Использование игровых технологий с целью формирования детского коллектива в условиях группы продленного дня
Оценка 4.8

Использование игровых технологий с целью формирования детского коллектива в условиях группы продленного дня

Оценка 4.8
Игры +3
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
19.02.2018
Использование игровых технологий с целью формирования детского коллектива в условиях группы продленного дня
Какие и как использовать игровые технологии с целью формирования детского коллектива в условиях группы продленного дня - об этом рассказано в докладе на методическом объединении педагогов - дефектологов. Доклад будет интересен не только педагогам продленного дня, но и педагогам начальной школы.Доклад в формате.docx
Использование игровых технологий в условиях ГПД.docx
Доклад на педсовет: «Использование игровых технологий с целью формирования детского коллектива в условиях группы продленного дня» Воспитатель Тарновская Елена Борисовна 2017­2018 учебный год 1 Создание сплоченного коллектива в группе продленного дня, его развитие и  совершенствование являются одним из важнейших задач деятельности воспитателя на  протяжении всех лет его работы с данным составом учащихся.  Из всего многообразия задач, решаемых воспитателем группы продленного дня, можно  вычленить наиболее долговременные, являющиеся стержневым в деле организации и  сплочения коллектива группы и осуществляющиеся в тесном единстве: во­первых, воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников, без  чего немыслима вообще никакая успешная учебная и воспитательная работа; во­вторых, организация многообразной учебной и общественно полезной, творческой  деятельности учащихся, направленной на всестороннее развитие каждой формирующейся  личности; в­третьих, формирование гражданских и организаторских качеств школьников, развитие их самостоятельности и инициативы, индивидуальных склонностей и интересов. Эти задачи,  имеют первостепенную важность и составляют основу работы воспитателя группы  продленного дня школы с детским коллективом и личностью отдельного ученика. Понятие коллектива А.С. Макаренко выделял следующие признаки и другие очень важные особенности  коллективизма: сплоченность, взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу, взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование. Формирование коллектива ­ это, безусловно, педагогически управляемый процесс,  эффективность которого во многом зависит от того, в какой мере исследованы  закономерности его развития, насколько правильно воспитатель группы продленного дня  диагностирует ситуацию и выбирает наиболее эффективные формы и методы  педагогического воздействия. Для каждого ребёнка важно находиться в коллективе,  который будет благоприятно воздействовать на него, и развивать его, как личность. Но для  этого необходимо учитывать особенности школьника.  «Игра – эффективное средство формирования и сплочения коллектива» 2 Игра – самостоятельная форма деятельности людей, имитирующих те или иные  практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса.  Советский психолог Лев Семенович Выготский полагал, что игра вырастает из  противоречий между социальными  потребностями и практическими возможностями  ребёнка, и видел в ней ведущее средство развития его сознания.  Игра – явление многогранное, это одно из эффективных средств в деле становления  личности, формирования и сплочения детского коллектива. Игра не только вид  деятельности, но и способ эмоционального самовыражения, форма общения. Важно то, что  игра представляет собой не только метод активного обучения, но и форму познавательной  деятельности детей. Игровая деятельность детей – наиболее привлекательный способ  познания окружающего мира,  чрезвычайно значимый в детском возрасте. Так появляется новый уровень познавательной деятельности – совместное творчество  воспитанников, которое позволяет не только освоить способы решения проблем  межличностных отношений. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет  зависеть успешность его социальной  практике. В психолого­педагогической науке проблема игры рассматривалась неоднократно.  Существует множество подходов к понятию игры. Игра представляет собой вид  деятельности в определенных условиях, а способ организации этой деятельности – это технология игры (игровая технология). В игровой технологии выделяют следующие компоненты: Компонент игровой технологии: Структурные элементы игры: Мотивационный Установочный элемент игровая ситуация Ориентационно ­ целевой Задачи игры Содержательно­операционный Правило игры, игровые действия Ценностно­волевой Игровые состояния Оценочный Результат игры Виды игр на сплочение детского коллектива  многообразны.   Игра ­ важное средство воспитания. При работе в группе продлённого дня для воспитателя является одной из главных задач ­ забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения  учебных заданий заполнялись разумно, интересно, и сплачивали детский коллектив. Игра — особая, суверенная сфера жизни ребёнка, которая компенсирует ему все  ограничения и запреты, становясь педагогическим полигоном подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье,  3 разносторонность воспитания ребёнка. Игра одновременно — развивающая деятельность,  принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности,  самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с товарищами. Вместе с  тем, как полагал когда­то А.С.Макаренко, создать некий идеальный комплекс игр,  идеальную модель игры, которые можно было бы рекомендовать всем детским  учреждениям, детским коллективам разного типа, детям разных возрастов и на все  времена, невозможно. Игра стихийна. Она вечно обновляется, изменяется,  модернизируется. Каждое время рождает свои игры на современные и актуальные сюжеты,  которые интересны детям по­разному. Игры учат детей осмыслению сложностей,  противоречий, сложностей жизни, учат, не уступая им, видеть светлое и радостное,  подниматься над неурядицами, жить с пользой. Игра — реальная и вечная ценность  культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с  трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондентом. В современной педагогической литературе педагогами Элькониным Д.В. и Пидкасистым  П.И. изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Остановлюсь  лишь на некоторых.  Различают следующие классификации педагогических игр:  ­по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные,  психологические);  ­по характеру педагогического процесса (обучающие, познавательные, тренировочные,  контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие,  коммуникативные и др.);  ­по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);  ­по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и  др.).  Основные принципы игровых технологий: ­природо – и культуросообразность;  ­умение моделировать, драматизировать;  ­свобода деятельности;  ­толерантность;  ­равноправие.  Цели образования игровых технологий обширны:  ­дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие  определенных умений и навыков;  ­воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности,  коммуникативности;  4 ­развивающие: развитие качеств и структур личности;  ­социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.  Таким образом, рассматривая разные подходы к классификации игр, необходимо уяснить,  что игра – это не только детская деятельность или деловая игра. Она носит возвратно­ перманентный характер и явно выражена в поведении большинства взрослых людей.  Игровые формы, применяемые воспитателями в ГПД разнообразны:  Игры реализуются через формы обучения: КВН, Поле чудес, занятие ­ игра, игра­ путешествие, игра­соревнование, игра­викторина «Что? Где? Когда?» Дети в группе продленного дня и рисуют, лепят, работают с бумагой, пластилином. Играют в лего, шахматы, шашки, лото, мягкие игрушки и т.д. На улице играют в большое  количество самых разнообразных игр. В современных условиях чрезвычайно важна задача  воспитателя группы продленного дня: добиться того, чтобы дети выросли не только  сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными,  думающими, способными на творческий подход к делу.  Малоподвижные игры. К ним относятся: настольные, предметные, тренинговые,  интеллектуально­познавательные, сюжетные, ролевые, творческие конкурсы, игры со  словами .  В играх ­ путешествиях обогащается словесный запас, развивается речь, активизируется  внимание детей, расширяется кругозор, развивается творческая фантазия, воспитываются  нравственные качества. И главное ­ огромный эффект: ни одного скучающего на! Всем  интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизма  знания.   Настольные игры предназначены как для одного ­ двух игроков, так и для небольших  групп. Это различные головоломки, карточками и т.д. Большим подспорьем могут служить картинки, рисунки, иллюстрации. Они обогащают детей новыми знаниями, развивают  зрительную память, внимание, творчество.  Вот несколько вариантов, как играть с иллюстрациями и картинками.  «Собери мозаику». Воспитатель предлагает участникам собрать из различных частей  целую картинку. «Угадай картинку по фрагменту». «Выбери необходимую карточку  из прочих». Рассмотрев несколько картинок, отгадать ее название по одному фрагменту  (животные, цветы) «Найди различия». Участникам предлагаются на первый взгляд  одинаковые картинки. Необходимо найти 20 различий. Тренинговые  игры. Тренинговые игры направлены на решение нескольких задач: – способствуют знакомству и сплочению детей в коллективе; – создают адекватный эмоциональный фон общения, доверительность и  доброжелательность в отношениях;  5 – развивают важные качества личности детей – умение понять состояние другого, самому  выразить ту или иную эмоцию; наблюдательность, внимание, воображение, интуицию.  Использование таких игр занимает немного времени, минимум подготовки, причем они  могут проводиться не в специально отведенное время, а когда удобно и целесообразно с  точки зрения педагога. Приведу несколько примеров.  Игра­знакомство «Снежный ком». Дети садятся в круг. Первый ребенок называет свое  имя, второй называет имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое и т.д. Игру  можно усложнить, когда дети уже знакомы: к имени можно добавить какое­то качество  (Вася – веселый, Дима – добрый) или предмет (Вова – велосипед, Наташа – ножницы)  «Прогноз». Группа делится на две команды. Каждая команда получает 4 листка бумаги с  надписями: «ссора», «грусть», «дружба», «счастье». Им нужно сделать на каждом листке  небольшой рисунок, «изображающий» с их точки зрения это слово. Другая команда должна предположить (сделать прогноз), что изображено на этих рисунках. Творческие конкурсы. Творческие конкурсы помогают в решении таких задач, как  развитие нестандартного, нешаблонного мышления, заставят фантазировать, изобретать,  преодолевать штампы и стереотипы, помогут формировать Человека Творческого.   Игра­соревнование: Игра­соревнование позволяет педагогу в зависимости от содержания  материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы  учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед  другими видами дидактических игр. Сюжетная (ролевая) игра ­ «Сказки по комическим рисункам». (Прием сказкотерапии).  Игры со словами. Наша речь состоит из множества слов, и с каждым из них можно  поиграть. Разновидностей игр со словами очень много: это и всем известные «Города», и  «Первая ­ последняя буква», различные кроссворды, ребусы. Хороший потенциал для игр  со словами заложен в устном народном творчестве: можно придумать множество вариантов использования пословиц, поговорок, загадок, скороговорок. Например – «Узнай пословицу  по рисунку», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку».   При использовании игры, как дидактического средства в приобретении и формировании  определенных умений и навыков, игровые методы обучения помогут раскрыть содержание  в доступной и занимательной форме, сформировать умственные действия; игра поможет  ребенку лучше познать себя и окружающий мир; игра развивает ребенка физически, т.к. он  осуществляет разнообразные движения, освобождает от избытка энергии; игра имеет  особое значение для развития произвольного поведения и психического развития; игра  важна как школа морали, как переход на новый период развития.  Игра во взаимосвязях и на основе сотрудничества и сотворчества,  выполняет  следующие функции: Коммуникативная (создание и развитие детского коллектива, освоение сферы общения). 6 Релаксационная (снятие эмоционального напряжения, развитие эмоциональной сферы). Развивающая (развитие интеллектуальных качеств личности). Воспитывающая (развитие духовно – нравственного здоровья личности, тренинговые  формы воспитания). Познавательная (получение новых знаний, умений, навыков). Функции  педагога  в играх: Инструктивная Оценочная Тренерская Руководящая  В условиях занимательной игры дети получают навыки групповой работы, то есть  происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее  настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе. Однако игра не должна восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения,  так как это разрушило бы ее сущность. Планируя игровую деятельность, воспитатель  должен четко осознавать, на формирование каких навыков и умений должна быть  направлена игра и какие способности детей она должна развивать. Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей  воспитатели используют для того, чтобы сделать пребывание детей в ГПД более  интересным и содержательным. Причем, педагоги проводят такие занятия регулярно, а не  от случая к случаю, когда нечем занять заскучавших ребят. Условия, необходимые для организации в школе систематической работы по развитию  познавательных интересов и способностей, развитию коллективизма, очень трудно  обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. У воспитателей ГПД  возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа,  клубные часы, время самоподготовки. У воспитателей, особенно в разновозрастных группах, нередко возникают трудности из­за  того, что учащиеся заканчивают самоподготовку в разное время. Младшие школьники, как  правило, не могут ждать, пока старшие выполнят задания. Они не могут, да и не должны,  сидеть в это время тихо и неподвижно. Чем их занять? Какое предложить занятие, чтобы и  им было интересно, и другим не мешали? Эта же проблема возникает и в группе с  одновозрастным составом учащихся, так как дети одного возраста также затрачивают на  самоподготовку разное время. Огромна и незаменима здесь роль развивающих  занимательных игр и упражнений, которые способствуют сознательному и более прочному  усвоению знаний и отработке определенных навыков, предусмотренных современными  учебными программами. 7 Заключение В организации воспитательного процесса игровые технологии занимают одно из ведущих  мест. Ее использование положительно влияет на процесс и результат воспитательной  работы. В заключении хочется еще раз напомнить об основных требованиях к любой игре: игра  должна способствовать сплочению коллектива; игра должна иметь познавательное  значение; активизировать мыслительную деятельность участников; создавать условия для  детского творчества. Игра должна исключать даже малейшую возможность риска,  угрожающего здоровью детей. Модернизируйте известные игры, изобретайте новые.  Отбирайте, составляйте свою «рецептуру». Помните о том, что это полезно, значимо,  интересно детям. Это должно быть жизнью, а не игрою в жизнь Воспитательное значение игры очень велико. Ее использование в воспитании учащихся  помогает воспитателю группы продленного дня в решении ряда педагогических задач. Игра способствует формированию дружного детского коллектива; самостоятельности  учащихся; развитию социальной культурной компетенции личности; освоению социально­ культурного опыта. При использовании игровых технологий важно учитывать возрастные особенности  учащихся. Выявлены особенности старшего школьного возраста, а именно: повышенная  критичность в оценке; склонность к максимализму; энергичность; настойчивость;  прямолинейность в суждениях; склонность к проявлению заботы, осознанию своей  «нужности». Поэтому особенностью игры в старшем школьном возрасте является «ее эмоциональная  окрашенность, что во многом предопределяет результат игры». Необходимо  способствовать самоопределению старшеклассников, следуя правилу: «Каждому –  конкретное дело», «Каждому – дело по душе». Особенностью использования игровых технологий в старшем школьном возрасте является  нацеленность на формирование самостоятельной личности, готовой к жизни в современном обществе. Стратегия и тактика воспитания на данном возрастном этапе должна быть  направлена на помощь учащимся в освоении социокультурного опыта и свободном  самоопределении в социальном окружении, формировании своего внутреннего мира,  гражданской позиции и мировоззрения. В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, те есть происходит  развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее настроение, что  немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе. Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей  8 воспитатели используют для того, чтобы сделать пребывание детей в ГПД более  интересным и содержательным. Ребята играют на прогулке, во время самоподготовки, при  проведении клубных часов, во время праздничных представлений, экскурсий и конечно  свободного времени. Однако игра не должна восприниматься детьми как процесс  преднамеренного обучения, так как это разрушило бы ее сущность.  Планируя игровую деятельность игровую деятельность, воспитатель должен четко  осознавать, на формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и  какие способности детей она должна развивать. Причем мудрые педагоги проводят такие  игровые занятия регулярно, а не от случая к случаю, когда нечем занять заскучавших  детей. Человек играет только тогда, когда он – человек в полном смысле этого слова, и он бывает  вполне человек, только когда играет. Фридрих Шиллер. 9

Использование игровых технологий с целью формирования детского коллектива в условиях группы продленного дня

Использование игровых технологий с целью формирования детского коллектива в условиях группы продленного дня

Использование игровых технологий с целью формирования детского коллектива в условиях группы продленного дня

Использование игровых технологий с целью формирования детского коллектива в условиях группы продленного дня

Использование игровых технологий с целью формирования детского коллектива в условиях группы продленного дня

Использование игровых технологий с целью формирования детского коллектива в условиях группы продленного дня

Использование игровых технологий с целью формирования детского коллектива в условиях группы продленного дня

Использование игровых технологий с целью формирования детского коллектива в условиях группы продленного дня

Использование игровых технологий с целью формирования детского коллектива в условиях группы продленного дня

Использование игровых технологий с целью формирования детского коллектива в условиях группы продленного дня

Использование игровых технологий с целью формирования детского коллектива в условиях группы продленного дня

Использование игровых технологий с целью формирования детского коллектива в условиях группы продленного дня

Использование игровых технологий с целью формирования детского коллектива в условиях группы продленного дня

Использование игровых технологий с целью формирования детского коллектива в условиях группы продленного дня

Использование игровых технологий с целью формирования детского коллектива в условиях группы продленного дня

Использование игровых технологий с целью формирования детского коллектива в условиях группы продленного дня

Использование игровых технологий с целью формирования детского коллектива в условиях группы продленного дня

Использование игровых технологий с целью формирования детского коллектива в условиях группы продленного дня
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018