Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников Категория: Логопедия Консультация
Оценка 5

Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников Категория: Логопедия Консультация

Оценка 5
Семинары
docx
дефектология
Детсад
17.03.2018
Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников Категория: Логопедия Консультация
Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников Категория: Логопедия Консультация Нашими музыкальными руководителями используется опыт музыкально-коррекционной работы, построенной на синтезе элементов логопедической ритмики и ведущих принципов музыкально – педагогической концепции К. Орфа. Карл Орф -это немецкий композитор, родившийся в конце 19 века. Но несмотря на это его методика до сих пор считается новаторской. Коротко охарактеризую принципы данной методики. Сама по себе она не является коррекционной, а призвана всесторонне развивать личность ребёнка, используя его природную потребность двигаться, петь, играть, музицировать и желание участвовать во всех этих видах деятельности одновременно. Именно в этой полихудожественной деятельности активизируются, раскрываются все сферы жизнедеятельности ребёнка – его эмоциональность, активность, индивидуальность, творческий потенциал, межличностные отношения, что в конечном итоге даёт основу для полноценного развития личности и успешности человека в будущем. Дети с ослабленным здоровьем и часто отстающие от сверстников в общем развитии, как никто другой, нуждаются в подобном творческом и эмоциональном “толчке” для более успешного преодоления нарушенных функций организма.Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников Категория: Логопедия Консультация
ОРФ- педагогика..docx
Использование элементов Орф­педагогики в речевом развитии дошкольников Категория: Логопедия Практика убеждает в том, что у большинства детей с нарушением опорно­ двигательного аппарата возникают проблемы с формированием одной из  наиболее сложной организованной психической функции – речи. Речевые  нарушения вызываются, и повреждениями двигательных механизмов речи, и  расстройствами смежных психических функций. Помимо нарушения  звукопроизношения и просодической стороны речи, трудности представляет  выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой  инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно – временным  параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Исходя из этого, на проводимой ежегодно в детском саду МПК выявляется  достаточно большое количество детей, нуждающихся в логопедической  помощи. Так как приоритетным направлением в работе детского сада  является коррекция нарушений опорно­двигательного аппарата, работа  логопеда строится по типу логопункта. Учитывая, что в часть родителей по  какой­либо причине не может, или не желает переводить своего ребенка в  специализированную речевую группу другого ДОУ, для занятий с логопедом  зачисляются воспитанники ДОУ с тяжелыми нарушениями речи: фонетико­ фонематическое недоразвитие речи, ОНР, заикание, алалией. В отличии от  специализированного ДОУ, задача коррекции речи на логопункте является  дополнительной, поэтому в нашем случае, как нигде, очень важна и значима  взаимосвязь и приемственность всех специалистов дошкольного учреждения.  Реализация подхода взаимодействия способствует более высоким темпам  развития речи. Результатом такой работы являются чистая, правильная речь  детей , хорошая подготовка их к школе и как результат, успешное обучение в  дальнейшем. В данной статье будет отражена работа музыкального руководителя в  контексте коррекции речевого развития. Нейропсихологи считают, что музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной  тренировкой клеток мозга и развития связей между ними, потому что вся кора головного мозга активна во время исполнения музыки, а значит и активен весь человек. Занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга. обеспечивая развитие сенсорных. познавательных, мотивационных систем,  ответственных за движение, мышление, память. Нашими музыкальными  руководителями используется опыт музыкально­коррекционной работы,  построенной на синтезе элементов логопедической ритмики и ведущих  принципов музыкально – педагогической концепции К. Орфа. Карл Орф ­это  немецкий композитор, родившийся в конце 19 века. Но несмотря на это его  методика до сих пор считается новаторской. Коротко охарактеризую  принципы данной методики. Сама по себе она не является коррекционной, а  призвана всесторонне развивать личность ребёнка, используя его природную  потребность двигаться, петь, играть, музицировать и желание участвовать во  всех этих видах деятельности одновременно. Именно в этой  полихудожественной деятельности активизируются, раскрываются все сферы  жизнедеятельности ребёнка – его эмоциональность, активность,  индивидуальность, творческий потенциал, межличностные отношения, что в  конечном итоге даёт основу для полноценного развития личности и  успешности человека в будущем. Дети с ослабленным здоровьем и часто  отстающие от сверстников в общем развитии, как никто другой, нуждаются в  подобном творческом и эмоциональном “толчке” для более успешного  преодоления нарушенных функций организма. Ведущими принципами орфовской педагогики являются: 1. Креативность, под которым подразумевается сотворчество, созидание,  доверительное отношение взрослого и ребёнка. 2. Синтез музыки – движения – речи, где ритм является первоосновой,  открывает каждому ребёнку дверку для самореализации и выбора  деятельности по своим способностям, желанию, независимо от музыкальных  данных. 3. Решение проблем личностной адаптации, коммуникативных отношений. 4. Оздоровление. Реализация лечебно – оздоровительного педагогического  действия средствами музыки на организм здоровых и ослабленных детей. Содержание упражнений и методические приёмы, используемые для решения  коррекционных задач, обусловлены целями и задачами логопедической  ритмики Идеи орф­педагогики получили своё современное продолжение в  разработках Татьяны Эдуардовны Тютюнниковай. Её методика, названная  "методикой элементарного музицирования. затрагивает разные стороны  развития ребёнка, в том числе и развитие речи. Используя методы и приёмы  данной программы нашими музыкантами наряду с упражнениями для  развития музыкальности детей, используется ряд дополнительных  упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки,  активизации внимания, воспитания музыкального ритма, ориентировки в  пространстве, развития мышечного чувства. Особое внимание уделяется  речевым играм, которые способствуют развитию фонематического слуха и  внимания, постановке голосового аппарата; ритмические игры с заданиями на  ориентировку в пространстве; упражнения на различение музыкальных звуков  по высоте, на подстройку голосов к определённому музыкальному звуку, а  так же распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на  логопедических занятиях. Упражнения и игры по данной тематике  обязательно включаются в каждое музыкальное занятие. как его  неотъемлемая часть. Все формы работы предполагают личностную активность ребёнка. Основными видами деятельности на занятиях по творческому музицирования  являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных  инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и  сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация. На  некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся  более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический  поход. Первым инструментом человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас. Звучащие жесты (ЗЖ) – это  игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой»,  позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых  других инструментов. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы,  щелчки..и т.д. Музицированию с аккомпанементом звучащих жестов  целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. ЗЖ  являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства  детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения  человека, что очень важно для наших "речевых" детей. Речевые игры (или речевое музицирование) Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К.Орфу. Веё основе лежит  общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего ритма. Речевое музицирование начинается с игр с фонемами, фонемными слогами. Из опыта  многих педагогов известно, что дети с воодушевлением воспринимают  звуковую бессмыслицу. Об этом, в частности, писал К. Чуковский в книге "От двух до пяти", посвящённой формированию и развитию детской речи.  Основным жанром речевого музицирования является речевая пьеса, текст  которой не поётся, ритмично декламируется. В музыкально­речевых пьесах  могут удачно сочетаться речь, звучащие жесты и движение. Предложенный  стихотворный текст дети пробуют ритмизировать по­своему, выразительно  продекламировать, обыгрывая его мимически. Речевые упражнения  незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха.  Ритм, заключённый в словах, фразах, ощущается детьми естественно и  "извлекается" без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые  инструменты и т.п. Особая лёгкость в работе с речевыми играми кроется в поддержке ритма  артикуляционным движением. В качестве подкрепления действуют импульсы, идущие от речевой мускулатуры. Поддерживающую функцию в речевых  упражнениях выполняет и сам текст, помогающий запомнить и удержать  правильный ритм. Помимо развития чувства ритма речевые игры и  упражнения служат также лучшим средством развития интонационного слуха, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Необходимо сказать несколько слов о взаимосвязи речи и движения. Язык жестов, телесно­ пластическая деятельность человека предшествовали речевому языку  исторически. Речь основана на движении, и жест, как особая форма движения, может сопровождать, украшать или заменять речь, способствуя установлению  связи между вербальным и невербальным общением. В заключении хотелось  бы сказать. что для организации такого вида игр совсем не обязательно иметь  специальное музыкальное образование и владение сложными музыкальными  инструментами. И поэтому они могут быть использованы в качестве разминки  или физминутки в ходе групповых занятий, коррекционного часа или в  совместной деятельности.

Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников Категория: Логопедия Консультация

Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников Категория: Логопедия Консультация

Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников Категория: Логопедия Консультация

Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников Категория: Логопедия Консультация

Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников Категория: Логопедия Консультация

Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников Категория: Логопедия Консультация

Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников Категория: Логопедия Консультация

Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников Категория: Логопедия Консультация

Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников Категория: Логопедия Консультация

Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников Категория: Логопедия Консультация
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018