Использование исследовательского метода на уроках истории православной культуры земли Смоленской.
Оценка 4.8

Использование исследовательского метода на уроках истории православной культуры земли Смоленской.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
религиоведение
8 кл
04.09.2018
Использование исследовательского метода на уроках истории православной культуры земли Смоленской.
В данной материале раскрывается сущность исследовательского метода на уроках истории православной культуры земли Смоленской. Приведены конкретные задания при использовании данного метода.Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
исп исслед.docx
1 Использование исследовательского метода на уроках истории православной культуры земли Смоленской. ФГОС   ставит   задачу   формирования   личностных,   метапредметных   и предметных результатов обучения.  Одним из эффективных путей  для решения этой   задачи   является   использование   на   уроках   исследовательского   метода. Исследовательский   метод   обучения   включает   в  себя   два   компонента.   Один  – ориентирован на преподавание, то есть реализуется учителем. На уроке учитель анализирует   известные   факты,   даёт   оценочные   суждения,   управляет исследовательской   деятельностью,   консультирует,   сопоставляет   известноес новыми фактами.  Второй – включает в себя  непосредственно учение. Субъектом выступает   выявлять   противоречие,   формулировать   учится   обучающийся,   который   проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения.   Как  совместить эти два компонента и получить результат в рамках урока истории     это   делать   через  систему исследовательских заданий, которые могут быть рассчитаны на часть урока или на целый урок. Возможно, что начатое на уроке будет продолжено дома.   православной   культуры?   Предлагаю     Накопленный   опыт   преподавания   предмета       показывает,   что     при построении  системы   исследовательских заданий   нужно: ­ опираться на предыдущий опыт обучающихся (о нём известно учителю, поскольку обычно он преподает и другие предметы); ­создавать   личностно­ориентированные   ситуации   (позволяющие   выразить отношение  к изучаемому, осознать собственные переживания); ­   предусмотреть     задания,   разные   по   уровню   сложности,   объему   и продолжительности   выполнения   (учитывать   уровень   обучаемости     учеников   и «возможности» темы); ­  использовать     методы   исследований   по   предмету,  адаптированные       к возрастным особенностям учеников и уровню обучения; ­ задания     разрабатывать (учебно­ исследовательские   задания   известные   науке,   но   неизвестны   ученику).Для учеников  их разрешение должно быть личным открытием.   учебно­исследовательские   Большинство   исследовательских   заданий     в   рамках   курса   истории православной культуры   относятся:  к информационным:  Подобрать,   обработать   и   предъявить   информацию   из   справочных, учебных и литературных  источников;  Обобщить  или систематизировать информацию; 2  Работа с понятиями;  Поиск информации  в различных источниках (в быту, школе).   к  проблемным:  Обнаружить и разрешить противоречие;  Составление заданий и алгоритма их решения. Возможно ли совместить в одном задании информационную и проблемную составляющую. Вот простой  пример. Задание.  Подобрать   поэтические   строки   (из   предложенных   сборниках стихов), которые отражают атмосферу храма. Согласны ли вы с оценкой поэта? Приходилось ли вам испытывать подобное? Толпа, войдя во храм, задумчивей и строже… Лампад пунцовых блеск и тихий возглас: «Боже…» Забил поток лучей расплавленных в окно… Все просветилось вдруг, все солнцем зажжено… И «свете Тихий…» с клиросом воззвали, И лики золотом пунцовым заблистали, Восторгом солнечным зажженный иерей, Повитыйладаном, выходит из дверей…»    Подобное задание имеет   не только образовательное значение. Каждый может   передать   свои   переживания.   Общеизвестно,   что   эмоциональная компонента помогает  нам  «присвоить» знания, сделать их личностными.  Невозможно   себе   представить   православный   храм   без   святыни,   без кадильного дыма, без лампад и святых ликов. Одновременно можно проработать ряд терминов, которые для подростков чаще всего сложны. На   примере   этого   задания   обозначим   признаки   любого исследовательского задания:  новизна и сложность информации;   отсутствие принуждения в процессе поиска его решения;   возможность выбора содержания, вида и формы его подачи;   наличие   педагогических   условий,   побуждающих   к   активности   и самостоятельности. Рассмотрим варианты   личностно­ориентированных исследовательских заданий. 1.  Задания, способствующие наделению учебного содержания  личностным смыслом. 3 Изучение   богатства   смоленской   храмовой   архитектуры   дает   большие возможности   для     таких   заданий.   Например,   при   изучении   темы   «Свято­ Успенский  кафедральный собор».  Пример задания. Какое влияние оказал стиль барокко на смоленскую храмовую архитектуру; оцените характер такого влияния с вашей точки зрения.   Виртуальная экскурсия по храмам  XII  века (которую создают сами учащиеся) позволит   выполнить   следующее задание: найдите элементы стиля барокко в декоре   смоленских   церквей   и   определите   собственную   точку   зрения   на возможность такого синтеза стилей оформления. 2. Задания, выявляющие несовпадение представлений по одному и тому же вопросу. Одним из признаков личностно­ориентированной ситуации  является учебный диалог,   когда   осуществляется   раскрытие   и     взаимодействие   в   поиске «истины», как результата обмена независимыми высказываниями..  Пример задания. Установите смысл понятия «герой». Как соотносится имя Меркурия   Смоленского   с   этим   понятием?   Есть   ли   место   героизму   в православии сегодня? Второй признак личностно­ориентированной ситуации:  на уроке используется задача   как   содержание   учебного   материала.   Через   осмысление   (обретение смысла,   обдумывание)   учебное   содержание   наделяется   понимание, личностным смыслом.  Примеры таких заданий.   установите,   как   менялся   смысл   символических   образов   в   мировосприятии людей   разных   эпох   и   с   чем   это   было   связано:   голубь   (античная   культура, православная культура,  светская культура);  что означает в православной традиции выражение «родительская суббота»? Какой   смысл   вкладывали   в   понятие   «родители»   наши   предки,   древние славяне? 3. Задания, предполагающие моделирование какой­либо реальности. Если на уроке удается  организовать  игру (игровую  ситуацию)   (основной вид учебной   деятельности   на     уроке),   то,   значит,   удалось   создать   личностно­ ориентированную   ситуацию.     На   уроке   может   быть   организован   мини­проект. Участники   проекта     определяют   роли   и   намечая   алгоритм   действий,   решают поставленную задачу. 4 Пример   задания.   Вам   поручено   создать     экспозицию   выставки   «Смоленск православный». Определите основные  направления и  приоритеты. Элементы дискуссии в 8 классе применимы, если   учитель готовит ее заранее. Умения дискутировать – одни их самых сложных и для самих педагогов, поэтому следующее задание трудно провести спонтанно. Пример   задания   с   ролевой   игрой.    Перед   вами   экспозиция   выставки «Миниатюры   Радзивилловской   летописи».   Представьте   себя   в   роли современного художника, журналиста, историка, зрителя – любителя комиксов, коллекционера   (по   вашему   выбору).     Вы   рассуждаете   о   ценности   миниатюры «Крещение   князя   Владимира».   Выскажите   точку   зрения   своего   персонажа   и аргументируйте   ее.   Соотнесите   с   собственной   точкой   зрения   на   данное направление в  книжном искусстве. 4. Задания, создающие ситуацию выбора. Пример   задания.   Выясните,   какие   христианские   ценности   роднят   истории Симеона и Иулиании и Петра и Февронии. На чьём месте вы хотели бы оказаться? Почему? Как бы вы поступили на  их месте? Позиция учителя в обсуждении  проблемы очень важна. Не стоит  устанавливать порядок обсуждения. Тогда может   развиваться   дискуссия в направлении   тех проблем, которые  возникают в процессе их диалога друг с другом. Обсуждение получится   интересным,   если     учитель   будет   поощрять   учеников   говорить   и слушать  друг с другом.  5. Задания, предполагающие сотрудничество и сотворчество. Метод   творческого   самовыражения   помогает   восьмикласснику   найти   точку опоры в своей уникальности.  Следующее задание, возможно, поможет  им найти резервы собственной индивидуальности, укрепит веру в себя, в свой творческий потенциал. Примеры задания.   Изучите   орнамент   завесы     (фрески   в   храме   на   Протоке   (г.Смоленск)   и создайте собственную композицию орнамента  для фрески храма. Объясните свой выбор.  1812года». Объясните смысл своего произведения? Создайте   коллаж   на   тему:   «Духовные   святыни   в   Отечественной   войне 6. Задания, направленные на встречу с Личностью.  С кем из персонажей истории православной культуры Земли Смоленской вам хотелось бы побеседовать? Какие вопросы вы хотели бы им задать? Чем  вас привлекла личность этого христианина? 5  Как «читается» история православной культуры  Смоленска в  старинных названиях   улиц   (например,   Авраамиевская)?   Какие   названия   вам   понятнее   и ближе по «духу»? Почему? На   завершающем   этапе   урока   легко   применяются     следующие рефлексивные   задания.  Из     арсенала   «Технологии   развития   критического мышления через чтение и письмо»:   заполните таблицу «знаю – хочу узнать – узнал ?» по изучаемой на уроке теме;    напишите пятиминутное эссе на тему: «Мои открытия на сегодняшнем уроке»;  напишите   синквейн   на   предлагаемую   тему   (например,   «Икона», «Смоленская крепостная стена», «Вяземская Одигитрия» и др.). Таким   образом,  система   исследовательских   заданий   являются   эффективным инструментом для формирования  необходимых и требуемых ФГОС результатов обучения. Главное, при этом ученик спешит на урок и у него загораются глаза, когда учитель предлагает «поработать».

Использование исследовательского метода на уроках истории православной культуры земли Смоленской.

Использование исследовательского метода на уроках истории православной культуры земли Смоленской.

Использование исследовательского метода на уроках истории православной культуры земли Смоленской.

Использование исследовательского метода на уроках истории православной культуры земли Смоленской.

Использование исследовательского метода на уроках истории православной культуры земли Смоленской.

Использование исследовательского метода на уроках истории православной культуры земли Смоленской.

Использование исследовательского метода на уроках истории православной культуры земли Смоленской.

Использование исследовательского метода на уроках истории православной культуры земли Смоленской.

Использование исследовательского метода на уроках истории православной культуры земли Смоленской.

Использование исследовательского метода на уроках истории православной культуры земли Смоленской.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.09.2018