Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе – эффективное средство обучения, воспитания и коррекции отклонений обучающихся с ТМНР
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
дефектология
3 кл
01.04.2019
Специальная педагогика развивается, появляются новые подходы к обучению детей с нарушениями развития. Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Современное общество само ответило на этот вопрос, начав активно создавать новую информационную культуру, новую культуру деятельности, в которой найдется место для выпускников всех без исключения образовательных учреждений.
Использование ИКТ в обучении учащихся с ТМНР.docx
Использование ИКТ в учебновоспитательном процессе
– эффективное средство обучения, воспитания и коррекции
отклонений обучающихся с ТМНР
Сегодня использование информационно коммуникационных технологий
в образовательном процессе стало обычным делом. Бесспорно, что владеть
компьютером должен каждый образованный человек. Учителя проводят уроки,
общаются с родителями, с учащимися, администрация ведёт управление – и всё
это с использованием компьютерной техники и разного программного
обеспечения. Это и понятно, когда речь идет о здоровом ребёнке. Но я хочу
рассказать вам о применении ПК на уроках в школе для детей с выраженным
нарушением интеллекта, имеющими тяжелые и множественные нарушения
развития (ТМНР).
Развитие учащихся с ТМНР в соответствии с требованием времени, для
их социализации в современном обществе невозможно представить в отрыве от
информационных технологий. Отечественные и зарубежные исследования по
использованию ИКТ в коррекционно–образовательном процессе убедительно
доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль
компьютера, а, следовательно, и интернета в развитии интеллекта, речи и в
целом, личности ребенка. Для школьников с ОВЗ информационные технологии
приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное
эффективное средство коррекционного воздействия. При этом каждому из нас
необходимо закладывать продуманные принципы и чёткие дидактические цели,
иначе это использование не приведет учащихся к ожидаемому результату.
Процесс обучения и воспитания детей с выраженным недоразвитием
интеллекта подчинен основной цели – социализации детей этой категории и их
интеграции в обществе. Развитие детей с умственной отсталостью обеспечивается
лишь тогда, когда обучение на уроке строится на основе наглядности и
практической деятельности с реальными предметами. Богатейшие возможности в
достижении этих целей предоставляет продуктивное использование в процессе
обучения и воспитания информационных и коммуникационных технологий. Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств
обучения, активно используются педагогами нашей школы и представляют для
учителя не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор
возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.
В последние годы ведётся открытая дискуссия о содержании, форме,
методах обучения с использованием ИКТ.
« Доска и мел – наши главные инструменты, но хочется большего…..»
Задача педагогов школы, состоит в том, чтобы создать такую модель обучения, в
процессе которой у каждого обучающегося с умственной отсталостью с ТМНР
появится механизм компенсации имеющегося дефекта.
Работая с детьми, имеющими ТМНР, учитель сталкивается и с рядом
трудностей. С одной стороны, современный рынок электронной продукции
располагает богатейшими ресурсами электронных учебников, образовательных
отсутствие
программ, энциклопедий, тренажеров. С другой
специальных электронных ресурсов для работы с детьми, имеющих выраженное
стороны,
недоразвитие интеллекта. Поэтому у учителя возникает потребность в создании
собственных мультимедийных презентаций, используя цифровые образовательные
ресурсы для детей дошкольного возраста, младшего школьного возраста, а также
ресурсы сети Интернет. При этом учителю приходиться адаптировать уже
имеющиеся ЦОРы, учитывая глубину поражения познавательной сферы детей
данной категории.
Информационные компьютерные технологии способствуют:
развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя;
помогают реализовать главные человеческие потребности ребёнка с ОВЗ –
общение, самореализацию;
освобождают учителя от рутинной работы;
повышают эффективность проведения уроков;
Дают возможность усилить привлекательность подачи материала и
осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить
формы обратной связи.
Компьютер можно использоваться на всех этапах, как при подготовке к уроку,
так и в процессе обучения: организационный момент (дружеское приветствие,
формирование
мотивации, вызов интереса к изучаемому материалу,
неожиданности»);
введение нового материала (программы создания презентаций);
закрепление и повторение (использование игровых программ);
для индивидуальной тренировки конкретных способностей учащегося:
«эффект
внимания, памяти, мышления и т.п.
При этом компьютер может являться и источником учебной информации, и
наглядным пособием, и тренажером.
Хочу вам рассказать о своей практике использования компьютера в учебном и
воспитательном процессе. Он открывает детям доступ к нетрадиционным
источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы,
позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. В
моём классе учащиеся начали осваивать компьютер с 56 года обучения. За это
время уже был накоплен определённый опыт по использованию компьютера в
учебном процессе. Как и многие учителя, я использую специализированные и
главным образом
адаптированные компьютерные программы, которые,
являются обучающими, диагностическими и развивающими, а так же готовые
презентации и, по необходимости, создаю собственные. Как раз презентации и
являются наиболее удачной формой использования КТ в образовательном
процессе нашей школы. Главное в презентациях – информативность,
наглядность, увлекательность и минимальный текстовой материал. Для их
создания использую фотографии моего класса, рисунки и картинки, а, так же
анимацию и звуковые файлы.
Регулярное использование мультимедийного сопровождения урока способствует:
•
повышению эффективности образовательного процесса за счет
одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа
демонстрационного материала с высокой степенью наглядности, что особенно
важно для детей с выраженным нарушением интеллекта;
•
появлению возможности моделировать объекты и явления, сочетая звук,
изображение и текст;
•
увеличению объема выполненных на уроке заданий; •
более рациональному использованию времени урока;
повышению познавательной активности и мотивации к учению учащихся с
•
нарушением интеллекта за счет разнообразия форм работы, возможности
включения игрового момента;
•
установлению межпредметных связей.
Например, на уроках письма и основы грамоты, чтения используются
презентации и игровые программы: «Грамотное письмо», «Пиши правильно»,
«Путешествие в Азбуку» и т.п. Во время этих уроков учащиеся на компьютере
выполняют практические задания разных видов: читают по слогам, работают с
деформированными словами, а так же знакомятся с правильным написанием
букв, с использованием электронного учебного пособия «Прописи».
Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в презентации,
способствуют повышению интереса к родному языку, позволяют в игровой форме
познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для
его усвоения.
При работе над задачами создаются и используются компьютерные
анимационные слайды. Преимущество их в том, что в любое время можно
вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных его фрагментах и
побеседовать с детьми. Для создания таких слайдов используются анимационные
картинки, взятые из Интернета, а их у меня накопилась целая коллекция.
Так, например, изучая тему: «Прямая и ломанная линии», была создана
презентация, которая помогла детям в изучении этой темы. В дополнении к ней
был разработан рабочий альбом с заданиями по данной теме.
Хочется отметить, что грамотное использование КТ в учебном и
воспитательном процессе, способствует привитию учащимся навыков культуры
поведения и общения, а так же способствует адаптации и социализации детей в
быту и в обществе. Например, учащиеся могли набрать на компьютере своё имя,
фамилию, адрес и номер школы, домашний номер телефона, название предметов
и пр.
Большое удовольствие доставляют учащимся изучение правил дорожного
движения и различные экскурсии. Но, к сожалению, не все школьники могут принимать в них участие. Именно по этой причине всегда во время экскурсий
учащихся сопровождают и учитель и родители. Экскурсии, проводимые с детьми,
лучше будут закреплены, если учитель использует в презентациях фото
материал, отснятый во время экскурсий.
Отдельно хотелось бы рассказать о компьютерных обучающих играх, которые
выполнены в виде презентаций в программе Microsoft Power Point.
•
Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме
вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго
привлекает внимание ребенка;
Поощрение ребенка самим компьютером при правильном решении
•
поставленной задачи являются стимулом познавательной активности детей;
Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет,
•
пока он сам исправит их.
Дети с тяжёлой степенью нарушения интеллекта требуют большой помощи
•
учителя и родителей при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих
действий, а автоматизированный контроль берет эту функцию на себя и
освобождает учителя и маму.
И, конечно же, наши школьные праздники. Ни один из них не обходится без
ярких, насыщенных и запоминающихся презентаций, в которых используются
электронные и информационные ресурсы: фотографии, иллюстрации, видео –
фрагменты, фрагменты музыкальных произведений, звуков живой природы и т.п.
В заключении хочется сказать, что информация Всемирной сети – находка для
учителей. Не всегда готовый набор программ удовлетворяет потребности
учителя, а для обучения детей, с нарушением интеллекта имеющиеся программы
почти не приемлемы и часто не соответствуют интеллектуальным и речевым
возможностям наших учащихся.
В связи с этим, учителям проходится
самостоятельно создавать собственные электронные учебно – методические
материалы: мультимедийные презентации, и даже подбирать и изготавливать
самостоятельно учебные пособия с цветными иллюстрациями и заданиями.
Наверное, у многих из нас возникает вопрос: «А что же дальше?». А дальше новый проект информатизации системы среднего образования
столицы, который городское руководство решило реализовать в 2016–2018 годах.
Это московская электронная школа (МЭШ).
МЭШ уникальное сочетание традиционного образования и новейших
технологий, которое дает возможность учить и учиться поновому.
Вместо обычной меловой доски, экрана и проектора — многофункциональная
интерактивная панель с сенсорным экраном: это и рабочая поверхность для
записей, и кинозал для показа видео и фотоматериалов, и браузер для выхода в
интернет, и большой экран для демонстрации материалов урока. «Умные»
интерактивные столы вместо обычной парты, электронные дневники, журналы,
планшеты и другие современные мультимедийные гаджеты. Именно так сегодня
должна выглядеть школа 21 века, в которой нам предстоит работать.
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе – эффективное средство обучения, воспитания и коррекции отклонений обучающихся с ТМНР
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе – эффективное средство обучения, воспитания и коррекции отклонений обучающихся с ТМНР
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе – эффективное средство обучения, воспитания и коррекции отклонений обучающихся с ТМНР
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе – эффективное средство обучения, воспитания и коррекции отклонений обучающихся с ТМНР
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе – эффективное средство обучения, воспитания и коррекции отклонений обучающихся с ТМНР
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе – эффективное средство обучения, воспитания и коррекции отклонений обучающихся с ТМНР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.