Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников Категория: Логопедия Консультация
Оценка 5
Семинары
docx
дефектология
Детсад
17.03.2018
Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников Категория: Логопедия Консультация
Нашими музыкальными руководителями используется опыт музыкально-коррекционной работы, построенной на синтезе элементов логопедической ритмики и ведущих принципов музыкально – педагогической концепции К. Орфа. Карл Орф -это немецкий композитор, родившийся в конце 19 века. Но несмотря на это его методика до сих пор считается новаторской. Коротко охарактеризую принципы данной методики. Сама по себе она не является коррекционной, а призвана всесторонне развивать личность ребёнка, используя его природную потребность двигаться, петь, играть, музицировать и желание участвовать во всех этих видах деятельности одновременно. Именно в этой полихудожественной деятельности активизируются, раскрываются все сферы жизнедеятельности ребёнка – его эмоциональность, активность, индивидуальность, творческий потенциал, межличностные отношения, что в конечном итоге даёт основу для полноценного развития личности и успешности человека в будущем. Дети с ослабленным здоровьем и часто отстающие от сверстников в общем развитии, как никто другой, нуждаются в подобном творческом и эмоциональном “толчке” для более успешного преодоления нарушенных функций организма.Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников Категория: Логопедия Консультация
ОРФ- педагогика..docx
Использование элементов Орфпедагогики в речевом развитии
дошкольников
Категория: Логопедия
Практика убеждает в том, что у большинства детей с нарушением опорно
двигательного аппарата возникают проблемы с формированием одной из
наиболее сложной организованной психической функции – речи. Речевые
нарушения вызываются, и повреждениями двигательных механизмов речи, и
расстройствами смежных психических функций. Помимо нарушения
звукопроизношения и просодической стороны речи, трудности представляет
выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой
инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном
воспроизведении двигательного задания по пространственно – временным
параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его
составные части.
Исходя из этого, на проводимой ежегодно в детском саду МПК выявляется
достаточно большое количество детей, нуждающихся в логопедической
помощи. Так как приоритетным направлением в работе детского сада
является коррекция нарушений опорнодвигательного аппарата, работа
логопеда строится по типу логопункта. Учитывая, что в часть родителей по
какойлибо причине не может, или не желает переводить своего ребенка в
специализированную речевую группу другого ДОУ, для занятий с логопедом
зачисляются воспитанники ДОУ с тяжелыми нарушениями речи: фонетико
фонематическое недоразвитие речи, ОНР, заикание, алалией. В отличии от
специализированного ДОУ, задача коррекции речи на логопункте является
дополнительной, поэтому в нашем случае, как нигде, очень важна и значима
взаимосвязь и приемственность всех специалистов дошкольного учреждения.
Реализация подхода взаимодействия способствует более высоким темпам
развития речи. Результатом такой работы являются чистая, правильная речь
детей , хорошая подготовка их к школе и как результат, успешное обучение в
дальнейшем.
В данной статье будет отражена работа музыкального руководителя в
контексте коррекции речевого развития. Нейропсихологи считают, что музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной
тренировкой клеток мозга и развития связей между ними, потому что вся кора
головного мозга активна во время исполнения музыки, а значит и активен весь
человек. Занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга.
обеспечивая развитие сенсорных. познавательных, мотивационных систем,
ответственных за движение, мышление, память. Нашими музыкальными
руководителями используется опыт музыкальнокоррекционной работы,
построенной на синтезе элементов логопедической ритмики и ведущих
принципов музыкально – педагогической концепции К. Орфа. Карл Орф это
немецкий композитор, родившийся в конце 19 века. Но несмотря на это его
методика до сих пор считается новаторской. Коротко охарактеризую
принципы данной методики. Сама по себе она не является коррекционной, а
призвана всесторонне развивать личность ребёнка, используя его природную
потребность двигаться, петь, играть, музицировать и желание участвовать во
всех этих видах деятельности одновременно. Именно в этой
полихудожественной деятельности активизируются, раскрываются все сферы
жизнедеятельности ребёнка – его эмоциональность, активность,
индивидуальность, творческий потенциал, межличностные отношения, что в
конечном итоге даёт основу для полноценного развития личности и
успешности человека в будущем. Дети с ослабленным здоровьем и часто
отстающие от сверстников в общем развитии, как никто другой, нуждаются в
подобном творческом и эмоциональном “толчке” для более успешного
преодоления нарушенных функций организма.
Ведущими принципами орфовской педагогики являются:
1. Креативность, под которым подразумевается сотворчество, созидание,
доверительное отношение взрослого и ребёнка.
2. Синтез музыки – движения – речи, где ритм является первоосновой,
открывает каждому ребёнку дверку для самореализации и выбора
деятельности по своим способностям, желанию, независимо от музыкальных
данных. 3. Решение проблем личностной адаптации, коммуникативных отношений.
4. Оздоровление. Реализация лечебно – оздоровительного педагогического
действия средствами музыки на организм здоровых и ослабленных детей.
Содержание упражнений и методические приёмы, используемые для решения
коррекционных задач, обусловлены целями и задачами логопедической
ритмики Идеи орфпедагогики получили своё современное продолжение в
разработках Татьяны Эдуардовны Тютюнниковай. Её методика, названная
"методикой элементарного музицирования. затрагивает разные стороны
развития ребёнка, в том числе и развитие речи. Используя методы и приёмы
данной программы нашими музыкантами наряду с упражнениями для
развития музыкальности детей, используется ряд дополнительных
упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки,
активизации внимания, воспитания музыкального ритма, ориентировки в
пространстве, развития мышечного чувства. Особое внимание уделяется
речевым играм, которые способствуют развитию фонематического слуха и
внимания, постановке голосового аппарата; ритмические игры с заданиями на
ориентировку в пространстве; упражнения на различение музыкальных звуков
по высоте, на подстройку голосов к определённому музыкальному звуку, а
так же распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на
логопедических занятиях. Упражнения и игры по данной тематике
обязательно включаются в каждое музыкальное занятие. как его
неотъемлемая часть. Все формы работы предполагают личностную активность
ребёнка.
Основными видами деятельности на занятиях по творческому музицирования
являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных
инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и
сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация. На
некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся
более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический
поход. Первым инструментом человека было, как известно его собственное тело. Для
современного ребенка оно им является и сейчас. Звучащие жесты (ЗЖ) – это
игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой»,
позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых
других инструментов. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы,
щелчки..и т.д. Музицированию с аккомпанементом звучащих жестов
целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. ЗЖ
являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства
детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения
человека, что очень важно для наших "речевых" детей.
Речевые игры (или речевое музицирование) Идея использовать ритмизованную
речь в обучении детей музыке принадлежит К.Орфу. Веё основе лежит
общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего ритма. Речевое
музицирование начинается с игр с фонемами, фонемными слогами. Из опыта
многих педагогов известно, что дети с воодушевлением воспринимают
звуковую бессмыслицу. Об этом, в частности, писал К. Чуковский в книге "От
двух до пяти", посвящённой формированию и развитию детской речи.
Основным жанром речевого музицирования является речевая пьеса, текст
которой не поётся, ритмично декламируется. В музыкальноречевых пьесах
могут удачно сочетаться речь, звучащие жесты и движение. Предложенный
стихотворный текст дети пробуют ритмизировать посвоему, выразительно
продекламировать, обыгрывая его мимически. Речевые упражнения
незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха.
Ритм, заключённый в словах, фразах, ощущается детьми естественно и
"извлекается" без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые
инструменты и т.п.
Особая лёгкость в работе с речевыми играми кроется в поддержке ритма
артикуляционным движением. В качестве подкрепления действуют импульсы,
идущие от речевой мускулатуры. Поддерживающую функцию в речевых
упражнениях выполняет и сам текст, помогающий запомнить и удержать
правильный ритм. Помимо развития чувства ритма речевые игры и
упражнения служат также лучшим средством развития интонационного слуха,
показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Необходимо сказать несколько слов о взаимосвязи речи и движения. Язык жестов, телесно
пластическая деятельность человека предшествовали речевому языку
исторически. Речь основана на движении, и жест, как особая форма движения,
может сопровождать, украшать или заменять речь, способствуя установлению
связи между вербальным и невербальным общением. В заключении хотелось
бы сказать. что для организации такого вида игр совсем не обязательно иметь
специальное музыкальное образование и владение сложными музыкальными
инструментами. И поэтому они могут быть использованы в качестве разминки
или физминутки в ходе групповых занятий, коррекционного часа или в
совместной деятельности.
Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников Категория: Логопедия Консультация
Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников Категория: Логопедия Консультация
Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников Категория: Логопедия Консультация
Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников Категория: Логопедия Консультация
Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников Категория: Логопедия Консультация
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.