Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет следующее:активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Перед учителем – словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.
Своими целями при обучении русскому языку и литературе определила: 1. Повышение мотивации обучения. 2. Развитие познавательной активности учащихся. 3. Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам. Задачи: • Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета. • Вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке. • Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.
Основные направления использования компьютерных технологий на уроках литературы:Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал). Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия).Тренажёр.Контроль за умениями, навыками учащихся.Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.
Уроки, проведённые мной с использованием ИКТ:1.Открытый урок литературы по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»- 8 класс2.«Не стоит село без праведника!»(Мотив праведничества в рассказе Солженицына «Матренин двор»).3.Презентации по биографиям поэтов и писателей. 4. Приемы сжатия информации в тексте - 9 класс (ГИА).5.Роль эпиграфов в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»-открытый урок.6. Сжатие текста – 9 класс (ГИА).7. Сочинение на лингвистическую тему – 9 класс (ГИА).8.Тесты по русскому языку - 11 класс.9. Просмотр кинофильмов: «Война и мир», «Анна Каренина», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Капитанская дочка» и т.д.
Пейзаж
« Октябрь был на редкость холодный,
ненастный…Спутанная трава в саду
полегла, и всё доцветал и никак не
мог доцвесть и осыпаться один только
маленький подсолнечник у забора.»
« Над лугами тащились из-за реки,
цеплялись за облетевшие ветлы
рыхлые тучи. Из них назойливо
сыпался дождь.»
Письмо Катерины ПетровныНасте
«Ненаглядная моя. Зиму эту я не
переживу . Приезжай хоть на день.
Дай поглядеть на тебя, подержать
твои руки. Стара я стала и слаба
до того, что тяжело мне не то что
ходить, а даже сидеть и лежать,-
смерть забыла ко мне дорогу. Сад
сохнет – совсем уж не тот,- да я его
и не вижу. Нынче осень плохая .Так
тяжело; вся жизнь, кажется, не была
такая длинная, как одна эта осень.»
Посмотрите на иллюстрацию, где изображен зимний лес, и составьте предложения, используя деепричастия или деепричастные обороты с не и существительные, записанные на доске:Деревья Тропинка Небо Воздух Вьюга СнегСугробы Снежинки
Хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно. Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»
Список интернет – ресурсов 1."Информационно-коммуникационные технологии в образовании"http://www.ict.edu.ru/itkonkurs/ 2.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru 3.Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/ 4.Грамота.ру. Справочно-информационный портал. Русский язык portal@gramota.ru 5.Открытая русская электронная библиотека «OREL» http://orel.rsl.ru 6.Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru/ 7.Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/ 8.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ 9.Институт новых технологий http://www.int-edu.ru/ 10.Сайт учителя русского и литературы Николаевой Елены Николаевны (учительский сайт/Николаева-Елена Николаевна2) http://Учительский .сайт
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.