Актуальность
«Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
Одним из важнейших направлений модернизации школьного образования на современном этапе его развития является использование средств информационных и коммуникационных технологий.
Когнитивные (психические) возможности являются высшими функциями мозга, которые обеспечивают человеку возможность быть человеком. К ним относятся мышление, пространственная ориентация, понимание, вычисление, обучение, речь, способность рассуждать…
Первыми признаками снижения этих способностей являются нарушения внимания и памяти
Определение цели
Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной познавательной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных
способностей обучаемых.
Задачи
- Создавать условия для оптимального развития познавательных и творческих способностей учащихся;
- инициировать новые виды учебной деятельности учащихся средствами ИКТ;
- соотносить дидактические возможности и методические функции электронных образовательных ресурсов с планируемыми образовательными результатами;
- формировать мотивационную готовность учащихся к обучению.
- Не секрет, что в настоящее время интерес к учебе у детей падает, развивать стремление к познанию довольно сложно.
-не секрет, что в рейтинге предметов физика занимает отнюдь не первое место.
- В последние годы школьная программа все больше ориентируется на передачу и получение информации, отработку репродуктивных навыков, а не на развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся.
Проблема
Причина спада школьной мотивации:
1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
2. Отношение ученика к учителю.
3. Отношение учителя к ученику.
4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной
деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
5. Личная значимость предмета.
6. Умственное развитие ученика.
7. Продуктивность учебной деятельности.
8. Непонимание цели учения.
9. Страх перед школой.
Как войти в мир физики? Ощутить его красоту, почувствовать дыхание его тайн?
Можно предложить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом:
от любопытства к удивлению,
от него к активной любознательности и стремлению узнать,
от них к прочному знанию и научному поиску.
Стимулы познавательного интереса: новизна информационного материала – стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности; демонстрацию незавершенность теоретических знаний.
Применение компьютерных технологий в учебном процессе дает возможность использовать в учебной практике психолого-педагогические разработки, позволяющие интенсифицировать учебный процесс, реализовывать идеи развивающего обучения.
Возможности компьютерных технологий как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения привело к появлению новых методов и организационных форм обучения и более быстрому их внедрению в учебный процесс.
Из приёмов, реализующих мотивацию мною апробированы такие как:
Создание проблемных ситуаций
Опорный конспект
Дидактические игры
Физический диктант
Физические шарады
Головоломки
Творческие работы
Кроссворд
Использование дополнительной литературы
Ребусы
Алгоритмы решения задач
Компьютерные модели
Лабораторный практикум
Мультимедийные сценарии уроков (презентации)
Применение готовых учебных и демонстрационных программ
Электронные уроки и тесты;
Внеурочная деятельность.
В процессе преподавания физики информационные технологии могут быть использованы в различных формах.
- мультимедийные сценарии уроков (презентации);
- применение готовых учебных и демонстрационных программ;
- электронные уроки и тесты;
- внеурочная деятельность.
Мультимедийные сценарии уроков
Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point , входящей в состав пакета программ Microsoft Office .
Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации.
При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока.
Достоинства компьютерных презентаций :
Все этапы урока эмоционально переживаются учениками. Это способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету, учёбе, школе.
В течение урока учащиеся не только усваивают новый материал, но и переживают ситуации успеха. Ощущение успешности помогает учащимся впоследствии показать хорошие результаты при контроле знаний.
Электронные уроки и тесты
Имеется и теоретический материал,и превосходные видеоролики иллюстрирующие разнообразные явления,компьютерные анимации, вопросы и задачи для закрепления материала.
Электронные уроки и тесты можно использовать на любом уроке.
Внеурочная деятельность
Учащиеся активно участвуют во внеклассной работе по физике. Они готовят творческие работы, рефераты, проекты. Защита работ учащихся сопровождается демонстрацией мультимедийной презентацией. Выполнение работ требует хорошего владения компьютерной технологией: быстрый поиск информации в различных источниках, в том числе и по сайтам в Интернете, подготовка материала для публикации или презентации, создание публикации в Microsoft Office Publisher и презентации в Microsoft Power Point.
Вывод:
Применение информационно-коммуникационной технологии на уроках физики и во внеурочной деятельности позволяет:
- учитывать индивидуальные особенности учащихся;
- развивать творческие и исследовательские способности;
- воспитывать интерес к самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
- обеспечивать качественное усвоение программного материала;
- обеспечивать повышение качества знаний учащихся при обучении физики.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.