Приложение к выступлению. Примерное положение о системе оценивания при текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся основной ступени обучения по русскому языку.
Принципы эффективного взаимодействия учителялогопеда с
участниками образовательного процесса.
Предваряя разговор по теме, уместно вспомнить притчу «Слон и
Советники».
«Одному падишаху некий индийский раджа прислал в подарок слона. И
поскольку там, куда он привез слона, его никто никогда не видел, раджа
решил сыграть шутку. Он завёл слона в темную комнату и предложил
падишаху по очереди направлять в комнату своих советников мудрецов,
чтобы они ощупывали слона и затем, выйдя из комнаты, рассказывали своему
правителю, каков же он этот слон.
Первый советник, выйдя из комнаты, сказал: "О, великий! Слон этот толстое
и высокое дерево".
Второй советник сказал: "Нет, великий падишах, тебе сказали неправду. Слон
похож, скорее, на большую извивающуюся змею".
Третий советник, выйдя из комнаты, возразил: "О, падишах! Зачем ты
держишь при себе этих обманщиков? Слон скорее обычная не очень толстая
веревка".
Четвёртый доказывал, что слон плоский и широкий, как лист пальмы.
Пятый убеждал, что слон похож на большую и длинную изогнутую кость.
Падишах был в недоумении. И только когда раджа вывел слона на свет, все
его увидели, и поняли, что каждый был прав посвоему: ктото ощупывал
ногу, ктото хобот, хвост, ухо, бивни. У каждого был свой, но частичный
образ слона. И только в целостности получился совсем другой слон». В школах складывается примерно такая же ситуация как в этой притче–
каждый специалист видит ребенка с позиций своего образования,
компетентности, уровня психологопедагогической компетентности, опыта
работы. А общего видения проблем учащихся, к сожалению, не получается.
Понимая эти проблемы, в отечественном образовании призывают всех
специалистов разных областей объединить усилия для решения задач,
стоящих перед теорией и практикой педагогики. Во многих, если ни сказать
во всех, общеобразовательных учреждениях создана комплексная служба по
оказанию логопедической помощи и психологической поддержки детям
школьного возраста.
С одной стороны, работа учителялогопеда определяется общими
стратегическими целями и задачами школы и находится в соответствии с
государственными стандартами образования. С другой стороны, учитель
логопед следует частным чисто профессиональным целям и задачам, которые
определяют основные направления деятельности, оказывая, прежде всего,
помощь детям, испытывающим трудности при освоении общеобразовательной
программы, содействуя учителям в учебновоспитательной работе с данной
категорией детей, что в итоге способствует оптимизации
общеобразовательного процесса.
В настоящее время неуклонно растет количество учеников начальных классов,
имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, которые
препятствуют успешному освоению общеобразовательных программ. Такие
дети выявляются, как правило, к концу первого — началу второго класса, при
переходе от обучения грамоте (когда происходит первоначальное становление
технических навыков чтения и письма) к учебным предметам «Русский язык»
и «Чтение», для освоения которых требуются автоматизированные навыки и
умение распределять внимание между технической и смысловой сторонами.
Следовательно, прежде всего учитель – логопед строит свое взаимодействие с
педагогами начальной школы. К сожалению, эта проблема не обошла детей среднего и старшего школьного
возраста. Учителя русского языка все чаще сталкиваются с таким нарушением
письменной речи как дизорфография. Для дизорфографии характерны
стойкие и многочисленные ошибки по орфографии и пунктуации, которые не
являются случайными. Как правило, этот вид нарушения проявляется у детей,
страдающих на начальном этапе обучения дисграфией и дислексией, а в
дошкольном возрасте имеющих те или иные нарушения устной речи. Таким
образом, дизорфография является определенным этапом в развитии детей,
имеющих речевые нарушения. Наиболее частыми дизорфографическими
проявлениями являются ошибки на правила начальной школы. При этом
орфограммы не усваиваются именно в тот период, который положен по
программе. У учащихся, имеющих данное нарушение, отмечаются: снижение
слухоречевой памяти; нарушение буквенного гнозиса; нарушение
динамического праксиса руки; затрудненность восприятия ритмической
структуры слова; часто нечеткая дикция, недостаточная артикуляция;
нарушение лексикограмматического строя речи. Особенно данные нарушения
усугубляются при переходе в среднее звено.
Обычно при формулировке проблемы учитель говорит о том, что ребенок
плохо пишет и ему необходимы занятия с логопедом. Чаще всего учителя,
оценивая работу такого ученика, не делают скидок на ошибки
специфического характера, включая их в существующие нормы оценки
письменных работ. Однако эти ученики при всем своем желании и старании не
в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с
нормами, принятыми в школе. Логопед очень специфично оценивает работу
учащихся. Оценка может не ставится вовсе. Учительлогопед, прежде всего,
оценивает ребенка по психологопедагогическим параметрам работы, т.е. за
внимательность, активность, желание работать, а также за количество
самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Это объясняется тем, что создание для ученика благоприятного
психологического климата на уроке значительно важнее нормативной оценки.
В данном случаи задача учителялогопеда разграничить для учителя
специфические и орфографические ошибки (раздать брошюры). С помощью
такой дифференциации учитель сам может выявить детей, имеющих ошибки
специфического характера, однако нужно помнить, что эти ошибки не
свидетельствуют о наличии дисграфии, если они единичны и нестойки. Также
при помощи не хитрых игровых приемов можно выявить и другие выше
сказанные нарушения (проведение упражнений). Так как логопед не может
охватить весь контингент учащихся, эти приемы помогут логопеду иметь
более четкую картину о количестве учащихся нуждающихся в логопедической
помощи.
Одним из важнейших условий коррекционной работы является выработка
единства требований к ученику, имеющему нарушения устной или письменной
речи, со стороны учителя и логопеда. Обе стороны являются одинаково
компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребенку, и тот,
и другой должны быть партнерами в процессе коррекционной работы.
Эффективность этого взаимодействия напрямую зависит от того, насколько
слаженно будут сотрудничать учительлогопед и учитель, насколько едины их
подходы и требования. 1. Проверка слухоречевой памяти.
А) Повторение цифровых рядов в прямом порядке. Предлагается
повторить ряд цифр в том же порядке, в котором они были названы.
2.3.5.6.7.9 (10 лет и старше), (6.5 – 7 лет 5 цыфр,4.5 года4 цифры).
Б) повторить цифровой ряд в обратном порядке. Говорю прямой счет, а
отвечают в обратном порядке.
8.7.5.4.2.1 (в 12 лет, 9лет4,7 лет3 цифры). При правополушарной
недостаточности обычно увеличивается разрыв между результатами
прямого и обратного воспроизведений, которые в норме не превышают
двух единиц.
2. Проверка динамического праксиса руки.
А) «Пересчет пальцев» Поочередно начиная со второго пальца той же руки
прикоснуться к большому пальцу туда, а затем обратно. Сначала ведущей
рукой, потом другой, потом можно двумя вместе.
Б) Не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором воспроизводить
различные позы пальцев.
3. Нарушение буквенного гнозиса.
Выступление учителя-логопеда на педсовете.
Выступление учителя-логопеда на педсовете.
Выступление учителя-логопеда на педсовете.
Выступление учителя-логопеда на педсовете.
Выступление учителя-логопеда на педсовете.
Выступление учителя-логопеда на педсовете.
Выступление учителя-логопеда на педсовете.
Выступление учителя-логопеда на педсовете.
Выступление учителя-логопеда на педсовете.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.