Мышление детей с интеллектуальной недостаточностью имеет свои особенности. Проблемы мышления умственно отсталых детей обусловлены, прежде всего, особенностями протекания нервных процессов у таких детей. Слабость функций коры головного мозга влечет за собой замедленный темп формирования новых условных связей, а также непрочность их. Проблемы начинаются с потребности что-то понять узнать и объяснить и имеют наибольшую проблематичность на стадии анализа и синтеза явлений. Использование в работе картинок-"нелепиц" превращает процесс обучения в праздник, способствует созданию хорошего положительного настроя, вызывает положительные эмоции.Методические рекомендации по развитию мышления детей с интеллектуальной недостаточностью.
Использование картинок–«нелепиц» в работе по развитию
мышления дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью.
Мышление – это процесс отражения окружающего мира, обобщенное и
опосредствованное словом познание действительности. Оно осуществляется
при помощи мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения,
классификации, абстрагирования, сравнения). Мышление дает возможность
познать сущность предметов и явлений. Благодаря мышлению становится
возможным предвидеть результаты тех или иных действий, осуществлять
творческую, целенаправленную деятельность.
Психика детей с нарушением интеллекта имеет свои особенности. У них
отмечается недоразвитие всех психических процессов: восприятия,
мышления, речи, внимания, памяти. Но так как все эти процессы
взаимосвязаны, воздействуя и развивая один из них, параллельно развиваются
и все остальные. Хочу более подробно остановиться на развитии мышления.
По мнению Шиф Ж.И. и Петровой В.Г. «мышление детей с интеллектуальной
недостаточностью формируется в условиях неполноценного чувственного
познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности».
У таких детей новые условнорефлекторные связи, особенно сложные,
формируются значительно медленнее, чем у нормально развивающихся детей.
Сформировавшись, они оказываются непрочными, хрупкими. Полученный на
занятиях опыт с трудом переносится в повседневную жизнь. Слабость
замыкательной функции коры головного мозга, является важнейшей
особенностью высшей нервной деятельности детей с нарушенным
интеллектом. Именно этим объясняется крайне замедленный, тугоподвижный
темп их обучения.
Слабость аналитикосинтетической деятельности, низкая способность к
отвлечению и обобщению, сравнение с опорой на несущественные признаки –
вот основные особенности мышления детей с интеллектуальными
нарушениями. Для них характерна конкретность мышления. Большую
трудность представляет понимание отвлеченных связей, не основывающихся
на непосредственном восприятии, а также последовательности событий. Дети
не понимают причинноследственных связей между предметами и явлениями,
им доступно лишь понимание связей между явлениями, основанное на
наглядном опыте. Слабость логического мышления проявляется в низком
уровне развития обобщения и сравнения предметов и явлений по
существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла
пословиц и метафор, в неумении оперировать родовыми и видовыми
понятиями.
Несмотря на трудности, развитие мышления у умственно отсталых
детей возможно. Нужно приложить максимум усилий и изобретательности,чтобы заинтересовать такого ребенка, вызвать желание работать и получать
новые знания. Готовясь к занятиям, я стараюсь подбирать материал, который
увлечет малыша, вызовет у него положительные эмоции. Практический опыт
показал, что одной из эффективных форм работы по развитию мыслительных
процессов является использование на занятиях «нелепиц». Нелепицы в
рисунках широко используются в практике исследования критичности
мышления у детей и взрослых. Нелепицы позволяют выявить степень
выраженности эмоциональных реакций, кругозор, уровень познавательной
активности, объём и переключаемость внимания, способность использовать
личный опыт, строить суждения, а составленные при этом логико
грамматические конструкции дают информацию о степени сформированности
словаря, грамматического строя речи, а также словесно логического
мышления. Игры «Что перепутал художник?», «Чего на свете не бывает?»,
«Найди ошибку?», «Небылицы» вызывают у детей смех, радость, желание
найти и исправить «ошибки». Картинки я рисую сама или нахожу в
Интернете.
Начинаю работу с простых предметных картинок, на которых
присутствует одна «ошибка». Постепенно задания усложняются, количество
«ошибок» на одной картинке увеличивается. В начале работы предлагаю
детям картинки, с хорошо известными предметами, часто встречающимися в
обиходе. Картинки соответствуют тематике занятий по ознакомлению с
окружающим.
Например, изучая тему посуда, предлагаю картинку с изображением
чайника без ручки (чайника с двумя носиками). Сначала прошу ребенка
назвать предмет, рассказать для чего он нужен, из какого материала сделан.
Выясняем, где можно увидеть этот предмет? И только после проведенной
беседы начинаем искать, что неправильно нарисовано на картинке. Если
ребенок затрудняется назвать «ошибку», предлагаю ему для сравнения
картинку с этим же предметом, но изображенным правильно. Целесообразно,
после выделения неточности, спросить ребенка, почему не бывает чайника
без ручки? Отвечая на вопрос, ребенок учится мыслить, устанавливать
причинноследственные связи.В дальнейшем предъявляю малознакомые предметы, с целью
расширения кругозора и словаря детей. Прежде, чем предъявлять такие
картинки, я знакомлю ребенка с этими предметами. Мы их рассматриваем,
называем, выясняем, для чего они нужны, кто пользуется этими предметами,
где их можно встретить, и только после этой предварительной работы, я
предлагаю ребенку найти «ошибки» в изображении.
Задания с картинками«нелепицами». Оживляют занятие. Животные с
перепутанными хвостами, головами и другими частями тела, вызывают у
детей смех, хорошее настроение и положительные эмоции.Большой интерес у старших дошкольников вызывают сюжетные
картинки «нелепицы» и интерактивная игра «Шиворот на выворот». Эти
задания требуют от детей большей концентрации и объема внимания, поэтому
проводятся на последнем этапе обучения. В процессе этой работы дети учатся
логически мыслить, рассуждать, устанавливать связи, делать выводы,
умозаключения, строить развернутые высказывания.Картинки«нелепицы» это замечательный методический прием,
который позволяет ненавязчиво, с интересом и без труда привлечь внимание
детей, заинтересовать и эффективно работать над развитием мышления детей,
имеющих интеллектуальные нарушения.