С появлением в школе новой техники, у нас появились новые возможности сделать уроки иностранного языка интереснее и современнее. В нашей школе применение компьютеров на уроках иностранного языка освоено уже достаточно давно и вполне успешно. Функции компьютера в качестве инструмента деятельности обучающего позволяют применять его для оптимизации управления обучением, повышения эффективности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя
Лобкова Е.В., МБОУ СОШ №54
Использование интерактивной доски
на уроках иностранного языка
В последнее время всё больше и больше педагогов
практиков понимают, что использование информационных
технологий в учебном процессе значительно повышает
эффективность усвоения материала учащимися. Больших
результатов можно достичь, применяя данные технологии в
преподавании иностранных языков в школе. Использование
проекционной техники в сочетании с аудиосредствами даёт
возможность привлекать на занятиях при объяснении
нового материала тезисы, таблицы, видео и справочные
материалы, при анализе текстов схемы и данные
электронных словарей. Это позволяет реализовать
принципы наглядности, доступности и системности
изложения материала.
С появлением в школе новой техники, у нас появились
новые возможности сделать уроки иностранного языка
интереснее и современнее. В нашей школе применение
компьютеров на уроках иностранного языка освоено уже
достаточно давно и вполне успешно. Функции компьютера в
качестве инструмента деятельности обучающего позволяют
применять его для оптимизации управления обучением,
повышения эффективности и объективности учебного
процесса при значительной экономии времени
преподавателя по следующим направлениям:
получение информационной поддержки;
диагностика, регистрация и систематизация
параметров обучения; работа с учебными материалами (поиск,
анализ, отбор, оформление, создание);
организация коллективной работы;
осуществление дистанционного обучения.
Как можно использовать компьютер вы знаете, а вот что
позволяет добавить к этому интерактивная доска – я
постараюсь вам сейчас показать.
Итак, одно из технических новшеств – интерактивная
доска. Используя такую доску, мы можем сочетать
проверенные методы и приёмы работы с обычной доской с
набором интерактивных и мультимедийных возможностей.
Электронная доска SMART позволяет осуществлять:
1. активное комментирование материала:
выделение, уточнение, добавление дополнительной
информации посредством электронных маркеров с
возможностью изменить цвет и толщину линии;
2. полноценную работу по переводу текста и
отдельных предложений с указанием связей и
взаимоотношений между словами;
3. набор посредством виртуальной клавиатуры
любого текста задания в любом приложении и его
демонстрацию в режиме реального времени;
4. не только знакомство с тестовыми заданиями
в режиме просмотра, но и показательное
тестирование отдельного ученика или группы
учеников для всей аудитории;
5. сохранение результатов в отдельном файле в
виде картинок или в HTML и PDFформате.Итак, интерактивную доску можно использовать как
обычную доску, но при этом, всё, что на ней записано и
нарисовано, можно сохранить и даже распечатать. То есть,
вызывая ученика к такой интерактивной доске, мы можем
здесь же исправить, оценить его работу, можем сохранить
её для дальнейшего использования или сравнения, а также
выдать работу ученику, чтобы он мог показать её
родителям.
«Умное перо» – инструмент SMARTдоски, который
особенно эффективно используется на уроках иностранного
языка. В нашей школе уроки иностранного языка, как и
информатики, ведутся с начальной школы. Поэтому
интегрированные уроки информатика иностранный язык
начинают проводиться уже на этапе знакомства младших
школьников с клавишами клавиатуры и изучением
алфавита. Учитель пишет маркером на доске письменную
букву иностранного алфавита и прямо на глазах у детей
быстро переводит её в печатную с помощью функции
«Распознавание рукописного текста». Надо ли говорить, что
такие «чудесные» превращения не оставляют малышей
равнодушными и, конечно же, являются побуждением к
тому, чтобы поработать у доски самому, а значит запомнить
материал.
Творческие учителя нашей школы освоили программу
Power Point и часто используют свои презентации на разных
этапах урока. Электронная доска позволяет учителю и
обучающимся во время объяснения вносить маркером
дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять
записи прямо в слайде.
Таким образом, используя интерактивную доску, мы
можем организовать постоянную работу учащегося в
электронном виде. Это значительно экономит время,стимулирует развитие мыслительной и творческой
активности, включает в работу всех учащихся,
находящихся в классе. Кроме того, программное
обеспечение SMART позволяет не только сохранять слайды
экранов, но и выстраивать их в нужной последовательности,
в том числе и в виде альбомов. Можно просматривать
слайды таких альбомов и повторно их комментировать. Это
при сохранении заданий, выполненных учеником на доске,
позволяет проследить динамику усвоения материала
каждым учащимся, выделить типичные и повторяющиеся
ошибки.
Необходимо учесть и важный психологический момент:
современные школьники, у которых дома обычно есть
компьютеры с многочисленными играми и телевизоры с
агрессивным видеорядом, привыкают подобным образом
воспринимать окружающую действительность.
Возможности интерактивной доски позволяют переключить
школьников на понимание того, что видео и игровые
программы успешно используются для обучения,
способствуя развитию творческой активности, увлечению
предметом, созданию наилучших условий для овладения
навыками аудирования и говорения, что обеспечивает в
конечном счёте эффективность усвоения материала на
уроках иностранного языка.
Результаты, которые мы получили, начав использовать
интерактивную доску, свидетельствуют о том, что мы идём
в правильном направлении. Вопервых, значительно
повысился интерес к выполнению упражнений, активность и
заинтересованность учеников показать свои знания.
Интерактивная доска позволила нам ускорить темп урока и
вовлечь в него весь класс. Наглядность электронной
интерактивной доски – это ценный способ сосредоточить иудерживать внимание учащихся. Наглядность учёбы
особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она
целиком увлекает их. Вовторых, такая деятельность
способствует формированию у учеников адекватной
самооценки. Втретьих, позволяет фиксировать ответ
каждого ученика, то есть исключается возможность
списывания, да им и неинтересно списывать при такой
постановке задачи и её выполнении. То есть, формируется
навык самостоятельной работы, растёт самоуважение и
уверенность в своих возможностях. И, как следствие,
повышается эффективность тренировки и усвоения правил.
Кроме того, это очень наглядно, и работать ученикам
становится интересней, а значит, мы достигаем своей цели –
заинтересовать каждого ученика, настроить его на
осознанное и самостоятельное освоение материала.
И это приведёт нас в будущем, как мне представляется,
к целостной системе автономного развития и образования
ученика.
Конечно, объяснение материала с использованием
SMARTтехнологий позволяет сделать выступление
учителя ярче, информативнее и увлекательнее. Однако
следует заметить и то, что использование интерактивной
доски требует серьёзной длительной подготовки, навыков
работы с компьютером и, безусловно, большего времени
для подготовки учителя к уроку. Но в данном случае
потраченные усилия и время обязательно приведут к
желаемому результату.