Использование ИКТ в начальной школе
Оценка 4.6

Использование ИКТ в начальной школе

Оценка 4.6
Интерактивная доска
docx
информатика
1 кл—4 кл
08.07.2018
Использование ИКТ в начальной школе
За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров, будет возрастать и в соответствии с этим, будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.
Использование ИКТ в начальной школе.docx
«Использование ИКТ в начальной школе» Когда компьютеры стали использоваться в образовании появился термин  «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются  телекоммуникации, то появляется термин «информационно­ коммуникационные технологии» ­ ИКТ. Применение новых и новейших информационных средств, приводит к  появлению в педагогике новых понятий. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств  наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как  лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс  творчества на уроке являются:  игровая деятельность;  создание положительных эмоциональных ситуаций;  работа в парах;  проблемное обучение. За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места  персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в  один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело,  эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый  стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей  проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже  невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в  ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров, будет возрастать и  в соответствии с этим, будут возрастать требования к компьютерной  грамотности обучающихся начального звена. Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся  ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть  практическими способами работы с информацией, развивать умения,  позволяющие обмениваться информацией с помощью современных  технических средств. Начальная школа ­ фундамент, от качества которого зависит дальнейшее  обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя  начальной школы. Долгое время начальная школа в системе образования  являлась «школой навыка», т.е. рассматривалась как ступень образования, где ученик должен освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счёт для  дальнейшего образования. Сегодня начальная школа представляется иначе.  Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе ­ местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить  активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и  создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. В процессе изучения, многообразного применения и использования средств  ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и  самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально  большего числа источников; умеющий её анализировать, выдвигать гипотезы,  строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в  сложных ситуациях. В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка  учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного  общества, в том числе: ­ развитие наглядно­образного, наглядно­действенного, теоретического,  интуитивного, творческого видов мышления; ­ эстетическое воспитание за  счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии  мультимедиа;  ­ развитие коммуникативных способностей;  ­ формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать  варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных  компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по  принятию решения);  ­ формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации. ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно­воспитательного  процесса, обеспечивая:  ­ повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт  реализации средств ИКТ;  ­ обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих  активизацию познавательной деятельности; ­ углубление межпредметных связей за счёт использования современных  средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении  задач из различных предметных областей. Компьютер выступает в роли персонального помощника человека,  отвечающего практически всем органам чувств человека. Относительно  беспроблемное сращивание компьютера с различными техническими  средствами (телефон, радио, видео­ и фотосредствами, диагностической  аппаратурой и т.д.) обеспечивает компьютерный слух, зрение, осязание,  способность речевого воспроизведения. Я более пяти лет использую в своей работе информационные технологии,  внедряю их в образовательный процесс, и мною накоплен определённый опыт  по использованию ИКТ в учебном процессе. Моя практика использования информационных технологий показывает, что  при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках  традиционного урока появляются неограниченные возможности для  индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Они открывают детям доступ к нетрадиционным источникам информации,  повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют  совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления  умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и  методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса,  переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных  процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается  эффективная организация познавательной деятельности учащихся. При использовании ИКТ мне стало легче осуществлять личностно­ ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее  организовать весь учебный процесс. В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные  обучающие программы, создаю собственные презентации, проекты, использую  средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе. Информационные  технологии я применяю на всех учебных предметах. Я использую на уроках  учебные и игровые программы. На уроках русского языка использую тренажёр ПО «Русский язык», где дети  на компьютерах выполняют практические задания разных видов. При  обучении чтению в 1 классе на уроках обучения грамоте использую  электронное учебное пособие «Азбука». Пособие содержит разнообразный  интересный иллюстрированный и озвученный материал для звуко­буквенного  анализа слова, слоговой структуры слова, изучения некоторых орфограмм.  Иногда использую данное пособие и на уроках русского языка. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в «Азбуку»,  способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников,  позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом,  предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной  рефлексии. Дифференциация процесса обучения по данному пособию  достигается с помощью выбора заданий различного уровня сложности. При разработке тематического планирования по обучению грамоте я включаю в планирование соответствующие электронные темы и разделы. При  разработке плана урока продумываю те этапы урока, на которых  целесообразно применение «Азбуки» для фронтальной, индивидуальной и  групповой работы. На уроках математики использую тренажёр ПО «Математика». Данное  пособие содержит разнообразный материал по многим темам, изучаемым в  начальной школе. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности,  помогают развивать познавательные и творческие способности каждого  обучаемого. При работе над задачами использую компьютерные анимационные слайды.  Преимущество их в том, что в любое время я могу вернуться к началу задачи,  остановиться на отдельных его фрагментах, побеседовать с учащимися,  выслушать различные мнения. В 3 и 4 классах применяю слайд­фильмы с  анимированными задачами на движение Для создания таких слайдов  использую анимационные картинки, взятые из Интернета. Но не только электронные приложенния с готовым для работы материалом я  использую в работе. На всех учебных предметах я использую тестовые  задания. Первоначально я использовал тесты только в печатном виде, которые разрабатывал сам, набирал на компьютере и распечатывал для каждого  ученика. За годы использования ИКТ я разработал разные виды тестов по  математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру с 1  по 4 класс. Теперь я применяю на уроках не только тесты в печатном виде, но  и компьютерные, которые позволяют, выполнив их, сразу же получить оценку, которую им выдаёт компьютер, и выявить свои недоработки по той или иной  теме. Главное: при выполнении тестовых заданий участвуют и глаза, и мозг, и руки  учащихся, а игровые элементы имеют немаловажное значение в развитии у них интереса к выполняемой работе, а, следовательно, поддержании  необходимого уровня интенсивности процесса обучения. Кроме тестов использую кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся  работают непосредственно на компьютере, самостоятельно изучая материал  урока и по очереди работая на компьютере по определенному алгоритму. На всех учебных предметах, в качестве дополнительного и развивающего  материала, использую видеодиски «Современная универсальная российская  энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Классическая музыка», «Красота в  музыке и живописи». Обязательно использую краеведческий материал с  видеофильмами и фотозарисовками. Часто использую на уроках фотографии, которые снимаю на цифровой  фотоаппарат. Для подготовки и проведения урока я пользуюсь программой  Power Point, которая позволяет представить материал не только в текстовой  форме, но и в форматах видео, аудио. Презентация содержит подобранный  мною материал о растениях, анимацию, музыку. В ходе урока использую  разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа,  практическая работа, работа в парах, группах, словарная работа, работа с  учебником, дифференцированное домашнее задание. Дети активно работают  на уроке. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от  которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс  заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения  не стареет. Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации,  данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик,  в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает  внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с  классом. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного  материала к урокам в начальной школе можно назвать создание  мультимедийных презентаций. "Презентация" ­ переводится с английского как "представление".  Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».  По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного,  и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом,  облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью  ярких образов ­ это основа любой современной презентации. Несколько лет назад я освоила компьютерную программу Microsoft Power  Point. Главное в презентациях – тезисность, информативность, наглядность,  увлекательность. РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ: 1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации! 2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок. 3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24­28 пунктов. 4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в начальной школе). 5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое  оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта,  цвет и толщина различных линий и т.п.) Благодаря этой программе и я, и дети составляем презентации по самым  разнообразным темам и предметам. Для их создания используем фотографии,  рисунки, картинки, анимацию, дополнительную информацию. Вот некоторые  темы последних презентаций по разным учебным предметам «Лекарственные растения», «Подводный мир», «Мастера русского пейзажа», «Жостовские подносы», «А.С.Пушкин». Я нахожу нужную информацию, затем переработав её, загружаю в группу  дистанционного обучения и предлагаю детям самостоятельно с ней  поработать в парах, группах, индивидуально, используя индивидуальный и  дифференцированный подход в обучении, предложив учащимся разные виды  заданий: провести исследование, выбрать главное, составить схему,  презентацию, заполнить таблицу. Неоценимую помощь в работе оказывает сеть Интернет, к которой уже почти  5 лет подключена наша школа. Другой способ получения информации ­  непосредственно из Интернета прямо на уроке. Я сам заранее нахожу в  Интернете нужный материал, а на уроке открываю его. Работа происходит в  форме диалога по изученному материалу. Учащиеся моего класса уже умеют самостоятельно пользоваться Интернетом, выбирать нужную информацию, сохранять её и использовать в своей  дальнейшей работе при составлении презентаций или разработке и  выполнении разных видов проектов. Я думаю, что именно в начальных классах очень важна роль ИКТ в  формировании операционного стиля мышления, который рассматривается  здесь в виде совокупности таких фундаментальных навыков и умений, как  планирование структуры действий, поиск информации, структурирование  общения, построение информационных моделей, инструментирование  деятельности. Большое значение, на мой взгляд, имеет воспитание  позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития. Работа с ИКТ должна научить  ребенка практической работе с информацией на ПК. Освоив компьютер в  начальной школе, дети смогут затем использовать его как инструмент своей  деятельности и в других классах, у них не вызовут затруднений предметные  уроки с применением компьютера. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ,  позволило мне за короткое время получать объективную картину уровня  усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Я использую информационные технологии на всех этапах урока. 1. При объяснении нового материала. 2. Закреплении. 3. Повторении. 4. Контроле. 5. При проведении олимпиад. 6. Внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим,  настойчивым и трудолюбивым. Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам я детям  предлагаю творческие задания, которые могут выражаться:  в составлении кроссворда, ребуса по теме,  в изготовлении учебного пособия;  в подготовке различных творческих сообщений;  в изготовлении презентаций и др. Компьютер, как правило, я использую в качестве электронной доски во время  обсуждения нового материала. Кроме того он применяется при организации  обучающих игр, а также для организации индивидуального обучения и  компьютерного практикума Курс обладает большим развивающим  потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний,  полученных на других уроках. В частности на уроках окружающего мира,  математики, русского языка. Происходит развитие целостной системы знаний  за счёт введения новых обобщающих понятий: объект, модель, понятие,  термин и многих других. Особое место в моей работе отведено проектно­исследовательской  деятельности. Проектная деятельность учащихся способствует развитию  самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и  логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного  процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных  проблем, способствует повышению качества образования, демократизации  стиля общения учителей и учащихся. Информационно­коммуникационные технологии расширяют возможности  учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит  самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию.  Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться ­ важная задача  современной начальной школы. ИКТ я широко использую при организации внеклассной работы учащихся.  Прежде всего, это подготовка и оформление различных докладов, проведение внеклассных мероприятий и игр. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет мне  решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний. Я включаю в процесс обучения ещё и аудио, и видео средства, для реализации  не только принципа наглядности, но и значительному повышению интереса к  учёбе. Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении  детей. Наиболее часто я его использую на уроках окружающего мира,  литературного чтения. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, исторические события или исторические места, залы музеев, картинные  галереи, экранизации художественных произведений даёт простор детской  фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё  мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями,  вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания. Уроки литературного чтения также будут неинтересны и скучны, если я не  буду включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, я  предлагаю записи образцового чтения небольших по объёму литературных  произведений. Это обучает моих детей выразительному чтению, умению  прочувствовать настроение, определить характер героев.  Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах   маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать  такие же чувства и у других. На уроках русского языка аудио средства я использую при подготовке к  сочинению по картине, по наблюдениям. Музыка переносит детей в мир  творчества, обогащает их новыми выразительными средствами. Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных  предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного  материала, а главное ­ поднимет на неизмеримо более высокий уровень  интерес детей к учёбе. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем  в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, я продумываю  последовательность технологических операций, формы и способы подачи  информации на большой экран.

Использование ИКТ в начальной школе

Использование ИКТ в начальной школе

Использование ИКТ в начальной школе

Использование ИКТ в начальной школе

Использование ИКТ в начальной школе

Использование ИКТ в начальной школе

Использование ИКТ в начальной школе

Использование ИКТ в начальной школе

Использование ИКТ в начальной школе

Использование ИКТ в начальной школе

Использование ИКТ в начальной школе

Использование ИКТ в начальной школе

Использование ИКТ в начальной школе

Использование ИКТ в начальной школе

Использование ИКТ в начальной школе

Использование ИКТ в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2018