Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе – эффективное средство обучения, воспитания и коррекции отклонений обучающихся с ТМНР
Оценка 4.6

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе – эффективное средство обучения, воспитания и коррекции отклонений обучающихся с ТМНР

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
дефектология
3 кл
01.04.2019
Использование ИКТ в  учебно-воспитательном процессе  – эффективное  средство обучения, воспитания и коррекции  отклонений обучающихся с ТМНР
Специальная педагогика развивается, появляются новые подходы к обучению детей с нарушениями развития. Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Современное общество само ответило на этот вопрос, начав активно создавать новую информационную культуру, новую культуру деятельности, в которой найдется место для выпускников всех без исключения образовательных учреждений.
Использование ИКТ в обучении учащихся с ТМНР.docx
Использование ИКТ в  учебно­воспитательном процессе  – эффективное  средство обучения, воспитания и коррекции  отклонений обучающихся с ТМНР Сегодня использование информационно ­ коммуникационных технологий в   образовательном   процессе   стало   обычным   делом. Бесспорно,   что   владеть компьютером должен каждый образованный человек.   Учителя проводят уроки, общаются с родителями, с учащимися, администрация ведёт управление – и всё это   с   использованием   компьютерной   техники   и   разного   программного обеспечения. Это и понятно, когда речь идет о здоровом ребёнке. Но я хочу рассказать вам о применении ПК на уроках в школе для детей   с выраженным нарушением   интеллекта,   имеющими   тяжелые   и   множественные   нарушения развития (ТМНР). Развитие учащихся  с ТМНР  в соответствии с требованием времени, для их социализации в современном обществе невозможно представить в отрыве от информационных   технологий.   Отечественные   и   зарубежные   исследования   по использованию   ИКТ   в   коррекционно–образовательном   процессе   убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера, а,   следовательно, и интернета   в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка. Для школьников с ОВЗ информационные технологии приобретают   ценность   не   только   как   предмет   изучения,   но   и   как   мощное эффективное средство коррекционного воздействия.  При этом каждому из нас необходимо  закладывать продуманные принципы и чёткие дидактические цели, иначе это использование не приведет учащихся к ожидаемому результату. Процесс   обучения   и   воспитания   детей   с   выраженным   недоразвитием интеллекта подчинен основной цели – социализации детей этой категории и их интеграции в обществе. Развитие детей с умственной отсталостью обеспечивается лишь   тогда,   когда   обучение   на   уроке   строится   на   основе   наглядности   и практической деятельности с реальными предметами. Богатейшие возможности в достижении этих целей предоставляет продуктивное использование в процессе обучения и воспитания информационных и коммуникационных технологий. Компьютерные   технологии   принадлежат   к   числу   эффективных   средств обучения, активно используются педагогами нашей школы и представляют для учителя не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.   В   последние   годы     ведётся   открытая   дискуссия   о   содержании,  форме, методах обучения с использованием ИКТ.  «   Доска   и   мел   –   наши   главные   инструменты,   но   хочется   большего…..» Задача педагогов школы,  состоит в том, чтобы создать такую модель обучения, в процессе которой у каждого обучающегося  с умственной отсталостью с ТМНР появится механизм компенсации имеющегося дефекта. Работая   с   детьми,   имеющими   ТМНР,   учитель   сталкивается   и   с   рядом трудностей.   С   одной   стороны,   современный   рынок   электронной   продукции располагает   богатейшими   ресурсами   электронных   учебников,   образовательных   отсутствие программ,   энциклопедий,   тренажеров.   С   другой   специальных электронных ресурсов для работы с детьми, имеющих выраженное   стороны,   недоразвитие интеллекта. Поэтому у учителя возникает потребность в создании собственных мультимедийных презентаций, используя цифровые образовательные ресурсы  для детей дошкольного возраста, младшего школьного возраста, а также ресурсы   сети   Интернет.   При   этом   учителю   приходиться   адаптировать   уже имеющиеся   ЦОРы,   учитывая   глубину   поражения   познавательной   сферы   детей данной категории. Информационные компьютерные технологии способствуют:  развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя;   помогают реализовать главные человеческие потребности ребёнка с ОВЗ – общение, самореализацию;  освобождают  учителя от рутинной работы;  повышают эффективность проведения уроков;   Дают   возможность   усилить   привлекательность   подачи   материала   и осуществить   дифференциацию   видов   заданий,   а   также   разнообразить формы обратной связи. Компьютер можно использоваться на всех этапах, как при подготовке к уроку, так и в процессе обучения: ­организационный   момент   (дружеское   приветствие,   формирование мотивации,   вызов   интереса   к   изучаемому   материалу, неожиданности»); ­  введение нового материала (программы создания презентаций);  ­ закрепление  и повторение (использование игровых программ); ­   для   индивидуальной   тренировки   конкретных   способностей   учащегося:   «эффект внимания, памяти, мышления и т.п.          При этом компьютер может являться и источником учебной информации, и наглядным пособием, и тренажером.  Хочу вам рассказать о своей практике использования компьютера в  учебном и воспитательном   процессе.   Он   открывает   детям   доступ   к   нетрадиционным источникам   информации,   повышает   эффективность   самостоятельной   работы, позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. В моём  классе учащиеся начали осваивать компьютер с 5­6 года обучения. За это время уже был   накоплен определённый опыт по использованию компьютера в учебном процессе. Как и многие учителя, я использую специализированные и   главным   образом адаптированные   компьютерные   программы,   которые,   являются обучающими, диагностическими и развивающими, а так же готовые презентации и, по необходимости,  создаю собственные. Как раз презентации и являются   наиболее   удачной   формой   использования   КТ   в   образовательном процессе   нашей   школы.   Главное   в   презентациях   –   информативность, наглядность,   увлекательность   и   минимальный   текстовой   материал.   Для   их создания  использую фотографии моего класса, рисунки и  картинки, а, так же анимацию и звуковые  файлы. Регулярное использование мультимедийного сопровождения урока способствует: • повышению эффективности образовательного процесса за счет  одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа  демонстрационного материала с высокой степенью наглядности, что особенно  важно для детей с выраженным нарушением интеллекта; • появлению возможности моделировать объекты и явления, сочетая звук,  изображение и текст; • увеличению объема выполненных на уроке заданий; • более рациональному использованию времени урока; повышению познавательной активности и мотивации к учению учащихся с  • нарушением интеллекта за счет разнообразия форм работы, возможности  включения игрового момента; • установлению межпредметных связей. Например,   на   уроках   письма   и   основы   грамоты,   чтения     используются презентации и игровые программы:  «Грамотное письмо»,  «Пиши правильно», «Путешествие в Азбуку» и т.п.  Во время  этих уроков учащиеся на компьютере выполняют практические задания разных видов: читают по слогам, работают с деформированными словами,   а   так же знакомятся с правильным написанием букв, с использованием электронного учебного пособия «Прописи».  Яркие   рисунки,   необычные,   интересные   задания,   включённые   в   презентации, способствуют повышению интереса к родному языку, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для его усвоения. При   работе   над   задачами   создаются   и   используются   компьютерные анимационные   слайды.   Преимущество   их   в   том,   что   в   любое   время     можно вернуться   к   началу   задачи,   остановиться   на   отдельных   его   фрагментах   и побеседовать с детьми. Для создания таких слайдов используются анимационные картинки, взятые из Интернета, а их у меня накопилась целая коллекция. Так,   например,   изучая   тему:   «Прямая   и   ломанная   линии»,   была   создана презентация, которая помогла детям в изучении этой темы. В дополнении к ней был разработан рабочий альбом с заданиями по данной теме. Хочется   отметить,   что   грамотное   использование   КТ   в   учебном   и воспитательном процессе, способствует привитию  учащимся навыков культуры поведения и общения, а так же способствует адаптации и социализации  детей в быту и в обществе. Например, учащиеся могли набрать на компьютере своё имя, фамилию, адрес и номер школы, домашний номер телефона, название предметов и пр.  Большое   удовольствие   доставляют   учащимся   изучение   правил   дорожного движения   и   различные   экскурсии.   Но,   к   сожалению,   не   все   школьники   могут принимать в них участие. Именно по этой причине всегда во время экскурсий учащихся сопровождают и учитель и родители. Экскурсии, проводимые с детьми, лучше   будут   закреплены,   если   учитель   использует   в   презентациях   фото   ­ материал, отснятый во время экскурсий. Отдельно хотелось бы рассказать о компьютерных обучающих играх, которые  выполнены в виде презентаций в программе Microsoft Power Point. • Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме  вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго  привлекает внимание ребенка; Поощрение ребенка самим компьютером при правильном решении  • поставленной задачи являются стимулом познавательной активности детей;  Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет,  • пока он сам исправит их.  Дети с  тяжёлой степенью нарушения интеллекта требуют большой помощи  • учителя и родителей при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль берет эту функцию на себя и   освобождает учителя и маму.        И,  конечно же, наши школьные праздники. Ни один из них не обходится без ярких,   насыщенных   и   запоминающихся   презентаций,   в   которых  используются электронные   и   информационные   ресурсы:   фотографии,   иллюстрации,   видео   – фрагменты, фрагменты музыкальных произведений, звуков живой природы и т.п.       В заключении хочется сказать, что информация Всемирной сети – находка для учителей.   Не   всегда   готовый   набор   программ   удовлетворяет   потребности учителя, а для обучения детей, с нарушением интеллекта имеющиеся программы почти не приемлемы и   часто не соответствуют интеллектуальным и речевым возможностям   наших   учащихся.     В   связи   с   этим,   учителям   проходится самостоятельно   создавать   собственные   электронные   учебно   –   методические материалы:   мультимедийные   презентации,   и   даже   подбирать   и   изготавливать самостоятельно учебные пособия  с  цветными иллюстрациями и заданиями.   Наверное, у многих из нас возникает вопрос: «А что же дальше?». А   дальше   ­  новый   проект   информатизации   системы   среднего   образования столицы, который городское руководство решило реализовать в 2016–2018 годах. Это московская электронная школа (МЭШ).   МЭШ   ­   уникальное   сочетание   традиционного   образования   и новейших технологий, которое дает возможность учить и учиться по­новому. Вместо обычной меловой доски, экрана и проектора — многофункциональная интерактивная   панель   с   сенсорным   экраном:   это   и   рабочая   поверхность   для записей, и кинозал для показа видео и фотоматериалов, и браузер для выхода в интернет,   и   большой   экран   для   демонстрации   материалов   урока.   «Умные» интерактивные столы вместо обычной парты, электронные дневники, журналы, планшеты и другие современные мультимедийные гаджеты. Именно так сегодня должна выглядеть  школа 21 века, в которой нам предстоит работать.

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе – эффективное средство обучения, воспитания и коррекции отклонений обучающихся с ТМНР

Использование ИКТ в  учебно-воспитательном процессе  – эффективное  средство обучения, воспитания и коррекции  отклонений обучающихся с ТМНР

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе – эффективное средство обучения, воспитания и коррекции отклонений обучающихся с ТМНР

Использование ИКТ в  учебно-воспитательном процессе  – эффективное  средство обучения, воспитания и коррекции  отклонений обучающихся с ТМНР

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе – эффективное средство обучения, воспитания и коррекции отклонений обучающихся с ТМНР

Использование ИКТ в  учебно-воспитательном процессе  – эффективное  средство обучения, воспитания и коррекции  отклонений обучающихся с ТМНР

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе – эффективное средство обучения, воспитания и коррекции отклонений обучающихся с ТМНР

Использование ИКТ в  учебно-воспитательном процессе  – эффективное  средство обучения, воспитания и коррекции  отклонений обучающихся с ТМНР

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе – эффективное средство обучения, воспитания и коррекции отклонений обучающихся с ТМНР

Использование ИКТ в  учебно-воспитательном процессе  – эффективное  средство обучения, воспитания и коррекции  отклонений обучающихся с ТМНР

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе – эффективное средство обучения, воспитания и коррекции отклонений обучающихся с ТМНР

Использование ИКТ в  учебно-воспитательном процессе  – эффективное  средство обучения, воспитания и коррекции  отклонений обучающихся с ТМНР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2019