Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
Оценка 4.8

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
история +1
5 кл—11 кл
21.02.2018
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
Обобщение педагогического опыта по теме "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания". Использование возможностей информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания, преимущества использования данной педагогической технологии перед традиционными, выражающееся прежде всего в повышении и удержании мотивации к названным выше учебным предметам.
Использование ИКТ на уроках истории.doc
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания – один из методов компетентностного подхода к качеству обучения «Смысл работы современной школы сегодня в том, чтобы научить детей жить в мире,  которого еще нет, и справляться с задачами, о которых учителя мало что знают…  Едва ли не ко всему, что делается в школе, сегодня принято добавлять приставку «само»». (А.Ю.Уваров: «Педагогический дизайн») Развитие   общества   сегодня   диктует   необходимость   использовать   новые   информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит,   современный   учитель   должен   использовать   компьютер   в   своей   деятельности,   т.к.   главная задача школы ­ воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Многолетний   опыт   работы   показал,   что   новые   компьютерные   технологии   дают   высокий эффект при условии, что они подкреплены передовыми педагогическими технологиями. Но   несмотря   на   все   то   обилие   технологий,   что   есть   в   современной   педагогике,   нужно подходить   разумно   к   использованию   тех   или   иных   методов   и   приемов.   Оптимальное   сочетание традиционных   и  нетрадиционных  методик  способствует   успешному  процессу  обучения  истории  в школе. Основная идея: повышение положительной мотивации к предметам история и обществознание и качества знаний учащихся через использование ИКТ. Считаю, что  современный учитель обязан и даже вынужден искать эффективные методы и технологии   в   преподавании   учебных   предметов,   потому   что   современное   общество   требует   от образования   подготовленных   учащихся,   которые   должны   уметь   самостоятельно   находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика:   ­   использование   ИКТ   способствует   повышению   интереса   и   качества   знаний   учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей, а также позволяет более оптимально расходовать   средства   и   время   педагогов   и   детей   для   достижения   устойчивых   положительных результатов   обучения,   воспитания   и   развития;   ­   использование   ИКТ   позволяет   добиваться стабильности   результатов   учебно­воспитательного   процесса;   с   применением   ИКТ   появилась возможность   организовывать   новые   формы,   методы   обучения   и   воспитания.   Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Конечно, существует   масса   технологий,   которые   выполняют   свою   миссию   и   на   сегодняшний   день,   но   ИК технологии ­ это наше будущее и будущее подрастающего поколения. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства ­ основная тенденция общественного развития, которая соответствует   социальному   заказу.   Поэтому   нужна   постоянная   модернизация   и   поиск   более эффективных методов работы в образовании.  Как учитель ­ предметник и классный руководитель я стараюсь использовать ИКТ в своей педагогической деятельности, при этом руководствуясь следующими нормативными документами и материалами:  1. Концепция проекта федерального закона "Об образовании в РФ". В этом документе говорится о том, что необходимо "создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование".  2. Национальная   образовательная   инициатива   "Наша   новая   школа",   в   которой   говорится следующее:   "В   школе   будет   обеспечено   изучение   не   только   достижений   прошлого,   но   и технологий,   которые   пригодятся   в   будущем".   "Чуткие,   внимательные   и   восприимчивые   к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя ­ ключевая особенность школы будущего". 3. "Концепция модернизации российского образования". В этом документе говорится о том, что "В   условиях   приоритетной   поддержки   образования   со   стороны   государства   система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов ­ человеческих, информационных, материальных".  В   данный   момент   у   меня   сформировался   опыт   по   внедрению   ИК   технологий   в   свою практическую деятельность, т.к.  1. В   нашей   школе   произошло   существенное   укрепление   материальной   базы   в   плане информационно­компьютерного   оснащения.   "Использование   ИКТ"   стало   ведущей методической   темой   почти   всех   методических   структур.   Все   это   послужило   толчком   для использования мною информационных технологий в процессе обучения.  2. Изучение   методической   литературы:   ­   Предметно­содержательные   журналы   "Современный урок" ­ Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории  и обществознания посредством   внедрения   ИКТ   (из   опыта   экспериментальной   работы).   И.Н.Черкасова,   К.А. Кипа.   Интерактивное   образование.   Как  реализовать   компетентностный   подход  в   обучении. Преподавание истории и обществознания в школе.   ­ Интернет в гуманитарном образовании. Под редакцией Полат Е.С.  3. Курсы   повышения   квалификации.   ­   «Активные   и   интерактивные   методы   преподавания   в гражданском   образовании»   (Благотворительный   фонд   «Сивитас»,   Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование»)  4. Регулярное   посещение   ГМО   учителей   истории   и   обществознания,   где   неоднократно проводились, обсуждались и анализировались уроки истории и обществознания с применением ИКТ.  Выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном   обществе,   должен   уметь   самостоятельно,   активно   действовать,   принимать решения,   гибко   адаптироваться   к   изменяющимся   условиям   жизни.   Совершенно   очевидно,   что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. И это задача не только   и   даже   не   столько   содержания   образования,   сколько   используемых   технологий   обучения. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно­коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети   Интернет.   Широкое   внедрение   новых   педагогических   технологий   позволит   изменить   саму парадигму   образования,   и   новые   информационные   технологии   позволят   наиболее   эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.  Компьютер   дает   учителю   новые   возможности,   позволяя   вместе   с   учеником   получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Повысить положительную мотивацию обучения, ведь в настоящее время существует большое количество энциклопедических мультимедийных программ демонстрационного характера.  Систематическое использование персонального компьютера и информационных технологий на уроках приводит к целому ряду положительных результатов:  1. Повышение положительной мотивации к предметам 2. Использование наглядности на уроке. 3. Повышение производительности труда. 4. Установление межпредметных связей с информатикой. 5. Учитель способствует организации проектной деятельности учащихся. 6. Учитель,   создающий,   или   использующий   информационные   технологии,   вынужден   обращать огромное внимание подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся. В работе есть свои минусы, т.к. трудоёмкость данного опыта для меня, как для пользователя, заключается в следующем:  1. В   условиях   сельской   местности   не   у   всех   учащихся   есть   дома   компьютер,   что   может отрицательно влиять на самостоятельную работу детей. Ответственные ученики в этом случае вынуждены работать на компьютере в школе или обращаются за помощью к своим друзьям, что требует больше времени.  2. В   отдельных   моментах   трудность   составляет   недостаточная   компьютерная   грамотность учащихся.  3. На составление презентаций, подбор ЦОРов уходит много времени.  Заимствовать   презентации   в   полном   объеме   у   своих   коллег   или   в   Интернете   не   всегда возможно,   т.к.   они   не   всегда   полностью   соответствуют   целям   и   задачам   моего   урока,   учебным возможностям   моего   класса.   Презентацию   предварительно   необходимо   просмотреть,   убрать ненужное, что­то добавить, проверить, чтоб она работала на школьном компьютере. Все это требует дополнительных временных затрат.  Когда   учителя   активнее   начинают   использовать   информационные   технологии   в   процессе обучения, они нередко забывают, что эффективным в этом случае является только деятельностный подход.   При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен обязательно ответить на вопрос: чем эффективнее будет использование этой технологии (демонстрация, видеоряд, программа и т. д.) в сравнении с традиционным, опробованным подходом, без ИКТ. Если использование ИКТ позволит   сократить   время   на   усвоение   материала,   научит   ребенка   самого   делать   выводы,   даст возможность   продемонстрировать   то,   что   трудно   описать   словами,   сделает   процесс   обучения интересным ­ это более эффективный подход, его следует использовать.  Главным в работе педагога является результат ­ хорошие знания ученика, которые могут быть получены в том числе и путем правильного подбора форм и методов обучения. Не стоит проводить уроки с применением ЦОР постоянно, но в то же время ученики должны чувствовать, что такие уроки проводятся в системе. Также стоит помнить о том, что техника есть техника и, к сожалению, бывает так, что в самый ответственный момент компьютер "зависает", электричество отключают, мышка не работает и т.д. Поэтому в голове у учителя на такой случай всегда должен быть "план Б", "путь к отступлению" к обычным и привычным средствам обучения: доска, мел, и старенькая карта, которая, как лучший друг, никогда не подведёт.  В   процессе   обучения   истории   и   обществознанию   я   использую   цифровые   образовательные ресурсы, в частности, учебные компьютерные диски:  1. История России XIX века (VIII класс).  2. История России XX век. 3. Неизвестная война (документальный фильм ­ ВОВ) Компьютерные   учебники   позволяют   облегчить   усвоение   обширного   материала   за   счёт комплексного   воздействия   видеоряда   и   звука   (музыка,   шумы,   дикторский   текст),   а   также посредством чисто компьютерных возможностей: диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения   пройденного   материала.   Учебники   снабжены   обширным   справочным   материалом: персоналиями,   подробной   хронологией,   терминологическим   словарем,   анимированными   картами, иллюстрациями   (редкие   фотографии,   диаграммы); кинохрониками, документами, уникальными фонограммами (речи политических деятелей, наиболее популярные песни разных лет и т.д.). Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом,   хрестоматией,   справочником   и   учебным   видеофильмом.   Кроме   того,   данные   программы содержат  удобную полнотекстовую поисковую систему, позволяющую использовать  её в качестве энциклопедии. Очень важно то, что они сделаны именно для тех учебников, по которым я работаю. Темы учебника полностью совпадают с материалом на диске, что существенно облегчает работу по моему предмету. Очень удобно изучать, повторять и закреплять учебный материал по истории России, так как он содержит сведения обо всех основных событиях истории, подборку интерактивных карт, презентаций, схем, иллюстраций и контрольно­проверочных тестов.   картины,   плакаты,   рисунки,   схемы, Преимущества компьютерных учебников заключается в следующем:  1. Яркое,   иллюстративное   изложение   изучаемого   материала   делает   учебный   процесс разнообразным, нескучным. 2. Учебный материал излагается в доступной форме.  3. Анимированные   схемы   и   презентации   помогают   лучше   разобраться   в   большом   объёме исторической   информации,   изучить   отдельные   аспекты   истории   в   наглядной   форме,   что способствует и лучшему запоминанию. 4. Интерактивные карты иллюстрируют новый материал и позволяют зримо увидеть исторические и географические особенности стран.  5. Подборка   интерактивных   тестов   даёт   возможность   проверить   знания   учащихся   на   основе объективной автоматизированной оценки.   Кроме   того,   большую   ценность   представляет   работа   с   персоналиями,   документами, историческими   источниками.   На   школьных   олимпиадах   есть   вопросы,   включающие   сведения   о государственных,  общественных и культурных деятелях. Этот  материал  не всегда  есть в нужном объеме даже в библиотеке.  Данная проблема решается в этом случае очень просто: электронный учебник   предоставляет   нам   фотографии,   портреты,   картины,   архитектурные   сооружения, музыкальные   произведения   и   т.д.   Работать   с   источником,   извлекать   из   него   информацию, анализировать его приходится не только на олимпиадах, но и при подготовке к ЕГЭ. Четыре задания блока   "С"   направлены   именно   на   это.   Причем,   на   уроке   отпадает   необходимость   обеспечивать документом   индивидуально   каждого   ученика,   достаточно   вывести   его   на   экран.   Уроки   истории играют огромную роль в патриотическом воспитании учащихся. И здесь на помощь снова приходят ИКТ.   Они   позволяют   заинтересовать,   вовлечь   в   учебный   процесс   даже   самого   слабого   ученика. Просматривая документальные фильмы о Великой Отечественной войне ребята с большим интересом воспринимают информацию и отвечают на поставленные вопросы учителя. Очень полезно использовать на уроках в процессе объяснения и закрепления нового материала презентации.   Презентация   составляется   в   той   форме,   которая   кажется   учителю   наиболее эффективной, есть возможность составить ее дифференцированно для каждого класса с учетом его особенностей.   Их   можно   накапливать,   постепенно   дорабатывать   и   в   итоге   собрать   банк   по   всем основным темам. В старших классах некоторые дети сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя их классу. Многие учителя, научившись создавать электронные презентации, начинают их применять достаточно часто. Наблюдается следующий факт: презентации,   перегруженные   наглядно­иллюстративным   материалом,   снижают   эффективность   его усвоения. Таким образом, мы видим, что наряду с многочисленными преимуществами использование информационных   технологий   в   процессе   обучения   может   иметь   противоречия   и   своего   рода недостатки, если не учитывать их особенности и требования к использованию. Однако не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем. Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации.  В моём распоряжении имеются презентации, заимствованные у коллег и собственные. Банк презентаций постоянно пополняется и обновляется. Использование   новых   информационных   технологий   способно   существенно   углубить содержание   материала,   а   применение   нетрадиционных   методик   обучения   может   оказать  заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала, более глубокую заинтересованность предметами. В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ­ право   на   качественное   образование.   Сегодня   учитель,   действующий   в   рамках   традиционной технологии   ­   "мел   и   доска",   существенно   уступает   своим   коллегам,   ведущим   занятия   с использованием информационных технологий.

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.