок   по­настоящему   развивающим   и познавательным.  ЭОР позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным.   Использование   ЭОР   в   процессе   обучения   влияет   на   рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования. Анализируя   опыт   использования   ЭОР   на   уроках,   можно   с   уверенностью сказать, что это позволяет: ­  обеспечить положительную мотивацию обучения; ­  проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; ­  повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза; СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.   Абрамов   А.   Г.,   Булакина   М.   Б.,   Иванников   А.   Д.,   Сигалов   А.   В. Электронная   учебно­методическая   библиотека   информационной   системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: опыт формирования и перспективы развития // Дистанционное и виртуальное обучение. 2008. № 3.  26 2.   Агеев   В.   Н.,   Древс   Ю.   Г.   Электронные   издания   учебного   назначения: концепции, создание, использование. М.: МГУП, 2003. 3. Башмаков А. И., Старых В. А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. М.: Европейский центр по качеству, 2003. 384 с. 4. Бордовский Г. А. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно­методические материалы / Г. А. Бордовский, И. Б. Готская, С. П. Ильина, В. И. Снегурова. СПб.: Изд­во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 5.   Кондаков   А.   М.,   Семенов   А.   Л.,   Станченко   Н.   С.,   Фиалкова   Т.   А. Российский общеобразовательный портал: опыт и перспективы развития // В сб.   науч.   ст.   «Интернет­порталы:   содержание   и   технологии».   Выпуск   2   / Редкол.:   А.   Н.   Тихонов   (пред.)   и   др.;   ГНИИ   ИТТ   «Информика».   М.: Просвещение, 2004. С. 227 – 249. 6.   Кондаков   А.   М.,   Семенов   А.   Л.,   Фиалкова   Т.   А.,   Станченко   Н.   С. Специальные проекты Российского образовательного портала // В сб. науч. ст. «Интернет­порталы: содержание и технологии». Выпуск 3 / Редкол.: А. Н. Тихонов   (пред.)   и   др.;   ФГУ   ГНИИ   ИТТ   «Информика».   М.:   Просвещение, 2005. С. 212 – 225. 7.  Методические   рекомендации   «Инновационные   возможности   ЭОР   нового поколения в учебном процессе». М.: Академия АйТи, 2007. 8. Осин А. В. Электронные образовательные ресурсы модульной архитектуры: перспективы применения в образовании // Материалы Всероссийской научно­ практической конференции «Образовательная среда сегодня и завтра». М., 2006. 27 9.   Осин   А.   В.   Электронные   образовательные   ресурсы   нового   поколения: открытые   образовательные   модульные   мультимедиасистемы   //   Интернет­ порталы: содержание и технологии. Сб. науч. ст. Вып. 4. М.: Просвещение, 2007. 10.   Подковырова   В.   Н.   Формирование   профессиональной   компетентности педагога   в   области   проектирования   цифровых   образовательных   ресурсов (ЦОР) // «Мир науки, культуры, образования». 2009. № 2. 11.  Принципы построения и описания профилей стандартов и спецификаций информационно­образовательных   сред.   Метаданные   для   информационно­ образовательных   ресурсов   сферы   образования.   Серия   «Нормативно­ техническое   обеспечение   информационных   технологий   в   образовании». Выпуск   1   /   ФГУ   ГНИИ   ИТТ   «Информика».   Москва:   Фонд   «Европейский центр по качеству», 2009. 378 с. 12.   Толковый   словарь   терминов   понятийного   аппарата   информатизации образования / Роберт И. В., Лавина Т. А. и др. М.: ИИО РАО, 2006. 13.   Цветкова   М.   С.   Информационные   технологии   в   межпредметной деятельности   учащихся   начальной   школы   [Электронный   ресурс] http://ito.edu.ru/sp/SP/SP­0­2011_11_08.html. 15. Электронные образовательные ресурсы  нового  поколения в вопросах и ответах. Республиканский мультимедиацентр. М., 2007. ИНТЕРНЕТ­РЕСУРСЫ: http://aq.ru/digital_teacher_class.html 28 http://aviary.com http://blogger.com http://bluefish.openoffice.nl/index.html http://company.dnevnik.ru/about/ http://e.km­school.ru/ http://fcior.edu.ru http://ito.edu.ru/1998­99/b/zvereva­t.html http://km­school.ru/r1/index.asp      29

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2017