Необходимость формирования экологического сознания учащихся, потребность в изучении природы родного края, в осуществлении природоохранной деятельности повлияли на необходимость разработки рабочей программы по предмету «Окружающий природный мир», содержащей раздел «Изучаем времена года". Данный раздел реализует основную цель: создание условий для развития элементарных представлений и умений в природной и экологической грамотности.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЁЛЫМИ
МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.
ПРОЕКТ «ИЗУЧАЕМ ОСЕНЬ»
( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Павлова Татьяна Олеговна
Учитель
ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»
Г. Москва
Актуальность:
У учащихся со сложной структурой нарушений
недостаточно
представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к
окружающему миру.
Осень это не только удивительная пора. Поэтому необходимо
предоставить учащимся возможность общаться с живой природой и наблюдать
за растениями и животными. Полноценная социальная адаптация детей с
отклонениями в развитии невозможна без формирования системы воспитания
бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе. Когда
учащиеся будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, тогда они
и научатся наблюдать природу, видеть её красоту.
Вид проекта: информационно – творческий.
Продолжительность и время реализации: 01.09 2018 по 30.11.2018 г.
Участники: учащиеся, учителя, родители класса.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, исследовательская.
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих
способностей, расширения и систематизации знания учащихся по теме «Осень»
Задачи проекта:
Образовательные: обобщить и систематизировать представления детей об осенних
изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
учить видеть красоту природы в осеннее времена года, наблюдать за
явления живой и неживой природы;
формировать представления об осенних изменениях в природе, в погоде, в
живой и неживой природе;
Развивающие:
развивать творческие способности и навыки коммуникации в ходе
внеклассного мероприятия;
развивать речь, мышление, память;
Воспитательные:
воспитывать доброе, милосердное отношение к природе родного края;
привить любовь и бережное отношение к природе.
Пояснительная записка:
Реализация проекта в школе для детей с умственной отсталостью и ТМНР
отличается от аналогичной деятельности в коррекционной школе.
со сложной
Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся
структурой дефекта, практически не возможна, ведущая роль в данном виде
деятельности отводиться учителю, но всётаки не стоит учителю исключать
данный вид деятельности из своей работы. Поэтому мной был выбран проект
максимально близкий учащимся по их интересам и возможностям. Форма
представления проекта была выбрана игровая.
Классы обучаются по АООП (Вариант 2). Программа разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования для учащихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью и с ТМНР.
Обучение с использованием новых технологий данной категории детей
осложняется в силу их интеллектуальных особенностей и возможностей и
требует более длительного подготовительного этапа. В данном случае, эта
деятельность была связана с продолжительной систематической работой по
теме на протяжении ряда уроков по следующим предметам: «Речь иальтернативная коммуникация»,
«Окружающий природный мир»,
«Изобразительная деятельность», «Я познаю мир».
Так как часть детей, принимающих участие в проекте, не владеет речью, а
часть имеет только зачатки речи, что очень затрудняет ведение какойлибо
продуктивной деятельности, то реализация проекта была направлена на развитие
речевой активности как вербальной, так и не вербальной.
Содержание проекта было направлено на общее и речевое развитие
ребёнка в процессе целенаправленного ознакомления с окружающей жизнью.
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об
окружающем природном мире. Подобранный материал по данному проекту
рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её
многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Данный проект проходил в течение трёх месяцев. За это время реализация
проекта позволила учащимся более прочно изучить материал, систематизировать
его с помощью учителя, повысить мотивацию к изучению предмета, что крайне
важно для детей данной категории. Так же данный проект помог преодолеть
трудности интеллектуального развития и коммуникации.
Предполагаемый результат:
закрепление знаний и представлений об осени, её признаках;
расширение и активизация речевого запаса учащихся на основе углубления
•
•
и обобщения представлений об окружающем;
•
отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в
различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной,
игровой);
•
процессе детского сада.
заинтересованность и активное участие родителей в образовательном
План работы с учащимися по осуществлению проекта
Образовательные
области
Познавательное
развитие
«Изучаем осень!»
Формы работы с детьми
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей,
фруктов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.Ознакомление с окружающим.
Серия уроков направленных на изучение признаков осени по
предметам «Окружающий природный мир» и «Изобразительная
деятельность»
«Приметы осени»
«В гости к осени»
«Краски осени»
«В осеннем лесу»
«Деревья осенью»
с
Открытый урок по теме «До свидания, осень!»
использованием красочной презентации.
Беседы:
«Почему деревья сбрасывают листья»,
«Осень. Что ты о ней знаешь?»
Цикл наблюдений:
за изменениями осенней природы (за солнцем, небом, силой
ветра, осенним дождём)
за красотой и богатством осенних красок
за цветником около школы
за перелетными птицами
за насекомыми
за деревьями, растущими на территории школы
Целевые прогулки:
«Деревья и кустарники нашего школьного двора»,
Социально
–
коммуникативное
развитие
«Ищем приметы осени»
Сюжетноролевые игры:
«Собираем урожай овощей»,
«Собираем урожай фруктов»,
«Листопад»,
«Моя семья. Семейная прогулка в парке»Художественно
эстетическое
развитие
Дидактические игры:
«Времена года», «Чудесный мешочек»,
Игры – драматизации: «Репка»,
Трудовая деятельность:
сбор природного материала на прогулке;
Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»
Беседа по ОБЖ: «Азбука осенней безопасности на дорогах»
Аппликации:
«В осеннем лесу»
«Яблоня»
«Дерево осенью» (аппликация из сухих листьев)
«Краски осени» (отрывная аппликация)
Рисование:
«Золотая осень» (рисунок красками)
Лепка
«Ветка рябины»
Слушание музыкальных произведений:
«Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой
Музыкальная игра с пением:
«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина
Самостоятельная музыкальная деятельность:
«Сыграй песенку дождя»
Досуги, развлечения:
Выставка
«Подарки
работ
осени»
Физическое
развитие
Участие в школьном празднике «Золотая осень».
Беседы:
«Как одеваться осенью?»
«Если хочешь быть здоров»
Подвижные игры:«Осенние листочки»
«Перелёт птиц»
Игры – соревнования:
«Прыгскок через лужи»
Физкультминутки:
«Клён»
Ветер тихо клён качает,
Вправовлево наклоняет:
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клён.
«Листопад»
Мы – листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели!
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели….
Пальчиковая гимнастика:
«Листья»
Ветер северный подул: ссс (дети шевелят всеми пальцами)
Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)
Полетели, закружились (вращение кистями рук)
И на землю опустились (кладут пальцы на стол)
Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)
Капкапкап, капкапкап.
Мероприятия по работе с родителями:
Консультация для родителей «Учимся наблюдать за осенней природой»;
Изготовление тематической папки на каждого учащегося «Изучаем
осень»
Организация выставок детских работ; Совместное творчество детей и родителей;
Привлечение родителей к участию в общешкольном празднике «Золотая
осень».
Продукт проектной деятельности:
Выставка работ «Подарки осени»
Участие в школьном празднике «Золотая осень».
Выставка детских рисунков «Осенние фантазии»
Презентация проекта:
«До свидания, осень!» (открытый урок и презентация).