Использование ИКТ на уроках математики
Оценка 4.9

Использование ИКТ на уроках математики

Оценка 4.9
Семинары
doc
математика
9 кл
23.01.2019
Использование ИКТ на уроках математики
Появление компьютеров вызвало небывалый интерес к их применению в сфере обучения. Процесс компьютеризации необратим, остановить его ничто не может. (Как бы нам иногда этого не хотелось). Во-первых, на возрастающей роль компьютеров в жизни современного общества. Сейчас трудно назвать какую-либо ее область - будь то производство, наука, техника, культура, сельское хозяйство, быт, развлечение, где бы применение компьютеров не приносило ощутимых результатов. Во-вторых, на стремительном росте применения компьютеров всех регионов планеты.
Использование ИКТ на уроках математики.doc
Использование ИКТ на уроках математики Появление   компьютеров   вызвало   небывалый   интерес   к   их   применению   в   сфере обучения. Процесс компьютеризации необратим, остановить его ничто не может. (Как бы нам иногда этого не хотелось).  Во­первых,   на   возрастающей   роль   компьютеров   в   жизни   современного   общества. Сейчас  трудно назвать какую­либо  ее область  ­ будь то производство,  наука, техника, культура,   сельское   хозяйство,   быт,   развлечение,   где   бы   применение   компьютеров   не приносило ощутимых результатов. Во­вторых, на стремительном росте применения компьютеров всех регионов планеты. В основе того и другого ­ впечатляющие (и даже более того ­ потрясающие ум и воображение, особенно если говорить о перспективах) успехи в развитии компьютерной техники.   Возможности   компьютеров   растут   столь   стремительно,   что   прогнозы специалистов об их ближайшем будущем напоминают научную фантастику. Практически все развитые страны широко разрабатывают компьютерные технологии обучения. Это вызвано тем, что компьютер стал средством повышения производительности труда во всех сферах деятельности человека. Резко возрос объем необходимых знаний, и с помощью традиционных способов и методик преподавания уже невозможно подготовить требуемое количество высокопрофессиональных специалистов. Умелое   использование   вычислительной   техники   приобретает   в   наши   дни общегосударственное значение, и одна из важнейших задач школы ­ вооружать учащихся знаниями   и   навыками   использования   современной   вычислительной   техники.   С компьютеризацией   обучения   во   всем   мире   связаны   надежды   повысить   эффективность учебного   процесса,   уменьшить   разрыв   между   требованиями,   которые   общество предъявляет подрастающему поколению, и тем, что действительно дает школа. Функции компьютера в системе образования весьма разнообразны ­ от управления органами   народного   образования   в   целом   и   отдельной   школы   до   средств   развлечения учащихся во внеурочное время. Если же говорить об основных функциях компьютера в учебном процессе, то он выступает как объект изучения и средство обучения. Каждой из этих функций соответствует свое направление компьютеризации обучения. Первая из них предполагает   усвоение   знаний,   умений   и   навыков,   которые   позволяют   успешно использовать   компьютер   при   решении   разнообразных   задач,   или,   другими   словами, овладение   компьютерной   грамотностью,   которую   называют   нередко   “второй грамотностью”.   Второе   направление   видит   в   компьютере   мощное   средство   обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. Указанные два направления и составляют основу компьютеризации обучения. Указанный аспект компьютеризации обучения охватывает первое ее направление, где компьютер   выступает   как   объект   изучения.   Наши   школы   уже   достаточно   давно приступили   к   практической   реализации   этой   задачи.   Введен   новый   учебный   предмет “Основы   информатики   и   вычислительной   техники”.   Имеется   и   второе   направление компьютеризации, в рамках которого компьютер рассматривается как средство обучения. С компьютеризацией обучения во всем мире связаны надежды повысить эффективность учебного   процесса,   уменьшить   разрыв   между   требованиями,   которые   общество предъявляет подрастающему поколению, и тем, что действительно дает школа. Когда говорят о достоинствах компьютера в обучении, обычно имеют в виду, прежде всего дисплей. Не только схемы, график, чертежи и прочая "скучная" символика, но и рисунки, движущиеся изображения словно по мановению волшебной палочки возникают на дисплее   ­   в   цвете   и   со   звуковым   сопровождением,   причем   эти   изображения   может создавать   и   сам   ученик.   Часто   указывают   на   возможность   для   школьника   вести содержательную   беседу,   диалог   с   компьютером,   причем   ученик   не   только   отвечает   на вопросы электронного педагога, но и сам может их ставить и даже вступать с компьютером в   спор.   Одно   из   наиболее   плодотворных   применений   компьютера   в   обучении   ­ использование его как средств управления учебной деятельностью школьников. Именно в этом качестве он может наиболее существенно повысить эффективность обучения. Школьный компьютер дает возможность учащемуся выступить в непривычной для него   роли   пользователя   современной   вычислительной   техники.   Эта   роль   изменяет   весь процесс обучения. Школьник, подобно конструктору, может теперь проектировать новые объекты и анализировать их. С помощью компьютера можно будет решать задачи на поиск и устранение неисправностей в различных технических системах, получить доступ к самой различной информации. Компьютер поможет превратить эту информацию в знания, сделать их средством деятельности ученика, которое он сможет применить в учении и в труде.  Когда говорят о недостатках компьютеров, нередко технико­экономические факторы ставят в один ряд с психолого­педагогическими. Не всегда отделяют частные ограничения, обусловленные теоретической концепцией авторов обучающих систем или отсутствием у них   методического   мастерства,   от   принципиальных   ограничений   компьютера. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что недостатки компьютера ­ это не до конца   реализованные   его   возможности.   Прежде   всего,   это   касается   способов   общения, распознавания ошибок и их причин, учета индивидуальных особенностей учащихся. Но и это   нельзя   считать   принципиальными   ограничениями   компьютера.   Многое   объясняется недостаточной изученностью психолого­педагогических проблем обучения и психического развития школьников. Чтобы   эффективно   использовать   компьютер   в   учебном   процессе,   учитель   должен приобрести многие знания и умения. При   обучении   математике   могут   найти   применения,   прежде   всего   следующие возможности современных компьютеров. 1. Быстрота и надежность обработки информации любого вида. Отметим, что для обработки   числовой   информации   можно   использовать   не   только   микро   ЭВМ,   но   и калькулятор. 2.   Представление   информации   в   графической   форме.   По   своим   графическим (демонстрационным) возможностям микро ЭВМ практически не уступают даже цветному телевидению,   но   позволяют   активно   влиять   на   ход   демонстраций,   что   значительно повышает их методическую ценность. 3.   Хранение   и   быстрая   выдача   больших   объемов   информации.   Например,   все используемые   в   курсе   математики   таблицы   могут   храниться   в   памяти   компьютера. Требуемая информация выдается на экран после одного ­ двух нажатий клавиш. Возможность   применения   микро   ЭВМ   на   уроках   зависят   от   программного обеспечения машин. Все используемые на занятиях программы можно условно разделить на обучающие и учебные. Обучающие программы создаются для того, чтобы заменить учителя в   некоторых   видах   его   деятельности   (при   объяснении   нового   материала,   закреплении пройденного, проверки знаний и т.п.). Цель учебных программ ­ помочь ученику в его познавательной   деятельности,   работе   на   уроке.   Использование   учебных   программ осуществляется при участии и под руководством учителя. С помощью учебных программ можно   выполнить   разнообразные   вычислительные   операции,   анализировать   функции, строить   и   исследовать   математические   модели   различных   процессов   и   явлений, использовать графику машины для повышения наглядности изучаемого материала. В учебном процессе ЭВМ не должна просто заменять и подменять собой классную доску,   плакат,   кино   ­   и   диапроектор,   натуральный   эксперимент.   Такая   замена целесообразна   только   тогда,   когда   использование   ЭВМ   даст   весомый   дополнительный эффект по сравнению с использованием других средств обучения.  При этом ЭВМ и другие средства обучения должны взаимно дополнять друг друга. Учить   математике   надо   так,   чтобы   ребенку   было   интересно   ее   учить,   школьник должен   захотеть   изучать   математику,   т.е.   необходимо  повысить   познавательную деятельность учащихся, развивать их творческую активность, а эти два фактора уже работают   на  развитие   мышления   школьников.   Это   можно   сделать,   если   обучать математике  через обобщение и систематизацию, когда постоянные сравнения сходных объектов   побуждают   учеников   проводить   аналогии,   а   затем   с   помощью   доказательств убеждаться   в   верности   сделанного   предположения   или   же   простым   примером опровергнуть   только   что   выдвинутую   гипотезу.  Но   даже   для   того,   чтобы   просто сравнить какие­то объекты и получить результат, у ученика должно появиться желание это сделать, т.е. должен быть интерес. А интерес появляется тогда, когда появляется вопрос, на который ученик хочет ответить и сможет ответить (может быть, сам, может с помощью товарищей, а может под руководством учителя). Значит, перед учеником всегда должна быт какая­то  проблема. Тем более, что введение проблемности в учебный процесс   –   важнейшая  мера   повышения   его   развивающего   эффекта.   Учащиеся упражняются   в   решении   проблем   вообще,   ибо   все   проблемы   имеют   нечто   общее: противоречие между прежними знаниями и новыми фактами, между известными способами действий   и   теми,   которые   необходимы   для   разрешения   данного   противоречия   и   т.д. Обучение, построенное таким образом, активизирует творческие силы ребенка, ускоряет его развитие. А ведь главная задача педагога в наши дни – помочь ребенку в его развитии.  Именно поэтому я считаю, что будущее за той школой, в которой учитель и ученик вместе ставит задачу и в поиске ее решения вместе достигают результата.  Например, уроки объяснения нового материала чаще можно проводить в виде беседы, но это   может   быть   и   лекция,   и   доклад   самих   учеников   по   новой   теме,   это   может   быть самостоятельная   работа   учащихся   с   учебником   (законспектировать,   составить   список вопросов   по   данной   теме   для   соседа,   выделить   главное,   составить   план   ответа   по некоторой теме, подобрать задачи на применение данных формул и теорем, найти ответы на поставленные вопросы в учебнике или в сети Интернет), когда с помощью операции сравнения, анализа, метода обобщения, выделения главного и др. учащиеся самостоятельно приходят к новым для них фактам.       Построение обучения на принципе обобщения и систематизации   позволяет   ученикам   увидеть   математику   не   как   набор   хаотически перемешанных фактов, никак не связанных между собой, а как стройную систему понятий, находящихся между собой в четко определенных отношениях. Установление логических связей, работа на базе сравнения, анализа, обобщения, конкретизации и т.д. позволяет не только   углублять   математические   знания,   но   и   оказывает   огромное   влияние   на формирование процесса мышления учащихся.                Одним из достоинств современных уроков считаю применение ИКТ. Сегодня уже не вызывает сомнения, что компьютеры играют важную роль в цивилизации человечества,   их   внедрение   приводит   к   коренному   изменению   технологии   во   многих отраслях современного производства. И от того, в какой степени и как будут решены проблемы   компьютеризации   обучения   детей   и   молодежи,   существенно   зависит   подго­ товленность подрастающего поколения к жизни в будущем обществе.  Основные применения ИТ в системе образования: Орудийное — компьютерная поддержка универсальных видов деятельности: письма, ри­ сования, вычислений, поиска информации, коммуникации и др. Учебное —  использование компьютера как средства обучения конкретному учебному предмету с применением педагогических программных средств специального назначения. Профориентационное   и   трудовое   —  применение   компьютеров   и   информационных технологий для выработки трудовых навыков и ориентации в разного рода профессиях. Дефектологическое — компьютерная поддержка обучения детей с дефектами и недо­ статками развития. Досуговое —  все виды использования компьютера, связанные с личными интересами (развлечения, ведение личного архива и т. п.). Учительское   —  применение   компьютера   в   различных   видах   организационно­ педагогической и методической деятельности, включая организацию и контроль учебного процесса. Организационное — использование компьютера для управления школой и другими учеб­ ными заведениями, для обеспечения работы региональных, республиканских и союзных уч­ реждений управления народным образованием. Учебное Компьютер   является   новым   мощным   учебно­техническим   устройством,   значительно, повышающим   производительность   труда   как   самого   учителя,   так  и   каждого   ученика   в отдельности. Между учителем и машиной создается симбиоз, в котором каждый делает то, что лучше может сделать. При этом ведущая роль остается за учителем. Основная роль компьютера в процессе обучения — расширить возможности контактов обучаемого с обучающим.  Технический   прогресс   все   стремительней   врывается   в   нашу   жизнь.   Все   больше школьников имеют домашние компьютеры, начиная  с восьмого, а то и более младших, классов. Все больше учителей понимают, что изучать компьютер надо, что без техники в наш век просто не обойтись.  После проведения всероссийской программы компьютеризации школ все мы с вами имеем   возможность   использовать   новые   технологии   на   наших   уроках.   Сразу   скажу   о преимуществах   данного   метода   работы.   Это   вызывает   большой   интерес   у   учащихся,   и учителям   доставляет   большое   удовольствие   давать   такие   уроки.   Какая   бы   сложная   и скучная не была бы тема урока, ее невозможно прослушать или просмотреть, если все это сделано   во   всех   красках,   со   звуком   и   многими   другими   эффектами.   В   детях   уже изначально есть любовь к компьютерам, поэтому если эту любовь правильно использовать и переложить на свой предмет, мы все от этого только выиграем.   Использовать ПК можно по­разному:              Использовать видеопроектор и экран как старый добрый кодоскоп. При этом все можно сделать в любом доступном     редакторе намного красочнее, крупнее, нагляднее, ведь мы не ограничены в использовании цветов, и нам ничего не надо экономить, мы не тратим бумагу и краски. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда PowerPoint. Слайды, созданные в этой среде должны отображать основные этапы урока. Например,   текст   практической   работы,   тексты   задач,   домашнее   задание,   историческая справка, основные формулы, схемы, таблицы и прочее. Если коротко, то мы заготавливаем электронные   плакаты.   Это   освобождает   учителя   от   рисования   какого­то   чертежа непосредственно на уроке, что очень экономит время, и потом чертеж на экране – это совсем другое, чем что­то нарисованное в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко.  (Единственная проблема в том, по крайней мере в нашей школе, что   нет   компьютеров   в   каждом   классе.   Мы   могли   бы   использовать   ПК   на каждом уроке, особенно на геометрии) При работе со слайдами учащиеся должны находиться в позиции субъектов обучения и собственного развития. Анализ качества слайдов можно проводить с двух позиций:  цели слайда и отношение к зрителям. Цель слайда не должна ограничиваться знакомством с информацией, поскольку для этой цели лучше использовать раздаточный материал.              Следующий способ использования техники (проведение исследовательской работы, тестов,     индивидуальной   работы   с   электронным   учебником)   требует   сотрудничества   с учителем информатики и предоставление для урока всего компьютерного класса (в первом случае,   возможно   было   переносить   в   свой   класс   или   зал   один   системный   блок   с клавиатурой   или   ноутбук   и   видеопроектор).   Этот   способ   не   требует   особых   навыков работы с компьютером у детей, но с другой стороны эти навыки должны быть у учителя.

Использование ИКТ на уроках математики

Использование ИКТ на уроках математики

Использование ИКТ на уроках математики

Использование ИКТ на уроках математики

Использование ИКТ на уроках математики

Использование ИКТ на уроках математики

Использование ИКТ на уроках математики

Использование ИКТ на уроках математики

Использование ИКТ на уроках математики

Использование ИКТ на уроках математики

Использование ИКТ на уроках математики

Использование ИКТ на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2019