Использование групповых методов работы на уроках в начальных классах.
Оценка 5

Использование групповых методов работы на уроках в начальных классах.

Оценка 5
Семинары
docx
администрации
Взрослым
01.04.2017
Использование групповых методов работы на уроках в начальных классах.
Инновационные принципы и подходы организации учебной деятельности..docx
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Ермолаевская основная общеобразовательная школа» Орловская область, Орловский район Использование групповых методов работы на уроках в начальных классах. Аннотация В статье описан опыт работы учителя начальных классов по использованию групповых   методов   работы.   Рассказывается   об   элементах   групповой методики,   алгоритмах   работы   в   группе,   о   плюсах   группового   обучения,   о рефлексии  групповой работы. Названы некоторые «нельзя» при организации работы в группе. Мосолова Жанна Анатольевна 2015г. 1 Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Ермолаевская основная общеобразовательная школа» Орловская область, Орловский район «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная   задача     развить   собственные   идеи».   помочь   им   раскрыться, ­                                                                                       И.Г.Песталоцци Я,   учитель   начальных   классов,   работаю   по   комплекту   УМК   «Школа   России».   Процесс обучения рассматриваю как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития. Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения (РО), стремится воспитать ученика, умеющего учиться,   стремиться   обучить   детей   умению   спорить,   отстаивать   свое   мнение,   задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование,   которое   в   первую   очередь   связано   с   освоением   формы   учебного сотрудничества».   Психологи   давно   определили,   что   «инкубатором»   самостоятельного мышления,   познавательной   активности   ребенка   является   не   индивидуальная   работа   под руководством   сколь   угодно   чуткого   взрослого,   а   сотрудничество   в   группах   совместно работающих   детей.   Поэтому,   развитие   детей   в   школе   должно   происходить   на   основе современных   технологий   и   методик,   которые   помогут   учащимся   владеть   учебной деятельностью, т.е. уметь учиться («умею учить себя»), развивать познавательные интересы («люблю   учиться»)   и   внутреннюю   мотивацию   («понимаю,   зачем   учусь»),   а   также рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). Думаю,   что   именно   групповая   технология   наиболее   приемлема   при   формировании компетентностей   учащихся,   что   предполагает   новый   стандарт.   Поэтому   приоритетным направлением в своей работе ставлю групповую методику. Группа ­ это собрание людей, включённых в познавательно­координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчинённую общей цели.   Задача   школы   сегодня   –   воспитать   ученика,   умеющего   гибко   адаптироваться   к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков. Групповые   приёмы   работы   формируют   базовые   компетентности:   информационная, коммуникативная, кооперативная, проблемная, рефлексивная Элементы   групповой   работы:   постановка   познавательной   задачи   (проблемной   ситуации); раздача   дидактического   материала;   планирование   работы   в   группе;   индивидуальное выполнение   задания,   обсуждение   результатов;   обсуждение   общего   задания   группы (замечания, дополнения, уточнения); сообщение о результатах работы группы; общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи Алгоритм работы в группе: повторение задания для осознанного понимания, анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи), выдвижение версий всеми   членами   группы,   обоснование   версий,   их   проверка,   исключение   неподходящих, 2 Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Ермолаевская основная общеобразовательная школа» Орловская область, Орловский район совместное   принятие   решения,   анализ   решения,   оформление,   проговаривание   в   группе выступления, представление решения. Однородная   групповая   работа  предполагает   выполнение   небольшими   группами   учащихся одинакового   для   всех   задания.   Дифференцированная  ­   выполнение   различных   заданий разными группами.  Работа в системе РО и использование на уроках групповой работы убедили меня в том, что: возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие,   приобретается   теплота,   человечность;   сплоченность   класса   резко   возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно   оценивают   свои   возможности,   лучше   себя   контролируют;   учащиеся   приобретают навыки,   необходимые   для   жизни   в   обществе:   откровенность,   такт,   умение   строить   свое поведение   с   учетом   позиции   других   людей.   Сама   организация   совместного   обучения предполагает   учебное   взаимодействие   детей,   поэтому     строить     взаимоотношения   не   с каждым учеником в отдельности, а с группой совместно работающих детей и использовать следующие   приёмы:   предлагать   учащимся   такую   работу,   которая   позволяет   общаться; создавать в группе дух единой команды; обеспечивать положительный эмоциональный фон во время работы; стараться   высоко оценивать и поощрять достигнутые ребятами результаты; организовывать самоконтроль и взаимоконтроль учащихся; организовывать работу в группе так, чтобы каждый мог проявить инициативу и ответственность. При   групповых   методах   работы   действуют   следующие   принципы:  взаимного   обогащения, обмена   информацией,   активности   (исчезает   анонимность   деятельности),использования личного   опыта,   взаимопомощи,   взаимоподдержки     и   взаимопонимания,   ответственности   и долга, общего анализа деятельности. Мотивы   включения   в   совместную   учебную   деятельность:   вместе   работать   веселее   и интереснее,   общение,   положительный   настрой,   ведь   практически   все   дети   имеют   опыт коллективных   действий   игровых   или   трудовых,   возможность   научиться   способам взаимодействия   в   обучении   (при   распределении   этапов   работы),   лучшее   запоминание материала, возможность реально видеть, что по каждому действию, задаче и так далее может существовать   не   одна,   а   несколько   точек   зрения,   возможность   сопоставлять,   сравнивать, оспаривать   другие   точки   зрения,   доказывать   свою   правоту,   ребенок   начинает   проверять самого себя, искать другие варианты действия, сопоставлять их между собой.     Существуют   Кооперативное   обучение   ­   это   метод   взаимодействия   учащихся   в   небольших   группах, объединенных для решения общей задачи.  групповой различные методы     работы. Групповая   дискуссия   ­   это   способ   организации   совместной   деятельности   учеников   под руководством   учителя   с   целью   решить   групповые   задачи   или   воздействовать   на   мнения участников в процессе общения Мозговой штурм ­ используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой­либо оценки или обсуждения этих идей. 3 Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Ермолаевская основная общеобразовательная школа» Орловская область, Орловский район Групповой опрос ­ проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. Правила организации групповой работы: говори   спокойно и ясно; говори   только по делу; говори     по очереди; реагируй   жестами и знаками; возражая или соглашаясь, смотри   на говорящего; убедись, что в разговоре участвует каждый; обращайся  к другу по имени.  Существует   много   идей   рассадки   учащихся   для   работы   в   группе. 1.По желанию. Объединение в группы происходит по взаимному выбору.   2.Случайным образом. Группа, формируемая по признаку случайности. 3.По   определенному   признаку. Такой   признак   задается   либо   ведущим,   либо   выбранным участником.    4.По   выбору   «лидера». «Лидер»   в   данном   случае   может   либо   назначаться организатором ,либо   выбираться   игроками.   Формирование   групп   осуществляется   самими «лидерами». 5.По выбору педагога.  В этом случае ведущий создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников   с   близкими   интеллектуальными   возможностями,   со   схожим   темпом   работы,   а может, напротив, создать равные по силе команды.  Плюсы   группового   обучения:     снижение   числа   ошибок   в   тот   период   обучения,   когда индивидуальные   работы   детей   еще   пестрят   ошибками;     удовольствие   партнеров   от совместной работы; психологический комфорт в общении; воспитательное значение; создание творческого   характера   мышления   в   работе;   возможность   решить   любую   ситуацию самостоятельно   либо   при   обращении   к   товарищам;   возможность   добывать   знания самостоятельно;   момент   игры;   возможность   открыто   помогать   друг   другу;   учитель   не доминирует,   а   сотрудничает   или   координирует   деятельность   учащихся;   отсутствуют дисциплинарные нарушения; учащиеся свободно анализируют свои ошибки, осознают границы своего незнания. Основные противопоказания при организации работы в группе Недопустима   пара   из   двух   слабых   учеников:   им   нечем   обмениваться,   кроме   собственной беспомощности. Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: «Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока». Если кто­то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому­то помочь или получить чью­то помощь). 4 Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Ермолаевская основная общеобразовательная школа» Орловская область, Орловский район Вот некоторые «нельзя» при организации работы в группе:  Нельзя   наказывать   детей   лишением   права   участвовать   в   групповой   работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик   имеет   право   найти   себе   нового   товарища   для   работы   на   этом   уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка)  Нельзя занимать совместной работой детей более 10­15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе ­ это может привести к повышению утомляемости.  Нельзя   требовать   абсолютной   тишины   во   время   совместной   работы   дети   должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю.  Целесообразно вводить групповую работу на следующих этапах урока: при закреплении изученного материала (работа в группе помогает ученику мобилизовать свои знания по данной теме, уметь владеть методом взаимопроверки), при объяснении нового материала (ставиться задача, которую дети в группе должны решить), при повторении пройденного (дети работают по схеме – «учусь сам – учу другого»). Рефлексия групповой работы. Рефлексия   групповой   работы,   есть   анализ,   прежде   всего,   действительности   мышления. Обычно   рефлексия   среди   учащихся   становится   возможной   в   случаях   какого­либо затруднения в группе. Это такая ситуация, когда учащиеся понимают, что они не достигли целей   групповой   работы,   и   это   заставляет   их   исследовать   свои   проблемы   и   трудности. Рефлексия должна помочь им справиться с ограниченностью представлений. Например, когда они не могут “прочесть” все условия задачи, не видят их, когда их мышление не готово вместить в себя все мыслительные представления, которые заложены в условие задания, и в силу этого, участники как бы автоматически отсеивают все то, что не понимают или не знают. Рефлексия   должна   обозначить   для   рефлексирующего   границы   знаемого   и   незнаемого, понимаемого   и   непонимаемого.   Рефлексия   одного   из   участников   группы   заставляет одновременно и других участников проводить границы своих представлений. Как только кто­ то скажет: “я делал так, потому, что считал, что …” ­ в этот  момент другие участники рефлексии смогут начать смотреть на себя и думать: “А я считаю так же или иначе?”. Именно поэтому рефлексия может использоваться не только для преодоления препятствий в работе учащихся, но и для их обучения. Из выше изложенного можно сделать следующие выводы: ­   вне   всякого   сомнения,   групповые   формы   работы   являются   одним   из   средств   развития мышления учащихся; ­ систематическое использование данной технологии обучения в сотрудничестве имеет свои преимущества: 1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. А при работе в малых группах, при совместной деятельности, ученики 5 Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Ермолаевская основная общеобразовательная школа» Орловская область, Орловский район выясняют друг у друга все, что им непонятно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю. 2.   Учащиеся   учатся   сами   видеть   проблемы   окружающего   мира   и   находить   способы   их решения. 3. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний данных в учебнике, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях. 4.   У   учащихся   формируется   собственная   точка   зрения,   они   учатся   ее   аргументировать, отстаивать свое мнение. 5. Ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания. 6.   Ребята   учатся   общаться   между   собой,   с   учителями,   овладевать   коммуникативными умениями. 7. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Всё   это   развивает   такие   свойства   мышления,   как:   систематизация,   обобщение, классификация,  аналогии,  анализ, абстрагирование. Как возможно проявление рефлексивных способностей? Рождение рефлексии – это чудо. Ей невозможно научить: взрослый не может показать как он рефлексирует. Можно лишь создать условия, при которых рефлексивная вспышка в сознании ребенка возникает с наибольшей вероятностью. В   период   формирования   рефлексии,   когда   действия   ребенка   еще   далеки   от самостоятельности, несовершенный, невзрослый партнер по рефлексивному взаимодействию приносит гораздо больше пользы, чем партнер взрослый, совершенный. Наиболее эффективной является групповая работа, в которую учитель вмешивается лишь по запросу группы. Итак,   взаимодействие   со   сверстниками   способствует   развитию   у   младших   школьников рефлексии.   А   фактором,   повлиявшим   на   формирование   более   рефлексивной   самооценки, является   учебное   взаимодействие   со   сверстниками   (групповая   работа).   Сверстник, несовершенный партнер по учебному взаимодействию, необходим ребенку для рефлексивного совершенствования   во   всех   сферах   –   и   в   личностной,   и   в   интеллектуальной,   и   для формирования рефлексивных операций. Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы: 1 этап – анализ своего настроения и анализ своих успехов 2 этап – ежедневный самоанализ (ведение рефлексивного дневника) 3 этап – анализ работы одноклассников 4 этап – анализ работы группы как своей, так и других. 6 Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Ермолаевская основная общеобразовательная школа» Орловская область, Орловский район Одним из главных условий качественной работы группы является наличие взаимопонимания между членами группы, умение разрешать конфликты и вести грамотный, культурный диалог. 1 этап ­ учимся слушать друг друга и    высказывать свою точку зрения, мнение по любому поводу.  2 этап – учимся вести диалог и учимся аргументировать свою версию.  3 этап – учимся задавать вопросы и учимся давать контраргументы. 4 этап – учимся разрешать конфликты и совершенствовать умения вести диалог. Критерии   групповой   работы:   тихо   –   шумно,     дружно   (нет   ссор),   правильный   ответ, активность,   выбор   ролей,   слушание,   интересно,   спор  я­я,  понимание   задания,   нет повторяющихся мыслей, все ли работали. Роли в группе: чтец читает вслух; секретарь ­ записывает что­то от лица группы; докладчик ­ у доски рассказывает, что решила группа; хронометрист следит за временем. Критерии оценивания: справились полностью или частично; справились самостоятельно или потребовалась помощь (учитель, карточки)    Групповая технология даёт каждому ребёнку: эмоциональную поддержку, без  которой у робких   и   слабых   детей   развивается   школьная   тревожность,   а   у   лидеров   искажается становление   характера,   возможность   самоутвердиться,     учителю   дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения. Результаты работы по данной технологии: высокие результаты обученности и качества знаний в классах, а также готовность ребёнка к взаимодействию с окружающим миром, способность работать  с  информацией  разного типа,  желание  и  умение  проявлять  самостоятельность  и инициативу, способность использовать средства речи для получения и передачи информации, умение   участвовать   в   диалоге,   способность   осуществлять   контроль   и   оценку   своей деятельности, способность переводить практическую задачу в учебную, способность решать учебную задачу творчески, желание и умение отказаться от образца, обоснованное желание учиться.      7

Использование групповых методов работы на уроках в начальных классах.

Использование групповых методов работы на уроках в начальных классах.

Использование групповых методов работы на уроках в начальных классах.

Использование групповых методов работы на уроках в начальных классах.

Использование групповых методов работы на уроках в начальных классах.

Использование групповых методов работы на уроках в начальных классах.

Использование групповых методов работы на уроках в начальных классах.

Использование групповых методов работы на уроках в начальных классах.

Использование групповых методов работы на уроках в начальных классах.

Использование групповых методов работы на уроках в начальных классах.

Использование групповых методов работы на уроках в начальных классах.

Использование групповых методов работы на уроках в начальных классах.

Использование групповых методов работы на уроках в начальных классах.

Использование групповых методов работы на уроках в начальных классах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017