Использование ИКТ при обучении детей с ОВЗ
Оценка 4.8

Использование ИКТ при обучении детей с ОВЗ

Оценка 4.8
Педсоветы
pdf
информатика +1
Взрослым
20.06.2017
Использование ИКТ при обучении детей с ОВЗ
В данной работе рассмотрены преимущества и условия использования информационных технологий в общем и специальном образовании. Рассмотрены аспекты использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средства социализации лиц с нарушениями в развитии. Представлен краткий обзор компьютерных программ, используемых в коррекционной работе нашей школы.
Использование ИКТ при обучении детей с ОВЗ.pdf

 

Егоров Борис Владимирович

учитель физики, первая квалификационная категория

МКОУ СОШ с.Преображенка 

Катангского района Иркутской области

Использование ИКТ при обучении детей с ОВЗ

1.    Краткая аннотация:

В данной работе рассмотрены преимущества и условия использования информационных технологий в общем и специальном образовании. Рассмотрены аспекты использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средства социализации лиц с нарушениями в развитии. Представлен краткий обзор компьютерных программ, используемых в коррекционной работе школы.

 

2.    Содержание

2.1.       Введение

2.2.       Формирование базовых компетенций обучающихся с ОВЗ при использовании ИКТ

2.3.       Использование компьютерных программ в коррекционной работе

2.4.       Использование облачных технологий при обучении детей с ОВЗ

2.5.       Использование программы Skype при дистанционном обучении детей с ОВЗ 

2.6.       Заключение

3.    Список использованных источников

 

Введение

 

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. 

Усилия Министерства образования и науки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Таким образом, важнейшей задачей модернизации является:

              обеспечение доступности качественного образования;

              индивидуализация образования;

 

              дифференциация образования;

              систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;

              создание условий для достижения нового современного качества общего образования. 

И одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образовании, решающих эти задачи является внедрение в учебный процесс средств информационно-коммуникационных технологий. Особенное значение это направление имеет в случае обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов [1].

Перед современным образованием стоят следующие проблемы [2]: 

              проблема соответствия духовного и интеллектуального, гуманитарного и естественнонаучного; 

              проблема соответствия репродуктивного и развивающего обучения; 

              проблема состава и объема содержания образовательных предметов в аспекте эффективности и безопасности обучения; 

              проблема системной (метасистемной) взаимосвязи образовательных предметов; 

              проблема соответствия фундаментальности и универсальности в обучении, предметности и метапредметности. 

Поэтому наступила настоятельная необходимость в переходе к образовательным стандартам нового (второго) поколения – ФГОС.

Особое значение в современном образовании имеет информационная образовательная среда (ИОС).  ИОС включает в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств, необходимых для обработки, передачи и хранения информации. ИОС обеспечивает оперативный доступ к информации педагогов и обеспечивает диалог между субъектами образовательного процесса.

Субъектами образовательного процесса являются учащиеся и учителя как активные системы образовательного взаимодействия с его реальным содержанием и формами реализации. Центральное место здесь по-прежнему занимает учитель, обучающий, активизирующий, корректирующий, живой носитель информационной культуры. 

Организация процесса обучения связана со следующей деятельностью учителей:  

1.  по повышению своей квалификации (непрерывность образования относится ко всем его субъектам); 

2.  по повышению качества знаний, умений способностей и компетентностей учеников; 

3.  по использованию различных инновационных методик в обучении; 

4.  по взаимодействию с родителями и другими представителями окружающей среды. 

По мнению многих учителей и методистов, создание ИОС школы, ее применение в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ будет эффективным только в случае формирования соответствующей готовности педагогов (учителей, администрации) к использованию входящих в нее средств. 

Поэтому необходимо: 

              формирование психологической и интеллектуальной готовности педагогов к деятельности в обучении детей с ОВЗ с использованием средств ИОС, обучение их конструктивному диалогу с ее ресурсами; 

              обучение персонала, обеспечивающего функционирование отдельных

компонент ИОС;                                                                                                     

              организация обмена опытом, проведение конференций, семинаров по проблемам разработки и эксплуатации ИОС в обучении детей с ОВЗ. 

ИОС школы должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для чего необходима полная интеграция ИКТ в педагогическую деятельность школы в целом.

Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образовании, решающих эти задачи является внедрение в учебный процесс средств информационно-коммуникационных технологий. Особенное значение это направление имеет в случае обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Они могут использоваться на всех этапах обучения: 

              при объяснении нового материала, 

              при контроле знаний,

              при закреплении, 

              при обобщении и систематизации материала,

              при дистанционном обучении. 

Какие дидактические задачи позволяют решать ИКТ?  

И.В.Роберт (академик РАО) применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средств учебного назначения: 

              индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

              осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

              визуализировать учебную информацию;

              моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления

(которые невозможно увидеть в природе);

              осуществлять контроль с  диагностикой ошибок  и с обратной  связью;

              формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;

              развивать  определенный  вид  мышления (например,  нагляднообразного, абстрактного);

              усилить  мотивацию обучения (например,  за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

              формировать культуру  познавательной деятельности и др.

Эти задачи решаются с помощью различных средств: аппаратных (компьютер, принтер, сканер, копир, проектор, фото- и видеотехника,  звукозаписывающие устройства, мультимедиа и т.п.) и программных (виртуальные конструкторы, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы, Интернет).

Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, и способствует формированию ключевых компетенций учащихся. Использование ИКТ позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме. Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном (инклюзивном) образовании оно приобретает особенно большую значимость. 

Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника. Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей.

Использование ИКТ на различных уроках с детьми со сложными дефектами позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Кроме того, применение ИКТ позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения.

 

Формирование базовых компетенций обучающихся с ОВЗ при использовании

ИКТ

 

Таким образом, чтобы учитель мог успешно использовать ИКТ в обучении детей с ОВЗ, его компетенции в сфере ИКТ должны складываться из [3]:

1.            Наличия общих представлений о дидактических возможностях ИКТ.

2.            Наличия представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе.

3.            Наличия представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность, цифровых образовательных ресурсах, выполненных в ходе реализации Федеральных целевых программ.

4.            Владения основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс, в том числе при обучении детей с ОВЗ.

5.            Владения приёмами организации личного информационного пространства, интерфейсом операционной системы, приёмами выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основными приёмами ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов.

6.            Владения приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.):

              вводом текста с клавиатуры и приёмами его форматирования;

              подготовкой раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовыми приёмами работы с инструментами векторной графики;

              приёмами работы с табличными процессорами (составлением списков, информационных карт, простыми расчётами);

              приёмами построения графиков и диаграмм;

              методикой создания педагогически эффективных презентаций (к уроку, выступлению на педсовете, докладу и т.п.);

7.            Владения простейшими приёмами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой графики.

8.            Владения базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности:

              приёмами навигации и поиска образовательной информации в сети Интернет, её получения и сохранения; 

              приёмами работы с электронной почтой и телеконференциями;

              приёмами работы с файловыми архивами;

              приёмами работы с программами для аудиовизуальных конференций.

9.            Наличия представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность.

10.         Владения технологическими основами создания сайта поддержки учебной деятельности:

              наличия представлений о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта поддержки учебной деятельности;

              наличия представлений о структуре web-страницы;

              владения простейшими приёмами сайтостроения, обеспечивающими возможность представления образовательной информации в форме сайта; 

              владения приёмами публикации сайта  в Интернет.

11.      Владения приёмами подключения необходимых средств ТСО:

              персонального компьютера;

              периферийных устройств;

              проектора и интерактивной доски;

              телевизора, видеомагнитофона, DVD-плеера.

12.       Использования в учебной и внеклассной работе видео- и фотокамеры.

Только в этом случае учитель сможет успешно формировать базовые компетенции обучающихся. 

Британские исследователи выделяют три уровня компетентности:

              интегративная компетентность - способность к интеграции знаний и навыков и их использованию в условиях быстро меняющейся внешней среды;

              психологическая компетентность - умение ориентироваться и контролировать внутренние и внешние эмоциональные воздействия, прогнозировать и управлять поведением людей;

              профессиональная компетентность в различных сферах деятельности.

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Эта способность может быть реализована и за рамками школьного образования [4].

Формирование ИКТ-компетентности должно проходить на всех уроках (а не только на уроках информатики).  При формировании ИКТ-компетентности успешно должны применяться традиционные подходы: 

      словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой); 

      наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций); 

      практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы). 

Условия, оказывающие влияние на формирование ИКТ-компетентности учащихся с ОВЗ:

1.            Статус школы (зависит от того, какое оборудование есть в информационных классах, по какой программе работают учащиеся, компетенции учителя).

2.            Зависимость уровня ИКТ-компетентности учащихся от типа населенного пункта, в котором расположена их школа, а также места расположения школы в городе. 

3.            Зависимость уровня ИКТ-компетентности учащихся школ от использования компьютера на уроках (за исключением уроков информатики) компьютер в процессе обучения используется преимущественно лишь на уроках информатики. 

Анализ полученных данных показывает, что  где компьютер в процессе обучения используется преимущественно лишь на уроках информатики, крайне мала доля учащихся с высоким уровнем ИКТ-компетентности. Иначе складывается ситуация, где компьютерные технологии широко применяются в изучении ряда предметов, помимо информатики. Доля учащихся с высоким уровнем ИКТ-компетентности  здесь значительно выше. Это позволяет сделать вывод о том, что включение компьютера в изучение не только информатики, но и других предметных областей, то есть его использование в качестве средства учебной деятельности, в значительной степени повышает уровень компетентности учащихся в сфере ИКТ-технологий.

4.            Зависимость уровня ИКТ-компетентности школьников от их социальной защищенности. Дети из социально незащищенных слоев населения менее компетентны в области ИКТ. Иными словами, компетентность в сфере ИКТ является на сегодняшний день той частью социального капитала, которая школьникам из

социально незащищенных слоев доступна в меньшей степени, чем школьникам из более благополучных. Причем школа как социальный институт, призванный обеспечить «равные возможности» для всех учащихся и в той или иной степени нивелировать социальное неравенство. 

5.            Деятельность педагога (!), является одним из основных факторов, определяющим успешность учащегося в той или иной предметной области (квалификационная категория). Чем выше квалификация учителя в сфере ИКТ, тем выше ИКТ-компетентность его учеников.

6.            Социально-демографические факторы, которые могут оказывать влияние на формирование ИКТ-компетентности учащихся, среди которых можно выделить такие, как пол, место жительства, образование родителей, а также успеваемость учащегося. Обращаясь к анализу гендерных (половых) различий, следует отметить, что девочки демонстрируют более высокий уровень компетентности в сфере ИКТ, чем мальчики. Результаты исследований показывают, что существует прямая зависимость между уровнем ИКТ-компетентности ученика и уровнем образования его родителей – чем выше уровень образования родителей, тем выше ИКТ-компетентность школьника. 

7.            Зависимость уровня ИКТ-компетентности школьников от различных аспектов их учебной деятельности и досуга. 

Имеет место связь: активное использование компьютера в учебной деятельности помогает учащемуся в достижении высоких результатов в различных образовательных областях. 

8.            Уровень компетентности учащихся в сфере ИКТ связан  с наличием у учащихся возможности использовать компьютер в домашних условиях. С каждым годом количество компьютеров в семье учащихся растет.  

На основе вышеизложенного мы можем сделать очевидный вывод о прямом соотношении между базовыми компетенциями учителя в сфере ИКТ и формированием ИКТ-компетентности его учеников, в том числе с ОВЗ.

В качестве опоры для деятельности школы по повышению базовых компетенций учителя в сфере ИКТ могу порекомендовать авторскую работу «Система внутришкольных семинаров и самообразовательной деятельности, обеспечивающая повышение базовых компетенций педагогического состава школы в сфере информационно-коммуникационных технологий» [5], где обобщается опыт работы МКОУ СОШ с.Преображенка Катангского района Иркутской области  по повышению базовых компетенций педагогического состава школы в сфере информационнокоммуникационных технологий для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта к метапредметным результатам, одним из которых является формирование и развитие компетентности ученика, в том числе с ОВЗ, в области использования ИКТ.

 

Использование компьютерных программ в коррекционной работе

 

Как включить ребенка с ОВЗ в общеобразовательный процесс, какие приемы, методы наиболее эффективны, как реализовать индивидуальный подход, работая со всеми детьми, и одновременно с каждым ребенком?

Наличие у детей особых образовательных потребностей предполагает решение развивающих, профилактических и коррекционных задач. У учителя возникает вопрос: «Как изменить урок? Как сделать его интересным и познавательным? Как  побудить к творчеству детей? Как включить всех в учебный процесс, учитывая индивидуальные способности?»

Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.) [6].

Внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с решением двух фундаментальных задач: научить детей грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности; использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития ребенка с особыми познавательными потребностями. Проблема состоит в сочетании решения этих задач, в определение приоритетов и соподчиненности задач в подходе к реальному процессу специального обучения.

Необходимость использования информационных технологий в специальном коррекционном обучении неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья компьютер – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.

Важнейшей идеей, объединяющей многообразие теоретических концепций и практико-ориентированных образовательных развивающих программ, является понимание развития как саморазвития, как активного созидательного процесса, осуществляемого ребенком в сотрудничестве со взрослым.

На настоящий момент существует ряд обучающих программ, которые являются средством коррекции и развития познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями и активно используются в работе педагогов нашей школы. 

В качестве примера можно привести следующие программы:

1. Аzbuka Pro (рис.1) - предназначена для обучения детей русскому алфавиту в игровой форме. 

 

Рис.1. Программа Аzbuka Pro.

 

Дополнительные возможности - обучение цифрам. Высокая степень обучения достигается за счёт обучения в игровой форме и включением в процессе игры памяти ребёнка. Буквам сопоставляются соответствующие звуки (за исключением твёрдого и мягкого знаков), а не "классическое" произношение букв, так как конечной целью является обучение ребёнка чтению. Есть возможность выбора мужского или женского голоса. Ведётся статистика количества сделанных упражнений и нажатий на буквы. Имеется выбор из трёх цветовых схем.

Режим ввода слов (доступен в зарегистрированной версии) позволяет вводить буквы/слова/предложения с клавиатуры с последующим проговариванием. Для того, чтобы перейти в режим ввода достаточно нажать на какую-нибудь букву на клавиатуре. Произнести введённое целиком - клавиша 'Enter'. Выход из режима ввода осуществляется по двойному нажатию клавиши 'Escape' (одиночный 'Escape' стирает введённое) или если нет ввода с клавиатуры в течении 5 секунд.

Упражнения разбиты по группам: "гласные", "согласные", "цифры", два ряда со сложными схожими по начертанию буквами, ряд "заглавных" букв, ряд "маленьких" букв, пользовательский ряд (с возможностью выбора буквенного ряда самим пользователем - доступно в зарегистрированной версии). Есть опции случайного выбора упражнений (доступно в зарегистрированной версии), либо последовательного циклического перебора всех упражнений (доступно в зарегистрированной версии). Дополнительно можно задать количество повторов для каждого упражнения (от одного до трех).

2.    Отличник (рис.2) – программа для закрепления математических и языковых знаний.

 

Рис.2. Программа Отличник.

Программа работает в двух режимах: математика (рис.3) и русский язык (рис.4).

 

Рис.3. Режим Математика.

При этом математический режим предусматривает решение уравнений и задач. 

 

Рис.4. Режим Русский язык.

Программа очень проста в освоении. Учащиеся с удовольствием с ней работают. Заданий очень много. Вероятность повторов минимальная. Может использоваться как при изучении нового материала, так и при закреплении и контроле знаний. 

3.    Таблица умножения в мультиках (рис.5) – программа для изучения и закрепления таблицы умножения. Не требует инсталляции. Программа предлагает решить примеры на применение таблицы умножения – последовательно: на 2, на 3, на 4 и т.д.  После правильного решения примеров по каждому разделу ребёнку предлагается фрагмент с любимыми мультипликационными героями и музыкальной паузой с переходом на более сложный уровень умножения. При этом, если допускается ошибка, то на следующий уровень умножения программа не допускает  и надо решать примеры прежнего уровня. Аналогичная программа - Таблица деления в мультиках.

             

                                   Рис.5. Таблица умножения в мультиках.

4.    Animals Baby (рис.6) – программа по окружающему миру, помогающая закрепить знания детей по животному миру.

 

Рис.6. Программа Animals Baby.

Программа очень простая. Учащиеся с удовольствием с ней работают. Может использоваться при закреплении и контроле знаний. 

Понятно, что представленная группа программ применяется в начальной школе.

Все компьютерные программы бесплатны и их можно свободно скачать в Интернете. Для основной и старшей школы можно подобрать достаточное количество программных комплексов, которые помогут освоить учебные программы детям с ОВЗ. Я приведу  пример для основной школы.

5.    LoviOtvet (рис.7 и рис.8) – широкопрофильная математическая программа.

 

Рис.7. Программа LoviOtvet.

 

Рис.8. Программа LoviOtvet.

Возможности программы кратко отражены на рис.7. Однако, исходя из собственного опыта, могу утверждать, что это - очень скромная презентация данной программы. 

Учителя, имеющие интерактивную доску, очень быстро приучат детей использовать эту программу при решении задач по математике, физике, химии. У учеников со временем исчезают вопросы типа: «Я не понял как это получили…», «Откуда взяли это число…» и т.п. 

Все предложенные программы  могут использоваться для проверки и оценки полученных навыков, позволяют фиксировать уровень самооценки результатов игры.

Таким образом, роль использования современных информационных технологий, как в общеобразовательных, так и в специальных школах очень велика. Компьютер помогает ребенку освоить сложные для него виды деятельности, способствует индивидуализации обучения, социализации учащихся и подготовке их к будущей трудовой жизни.

 

 

 

 

 

 

Использование облачных технологий при обучении детей с ОВЗ

 

Согласно требованиям ФГОС одним из базовых навыков учителя является владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности. Из всего многообразия, предлагаемого современной Сетью для образовательной деятельности, выделим облачные технологии.

Облачные технологии (сloudcomputing) – это облачные вычисления, представляющие собой технологию обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю в качестве интернет-сервиса. Термин «облако» подразумевает образ некой сложной инфраструктуры, включающей все технические средства, доступ к которой возможен посредством Интернета [7].

В целом сервисы «облачных» вычислений представляют собой приложения, доступ к которым обеспечивается через Интернет посредством обычного интернетбраузера или других сетевых приложений. Главное отличие от привычного метода работы с программным обеспечением заключается в том, что пользователь использует не ресурсы своего ПК, а компьютерные ресурсы и мощности, которые предоставляются ему как интернет-сервис. При этом пользователь имеет полный доступ к собственным данным и возможность работы с ними, но не может управлять операционной системной, программной базой, вычислительными мощностями, с помощью которых эта работа происходит [8].

Одним из наиболее доступных облачных сервисов в настоящее время является Облако@mail.ru (рис.9). Как можно использовать представляемую технологию для учебного процесса и, в конечном итоге, для совершенствования работы с детьми с ОВЗ?

 

Рис.9. Облако@mail.ru.

Где это найти

В настоящее время трудно найти преподавателя, который был бы не знаком с электронной почтой. Использование электронной почты даёт учителю следующее:

Быстрый обмен информацией с коллегами без географических ограничений.

Возможность передачи любых файлов: текст, графика, звук и видео (прикреплённые файлы).

Дистанционное образование и повышение квалификации без отрыва от учебного процесса.

Возможность общения с удалёнными учениками (невозможность посещения школы по болезни или инвалидности) и их родителями.

    

 

 

Рис.10. Mail.ru.

 

Конечно, это далеко не полный перечень возможностей, которые предоставляет учителю электронная почта. Наиболее распространена российская служба электронной почты – сайт Mail.ru (рис.10).  Если Вы ещё не имеете своего электронного почтового ящика, то надо зарегистрироваться – «Регистрация в почте» [9]. Выполнив вход в свой почтовый ящик, Вы увидите на верхней панели кнопку «Облако», снабжённую соответствующим значком (рис.11).

Рис.11.Вход в почтовый ящик.

Если мы нажмём на эту кнопку, то в новой вкладке браузера откроется Ваше облачное хранилище. Однако перед его использованием надо будет принять лицензионное соглашение (рис.12).

лицензионного соглашения Облака.

После этого мы входим в Облако@mail.ru (рис.13). Можно начинать работу с хранилищем.

 

Рис.13. Облако@mail.ru.

Создание папки в хранилище

Для каждого из нас является естественным накопление учебных материалов, заданий, тестов и т.п. с течением времени. Очень многие из них на современном этапе – в цифровом виде. С проблемой сохранения этих материалов сталкивается каждый учитель. Многие пережили горечь потери ценных цифровых ресурсов. Мы используем DVD-диски, флэшки и переносные жёсткие диски. Теперь же появилась альтернатива всему этому многообразию – облачное хранилище образовательных ресурсов. Доступное пространство – 100ГБ. 

Свои данные необходимо чётко структурировать, иначе с накоплением информации Вам будет сложно ориентироваться в беспорядочно расположенных ресурсах. Например, презентации лучше всего загружать в отдельную папку, в которой, в свою очередь, можно создать папки с делением презентаций по классам.

Создание папки начинаем с кнопки «Создать» и далее – «Папку» (рис.14).

 

Рис.14. Создание папки.

Рис.15. Переименование папки.

В появившемся окне вводим название своей папки и нажимаем «Добавить» (рис.15). В Облаке появилась созданная нами папка (рис.16).

 

                Рис.16. Созданная папка.

Открыв папку «Мои презентации», можно в ней создать необходимые подпапки. Аналогичным образом создаётся необходимое число папок для своих ресурсов.

Загрузка и распространение файлов

Для загрузки файла в определённую папку необходимо её открыть (например:

«Мои презентации» (рис.17) и обратиться к кнопке «+Загрузить» (рис.14). Откроется окно выбора файла (рис.18). Выбираем

Рис.18. Окно выбора файла для загрузки в Облако и процесс загрузки.

 

После загрузки файла мы увидим его в нашей папке (рис.19). Наведя курсор на нижнюю часть иконки файла, мы увидим всплывающую полосу со значком ссылки на файл (справа). Если по нему щёлкнуть, то откроется ссылка на наш файл (рис.20).

 

 

Рис.20. Открыта ссылка на файл «Тепловые двигатели».

Скопированная ссылка на файл выглядит примерно так:

https://cloud.mail.ru/public/02a00025694e/%D0%A2%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE

%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%

D0%B5%D0%BB%D0%B8.pptx 

Теперь Ваш файл, находящийся в Облаке, его можно открыть с любого компьютера, имеющего выход в сеть Интернет. Для этого ссылку на файл вставляем в адресную строку любого браузера и нажимаем «Enter» (рис.21).

Любой заинтересованный в Вашем файле (коллега, ученик, родитель) может скачать его на свой компьютер для ознакомления и(или) изучения, используя кнопку «Скачать». Аналогичным образом можно копировать ссылку на всю папку, содержащую какую-либо тематическую информацию (расписания уроков, домашние задания, дополнительные материалы к урокам и т.п.). 

 

 

Рис.21. Файл из Облака открыт в браузере.

Каким же образом можно распространить данную ссылку? 

Можно предложить следующие способы:

     По электронной почте всем заинтересованным в учебном процессе лицам;

     Передав ссылку на Вашу облачную папку системному администратору для её установки на сайте школы;

     Разместив ссылку на личном сайте педагога;

     Оставив её на образовательном сайте или портале.

В любом из этих случаев не надо беспокоиться о сохранности файла на флэшке или другом носителе информации. Конечно, недостаток такого способа хранения своих данных в том, что необходим доступ в Интернет для обращения в Облако. 

 Размещение ссылки на личном сайте

В настоящее время многие учителя имеют личные сайты и(или)  личные кабинеты на различных образовательных порталах. Объём закачиваемых на любой сайт данных ограничивается. Например, бесплатная платформа «Юкоз Медиа». Технология создания сайтов с помощью этого конструктора настолько удобна и доступна, что позволяет каждому,  независимо от уровня компьютерной базы решить проблему администрирования. Привлекательно, просто и быстро, но есть одно маленькое ограничение – даётся чуть более 400МБ дискового пространства. Один школьный фотоальбом из 10 цифровых фотографий имеет примерный размер 40МБ, электронный учебник – до 700МВ(!). 

Здесь приходит на помощь облачная технология. Мы можем очень экономно расходовать дисковое пространство сайта, вставляя на свои страницы ссылки на уже размещённые в Облаке электронные образовательные ресурсы.

В качестве примера рассмотрю добавление работы «Издательский дом «Первое сентября» на свой личный сайт. URL:  http://tungusebv.my1.ru/. Сначала добавляю работу в папку «Мои работы» Облака (рис.22).

Рис.22. Папка «Мои работы».

В данном случае включен режим отображения файлов в виде таблицы. Кнопка для включения режима показана стрелкой на рис.22. Загружаем файл в данную папку (рис.23).

Рис.23. Необходимый файл в папке.

Обратим внимание на то, что справа от файла нет значка ссылки. Он появится, если мы поместим курсор в то место, где должна быть ссылка (синяя стрелка на рис.23). Кликнув по месту её размещения, мы получаем ссылку на закачанный файл (рис.24).

 

Рис.24. Ссылка на работу «Издательский дом «Первое сентября».

Ссылка выглядит так:

https://cloud.mail.ru/public/5924c3e190a1/%D0%98%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82% D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B4%D0%BE%

D0%BC%20%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D0%B

5%D0%BD%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F.pdf 

Нам надо её разместить на личном сайте в разделе «Авторские работы» (рис.25).

 

Рис.25. Раздел сайта «Авторские работы».

Подробнее рассмотрим строку вставки ссылки в редактор личного сайта. Здесь используется язык HTML для разметки документов при публикации их в Интернете. Основой этого языка являются тэги.

Перечислю тэги, которые будут необходимы при использовании платформы «Юкоз Медиа»:

1.  <p>  </p> - тэги абзаца. Каждый последующий абзац должен начинаться  <p>  и заканчиваться  </p>  такими тэгами. 

2.  <br> - переход на следующую строку, незакрывающийся тэг.

3.  Нумерованный список:

<OL>

<LI> Текст 1

<LI> Текст 2

<LI> Текст 3 и т.д.

</OL>

4.  Список определений:

<DL>

<DT> Термин 1

<DD> Пояснение термина 1

<DT> Термин 2

<DD> Пояснение термина 2 и т.д.

</DL>

5.  <font>  </font> - изменение атрибутов текста.

Например: <font  color=”#RRGGBB”>  Тут текст  </font>.  Color – атрибут цвета шрифта. RRGGBB – шестнадцатеричное представление цвета. 

Виды шрифта: <i>  </i> - курсив, 

                         <b>  </b> - жирный,

                         <u>  </u> - подчёркнутый. 

6.  Вставка ссылки: <a href=”Ссылка”>  Тут текст, по которому будут щёлкать для перехода по ссылке </a>. 

Ucoz  допускает работу без HTML форматирования, но страницы при этом выглядят не слишком привлекательно.  Некоторое время Вам вполне хватит  три первых приведённых пункта, но через некоторое время Вы сами захотите узнать больше. Пособий по работе с HTML  много и их можно бесплатно скачать из Сети. 

Cтрока вставки ссылки в редактор:

<p> <a

href="https://cloud.mail.ru/public/5924c3e190a1/%D0%98%D0%B7%D0%B4%D0%B0% D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B4%

D0%BE%D0%BC%20%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B5%20%D1% 81%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F.pdf"> Издательский дом "Первое сентября" </a> </p> (рис.26)  

Применяются тэги абзаца и вставки ссылки. Синим цветом выделена ссылка на необходимый файл в облаке. Красным – то, что будет отображаться на сайте (рис.27).

Если мы нажмём ссылку на сайте, то откроется наш файл в Облаке (рис.28).

Подобным образом можно разместить на личном сайте (странице) любые учебные и информационные  материалы. При этом Вы будете расходовать предоставленный Облаком объём, экономя место на своём сайте (странице).

 

Рис.26. Cтрока вставки ссылки в редакторе.

 

Рис.28. Файл открыт в облаке.

 

Выводы по облачным технологиям [10]

Любой учитель – человек творческий. Облачные технологии сами по себе ничего не дадут учителю, ребёнку, всем участникам образовательного процесса. Если же учитель сможет организовать взаимодействие заинтересованных лиц с помощью облачных технологий, то это значительно расширит его образовательное пространство. Ещё более широкие возможности даёт применение подобных технологий для администрации школ и администраторов сайтов образовательных учреждений. 

Основное содержание ИОС составляют информационно-образовательные ресурсы – ИОР, в том числе электронно-выраженные ИОР: электроннообразовательные ресурсы - ЭОР. Именно состав этих ресурсов определяет степень полноты и объектной насыщенности ИОС. Если информатизация образования является главным производителем ИОР и ЭОР, то ИОС – их потребителем и действует от лица потребителя (субъекта образования). Поэтому для ИОС приобретает особую важность проблема идентификации ИОР и ЭОР как предметов хранения, передачи и широкого (открытого) распространения [11].

Таким образом, облачные технологии полностью соответствуют требованию ФГОС по обеспечению электронного взаимодействия всех участников образовательного процесса, в том числе обучающихся с ОВЗ. На современном этапе происходит формирование ИОС образовательных учреждений. Если администрация школы, председатели МО, учителя-предметники, классные руководители смогут объединить свои усилия по формированию единого банка ЭОР, продумают систему доступной подачи информации обо всех событиях в образовательном учреждении и качественно организуют обратную связь для всех участников образовательного процесса, то информационная образовательная среда такой школы сделает огромный шаг вперёд. Соответственно огромный шаг вперёд сделает и качество образовательных услуг в данной школе.

Понятно, что облачные технологии занимают значительное место в этом процессе. Рано или поздно каждому учителю придётся с ними столкнуться в той или иной форме. 

Использование облачных технологий в учебной деятельности позволяет:

     Расширить у всех учеников навыки работы в сети Интернет;

     Создать условия присутствия в образовательном пространстве в различное время и независимо друг от друга всех участников образовательного процесса;

     Создавать, развивать и эффективно использовать электронные образовательные ресурсы, с возможностью повсеместного(!) (что особенно важно для детей с ОВЗ) доступа для работы с ними;

     Повышать ИКТ-компетентность всех участников образовательного процесса; Готовить учеников к жизни в сложном информационном пространстве; Развивать ИОС образовательного учреждения. 

Облачные технологии - мобильный и современный инструмент педагогапрактика, способ формирования новой информационной культуры. Они позволяют приобрести обучающимся устойчивые навыки жизни и работы в современном информационном обществе, готовность и способность к сложной информационной деятельности. Процесс обучения становится гибким, доступным и персонализированным [8]. 

Если Вы решили начать освоение технологии Облако@mail.ru, то в любой момент можно воспользоваться электронной справкой «Помощь. Что такое облако?»

[12].

 

Использование программы Skype при дистанционном обучении детей с ОВЗ

Небольшое бесплатное приложение Skype (рис.29) позволяет организовывать аудиовизуальные конференции между всеми участниками образовательного процесса. Где бы ни находился ваш ученик, вы всегда можете связаться с ним через Skype с легкостью обычного телефонного звонка, который не будет стоить ни копейки. Помимо голосовой связи Skype позволяет обмениваться мгновенными текстовыми сообщениями, а при наличии веб-камеры программа превращается в настоящий видеотелефон, что делает ее уникальной в секторе бесплатного ПО. Большой простор для использования дает возможность организации конференций - подключения к разговору одновременно нескольких обучающихся (до 25).

 

Рис.29. Skype. 

 

В образовательном учреждении это приложение может выполнять множество задач: от оперативной связи между преподавателями и администрацией до видеотрансляции открытых уроков, дистанционной связи с учащимися. Используя программу Skype, школы могут удаленно обмениваться опытом, классные руководители – проводить дистанционные родительские собрания. Это лишь несколько примеров использования этого незаменимого приложения [9]. 

 Для работы программе достаточно даже низкоскоростного ADSL-соединения с Интернет. После установки и регистрации программа практически сразу готова к работе. Минимальные системные требования: ОС Microsoft Windows 2000, XP,7,8  и более поздние версии, микрофон, наличие подключения к сети Интернет скоростью от 128 кбит/c. Чем выше скорость соединения с Интернетом, тем выше качество связи

[13]. 

     Официальный сайт, где можно скачать последнюю версию программы:

http://www.skype.com/ (рис.30). 

Рис.30. Загрузка Skype.

После установки программа попросит Вас зарегистрироваться, выбрав для себя логин и пароль, после чего откроется её окно (рис.31).

 

Рис.31. Окно программы Skype.

Чтобы добавить собеседника, нужно нажать кнопку «Добавить» - Новый контакт. Рисунок 32.

Рис.32. Добавление контакта.

Откроется окно «Добавить контакт» (рис.33). В это окно можно ввести уже известный логин в программе Skype того ученика, которого Вы приглашаете или адрес его электронной почты, после чего нажать кнопку «Поиск». Программа выдаст результат поиска (рис.34). Вам остаётся только нажать «Добавить контакт», программа выдаст информационное окно (рис.35). В нём мы видим достаточно понятную информацию о том, как обозначится обучающийся  в случае, если он примет Ваше приглашение. В качестве примера я рассмотрел добавление контакта  с И.С.Робковым – дизайнером газеты «Завуч.инфо», которую можно бесплатно скачать с сайта Завуч.инфо.

 

Рис.33. Окно «Добавить контакт».

 

Рис.34. Результат поиска.

 

 

Рис.35. Информационное окно добавления контакта.

Чтобы вызвать нужного обучающегося  на разговор, необходимо выбрать его из списка контактов и нажать кнопку «Позвонить». Ясно, что рядом с логином собеседника должна стоять зелёная галочка, означающая, что собеседник – в Сети. 

     Аппаратное обеспечение:

1.    Акустические колонки или наушники.

2.    Микрофон.

3.    Веб-камера (не обязательна) – для видеозвонка, т.е. Вы будете не только слышать, но и видеть своего ученика.

     

Интересной особенностью программы является возможность переписки. Причём переписываться можно как одновременно с разговором, так и без него. Фраза вводится в специальное поле (рис.31), после чего нажимается клавиша «Enter» или синий значок справа от поля ввода. Это может пригодиться, например, при отсутствии микрофона, что довольно часто встречается в наших школах.

Ещё один плюс – отправка файлов. Для учителя: возможность отправить задания, проверочные и контрольные работы, тесты и т.п.  

Можно сделать вывод, что применение Skype- технологий повышает конкурентоспособность дополнительных образовательных программ педагогов, создавая условия для построения индивидуальных образовательных траекторий, максимальной индивидуализации учебного процесса для всех обучающихся, в том числе с ОВЗ. Использование подобных Интернет-технологий дает возможность осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с различными источниками информации, групповую работу, оперативное и систематическое взаимодействие с учителями [14].

Дистанционное обучение для детей с особыми познавательными потребностями необходимо в силу, прежде всего, особенностей развития российской системы образования и специфики психического развития таких детей. При этом дистанционное обучение должно быть включено в рамки специальной образовательной среды, ориентированной на цели образования, развития и социализации детей с ограниченными возможностями [6].

                                                   

                                                   Заключение

Компьютеры как техническое средство обучения начинает всё более широко применяться в учебном процессе. Применение  ПК  повышает у учащихся мотивацию к обучению. Учитель должен владеть информационно-коммуникационными технологиями и уметь использовать их как удобный инструмент в своей повседневной деятельности для совершенствования учебного процесса в целом.

 Научившись работать с универсальными компьютерными программами, можно в дальнейшем совершенствовать свои знания и опыт, осваивая специализированные программы, расширяющие возможности педагога при обучении любого контингента обучающихся.

В данной работе я рассмотрел лишь небольшой фрагмент ИКТ-технологий. Однако владение этим фрагментом является обязательным для каждого учителя в целях обеспечения полноценного информационного диалога со средствами ИКТ и применения их для обучения всех категорий обучающихся.

            АРМ учителя значительно облегчает его деятельность в школе, храня массу данных и программ, необходимых в многоплановой работе учителя, помогая быстро подготовить конспекты, отчёты, приказы  и т.п. По сути своей – это целый рабочий комплекс, обеспечивающий быстрый поиск нужной информации и её представление в удобном для всех участников образовательного процесса виде.

 

 

 

 

 

 

                                                       Список использованных источников:

1.     https://infourok.ru/ikt-pri-obuchenii-detey-s-ovz-686981.html  - Информационнокоммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.     Коротенков Ю.Г. Учебное пособие «Информационная образовательная среда основной школы».

3.     https://multiurok.ru/tungusebv/blog/riekomiendatsii-dlia-uchitielia-po-ispol-zovaniiusriedstv-ikt-na-urokakh-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti.html  -  Егоров Б.В.

Рекомендации для учителя по использованию средств ИКТ на уроках и во внеурочной деятиельности.

4.     https://infourok.ru/formirovanie-ikt-kompetentnosti-u-uchaschihsya-nachalnoy-shkoli-

809629.html  - Формирование ИКТ-компетентности у учащихся начальной школы.

5.     https://cloud.mail.ru/public/96TV/hEAkpPTXx -  Егоров Б.В. Система внутришкольных семинаров и самообразовательной деятельности, обеспечивающая повышение базовых компетенций педагогического состава школы в сфере информационнокоммуникационных технологий. 

6.     https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/riekomiendatsii-po-ispol-zovaniiu-iktpiedaghogham-rabotaiushchim-s-diet-mi-s-ovz   -  Рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 

7.     Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия. Компьютер и Интернет 2014/В.П.Леонтьев. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.

8.     Пальмова Н.В. Облачные технологии как средство реализации студентоцентрированного взаимодействия. [Текст] /Н.В.Пальмова// Оренбургский государственный университет, г.Оренбург.

9.     http://tungusebv.my1.ru/index/avtorskie_raboty/0-4 - Егоров Б.В. Использование Интернета в работе учителя физики и ОБЖ.

10.  «Информатика. Всё для учителя!» №5 (2015г.), Егоров Б.В. «Технология ОБЛАКО@MAIL.RU как средство развития информационно-образовательной среды  школы».

11.  Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы/ Ю.Г.Коротенков. Учебное пособие. Академия АйТи.

12.  Помощь. Что такое облако? [Электронный ресурс]. URL: http://help.mail.ru/cloud_web 

13.  http://metodist.lbz.ru/lektorii_Usenkov.D.html - Лекторий: свободное программное обеспечение в школе. Ведущий – Казанцев А.С.

14.  http://psihologia.biz/razvitiya-akmeologiya-psihologiya/ispolzovanie-tehnologii-skypeobscheniya-22778.html  - Использование технологии Skype-общения в учебном процессе.

 

 

 

Егоров Борис Владимирович учитель физики, первая квалификационная категория

Егоров Борис Владимирович учитель физики, первая квалификационная категория

Таким образом, важнейшей задачей модернизации является: • обеспечение доступности качественного образования; • индивидуализация образования; • дифференциация образования; • систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов; •…

Таким образом, важнейшей задачей модернизации является: • обеспечение доступности качественного образования; • индивидуализация образования; • дифференциация образования; • систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов; •…

Организация процесса обучения связана со следующей деятельностью учителей: 1

Организация процесса обучения связана со следующей деятельностью учителей: 1

Какие дидактические задачи позволяют решать

Какие дидактические задачи позволяют решать

Использование ИКТ на различных уроках с детьми со сложными дефектами позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с…

Использование ИКТ на различных уроках с детьми со сложными дефектами позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с…

Владения простейшими приёмами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой графики

Владения простейшими приёмами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой графики

Только в этом случае учитель сможет успешно формировать базовые компетенции обучающихся

Только в этом случае учитель сможет успешно формировать базовые компетенции обучающихся

Это позволяет сделать вывод о том, что включение компьютера в изучение не только информатики, но и других предметных областей, то есть его использование в качестве…

Это позволяет сделать вывод о том, что включение компьютера в изучение не только информатики, но и других предметных областей, то есть его использование в качестве…

Федерального государственного образовательного стандарта к метапредметным результатам, одним из которых является формирование и развитие компетентности ученика, в том числе с

Федерального государственного образовательного стандарта к метапредметным результатам, одним из которых является формирование и развитие компетентности ученика, в том числе с

В качестве примера можно привести следующие программы: 1

В качестве примера можно привести следующие программы: 1

Дополнительно можно задать количество повторов для каждого упражнения (от одного до трех)

Дополнительно можно задать количество повторов для каждого упражнения (от одного до трех)

Рис.4. Режим Русский язык. Программа очень проста в освоении

Рис.4. Режим Русский язык. Программа очень проста в освоении

Animals Baby (рис.6) – программа по окружающему миру, помогающая закрепить знания детей по животному миру

Animals Baby (рис.6) – программа по окружающему миру, помогающая закрепить знания детей по животному миру

Рис.8. Программа LoviOtvet.

Рис.8. Программа LoviOtvet.

Использование облачных технологий при обучении детей с

Использование облачных технологий при обучении детей с

Где это найти В настоящее время трудно найти преподавателя, который был бы не знаком с электронной почтой

Где это найти В настоящее время трудно найти преподавателя, который был бы не знаком с электронной почтой

Если мы нажмём на эту кнопку, то в новой вкладке браузера откроется

Если мы нажмём на эту кнопку, то в новой вкладке браузера откроется

Создание папки в хранилище

Создание папки в хранилище

Рис.16. Созданная папка. Открыв папку «Мои презентации», можно в ней создать необходимые подпапки

Рис.16. Созданная папка. Открыв папку «Мои презентации», можно в ней создать необходимые подпапки

После загрузки файла мы увидим его в нашей папке (рис

После загрузки файла мы увидим его в нашей папке (рис

Рис.21. Файл из Облака открыт в браузере

Рис.21. Файл из Облака открыт в браузере

Здесь приходит на помощь облачная технология

Здесь приходит на помощь облачная технология

Рис.24. Ссылка на работу «Издательский дом «Первое сентября»

Рис.24. Ссылка на работу «Издательский дом «Первое сентября»

Подробнее рассмотрим строку вставки ссылки в редактор личного сайта

Подробнее рассмотрим строку вставки ссылки в редактор личного сайта

Вы сами захотите узнать больше

Вы сами захотите узнать больше

Рис.28. Файл открыт в облаке.

Рис.28. Файл открыт в облаке.

Выводы по облачным технологиям [10]

Выводы по облачным технологиям [10]

Процесс обучения становится гибким, доступным и персонализированным [8]

Процесс обучения становится гибким, доступным и персонализированным [8]

Skype, школы могут удаленно обмениваться опытом, классные руководители – проводить дистанционные родительские собрания

Skype, школы могут удаленно обмениваться опытом, классные руководители – проводить дистанционные родительские собрания

Рис.31. Окно программы Skype.

Рис.31. Окно программы Skype.

Поиск». Программа выдаст результат поиска (рис

Поиск». Программа выдаст результат поиска (рис

Рис.35. Информационное окно добавления контакта

Рис.35. Информационное окно добавления контакта

ОВЗ. Использование подобных Интернет-технологий дает возможность осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с различными источниками информации, групповую работу, оперативное и систематическое взаимодействие…

ОВЗ. Использование подобных Интернет-технологий дает возможность осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с различными источниками информации, групповую работу, оперативное и систематическое взаимодействие…

Информационнокоммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Информационнокоммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017