ГБОУ ЛНР «Новодарьевская школа им. В.Д. Луганского»
Формирование функциональной грамотности через решение химических задач прикладного характера
Подготовила:
Учитель химии и географии
Дейнега В.А.
Современное образование направлено на развитие у школьников умений применять полученные знания на практике. Важной частью этого процесса является формирование функциональной грамотности, которая помогает учащимся решать жизненные задачи, анализировать информацию и принимать обоснованные решения. На уроках химии эта цель может быть достигнута через решение задач прикладного характера.
Роль прикладных задач в формировании функциональной грамотности
Функциональная грамотность включает несколько компонентов:
1. Естественнонаучная грамотность — понимание законов природы и их применение в реальной жизни.
2. Коммуникативные навыки — умение объяснять свои решения и вести дискуссию.
3. Критическое мышление — способность анализировать, сопоставлять и интерпретировать информацию.
Задачи прикладного характера тесно связаны с реальными жизненными ситуациями, что делает их особенно ценными для развития этих навыков. Они помогают школьникам осознавать значимость химии в повседневной жизни и видеть, как научные знания влияют на решение экологических, технологических и бытовых проблем.
Примеры прикладных задач по химии
1. Экологические задачи
Пример задачи:
Завод выбрасывает в атмосферу углекислый газ и сернистый ангидрид. Как это может повлиять на окружающую среду? Предложите способы минимизации вреда.
Решение:
Учащиеся должны обсудить образование кислотных дождей, предложить использование фильтров или переход на альтернативные источники энергии.
2. Бытовые задачи
Пример задачи:
В магазине продаются разные чистящие средства. Какое из них лучше выбрать для удаления жирных пятен? Обоснуйте свой выбор с точки зрения химии.
Решение:
Учащиеся анализируют состав средств (щелочи, растворители) и определяют, что жир лучше растворяется в щелочной среде.
3. Задачи на основе производственных процессов
Пример задачи:
Производство алюминия связано с потреблением большого количества электроэнергии. Как это влияет на себестоимость продукта и экологию? Предложите альтернативные решения.
Решение:
Учащиеся рассматривают электролиз как способ получения алюминия, оценивают его экологическую нагрузку и предлагают методы экономии электроэнергии.
4. Медицинские задачи
Пример задачи:
Пациенту прописан гидрокарбонат натрия для нейтрализации избыточной кислотности желудка. Объясните, как происходит реакция в желудке.
Решение:
Учащиеся пишут уравнение реакции NaHCO₃ + HCl → NaCl + CO₂↑ + H₂O и анализируют механизм нейтрализации.
Методика работы с прикладными задачами
1. Формулировка задачи
Задачи должны быть актуальными, интересными и доступными для восприятия учащихся. Формулировка должна включать реальный контекст и содержать данные, необходимые для анализа.
2. Обсуждение в группах
Групповая работа позволяет обмениваться идеями, учиться аргументировать свою точку зрения и принимать совместные решения.
3. Разработка алгоритма решения
Учитель помогает учащимся выработать последовательность действий: анализ условия, поиск необходимых данных, выполнение расчетов и интерпретация результата.
4. Презентация и обсуждение решений
Учащиеся представляют свои решения, обосновывают выбор методов и средств, обсуждают альтернативные подходы.
5. Рефлексия
На этапе рефлексии важно обсудить, как полученные знания могут быть применены в реальной жизни, и какие навыки были развиты.
Эффективность прикладных задач
· Решение задач прикладного характера способствует:
· Развитию естественнонаучной грамотности через осознание связей между химией и жизнью.
· Повышению интереса к предмету благодаря практической значимости изучаемого материала.
· Формированию метапредметных компетенций, таких как работа с информацией, анализ данных, разработка алгоритмов.
· Укреплению экологической и социальной ответственности учащихся.
Формирование функциональной грамотности — это один из ключевых вызовов современного образования. Решение прикладных задач на уроках химии позволяет школьникам увидеть практическое применение научных знаний, развивать важные компетенции и понимать роль химии в решении глобальных и локальных проблем. Учитель, используя такие задачи, не только делает уроки более интересными и увлекательными, но и помогает готовить учеников к успешной жизни в условиях современного общества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.