ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ РАЗДЕЛ: «ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА»
Автор Л.В.Урусова
МБУ «Гимназия №38» г.о. Тольятти, Самарская область
Краткая аннотация статьи.
Любой экзамен – это испытание, как для учащихся, так и для их преподавателей. ЕГЭ оказывает заметное влияние на процесс обучения иностранным языкам. Использование информационных технологий помогает обеспечить новое качество общеобразовательной подготовки для сдачи экзамена в форме ЕГЭ. При подготовке к единому государственному экзамену информационно-коммуникационные технологии можно применять, используя ресурсы сети Интернет, создавая мультимедийные презентации. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности их использования.
Состояние современного образования таково, что процесс обучения происходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ. В этих условиях, качество образования зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности преподавателя. Проверкой качества образования и является ЕГЭ. Особую роль информационные технологии играют в подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по английскому языку.
Поскольку в ЕГЭ большая роль отводится контролю продуктивных умений и навыков, владению такими видами речевой деятельности, как письмо и говорение. Работа над разделом «Лексика и грамматика», является очень важной для подготовки к ЕГЭ, для повышения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности учащихся. При подготовки учащихся к сдачи ЕГЭ, я обращаю более пристальное внимание на совершенствование навыков употребления лексико- грамматического материала в коммуникативно ориентированном контексте и на формирование умения языковой догадки. Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями. Многие ученики давно оценили все достоинства Интернета и активно пользуются его услугами в своей учебной деятельности. На своих уроках, я часто пользуюсь услугами сети Интернет, чтобы воспользоваться материалами и лучше подготовиться к контрольной работе, в которую включены тестовые задания из КИМов. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Все это способствует качественной подготовке к сдаче ЕГЭ, т.к. структурирует информационные потоки, откладывая их в долговременную память учащихся. Результатом сложившейся системы являются высокие результаты на ЕГЭ (средний балл: 4,7). В настоящее время существует огромное количество учебных пособий и учебных компьютерных программ предназначенных для подготовки к экзамену по английскому языку и ориентированных на сдачу экзамена в тестовой форме. С помощью электронного издания мы в классе имеем возможность выполнения заданий тестового характера, подобных тем, что предлагаются в демонстрационных версиях ЕГЭ. Компьютерные тренажеры способствуют более качественному овладению практическими навыками.
Целью заданий раздела «Грамматика и лексика» является проверить уровень сформированности навыков экзаменуемых использовать грамматический и лексический материал в текстах различных типов и жанров. Проверка знаний основных проблемных областей грамматики, без чего невозможна успешная сдача письменной и устной частей любого языкового экзамена, включая базовый, повышенный и высокий уровни ЕГЭ. Хочется сказать о типичных ошибках, которые допускают учащиеся при выполнении раздела «Грамматика и лексика». Для себя я разделила их на три категории, опираясь на свой опыт и наблюдения.
· Невнимание учащихся к контексту и, как следствие, неправильное употребление видовременных форм и страдательного залога. Многие учащиеся не умеют анализировать контекст для определения времени, когда происходило действие, последовательности описываемых действий.
· Незнание форм неправильных глаголов. Часто учащиеся не владеют основными формами глагола, путают 2-ю и 3-ю форму глагола. Наибольшую трудность для учащихся представляет форма пассивного залога в Present и Past Indefinite Passive, что свидетельствует о невнимании к контексту, непонимании разницы в употреблении пассивного и активного залога. (asked вместо was asked, give вместо was given). Неправильное употребление неличных форм глагола. большое количество ошибок допускается в употреблении причастий. вместо необходимой формы причастия I (taking) причастия II (taken) и наоборот. Происходит подмена причастия I причастием II
· Образование от опорных слов однокоренных слов не той части речи, которая требуется по контексту.
· Использование не того отрицательного префикса, который употребляется с указанным корнем.
· Неправильное написание слов.
Во- вторых, основные проблемы с которыми сталкиваются учащиеся при выполнении раздела «Грамматика и лексика» это проблемы организационного характера.
· Незнание формата ЕГЭ и критериев оценивания
· Невнимательное прочтение инструкций в бланках 1 и 2
· Невнимательное прочтение инструкций к заданиям
· Неправильная организация и распределение времени на экзамене
Третья группа: ошибки психологического плана. Правильно выполнив задание, экзаменуемые порой забывают перенести ответ на бланк ответов- в этом случае задание считается невыполненным.
· Неправильно заносят ответы в бланк ответов (заносят в бланк лишние символы или заносят информацию в неправильные позиции бланка)
· Забывают заполнить позиции бланка
· По одной позиции пишут два ответа
· Пропускают клеточки при заполнении бланков
· Пишут неразборчиво (поэтому компьютер не распознает ответы)
При выполнении заданий раздела «Грамматика и Лексика» учащиеся должны вписывать в бланк ответов нужные слова и словоформы. Ответы содержащие орфографические и грамматические ошибки считаются неправильными. Например, если требовалось образовать сравнительную степень от прилагательного famous то оба ответа “famouser” и «more famous» будут считаться неверными.
Необходимо помнить и учить детей, что в бланке ответов слова надо писать без пробелов, пропусков. Правильный ответ будет выглядеть следующим образом: “morefamous”, таковы требования к заполнению бланка. Если предлагается образовать глагол в отрицательной форме, например на полях стоит not leave и вы понимаете, что здесь нужно использовать простое прошедшее время ( Past Indefinite Tense), то и полная форма did not leave и краткая didn't leave здесь считаются правильными ответами. Написать их надо следующим образом; didnotleave; didn'tleave- без пробелов.
Это требование формата ЕГЭ и чем раньше мы начнем знакомить своих ребят с требованиями, тем лучше будет результат, так как неправильное написание лексических единиц в разделе «Грамматика и Лексика» приведет к тому, что тестируемый получит 0 за тестовый вопрос.
Приведу пример из личного опыта работы при выполнении заданий раздела «Грамматика и лексика» Выполняя задания 19-25 в рамках тренировочной работы я предлагаю учащимся просмотреть список всех предлагаемых для преобразования слов и в первую очередь определить их части речи, выделяя существительное, прилагательное, местоимения, наречия, числительные и модальные глаголы. Грамматические категории данных частей речи практически всегда предлагают всего лишь одну оппозицию. Так единственный вариант преобразования количественного числительного -one- порядковое числительное first. Модального глагола -can- could, определенный артикль the перед пропуском для превосходной степени и союз than для сравнительной степени имени прилагательного. Регулярно напоминаю учащимся, что те предложения которые требуется восстанавливать за счет преобразования глаголов, необходимо читать особенно внимательно. Выполняя задания на употребление правильных глагольных форм 19- 25 учащимся нужно определить:
· Какую форму глагола имет ввиду автор- личную (видо- временную) инфинитив, герундий или причастие.
· Посмотреть относится ли действие выраженное глаголом, к настоящему, прошедшему или будущему времени. Если оно описывает то, что случилось до других событий, нужно использовать форму Past Perfect. Если относится к будущему, возможна форма Future in the Past.
· После выполнения упражнения проверить, не сделали ли тривиальных ошибок по невнимательности. (/he have/, /can to go/).
Иногда учащиеся испытывают сложности с конструированием формы, поэтому я предлагаю им определять категории глагола по следующей схеме.
1. Определить наклонение (изъявительное, сослагательное, повелительное.
2. Определить залог (действительный или страдательный)
3. Определить время (настоящее, прошедшее, будущее)
4. Определить аспект (продолженный/ не продолженный)
5. Определить наличие / отсутствие идеи предшествования (Рast Perfect)
One Christmas Eve the trees in a wood were very unhappy. They wished very much to make Christmas stay, but they_____ (not know) how to do so. “We are so bare”, complained one tree. “If we only had our pretty green summer dresses”, said other trees.
Итак, приступаем к анализу:
1.Контекст говорит о том, что глагол необходимо преобразовать в форму изъявительного наклонения.
2.текст представляет, пересказ сказки или легенды, поэтому деревья в нем наделены человеческими качествами, значит следует использовать форму действительного залога
3.Контекст свидетельствует о том, что данная часть повествования ведется в прошедшем времени.
4.Идея продолжительности отсутствует, действие представлено как факт, а не как процесс.
5. Идея предшествования отсутствует. Образуем нужную форму Did not know (обратим внимание, что требуется образовать отрицательную форму, о чем свидетельствует наличие отрицательной частицы not перед глаголом.
Работая с ребятами над темой «On holidays”, прежде чем выполнить упражнения в формате ЕГЭ, обращала внимание детей на префиксы, особое внимание уделяю отрицательным префиксам. Например, типичная ошибка многих учащихся – неверное добавление отрицательного префикса к прилагательному expensive- inexpensive дети пишут-un-. Обращаю внимание учащихся на то, что часто от одного и того же корня можно образовать несколько слов одной и той же части речи с разными значениями act – action (действие) - activity – деятельность. Работая над темой мы отработали лексику по данной теме проработали ее в таблице. Учащиеся заполняли таблицу вспоминали, находили производные слова, заучивали и запоминали их. Это им помогло при выполнении задания. Приступая к выполнению задания на словообразование 26-31 учащиеся следовали следующим правилам;
Обучение словообразованию в английском языке может иметь место практически на каждом уроке. Систематизируя активную лексику по той или иной теме, можно предложить учащимся в парах или самостоятельно заполнить таблицу, которая призвана помочь при совершенствовании навыков и умений в области словообразования.
Задания на множественный выбор 32-38, задания на контроль лексико- грамматических навыков, относятся к заданиям повышенного уровня сложности, они традиционно вызывают затруднения у учащихся, являясь самыми сложными заданиями в данном разделе. При выполнении задания на множественный выбор 32-38, учащиеся вспомнили, что правильный ответ легче найти путем отбрасывания неверных ответов и нужно обратить внимание на следующее:
Это задание повышенного уровня и направлены на распознование и употребление изученных единиц с акцентом на их лексическую сочетаемость. Многим ученикам кажется такой тип заданий неисполнимым. Ведь именно здесь проверяются фразовые глаголы, предлоги, устойчивые сочетания, а так же слова близкие по форме или значению.
В заключении, подводя итог вышесказанному, хочется добавить, что учителям необходимо в организации учебного процесса по иностранным языкам и подготовки к экзамену обращать более пристальное внимание на совершенствование навыков употребления лексико- грамматического материала в коммуникативно ориентированном контексте и на формирование умения языковой догадки.
Я рекомендую использовать в учебном процессе пособия рекомендуемые ФИПИ для подготовки к ЕГЭ.
И главное, применение информационных технологий в учебном процессе по английскому . языку, станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.
Литература:
1. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс, пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е.Н.Соловова, -М.: Астрель, 2008.
2. Современные теории и методы обучения иностранным языкам. Материалы международной научно- практической конференции «Языки мира и мир языка» - Экзамен. М., 2006
3. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по иностранным языкам. // [Электронный ресурс]:www.fipi.ru
4. State Exam Maximiser, Анлийский язык Подготовка к экзаменам / Е.Н.Соловова, И.Е.Соколова, Pearson Longman-2007
5. www.fipi.ru
6. www.rustest.ru
7. www.edu.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.