Доклад : Формирование функциональной грамотности через решение химических задач прикладного характера
Оценка 4.7

Доклад : Формирование функциональной грамотности через решение химических задач прикладного характера

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
химия
05.01.2025
Доклад : Формирование функциональной грамотности через решение химических задач прикладного характера
Доклад по самообразованию учителя химии
Формирование функциональной грамотности через решение химических задач прикладного характера.docx

ГБОУ ЛНР «Новодарьевская школа им. В.Д. Луганского»

 

Формирование функциональной грамотности через решение химических задач прикладного характера

Подготовила:

Учитель химии и географии

Дейнега В.А.

 

 

Современное образование направлено на развитие у школьников умений применять полученные знания на практике. Важной частью этого процесса является формирование функциональной грамотности, которая помогает учащимся решать жизненные задачи, анализировать информацию и принимать обоснованные решения. На уроках химии эта цель может быть достигнута через решение задач прикладного характера.

Роль прикладных задач в формировании функциональной грамотности

Функциональная грамотность включает несколько компонентов:

1. Естественнонаучная грамотность — понимание законов природы и их применение в реальной жизни.

2. Коммуникативные навыки — умение объяснять свои решения и вести дискуссию.

3. Критическое мышление — способность анализировать, сопоставлять и интерпретировать информацию.

Задачи прикладного характера тесно связаны с реальными жизненными ситуациями, что делает их особенно ценными для развития этих навыков. Они помогают школьникам осознавать значимость химии в повседневной жизни и видеть, как научные знания влияют на решение экологических, технологических и бытовых проблем.

Примеры прикладных задач по химии

1. Экологические задачи

Пример задачи:

Завод выбрасывает в атмосферу углекислый газ и сернистый ангидрид. Как это может повлиять на окружающую среду? Предложите способы минимизации вреда.

Решение:

Учащиеся должны обсудить образование кислотных дождей, предложить использование фильтров или переход на альтернативные источники энергии.

2. Бытовые задачи

Пример задачи:

В магазине продаются разные чистящие средства. Какое из них лучше выбрать для удаления жирных пятен? Обоснуйте свой выбор с точки зрения химии.

Решение:

Учащиеся анализируют состав средств (щелочи, растворители) и определяют, что жир лучше растворяется в щелочной среде.

3. Задачи на основе производственных процессов

Пример задачи:

Производство алюминия связано с потреблением большого количества электроэнергии. Как это влияет на себестоимость продукта и экологию? Предложите альтернативные решения.

Решение:

Учащиеся рассматривают электролиз как способ получения алюминия, оценивают его экологическую нагрузку и предлагают методы экономии электроэнергии.

4. Медицинские задачи

Пример задачи:

Пациенту прописан гидрокарбонат натрия для нейтрализации избыточной кислотности желудка. Объясните, как происходит реакция в желудке.

Решение:

Учащиеся пишут уравнение реакции NaHCO₃ + HCl → NaCl + CO₂↑ + H₂O и анализируют механизм нейтрализации.

Методика работы с прикладными задачами

1. Формулировка задачи

Задачи должны быть актуальными, интересными и доступными для восприятия учащихся. Формулировка должна включать реальный контекст и содержать данные, необходимые для анализа.

2. Обсуждение в группах

Групповая работа позволяет обмениваться идеями, учиться аргументировать свою точку зрения и принимать совместные решения.

3. Разработка алгоритма решения

Учитель помогает учащимся выработать последовательность действий: анализ условия, поиск необходимых данных, выполнение расчетов и интерпретация результата.

4. Презентация и обсуждение решений

Учащиеся представляют свои решения, обосновывают выбор методов и средств, обсуждают альтернативные подходы.

5. Рефлексия

На этапе рефлексии важно обсудить, как полученные знания могут быть применены в реальной жизни, и какие навыки были развиты.

Эффективность прикладных задач

·        Решение задач прикладного характера способствует:

·        Развитию естественнонаучной грамотности через осознание связей между химией и жизнью.

·        Повышению интереса к предмету благодаря практической значимости изучаемого материала.

·        Формированию метапредметных компетенций, таких как работа с информацией, анализ данных, разработка алгоритмов.

·        Укреплению экологической и социальной ответственности учащихся.

Формирование функциональной грамотности — это один из ключевых вызовов современного образования. Решение прикладных задач на уроках химии позволяет школьникам увидеть практическое применение научных знаний, развивать важные компетенции и понимать роль химии в решении глобальных и локальных проблем. Учитель, используя такие задачи, не только делает уроки более интересными и увлекательными, но и помогает готовить учеников к успешной жизни в условиях современного общества.


 

ГБОУ ЛНР «Новодарьевская школа им

ГБОУ ЛНР «Новодарьевская школа им

Завод выбрасывает в атмосферу углекислый газ и сернистый ангидрид

Завод выбрасывает в атмосферу углекислый газ и сернистый ангидрид

Методика работы с прикладными задачами 1

Методика работы с прикладными задачами 1

только делает уроки более интересными и увлекательными, но и помогает готовить учеников к успешной жизни в условиях современного общества.

только делает уроки более интересными и увлекательными, но и помогает готовить учеников к успешной жизни в условиях современного общества.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2025