Конспект урока по МДК 03.03 на тему "Значение зрения в жизни человека"
Оценка 4.6
Лекции
docx
дефектология
Взрослым
20.01.2018
Презентация к лекции по МДК.03.03. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЩЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХОВОГО И ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ на тему "Значение зрения в жизни человека" для студентов педагогической специальности 44.02.04 «Специальное дошкольное образование». Это первый урок в изучении данного междисциплинарного курса, презентация является сопровождением лекции по аналогичной теме.
1
По МДК 03.03 «Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками
для студентов III курса, специальности 44.02.04 «Специальное дошкольное образование»
слухового и зрительного восприятия»
Конспект урока№1
Тема: «РОЛЬ ЗРЕНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. РАЗВИТИЕ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ»
Цель: дать знания студентам о важности и необходимости зрения для жизни и жизнедеятельности человека. Развивать у
студентов умение опираться на предыдущие знания, жизненный опыт при участии в беседе. Воспитывать интерес к предмету,
к будущей специальности.
План:
1. Роль зрения в жизни человека.
2. Развитие зрения у детей.
Тип урока: урок
Вид урока: Сообщение новых знаний.
Материал к уроку: повязки с имитацией нарушения зрения, карточки с заданиями, дидактический материал к заданиям,
конспект, презентация.
№ слайда
1слайд
Преподаватель
Тема: «РОЛЬ ЗРЕНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
РАЗВИТИЕ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ»
Время
20 сек
Студенты
записывают
2 слайд Содержание урока:
• Роль зрения в жизни человека
• Развитие зрения у детей
10 сек
записывают 1 мин
34 мин
Знакомятся с определениями
Записывают со слайда
2
3 слайд
4 слайд
Глоссарий по теме
Значение зрения:
• Глаза даны человеку, чтобы видеть мир
• Глаза служат источником информации об окружающей нас
внешней среде
• С участием и под контролем зрения мы ориентируемся в
окружающем пространстве
• Лучше один раз увидеть, чем один раз услышать
Зрение играет ведущую роль в ориентировке познавательной и тру
довой деятельности человека. С помощью зрения человек
ет предметы: различные формы, величины, размеры,
воспринима
тяженность, цвета и светотени. Пользуясь зрением,
расстояния, про
человек приобрета
ет представление о перспективе. Зрячему даже
трудно понять, как можно без зрения ориентироваться при ходьбе,
участвовать в общественнотрудовой деятельности, создавать
выдающиеся произведения искусства и литературы.
5 слайд Фото знаменитых людей с нарушением зрения
А между тем известно много замечательных людей, достигших
высокого расцвета творческих сил в области интеллектуального и
физического труда, не имея зрения.
Среди слепых есть ученые, писатели, скульпторы, музыканты, кон
структоры, изобретатели, общественные деятели.
6 слайд
Фото рабочих профессий для слепых
Некоторые слепые оканчивают среднюю школу с золотыми и
серебряными медалями, получают высшее образование. Имеется
немало квалифицированных рабочих из слепых, работающих в
качестве токарей, фрезеровщиков, сверловщиков, сборщиков,
электромонтажников и др. В производительности труда при
1мин
слушают
1 мин
слушают 7 слайд
наличии определенных условий, облегчающих ориентировку без
зрения, они не уступают зрячим квалифицированным рабочим.
Возникают вопросы: каким образом при отсутствии зрения,
играющего столь существенную роль в жизни и деятельности
человека, оказывается возможным достигнуть таких успехов? За
счет чего и как компенсируется утрата зрения? Какие условия
необходимо создать, чтобы облегчить формирование процессов
компенсации слепоты и подготовить слепых к активной
общественнотрудовой деятельности?
Компенсация слепоты и слабовидения – явление биосоциальное, т.е.
синтез действия биологических и социальных факторов
•
•
Условия
Общественнотрудовая деятельность
Возможности и способности человека
Механизмы компенсации не возникают автоматически сами
по себе, а развиваются постепенно и при их развитии никаких
принципиально новых физиологических механизмов не возникает.
3
3 мин
слушают
1 мин
Записывают
компенсации
условия
8 слайд Для того, чтобы вы лучше понимали, как трудно детям с плохим
зрением получать знания об окружающем, часть урока будет
проходить в условиях эксперимента. Для этого мы некоторым из
вас закроем глаза повязками, которые будут демонстрировать нам
различную остроту зрения.
Когда вы будете находится с повязками, вы будете выполнять
задания, а потом поделитесь своими впечатлениями о том, что вы
чувствовали.
Сейчас мыс вами проведем практическую работу:
Для нормы, слабовидящих, с окклюдером и слепых
1 мин
Одевают повязки
15 мин
(+3 мин)
Работа в подгруппах. Работа с карточками (6 заданий)
Для слепых: работа с объёмными предметами
1. Определить, что за предметы наощупь
2. Соединить части предметов между собой
3. Назвать предметы по контуру наощупь
на смену
атрибуто
в
Обсуждение результатов эксперимента (5 минут) – повязки снимаются
4
3 мин
Записывают
самостоятельно
информацию с слайдов
9 слайд
Ребенок видит с самого рождения, но его зрение в 20 раз хуже, чем
у взрослых; оно еще нечеткое, расплывчатое. Ребенок видит только
очертания предметов (подвижных и неподвижных), находящихся
на расстоянии всего 2530 см от его глаз.
Но этого достаточно, чтобы новорожденный реагировал на
различное освещение: если свет слишком яркий, он испытывает
неудобство, моргает или закрывает глаза.
Малыш различает блестящие и красные предметы; он может
следить глазами за движением блестящего красного шара.
Было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают
овальная форма, движущийся предмет с красными и блестящими
пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует
человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого
«лица», а если при этом с ним разговаривают, он моргает.
Зрение новорожденного
• При рождении поле зрения малыша ограничено
• Новорожденным больше правятся контрастные чернобелые
узоры, чем цвета
• В первый месяц жизни малыши предпочитают простые
геометрические фигуры, клетку, полоску, точки, прямые и
ломаные линии кривым и волнистым • В
10 дней малыш может удерживать в поле зрения
5
10
слайд
11
слайд
12
слайд
•
движущийся предмет
В 20 дней сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и
на лице говорящего с ним взрослого
Замечает объекты,
• К концу месяца он пытается следить за медленно
перемещающимся чернобелым предметом или лицом взрослого
на расстоянии 2030 см.
недолго
рассматривает их.
Было замечено, что малыша больше интересуют сложные
рисунки, чем простые. В первые же дни, если ему показывать два
листа бумаги – один серый, а другой – в чернобелую клетку, он
будет смотреть на второй лист. наблюдая за ребенком через отверстие в
экране – видно, что в его роговице отражается клетчатый листок. Значит, он смотрит
на него.
Зрительная система новорожденного еще абсолютно незрелая,
она прогрессирует в развитии в течение первых шести лет жизни.
На третьем месяце жизни остроту зрения можно оценить как
1/10 от нормальной, в шесть месяцев – как 2/10, в год – 4/10 и 6/10
– к 2м годам. Необходимо ждать 45 лет, чтобы зрительные
способности ребенка достигли таковых для взрослого человека.
Например, в дошкольном возрасте значительно развивается у
детей точность в различении оттенков цвета. Хотя к началу
дошкольного возраста большинство детей безошибочно различают
основные цвета спектра, различение сходных между собой оттенков
у дошкольников является ещё недостаточно совершенным. Опыты,
требующие от ребёнка подобрать к показываемому оттенку
одинаковый с ним, показывают, что количество ошибок
уменьшаются с возрастом детей.
дети в возрасте 47 лет, быстро уменьшается: если у
1 мин
30 сек.
Записывают
самостоятельно
информацию с слайдов
1 мин.
Записывают
самостоятельно
информацию с слайдов 6
1 мин
Записывают
задание
домашнее
четырёхлетних число ошибок ещё очень велико и достигает 70%, то
у детей 56 лет ошибок обычно уже не более 50%, а к 7 годам –
менее 10%.
Сегодня на уроке мы с вами говорили о значении зрения в
жизни человека и о его развитии от рождения и до конца
дошкольного детства. Надеюсь вы теперь понимаете насколько
важным является иметь хорошее зрение.
Дом/задание: написать ЭССЕ на одну из тем:
1. Значение зрения (слуха) в жизни человека.
2. Ребёнок с нарушением зрения (слуха) в семье.
3. Ребенок с нарушением зрения (слуха) в ДОУ.
Спасибо за урок!
13
слайд
14
слайд
2. Зрение.
Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает когото
из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени.
Если обобщить данные исследований (когда и каким образом ребенок начинает различать мать или человека,
ухаживающего за ним, а также других людей), то можно сделать вывод, что ребенок узнает мать по запаху в возрасте 10
дней, по голосу – через 5 недель, глазами – в возрасте 35 месяцев (данные варьируют в зависимости от методов
исследования). Безусловно, трудно дифференцировать различные ощущения и восприятия (зрительные, слуховые или
обонятельные); дошло до того, что один из исследователей, чтобы выявить визуальное восприятие, поместил мать за
зеркалом без амальгамы. Зрение новорожденного развито недостаточно, поскольку до рождения у него не было возможности им воспользоваться
(правда, некоторые ученые считают, что уже в утробе матери ребенок реагирует на яркий свет). Но зрение ребенка будет
быстро развиваться. Малыш пытается смотреть даже ночью; в темноте он открывает и закрывает глаза, смотрит по сторонам
(такое наблюдение было проведено с помощью инфракрасных лучей).
Дети значительно отличаются друг от друга в том, что касается зрительной активности; создается впечатление, что
одни дети тратят время на разглядывание, а другие – на сон.
Темпы развития ребенка во всех областях различны на протяжении всего периода детства.
7
Конспект урока по МДК 03.03 на тему "Значение зрения в жизни человека"
Конспект урока по МДК 03.03 на тему "Значение зрения в жизни человека"
Конспект урока по МДК 03.03 на тему "Значение зрения в жизни человека"
Конспект урока по МДК 03.03 на тему "Значение зрения в жизни человека"
Конспект урока по МДК 03.03 на тему "Значение зрения в жизни человека"
Конспект урока по МДК 03.03 на тему "Значение зрения в жизни человека"
Конспект урока по МДК 03.03 на тему "Значение зрения в жизни человека"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.