Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье.
Оценка 4.9

Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье.

Оценка 4.9
Работа с родителями
doc
родителям
Детсад
05.06.2017
Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, не правильная, с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений и семьи в экологическом воспитании детей, а так же правильный подбор художественной литературы в этом направлении.
Использование художественной литературы.doc
Ходарева Л.В., воспитатель ЦРР – д/с «Жаворонок» город Нерюнгри Республика Саха Якутия Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье. В   наше   время   проблемы   экологического   воспитания   вышли   на   первый план,   и   им   уделяют   все   больше   внимания.   Почему   эти   проблемы   стали актуальными?   Причина   –   в   деятельности   человека   в   природе,   часто безграмотная, не правильная, с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда­то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений и семьи в экологическом воспитании детей, а так же правильный подбор художественной литературы в этом направлении. Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание   в   частности   должны   опираться   на   систему   знаний,   которая включает   элементарные   сведения   о   биосфере   (живая   природа:   растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать   знания   о   человеке,   как   части   природы,   как   о   самом   разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Поэты, писатели, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы   нависла   над   человечеством.   Сохранение   природы   стало жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех. В последствии   возникает   желание   охранять   природу   от     неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение.   Начинать   нужно   с   самых   маленьких.   Именно   в   дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее существенно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами   и  загадками,  заставляет   остановиться,  присмотреться,  задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, любовь к Отечеству. «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель   Михаил   Пришвин.   Чтобы   воспитать   детей   экологически грамотными, литературу, использовать разные формы работы по экологическому   необходимо   подобрать   подходящую   художественную воспитанию,   анализировать   поведение   детей   в   общении   с   природой, задумываться об охране природы. Давайте с вами обсудим следующую ситуацию: гуляя в парке вместе с ребенком,  вы   видите  стаю   голубей.  Ребенок   бежит   радостный   и  разгоняет птиц. Каково ваше отношение к этому? Как вы считаете, в данной ситуации следует поощрять действие ребенка или же у вас возникают другие чувства? Как вы поступите? Какие   нравственные   качества   будут   формироваться   у   ребенка   в результате поощрения его действий? Давайте   посмотрим   с   точки   зрения   отношения   ребенка   к   природным объектам,   что   получается,   если   ребенок   может   разгонять   птиц   и   ему   это доставляет  удовольствие. В  этом  случае  он  действует   с позиции   силы,  он сильнее   их,   и   мы   поощряем   его   действия.   У   ребенка   формируется представление о самом себе: с тем, кто слабее, я справлюсь. Таким образом, маленький ребенок сильнее бабочек, кузнечиков, он может их ловить, топтать. Пока неосознанно, но под вашим влиянием это закрепляется и становится нормой поведения в природе, а в дальнейшем это может стать нормой жизни. Недоброжелательное отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям. Не кажется ли Вам, что здесь прямой перенос на взрослого (внук сильнее бабушки). И вот здесь можно привести пример из книги Б. Рябинина «О любви к живому»:  «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие, но ведь он развлекается, пугая. Ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают   крыльями   и   улетают,   что   его   боятся,   и   вот   тут   –   то,     как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла». Давайте вместе с вами подумаем, если ребенок маленький, 2 – 3 года, то делает   он   это   от   незнания,   как   поступить.   Но   если   так   делает   старший дошкольник, то это уже хуже. Что предложить ребенку в данной ситуации? Можно   предложить   понаблюдать   за   птицами,   что   они   делают,   чем занимаются, как они общаются, чем питаются, показать ребенку, что у птиц своя жизнь, они живые существа и не следует им мешать. Нужно учить детей не мешать живым существам, а оберегать их. И тогда, прежде чем бежать и разгонять   стаю,   ребенок   задумается   –   а   надо   ли   им   мешать.  Наша   задача заинтересовать   ребят   жизнью   других   живых   существ   и   поддержать   этот интерес. Были   ли   у   вас   какие­то   ситуации,   связанные   с   природой?   Как   вы действовали в данных случаях? 1ситуация (для ребенка) Вы гуляете с мамой. И вдруг увидели впереди себя стайку голубей.  Как быть? (Побежать и разогнать; наблюдать за ними; осторожно пройти мимо, чтобы не помешать им.) 2ситуация (для родителей) На ваших глазах малыш побежал к стае голубей и разогнал их. Дайте оценку этому поступку. Как бы вы поступили? Что вы делаете, когда встречаете птиц? Чем вы кормите птиц? Знаете ли вы, чем нельзя кормить птиц зимой? Надо ли помогать птицам? Как? (Вывешивать скворечники, подкармливать зимой, не мешать птицам, не шуметь в лесу, не трогать гнезда.) Неправильные   поступки   детей   в   природе   часто   связаны   с   отсутствием достаточного   количества   знаний   у   детей.   Чем   мы   в   семье   можем   помочь детям? Конечно, можем что­то рассказать им из своего опыта, так как  сами имеем знания о природе. Но дело в том, что не всегда мы можем правильно, в доступной форме сообщать эти знания детям. И верным нашим помощником, в данном случае, являются книги. Как вы покупаете книги своему ребенку? На   что   обращаете   внимание?   (   На   содержание,   на   иллюстрации,   на отсутствие данной книги в вашей библиотеке, просто так покупаете.)       Как  вы читаете книги? (Читаю сразу с листа, сначала сам знакомлюсь с содержанием,   или   рассматриваю   с   ребенком   иллюстрации.)   Конечно, желательно, чтобы взрослые сначала сами познакомились с содержанием, а лишь потом читали ребенку. Надо   ли   учитывать   возраст   детей   при   чтении     литературы?   (Возраст учитывать надо и стараться не читать малышам историй страшных, которые могут их огорчить, с плохим концом.) Вы, наверное, обратили внимание на то, что наши поэты, писатели очень нежно описывают и комара,   и мошку, и жучка. Делают они это правильно. Необходимо, чтобы с ранних лет малыша окружали добро и ласка, чтобы у него   возникло   желание   любоваться   всем   живым   и   беречь   его   –   все   это красиво,  прекрасно. А в дальнейшем произойдет перенос такого поведения на взаимоотношения с людьми, которые окружают ребенка. Часто ли вы читаете книги вместе с ребенком? В  какое время читаете? (Как  попросит ребенок; перед сном; в свободную минутку.) Какие книги о природе есть в вашей семье для чтения детям? Обсуждаете ли вы   произведения  вместе с ребенком? Нужно ли это делать? Не пробовали ли вы после чтения книг о природе проводить с детьми на прогулке игры. (Например, кто живет в траве, кто в воде, кто может жить в кустах…) Как вы считаете, нужно это делать, дает это пользу детям? Приходилось   ли   вам   в   жизни   встречаться   с   аналогичной   ситуацией, которую вы читали ранее в книгах? Как вы считаете, оказывает ли  литература влияние на поведение ребенка? Меняется   ли   отношение   детей   к   окружающей   природе   после   чтения, бесед? Итак, что необходимо родителям, прежде чем читать: Во­первых, самим познакомиться с содержанием. Во­вторых, учитывать возраст ребенка. В­третьих, постараться выбрать время, чтобы при чтении не спешить, не отвлекаться на посторонние дела. В­четвертых,  обговорить   прочитанное,   задать   ребенку   2­3   вопроса, выяснить, понял ли он содержание, как он относится к поступкам героев. И наконец,  можно рассмотреть иллюстрации, но не самим рассказывать, а предложить ребенку. Можно так же вместе с детьми смотреть телепередачи «Спокойной ночи, малыши», «В мире животных». Но здесь важно не забывать о   том,   что   должно   обязательно   присутствовать   обсуждение     того,   что просмотрели (выясняем, как дети поняли, что запомнили, на что обратили внимание).   Хорошо   иметь   дома   подборку   открыток   с   природоведческим содержанием, кассет, дисков, видеофильмов, слайдов. Вы все знаете, что ребят интересует многое, не всегда мы можем ответить на   их   вопросы.   Поэтому   будет   очень   хорошо,   если   в   вашем   доме,   кроме детской литературы о природе, будет подборка литературы для взрослых. Но при этом не забывайте о том, что нет необходимости сразу отвечать на все вопросы ребенка. Есть такие ситуации, где мы должны ребенку предложить самостоятельно понаблюдать и сделать вывод, получить ответ на свой вопрос. И,   наконец,   никакие   книги,   никакие   разговоры   не   помогут,   если   мы   сами будем   негативно   относиться   к   животным   и   растениям,   если   мы   не   будем поддерживать у детей интерес к природе, не будем учить детей любоваться ее красотами,   если   не   будем   практической   деятельностью   оказывать   помощь природе.   Важно   сделать   так,  чтобы   встреча   с  природой   доставляла   детям удовольствие, а использование художественной литературы помогало  глубже понять природу и беречь ее.   Примечания 1.Анисимов С.Ф.Мораль и поведение.­ М.: Мысль, 1985.­ 155с. 2.Кухарчук А. М., Широкова А.Б. Взрослый мир детства. – Минск: Нар. асвета, 1981. ­128 с.

Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье.

Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье.

Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье.

Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье.

Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье.

Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье.

Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье.

Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье.

Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье.

Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2017