АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ»
Оценка 4.7

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ»

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
дефектология
Взрослым
02.03.2019
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ»
Активные методы обучения, несомненно, неординарны, интересны. Они вовлекают в работу каждого слушателя, раскрывает творческий потенциал студентов и преподавателя, учат самостоятельно мыслить, делать выводы, проявлять инициативу в усвоении знаний и получать их на более высоком уровне. Активные методы обучения необходимы в использовании каждого учителя, преподавателя.
Активные методы обучения (публикация).docx
Белова Лариса Александровна Преподаватель дисциплин: Коррекционная (специальная) педагогики и  психологии, Основы логопедии Государственной профессиональное образовательное автономное учреждение  Амурской области «Амурский педагогический колледж» г. Благовещенск, Амурской области АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ» В теории и практике работы учебных учреждений сегодня существует множество вариантов учебно­воспитательном процесса, который включает в свою структуру субъекты и объекты. В традиционной субъектно­объектной педагогике   (Я.А.Коменский,  И.   Гербарт)   ученику   отводится   роль   объекта, которому старшее поколение передает опыт. Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно­ урочную   организацию   обучения,   сложившуюся   в   17   веке   на   принципах дидактики   сформулированных   Я.А.Коменским,   и   до   сих   пор   являются преобладающей во всем мире. Научно обосновал дидактическую систему обучения и адаптировал ее в Российскую систему образования русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Идея великого русского педагога состояла в том, что обучение успешно может реализовать свои развивающие, воспитывающие возможности только в том случае, если оно организуется на природосообразной основе, учитывает   возрастные   психофизические   особенности   учащихся.   Поэтому, говоря об учении как о серьезном умственном труде, К.Д. Ушинский вместе с тем стремился сделать его посильным и приятным. В процессе правильно организованных, доступных умственных занятий развиваются   познавательные   силы   и   возможности,   формируется   интерес   к новым   знаниям,   удовлетворяется   жажда   познания   нового,   возрастает умственная   активность   учащегося,   его   стремление   и   способность   к самостоятельной более напряженной умственной работе.  К.Д.   Ушинский   говорил   о   необходимости   использования   в   процессе обучения   различных   приемов:   словесный,   сочетание   слова   и   наглядности; сократическая беседа, логически подводящая учащегося к нужным выводам; эвристический, ставящий перед учащимися познавательные проблемы, задачи, и содействующий их решению; акроматический (изложение знаний учителем). Ни   один   из   этих   приемов   не   следует   брать   и   использовать   в   обучении изолированно. Только в своем органическом единстве используемые приемы в процессе   обучения   обеспечат   аналитико­синтетический   подход   в   изучении материала,   будут   содействовать   активизации   познавательной   деятельности учащихся. Воспитание самостоятельности и творческой активности учащегося – это   проблема   поднималась   и   советской   школой.   Значительный   вклад   в решение этой проблемы был сделан работниками Первой опытной станцией по народному образованию в 20­х начале 30­х годов XX­го столетия. Одновременно с работой над новым содержанием обучения шли поиски новых форм организации учебных занятий. С.Т. Шацкий в 1926 г. в статье «О том, как мы учили и как следует учить» писал, что обучение умению работать является   важнейшей   задачей,   но   умение   это   приходит   только   в   процессе выполнения   какой­либо   самостоятельной   деятельности,   следовательно, организация   самостоятельной   работы   учащихся   по   заданиям   под руководством и контролем учителя, является активной формой организации занятий.   Мысли   С.Т.   Шацкого   об   организации,   содержании   и   методах педагогической работы актуальны и в наши дни. Опыт   учителей­новаторов   В.Ф.   Шаталова,   Ш.А.   Амонашвили,   С.Н. Лысенковой,   И.П.Волковой,   Т.И.   Гончаровой,   Е.Н.   Ильина   и   др. технологичен, т.е. педагогические идеи, общественно важные и значимые для всех,   получают   воплощение   в   конкретных   приемах,   способах,   методах, которыми можно овладеть. Это – открытая, постоянно совершенствующаяся система,   опирающиеся   на   достижения   психолого­педагогической   науки   и практики, творчески развивающая идеи классической педагогики. В современной педагогической литературе сотрудничество трактуется как   идея   совместной   развивающей   деятельности   взрослых   и   детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализам хода и результата этой деятельности. Гуманно­личностный   подход   к   учащимся   в   учебно­воспитательном процессе   –   это   ключевое   звено,   коммуникативная   основа,   личностно ориентированных педагогических технологий. Традиционное   обучение   основано   на   положении   учителя   в   качестве субъекта,   а   ученика   –   объекта   педагогического   процесса.   В   концепции сотрудничества это положение заменяется предоставлением обучения как об субъекте своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным; ни один из них не должен стоять над другим. Опираясь   на   научное   наследие   классиков   педагогики,   современных ученых,   можно   сделать   вывод,   что   для   проведения   уроков   по   предмету «Основы логопедии» можно использовать нетрадиционные методы и приемы, активизирующие учебную деятельность студентов. Задача   преподавателя   заключается   в   выборе   наиболее   эффективных приемов   обучения.   При   этом   следует   помнить,   что   нет   универсальных методов и приемов, не существует и сверхэффективного приема, которым можно   заменить   все   остальные.   Необходимы   творческий   подход   к   делу, постоянное совершенствование учебного процесса. Методы   и   приемы   обучения   не   могут   быть   самоцелью.   Стремление включить   в   процесс   новые   методы   без   дополнительного   на   то   основания невозможно. Поэтому при выборе метода обучения применительно к тому или иному   содержанию   учебного   материала   нужно   анализировать   и   оценивать эффективность   каждого   из   возможных   методов   в   конкретной   ситуации,   который   будет   наилучшим   образом отдавая   предпочтение   тому, способствовать достижению цели. Готовясь   к   уроку,   мы   всегда   намечаем   конкретные   задачи   – дидактические,   воспитательные,   а   также   развивающие.   Постановка   задач связана с содержанием обучения, например, анализируя содержание учебного материала,   намечаем,   на   каком   уровне   должны   быть   усвоены   учащимися разные его части, какие умения и навыки будут формироваться у них, каковы возможности   данного   материала   для   воспитания   у   студентов профессиональной   направленности,   как   может   быть   использован   учебный материал для развития творческого мышления, их познавательных интересов и   способностей,   активности,   для   формирования   умений   и   навыков самообразования и самовоспитания. В   настоящих   условиях   наиболее   приемлемой   стала   лекционно­ семинарская – зачетная система (форма) обучения, которая предполагает – сначала   учебный   материал   преподносится   группе   студентов   лекционным   а   затем   прорабатывается   (усваивается,   корректируется, методом, применяется)   на   семинарских,   практических   и   лабораторных   занятиях,   и результаты усвоения проверяются в форме зачетных уроков. На лекционных уроках новые знания преподносятся студентам с опорой на   пройденный   материал,   поэтому   урок   часто   строится   в   виде   беседы (частично), работы с книгой, что активизирует мыслительную деятельность студентов.  Сообщая новый материал, мы стараемся устанавливать межпредметные связи,   опираться   на   опыт   студентов.   Например,   изучая   тему   «Анатомо­ физиологическая характеристика речи», мы опираемся на знания студентов об   анатомо­физиологических   особенностей   дошкольников,   т.е.   материал, изученный   в   курсе   анатомии,   физиологии   и   гигиены   детей   дошкольного возраста. Установка на то, когда и каким образом потребуется в последующем данный материал (при изучении другой темы, в практической деятельности), обеспечивает лучшее его запоминание. Иногда   при   изучении   какого­либо   вопроса,   студентам   предлагается самим сформулировать проблему, наметить пути решения: какие вопросы мы должны   поставить   перед   собой,   изучая   эту   тему,   и   почему?   Студентам предлагается выяснить сущность понятий и расставить вопросы в логической последовательности   и   на   основе   этого   записать   план   изучаемой   темы. Избирается в данном случаи наиболее приемлемый анализ жизненного опыта (ситуация, на примере которой изучается тема урока). Так, последовательно, на   основе   личных   наблюдений,   личностных   исследований   и   дополнений обобщается и систематизируется материал по данной теме. Это активизирует студентов, вызывает у них личные воспоминания, что порождает личностную значимость при изучении темы урока. Такой подход повышает мотивацию на получение данной профессии.  На семинарских занятиях так же кроме традиционных приемов (вопрос –  ответ – обсуждение) используются и различные активные приемы и методы. Наблюдения показывают, что при закреплении материала, надо использовать различные   виды  заданий   и вопросов (практические,  объяснение, наглядные пособия, презентации и др.). Например, «ошибочные утверждения», которые студенты должны опротестовать и доказать свою точку зрения, основываясь на   знания,   которые   у   них   имеются.   Такой   прием   позволяет   развивать логическое   мышление,   умение   делать   выводы,   развивают   монологическую речь. Так же студентам предлагается решение различных ситуаций, которые учат студентов не только анализировать речевые дефекты, но и выстраивать алгоритмы занятий, составлять рекомендации родителям и т.д., что позволяет изучить проблему в комплексе. Составление характеристики речи – один из наиболее сложных видов работы,   т.к.   требует   от   студентов   умения   наблюдать   за   речью   детей, анализировать   ее.   Это   задание   даётся   лишь   тогда,   когда   студенты   имеют необходимый   минимум   знаний   по   психологии,   педагогике,   логопедии, приобретут навыки наблюдения за деятельностью детей, в частности, речевой. Прослушивание речевых дефектов записанных на аудиодиске, подбор дидактического   и   речевого   материала   (в   форме   презентаций),   который воспитатель   будет   использовать   в   своей   работе,   разыгрывание   различных ситуации,   решение   логопедических   задач   –   все   это   методы,   которые   мы используем в работе со студентами.  Залогом   прочных   и   глубоких   знаний   является   их   осмысление   и осознание. Простое заучивание материала, даже если знания будут прочными, имеет   невысокую   практическую   ценность,   т.е.   эти   знания   малоподвижны. Чтобы обеспечить осознанность знаний, нужно приучить студентов к тому, чтобы   их   проверка   не   являлась   простым   повторением,   а   требовала осмысления учебного материала, активного отношения к нему.   В   учебном   процессе   большое   место   занимает   самостоятельная деятельность студентов, которая   по своему характеру может быть разной. На зачетных уроках так же применяются активные методы и приемы.  Для контроля  за знаниями разработана система заданий по различным темам   и   используются   различные   формы   активизации   мыслительной деятельности   и   закрепление   практических   навыков:   «Интеллектуальное казино»   –   тема   «ОНР   (общее   недоразвитие   речи)»;   «Мозговой   штурм»; «Деловая   игра»   –     в   виде   заседания   психолого­медико­педагогической комиссии (МППК). Этот урок проводится как обобщающий по всем разделам программы  «Основы логопедии». Здесь студенты выполняют роли родителей, всех специалистов (дефектологи, логопеды, психологи, врачи, педагоги). Этот урок  –  подведение   итогов,   показ   знаний,  которые   студенты   получили   при изучении данной дисциплины. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке   навыков   нестандартного   мышления,   а   скорее   намеренно препятствует   их   развитию,   подгоняя   свои   требования   под   вполне определенные рамки. Лишь небольшое количество молодых людей обладают естественной (природной) склонностью к нешаблонному мышлению. Однако при   желании   любой   может   развить   в   себе   такие   навыки.   Поэтому   уроки ведутся   в   деловой   обстановке,   в   форме   сотрудничества.   Это   позволяет студентам свободно рассуждать, делать умозаключения, выводы, что очень важно   в   логопедической   работе   с   детьми.   Создать   на   уроке   атмосферу доверия, уважительного отношения друг к другу, вызвать интерес к своему предмету –  это главная наша задача. Логопедия – один из сложных и трудноусваяемых предметов, поэтому использование разнообразных активных методов и приемов позволяют сделать изучаемый материал интересным, а значит доступным. Внедрение   активных   методов   обучения   позволили   сформировать   у студентов   устойчивый   интерес   и   озабоченность   проблемами   речевого развития ребенка, понимание своей роли в воспитании правильной речи детей, которая является основой формирования всех психических процессов. Можно   отметить,   что   использование   активных   методов   обучения позволило повысить не только интерес к предмету, но и улучшило качество обучения. Это еще раз показывает, что активизация учебного процесса при помощи разнообразных активных методов и приемов делает обучение более эффективным, а знания студентов, базирующихся на интересе к предмету, становятся прочными и высокими. Активные методы обучения, несомненно, неординарны, интересны. Они вовлекают в работу каждого слушателя, раскрывает  творческий потенциал студентов   и  преподавателя,  учат   самостоятельно   мыслить,  делать   выводы, проявлять инициативу в усвоении знаний и получать их на более высоком уровне.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2019