Использование ИКТ на уроках химии
Оценка 4.9

Использование ИКТ на уроках химии

Оценка 4.9
Педсоветы +1
doc
химия
9 кл—11 кл +1
14.06.2017
Использование ИКТ на уроках химии
Проникновение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс качественно изменяет облик учебной среды образовательного учреждения и требует ее дальнейшей модернизации. Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.
Использование ИКТ на уроках химии.doc
Использование ИКТ на уроках химии   компьютерные   обучающие   системы, Двадцать   первый   век   по   праву   считают   веком   новых информационных технологий, играющих исключительно важную роль в современном образовании. Информационные технологии включают в себя:   устройства   для преобразования информации различных видов, средства на базе сис­ тем мультимедиа, машинной графики,   разнообразные   программные комплексы,   Интернет.   Проникновение   новых   информационных технологий в учебно­воспитательный процесс качественно изменяет облик   учебной   среды  образовательного   учреждения   и   требует   ее дальнейшей   модернизации.   Эта   модернизация   связана   с   задачами современной   реформы   образования,   нацеленной,   прежде  всего   на создание личностно­ориентированной образовательной системы. Такая система предполагает создание благоприятных условий не только для коллективных   занятий,   но  и   для   самостоятельной   работы   каждого учащегося  в   удобном   для  себя   темпе.   При   этом   предоставляется возможность   для   проявления   творческих  способностей   учащихся, развивается познавательный интерес ребят к учебе. Как показал анализ, компьютеризация химии осуществляется по нескольким основным направлениям: компьютерный контроль знаний, разработка химических игр, развитие обучающих программ различного типа,   создание   мультимедиа   средств   обучения   для   проведения эксперимента   и   т.п.   Развитие   этих   направлений   было   обусловлено особенностями химии как учебного предмета и ее методики. Известно, что использование информационных технологий может дать большой педагогический   эффект   при   грамотной   организации   учебного процесса.   Использование   компьютера   открывает   возможности   для организации проблемного обучения, развивает творческое мышление учащихся,   формирует   исследовательские   и   практические   умения   у ребят,   создает   устойчивую   положительную   мотивацию   изучения предмета и т.п. Внедрение   информационных   технологий   в   процесс  обучения химии предусматривает  формирование своеобразной технологической цепочки,   в   которой   гармонично   связаны   все   ее   традиционные компоненты: цели, содержание, способы деятельности, организационные формы и средства для достижения ожидаемых результатов.  В результате своей жизнедеятельности человечество с каждым днем   накапливает   все   больше   и   больше   информации.   Поэтому активное   внедрение   компьютерной   поддержки   уроков   химии   было направлено   на   повышение   эффективности   учебно­воспитательного процесса в нашем лицее. Компьютеры, являясь одним из современных видов ТСО, имеют довольно широкий круг возможностей.  Использование  компьютера Для обучения Для контроля знаний как репетитор работа с тестовыми  заданиями   как тренажер                                                                         для моделирования  ситуаций для проведения  экспериментов Внедрение   новых   информационных   технологий   в   практику как справочник работы   учебного   заведения   –   процесс   трудоемкий   и   сложный, требующий   творческого   сотрудничества   педколлектива   и администрации   учебного   заведения.   Поэтому   для   преодоления трудностей   освоения   информационных   технологий   я   выделила   для себя следующие этапы: 1. 2. изучение   литературных   источников   по   инновационным технологиям посещение   курсов   повышения   квалификации   с   целью овладения основами    компьютерной грамотности 2 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. совершенствование   навыков   работы,   используя   помощь опытных пользователей и изучая справочную литературу оформление   учебно­планирующей   документации   в электронном виде создание электронного банка дидактического  материала  и методических разработок организация   сотрудничества   с   периодическими   изданиями по   распространению   собственного   опыта,   используя электронную почту работа в Интернет с целью получения новой оперативной информации создание и организация презентаций разработка   и   внедрение   обучающих   программ   в   курсе обучения химии 10. анализ   эффективности   применения   инноваций   на   базе нашего учебного заведения   В   настоящее   время   эти   намеченные   этапы   уже   пройдены, поэтому   более   подробно   я   остановлюсь   на   рассказе   о   создании   и проведении компьютерных презентаций. Компьютерные   презентации  –   это   эффективный   метод представления и изучения любого материала, представляющий собой логически   связанную   последовательность   слайдов,   объединенную одной тематикой и общими принципами оформления. Применение во время   уроков   слайдов   (программа   Роwеr   Роint)   обеспечило   дина­ мичность, наглядность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными методами. При подготовке компьютерных презентаций мною использовался материал учебника, дополнительная литература, обучающие компакт­диски и информация сети Интернет. Следует   отметить,   что   при   представлении   материала   в графиках,   картинках,   таблицах,   тезисах,   виртуальных   моделях 3 включаются   механизмы   не   только   звуковой,   но   и   зрительной   и ассоциативной памяти. Возможность вставлять в презентации любые объекты   сделали   их   особенно   привлекательными   при   изучении сложных тем, если необходимо показать модели (молекулы, строение атома,   строение   кристаллических   решеток),   процессы   (механизмы реакций, ход реакций, растворение веществ, явление гибридизации и т.д.).   Например,   на   первых   этапах   изучения   органической   химии трудность   представляет   восприятие   пространственного   строения молекул. Так как рисунки в учебнике ­ плоские, то пространственный образ приходится додумывать и воображать. В случае использования компьютерных технологий любой объект может быть представлен не только в строго определенной, зафиксированной форме на плоскости, его можно перемещать в пространстве и рассматривать под разными углами. На   слайдах   можно   размещать   необходимые   формулы, уравнения   реакций,   схемы   химических   опытов   в   соответствии   с последовательностью изучения материала на уроке. Очень важно, что слайды   легко   редактировать,   поэтому   в   дальнейшем   в   целях своевременного   устранения   пробелов   в   знаниях   и   закрепления наиболее   важных   вопросов   темы   на   последнем   слайде   планируется помещать контрольные вопросы. Если же учащиеся не смогут ответить на какой­либо вопрос, то, используя гиперссылку, можно возвращаться на   тот   слайд,   где   есть   сведения   для   правильного   ответа.   Таким образом, будет осуществляться повторение материала,  оказавшегося трудным для учащихся. Использование компьютерных презентаций на уроках позволило сделать   преподавание   химии   содержательнее,   интереснее, эмоциональнее,   нагляднее,   эффективнее.   Презентация   органично вписывается   в   структуру   комбинированного   урока.   Необходимо оговориться, что положительный эффект наблюдается только в том случае, если презентация применяется не однажды, а систематически. Не   могу   не   отметить,   что   имеются   положительные   и отрицательные   стороны   в   применении   презентаций   в   сравнении   с имеющимися    кодоскоп  явно   средствами   обучения.   Например, 4 проигрывает   слайдам   по   красочности   и   возможностям   нанесения информации.  Видеофильм  равнозначно   может   быть   использован   и   как самостоятельное средство обучения и как часть презентации. Вместе с тем,   в   электронной   презентации   удобнее   использовать   небольшие видеофрагменты     Видеофильм продолжительностью в 20­30 минут лучше включить отдельно,   как основную часть сценария видеоурока.  (не   более   4­5     минут). Таблицы   и   схемы  в   виде   плакатов,   если   используются   в   могут   быть   и единичном   или   в   небольшом   количестве, предпочтительнее,   т.к.   внимание   учащихся   сконцентрировано   на данном объекте. Если необходимо показать три и более плаката, то их сменяемость   и   трудность   вывешивания   может   быть   отнесена   к недостатку, и предпочтение можно отдать презентации.  Учителя   на   уроках   часто   раздают  карточки­задания,   т.е. предварительно   заготовленный   раздаточный   материал.   Здесь однозначно можно сказать, что лучше сосредоточиться, не переводить взгляд   с   тетради   на   экран   можно   именно   с   такими   карточками. Проецировать условие задачи слайдом на экран нецелесообразно, а вот показать образец решения или оформления задачи – весьма логично. Тестирование  проецировать   на   экран   также   нерационально,   как   и записывать вопросы тестов на доске. Речь в данном случае не идет об индивидуальной работе учащегося с компьютером. Основным инструментом преподавателя  на уроке  остается и, наверное, останется, классическая  доска. Можно ли часть материала, например,   в   процессе   объяснения   перенести   с   доски   на   слайды презентации? Какой­то материал – да, но все перенести в презентацию, упразднив   доску   в   кабинете   нельзя,   т.к.   теряется   живое   общение преподавателя с учащимися.  Изучая   литературные   источники   и   анализируя   собственный опыт,   предлагаю   следующие  основные   принципы   разработки презентаций: 5  Весь урок не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации   можно   использовать   во   время   объяснения, закрепления или создания проблемной ситуации на уроке.   Необходимо так установить технику, чтобы она не мешала свободному  перемещению  учеников  и  преподавателя   и  не исключала возможность работы с классической доской.   Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. На комбинированном  уроке презентация может включать:   актуализацию знаний;  объяснение преподавателем нового материала;  поэтапное закрепление   знаний;  обобщение и систематизацию знаний. Рассмотрим каждый вариант подробнее. Актуализация   знаний  чаще   проходит   в   виде   беседы   с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды,   но   не   в   виде   простого   текста.   Вопросы   могут   быть представлены   как   небольшой   видеоряд,   фото   с   демонстрационным опытом,   проводимым   ранее,   рисунком   из   учебника,   требующим комментария и т.д. Вспоминая изученный материал, можно привести 1­ 2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причем их оформление   не   стоит   резко   менять   под   новый   фон,   так   лучше срабатывает ассоциативная память. На некоторых слайдах могут быть помещены   подсказки   к   ответам,   но   не   сами   ответы,   т.к.   теряется эффект значимости ответов самих учащихся. При   объяснении   нового   материала  наиболее   обширны возможности самой презентации и ее оформления. Последовательность показа   и   логика   построения     зависят   от   содержания   изучаемого материала,   особенностей   восприятия   нашего   контингента   учащихся, индивидуальности   преподавателя.   Стиль   может   определяться   даже взаимоотношением   учащихся   и   преподавателя,   но   некоторые   общие 6 правила все­таки можно выделить. Например, слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины,   которые   часто   переспрашиваются   учащимися   при   записи материала. Для уменьшения текста можно   убрать вводные слова и оставить   короткие   тезисы.   Демонстрация   образцов   веществ   может сопровождаться фотографиями их в увеличенном масштабе. Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти. На   уроке   не   обязательно   все   объяснение   должно   сопровождаться слайдами   презентации.   Преподаватель   вполне   может   включить   и эксперимент,   и   записи   на   доске   (особенно   если   их   могут   сделать учащиеся), и показ моделей. При этом на слайде презентации может только   остаться   название   опыта,   название   вещества   или   объекта, модель которого демонстрируется или проектор может быть на время отключен,   чтобы   полностью   сфокусировать   внимание   только   на эксперименте.   После   комментария   преподавателя   при   записи фрагментов   некоторых   слайдов   или   при   проведении   химического эксперимента,   с   целью   релаксации   учащихся,   считаю   возможным применение   небольших   фрагментов   легкого   музыкального сопровождения.  Поэтапное закрепление чаще проходит в виде беседы или при выполнении заданий. В первом случае предъявляемый материал для вопросов может быть оформлен   на слайдах презентации. Во втором случае   индивидуальные   карточки   –   предпочтительнее,   а   на   слайде презентации показать только правильное решение. Если презентация задумана на всех этапах урока, для привлечения внимания учащихся считаю возможным применение различных не ярких фонов слайдов и элементов   не   навязчивой   анимации,   при   этом   очень   важно   не перегружать внимание учащихся   слишком большим числом слайдов, не превращать объяснение в монотонный и однообразный урок.  Обобщению и систематизации знаний, как правило, отводится отдельный   урок.   Я   считаю,   что   нет   смысла   его   проводить   с использованием   электронной   презентации,   если   при   изучении обобщаемой темы (это, как правило, не менее 5 уроков) ни разу не 7 использовался этот вид наглядности. В этом случае учащиеся больше будут   обращать   внимание   на   форму,   а   не   на   содержание   урока.   В презентацию   обобщающего   урока   можно   включить   схемы,   таблицы, диаграммы.   Используемые   ранее   фрагменты   слайдов   презентации, можно перегруппировать с целью проведения сравнения или анализа и представить   учащимся.   Видеофрагменты   применения   тех   или   иных изученных объектов в быту или на производстве очень оживляют урок и   актуализируют   знания   учащихся.   К   обобщающему   уроку   можно предложить учащимся подготовить небольшое опережающее задание или защиту минипроекта по пройденной теме, также с использованием слайдов презентации. Составление   электронных   презентаций   учащимися   –   один   из видов домашнего задания, который планируется предлагать желающим учащимся,   имеющим   дома   компьютер.   Преподаватели   часто   дают учащимся   задание   написать   реферат.   Чаще   всего,   учащиеся   сдают учителю некачественно сделанные рефераты большого объема – это или   конспекты   из   книг,   или   взятые   доклады   из   Интернета, сканированные   материалы,   которые   не   всегда   даже   форматируются учащимся.   Такой   реферат,   а   особенно   если   сдают   сразу     5­10 рефератов,   преподаватель   не   в   состоянии   полноценно   проверить, иногда,   он   остается   и   вовсе   не   прочитан,   а   только   «просмотрен» преподавателем.   Это   ослабляет   интерес   учащихся   к   такому   роду работы   и   уменьшает   ее   результативность.   Считаю,   что   значительно более интересно и эффективно для ребят будет создание электронной презентации.  Положительные аспекты применения компьютеров в процессе обучения:  более   эффективная   организация   учебно­воспитательного процесса  усиление наглядности  организация индивидуального подхода к процессу обучения 8  создание   устойчивой   положительной   мотивации   изучения предмета  получение   более   объективных   данных   о   результатах усвоения материала учащимися  экономия времени урока  усиление творческой самореализации педагога и учащихся Создание   компьютерных   презентаций   ­   это   увлекательный творческий   процесс.   Конечно,   подготовка   уроков   с   использованием современных   информационных   технологий   ­   это   удел   энтузиастов, поскольку   требует   много   времени   для   поиска,   систематизации   и оформления информации. Но вложенный труд накапливается в виде целых   циклов   уроков,   которые   составляют   мое   профессиональное богатство. А лучшей наградой служат возрастающий интерес ребят к предмету и их успехи в обучении. 9

Использование ИКТ на уроках химии

Использование ИКТ на уроках химии

Использование ИКТ на уроках химии

Использование ИКТ на уроках химии

Использование ИКТ на уроках химии

Использование ИКТ на уроках химии

Использование ИКТ на уроках химии

Использование ИКТ на уроках химии

Использование ИКТ на уроках химии

Использование ИКТ на уроках химии

Использование ИКТ на уроках химии

Использование ИКТ на уроках химии

Использование ИКТ на уроках химии

Использование ИКТ на уроках химии

Использование ИКТ на уроках химии

Использование ИКТ на уроках химии

Использование ИКТ на уроках химии

Использование ИКТ на уроках химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2017