Использование картинок–«нелепиц» в работе по развитию мышления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
docx
дефектология
Детсад
26.03.2017
Мышление детей с интеллектуальной недостаточностью имеет свои особенности. Проблемы мышления умственно отсталых детей обусловлены, прежде всего, особенностями протекания нервных процессов у таких детей. Слабость функций коры головного мозга влечет за собой замедленный темп формирования новых условных связей, а также непрочность их. Проблемы начинаются с потребности что-то понять узнать и объяснить и имеют наибольшую проблематичность на стадии анализа и синтеза явлений. Использование в работе картинок-"нелепиц" превращает процесс обучения в праздник, способствует созданию хорошего положительного настроя, вызывает положительные эмоции.Методические рекомендации по развитию мышления детей с интеллектуальной недостаточностью.
Использование нелепиц для развития мышления.docx
Использование картинок–«нелепиц» в работе по развитию
мышления дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью.
Мышление – это процесс отражения окружающего мира, обобщенное и
опосредствованное словом познание действительности. Оно осуществляется
при помощи мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения,
классификации, абстрагирования, сравнения). Мышление дает возможность
познать сущность предметов и явлений. Благодаря мышлению становится
возможным предвидеть результаты тех или иных действий, осуществлять
творческую, целенаправленную деятельность.
Психика детей с нарушением интеллекта имеет свои особенности. У них
отмечается недоразвитие всех психических процессов: восприятия,
мышления, речи, внимания, памяти. Но так как все эти процессы
взаимосвязаны, воздействуя и развивая один из них, параллельно развиваются
и все остальные. Хочу более подробно остановиться на развитии мышления.
По мнению Шиф Ж.И. и Петровой В.Г. «мышление детей с интеллектуальной
недостаточностью формируется в условиях неполноценного чувственного
познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности».
У таких детей новые условнорефлекторные связи, особенно сложные,
формируются значительно медленнее, чем у нормально развивающихся детей.
Сформировавшись, они оказываются непрочными, хрупкими. Полученный на
занятиях опыт с трудом переносится в повседневную жизнь. Слабость
замыкательной функции коры головного мозга, является важнейшей
особенностью высшей нервной деятельности детей с нарушенным
интеллектом. Именно этим объясняется крайне замедленный, тугоподвижный
темп их обучения.
Слабость аналитикосинтетической деятельности, низкая способность к
отвлечению и обобщению, сравнение с опорой на несущественные признаки –
вот основные особенности мышления детей с интеллектуальными
нарушениями. Для них характерна конкретность мышления. Большую
трудность представляет понимание отвлеченных связей, не основывающихся
на непосредственном восприятии, а также последовательности событий. Дети
не понимают причинноследственных связей между предметами и явлениями,
им доступно лишь понимание связей между явлениями, основанное на
наглядном опыте. Слабость логического мышления проявляется в низком
уровне развития обобщения и сравнения предметов и явлений по
существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла
пословиц и метафор, в неумении оперировать родовыми и видовыми
понятиями.
Несмотря на трудности, развитие мышления у умственно отсталых
детей возможно. Нужно приложить максимум усилий и изобретательности, чтобы заинтересовать такого ребенка, вызвать желание работать и получать
новые знания. Готовясь к занятиям, я стараюсь подбирать материал, который
увлечет малыша, вызовет у него положительные эмоции. Практический опыт
показал, что одной из эффективных форм работы по развитию мыслительных
процессов является использование на занятиях «нелепиц». Нелепицы в
рисунках широко используются в практике исследования критичности
мышления у детей и взрослых. Нелепицы позволяют выявить степень
выраженности эмоциональных реакций, кругозор, уровень познавательной
активности, объём и переключаемость внимания, способность использовать
личный опыт, строить суждения, а составленные при этом логико
грамматические конструкции дают информацию о степени сформированности
словаря, грамматического строя речи, а также словесно логического
мышления. Игры «Что перепутал художник?», «Чего на свете не бывает?»,
«Найди ошибку?», «Небылицы» вызывают у детей смех, радость, желание
найти и исправить «ошибки». Картинки я рисую сама или нахожу в
Интернете.
Начинаю работу с простых предметных картинок, на которых
присутствует одна «ошибка». Постепенно задания усложняются, количество
«ошибок» на одной картинке увеличивается. В начале работы предлагаю
детям картинки, с хорошо известными предметами, часто встречающимися в
обиходе. Картинки соответствуют тематике занятий по ознакомлению с
окружающим.
Например, изучая тему посуда, предлагаю картинку с изображением
чайника без ручки (чайника с двумя носиками). Сначала прошу ребенка
назвать предмет, рассказать для чего он нужен, из какого материала сделан.
Выясняем, где можно увидеть этот предмет? И только после проведенной
беседы начинаем искать, что неправильно нарисовано на картинке. Если
ребенок затрудняется назвать «ошибку», предлагаю ему для сравнения
картинку с этим же предметом, но изображенным правильно. Целесообразно,
после выделения неточности, спросить ребенка, почему не бывает чайника
без ручки? Отвечая на вопрос, ребенок учится мыслить, устанавливать
причинноследственные связи. В дальнейшем предъявляю малознакомые предметы, с целью
расширения кругозора и словаря детей. Прежде, чем предъявлять такие
картинки, я знакомлю ребенка с этими предметами. Мы их рассматриваем,
называем, выясняем, для чего они нужны, кто пользуется этими предметами,
где их можно встретить, и только после этой предварительной работы, я
предлагаю ребенку найти «ошибки» в изображении.
Задания с картинками«нелепицами». Оживляют занятие. Животные с
перепутанными хвостами, головами и другими частями тела, вызывают у
детей смех, хорошее настроение и положительные эмоции. Большой интерес у старших дошкольников вызывают сюжетные
картинки «нелепицы» и интерактивная игра «Шиворот на выворот». Эти
задания требуют от детей большей концентрации и объема внимания, поэтому
проводятся на последнем этапе обучения. В процессе этой работы дети учатся
логически мыслить, рассуждать, устанавливать связи, делать выводы,
умозаключения, строить развернутые высказывания. Картинки«нелепицы» это замечательный методический прием,
который позволяет ненавязчиво, с интересом и без труда привлечь внимание
детей, заинтересовать и эффективно работать над развитием мышления детей,
имеющих интеллектуальные нарушения.
Использование картинок–«нелепиц» в работе по развитию мышления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Использование картинок–«нелепиц» в работе по развитию мышления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Использование картинок–«нелепиц» в работе по развитию мышления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Использование картинок–«нелепиц» в работе по развитию мышления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Использование картинок–«нелепиц» в работе по развитию мышления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.