Инклюзивное образование

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 08.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной работе описаны особенности работы с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья. Рассматриваются различные подходы к организации учебной и познавательной деятельности,характерные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы связанные с введением инклюзивного образования, предлагаются способы и возможные пути решения проблем.В данной работе описаны особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Иконка файла материала ЧОУ ДПО Дипломная работа (2).docx
ЧОУ ДПО «Центр Знаний» Программа профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование: Олигофренопедагогика»                                  ДИПЛОМНАЯ РАБОТА                     на тему: «Инклюзивное образование»                                                                              Выполнила:                                                                   Демиденко Татьяна Геннадьевна,                                                               учитель начальных классов,                                                         первая квалификационная категория,                                                                    МБОУ СОШ №5                                           г. Мыски2018 2Содержание 3 Введение................................................................................................. Глава 1. Теоретические аспекты инклюзивного образования............. 1.1 Анализ современного инклюзивного образования....................... 1.2 Опыт инклюзивного образования в России....................................... 3 Глава 2. Условия реализации инклюзивного образования................. 2.1 Описание возможных примеров для проведения воспитательной работы.................................................................................................... 2.2 Авторский вариант конспекта воспитательной работы "Диагноз, которого нет"........................................................................................ Заключение............................................................................................ Приложение..........................................................................................Введение 4 Актуальность   данной   работы   диктуется   слабой   разработанностью проблемы   инклюзивного   образования   лиц   с  ограниченными   возможностями здоровья (далее ­ ОВЗ) в образовательных учреждениях. Демократические и социальные   преобразования,   начавшиеся   в   нашем   государстве   с   середины 1990­х   годов,   выдвинули   в   актуальных   проблему   гуманизации   общества, необходимость осознания того, что человек ­ важнейшая ценность и забота о нем ­ главная задача демократического государства. [3]  Данная   проблема   рассматривается   рядом   авторов:   Шипицина   Л.М., Эльконин   Д.Б,   Загуменнов,   Ю.Л.   Сорокоумова   С.Н.   Акатов   Л.И., Сабельникова   C.И.   Реализация   прав   детей   с   ОВЗ   на   образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области   образования.   Получение   такими   детьми   качественного   не   только общего, но и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых   условий   их   успешной   социализации,   обеспечения   их полноценного   участия   в   жизни   общества,   эффективной   самореализации   в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Одним   из   необходимых   условий   гуманизации   общества   в   целом является инклюзивное образование. Компетентностный подход в современных условиях   должен   включать   ценности   и   принципы   инклюзии.   Инклюзивное образование, помимо решения сугубо образовательных задач, в значительной мере   способствует   улучшению   качества   жизни   людей.   Инклюзивное образование   обязательно   предполагает   создание   гибкой   адаптивной образовательной   среды,   которая   может   соответствовать   образовательным потребностям всех обучающихся. [2] На сегодняшний момент можно выделить несколько основных проблем в инклюзивном образовании: ­ отсутствие гибких образовательных стандартов;5 ­   несоответствие   учебных   планов   и   содержания   обучения   массовой школы особым образовательным потребностям ребенка; ­   отсутствие   специальной   подготовки   педагогического   коллектива образовательного   учреждения   общего   типа,   незнание   основ   коррекционной педагогики и специальной психологии; ­   отсутствие   у   педагогов   массовых   школ   представлений   об особенностях   психофизического   развития   детей   с   ОВЗ,   методиках   и технологии   организации   образовательного   и   коррекционного   процесса   для таких детей; ­       недостаточное     материально­техническое   общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ.      оснащение Для успешного развития инклюзивного образования необходимо создать   где   на   каждой модель   психолого­педагогического   сопровождения, образовательной ступени будет оказана необходимая помощь специалистами. Главная   задача   ­   выявить   индивидуальные   положительные   особенности   в каждом ученике, зафиксировать его умения, приобретенные за определенное время,   наметить   возможную   ближайшую   зону   и   перспективу совершенствования приобретенных навыков и умений и как можно больше расширить его функциональные возможности. Таким   образом,   в   современной   образовательной   практике   обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах выявились противоречия: ­  между увеличением в общеобразовательных школах количества детей с ОВЗ и отсутствием образовательной среды, обеспечивающей их совместное обучение с обычными детьми; ­   между отжившей системой выявления и устройства этой категории детей в образовательные учреждения и отсутствием необходимой для этого психолого­медико­педагогической диагностики, позволяющей  реализовать  в обучении индивидуальный подход к ребенку с ОВЗ;6 ­   между   запросом   родительской   общественности   на   внедрение инклюзивного   подхода   в   образование   и   недостаточной   разработанностью условий его реализации; Важнейшим   условием,   обеспечивающим   успешную   интеграцию, является точная дифференциальная психодиагностика каждого ребенка. Это может   быть   осуществлено   только   при   наличии   квалифицированной диагностической службы. Такая служба должна не только ставить диагноз, но и давать заключение для школы или другого образовательного учреждения, куда   предполагается   направить   ребенка   в   соответствии   с   диагнозом, содержащее рекомендации к индивидуальному плану обучения. Для обеспечения гибкого подхода к особенностям всех учащихся детей с ОВЗ рекомендуется использовать следующие методы: ­ наличие учебной и игровой зоны в классе.  ­   введение   родители, учителя.    правила   поведения,   с   которыми   ознакомлены   дети, ­ учитывая специфику возраста и индивидуальные особенности детей, можно создавать щадящий режим нагрузок.  ­ учитель должен ставить перед собой задачи социализации детей.  ­ особое внимание должно уделяться подбору наглядного и учебного материала. Очень важна ориентация наглядных материалов на личный опыт и интересы детей. ­   необходимо   учитывать   индивидуальные   особенности   детей,   низкий уровень мотивации, эмоциональную нестабильность. Поэтому система оценки должна   подчеркивать   любые,   пусть   самые   незначительные   успехи   каждого ребенка.  В   настоящее   время   нейропсихологические   методы   все   больше внедряются не только в диагностическую, но и в коррекционную работу с детьми с ОВЗ. Существует целый спектр методик, активно применяющихся7 как при индивидуальной коррекции, так и при групповой работе, в том числе в начальных классах школы. На   сегодняшний   день   в   целом   научная   и   практическая   значимость заключается в:   ­   научном   обосновании   методологических   предпосылок   и категориального   аппарата   исследования   проблем   инклюзивного   обучения детей с ОВЗ в условиях образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;  ­   разработке   модели   психолого­педагогического   сопровождения обучающихся   с   ОВЗ   при   инклюзивном   обучении;   ­   создании   психолого­ педагогического   инструментария   для   разработки   инклюзивных   учебных программ и планов. Предмет   исследования   данной   работы  ­   инклюзивное   образование детей с ограниченными возможностями здоровья. А  объектом  исследования   являются   психологические   особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель: Определить   факторы   и   условия,   способствующие   внедрению инклюзивного обучения детей с ОВЗ в образовательные учреждения. Задачи: ­ определить роль и место педагога­психолога, учителя, преподавателя в процессе инклюзивного образования. ­   описать   практику   разработки   авторского   варианта   конспекта воспитательного мероприятия. ­ провести сравнительный анализ внедрения инклюзивного образования в разных странах и выявить причины его успешного/неуспешного внедрения. Результаты   исследования   систематизированы,   и   представлены   в   виде дипломной работы, состоящей из введения, двух глав, четырех параграфов,заключения и списка использованных  источников. 8 Глава 1. Теоретические аспекты инклюзивного образования 1.1 Анализ современного инклюзивного образования Современная система образования полноценно принимает в себя только тех,   кто   отвечает   её   определенным   требованиям,   детей   со   стандартными возможностями,   способными   обучаться   по   общей   для   всех   программе   и показывать   результаты   успеваемости,   нормальные   для   всех.   В   результате нередко получается, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический   состав   общеобразовательных   учреждений   не   обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. Эту   и   множество   других   проблем   в   современной   школе   призвано   решить инклюзивное образование. Что   представляет   собой   инклюзивное   образование?   Инклюзивное образование   (французский   вариант   "inclusif"   ­   включающий   в   себя;   от латинского слова "include" ­ заключаю, включаю) ­ процесс развития общего образования,   который   подразумевает   доступность   образования   для   всех,   в том числе и для детей сограниченными возможностями  здоровья. Основой инклюзивного   образования   является   идеология,   исключающая   любую дискриминацию   детей   и  обеспечивающая   отношение   ко   всем  людям   как  к равным, но и при этом создает особые условия для детей, которые имеют9 определенные   образовательные   потребности.   Именно   на   это   направлена национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", выдвинутая президентом В. В. Путиным: "Новая школа ­ это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей­инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации." Включающее образование ­ это шаг на пути достижения конечной цели, создание включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо   от   пола,   возраста,   этнической   принадлежности,   способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ­инфекции, участвовать в жизни   общества   и   вносить   в   нее   свой   вклад.   В   таком   обществе   отличия уважаются   и   ценятся,   а   с   дискриминацией   и   предрассудками   в   политике, повседневной жизнедеятельности учреждений ведется активная борьба. [4] В   наше   время   инклюзивное   образование,   становясь   реальностью, неуклонно "приобщает" и "втягивает" в себя все страны мира. Но, в тоже время, интенсивно входя в практику, инклюзивное образование ставит перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач. В отличие   от   зарубежной   системы   образования,   в   которой   инклюзия   имеет богатый опыт и законодательное закрепление, наша отечественная инклюзия только начинает складываться и развиваться. В настоящее время 4,5 % детей, проживающих   в   России,   относятся   к   категории   лиц   с   ограниченными возможностями   здоровья   и   нуждаются   в   специальном   (коррекционном) образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям. Но, к сожалению, в настоящее время в нашей стране рынок образовательных услуг для   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   чрезвычайно   узок,   в небольших городах и селах дети с ограниченными возможностями чаще всего остаются   вне   системы   образования   по   сугубо   экономическим   причинам. Традиционной   формой   обучения   детей   с   ограниченными   возможностями10 здоровья   остаются   специальные   (коррекционные)   образовательные учреждения. Значительная часть затруднений в обучении и воспитании детей с ограниченными   возможностями   связана   с   острым   дефицитом квалифицированных   кадров:   психологов, воспитателей   и   социальных   педагогов,   недостаточным   уровнем   их   педагогов­дефектологов, подготовки. Ведь инклюзия охватывает глубокие социальные аспекты жизни школы:   создается   моральная,   педагогическая   среда,   материальная, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка, которую возможно   обеспечить   только   при   тесном   сотрудничестве   с   родителями,   в сплоченном   командном   взаимодействии   всех   участников   образовательного процесса.   Здесь   должны   работать   люди,   готовые   изменяться   вместе   с ребенком и ради ребенка, причем не только "особого", но и самого обычного. [6]   Для   детей   с   ОВЗ   принцип   инклюзивного   образования   означает,   что разнообразию   потребностей   учащихся   с   ограниченными   возможностями здоровья должна соответствовать  образовательная среда, которая является для них наименее ограничивающей и наиболее включающей. Реализация этого принципа означает, что: ­   все   дети   должны   быть   включены   в   образовательную   и   социальную жизнь школы по месту жительства; ­ задача инклюзивной школы ­ построить систему, удовлетворяющую потребности каждого; ­  в инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность. Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно, оно связано с изменениями на ценностном, нравственном уровне. Проблемы его организации в современной школе связаны в первую очередь с тем, что школа как   социальный   институт   ориентирована   на   детей,   способных   двигаться   в11 темпе,   предусмотренном   стандартной   программой,   на   тех,   для   кого достаточными являются типовые методы педагогической работы. [2] Первичной   и   важной   ступенью   подготовки   системы   образования   к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений ее специалистов и уровня их профессиональных компетентностей. Уже   на   первых   этапах   развития   инклюзивного   образования   остро   встает проблема   неготовности   учителей   массовой   школы   (профессиональной, психологической   и   методической)   к   работе   с   детьми   с   особыми образовательными недостаток обнаруживается     потребностями,   профессиональных   компетенций   учителей   к   работе   в   инклюзивной   сфере, наличие   психологических   барьеров   и   профессиональных   стереотипов педагогов.   Основным   психологическим   "барьером"   является   страх   перед неизвестным,   страх   вреда   инклюзии   для   остальных   участников   процесса, негативные   установки   и   предубеждения,   профессиональная   неуверенность учителя,   нежелание   изменяться,   психологическая   неготовность   к   работе   с "особыми"   детьми.   Это   ставит   серьезные   задачи   не   только   перед психологическим   сообществом   сферы   образования,   но   и   методическими службами,   а   главное   ­   перед   руководителя   образовательных   учреждений, реализующих   инклюзивные   принципы.   Педагоги   общего   образования нуждаются   в   специализированной   комплексной   помощи   со   стороны специалистов   в   области   коррекционной   педагогики,   специальной   и педагогической   психологии,   которая   обеспечит   понимание   и   реализацию подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями,   в   первую   очередь   ­   это   работать   с   детьми   с   разными возможностями   в   обучении   и   учитывать   это   многообразие   в   своем педагогическом подходе к каждому. [12] Необходимо   выделить   восемь   принципов,   на   которых   базируется   не только инклюзивное образование, но и образование в целом:12    Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; Каждый человек способен чувствовать и думать; Каждый   человек   имеет   право   на  общение   и  на  то,  чтобы  быть услышанным;   Разнообразие усиливает все стороны жизни человека; Подлинное   образование   может   осуществляться   только   в контексте реальных взаимоотношений;   Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;  Все люди нуждаются друг в друге. Так   же   необходимо   сказать,   что   все   дети,   несмотря   на   физические, социальные,   интеллектуальные   и   другие   особенности,   должны   быть обязательно   включены   в   систему   образования   и   воспитываться   со   своими сверстниками.   Но   как   показывает   зарубежный   опыт,   для   реализации поставленных   целей   потребуется   много   времени,   а   главное   ­   участие   и взаимодействие   всех   взрослых   участников   образовательного   процесса, работающих   с   ребенком   с   особыми   образовательными   потребностями,   т.к. только   при   этом   условии   возможно   решение   проблем   инклюзивного образования. [1] Инклюзия в образовании включает в себя: Ш Признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов. Ш Повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни. Ш Реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой.13 Ш Избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность   или   относится   к   тем,   у   кого   есть   особые   образовательные потребности. Ш   Анализ   и   изучение   попыток   преодоления   барьеров   и   улучшения доступности школ для отдельных учеников. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом. Ш   Различия   между   учениками   ­   это   ресурсы,   способствующие педагогическому   процессу,   а   не   препятствия,   которые   необходимо преодолевать. Ш   Признание   права   учеников   на   получение   образования   в   школах, расположенных по месту жительства. Ш Улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов. Ш   Признание   роли   школ   не   только   в   повышении   академических показателей   учащихся,   но   и   в   развитии   общественных   ценностей   местных сообществ. Ш Развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами. Ш Признание того, что инклюзия в образовании ­ это один из аспектов инклюзии в обществе. Инклюзивное образование ­ прогрессивный способ обучения, имеющий большие   перспективы   в   современном   обществе,   и   это   дает   надежду,   что каждый   ребенок   с   ограниченными   возможностями   здоровья   сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал. [5] Многие привычные всем слова, понятия и фразы, по своей сути ­ ярлыки14 и оскорбительные стереотипы. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и, как ведем себя по отношению к другим людям. Увы, слишком часто в нашем обществе звучат такие неприемлемые слова и сравнения как "больной   /   здоровый",   "нормальный   /   ненормальный",   "обычный   / неполноценный", "умственно отсталый", "даун", "калека" и т.п. Современному обществу   следует   приложить   особые   усилия   к   изменению   ситуации, выработке   культуры   инклюзии   и   привитию   этически   выдержанной   и грамотной   терминологии.   Для   этого   необходима   не   только   специальная просветительская работа, но и изменение культуры школьных и социальных взаимоотношений. Корректный язык помогает формировать позитивный образ человека. [13] И нам не лишним будет прислушаться к рекомендациям, что желательно   учитывать   при     общении   с   людьми,   имеющими   ту   или   иную инвалидность. Здесь   излагаются   не   правила   (не   нужно   думать,   что   люди   с инвалидностью требуют какого­то специального обхождения), а всего лишь рекомендации,   которые   могут   помочь   вам   наладить   контакт   и   снять неловкость, неизбежно возникающую при отсутствии личного опыта общения с людьми с инвалидностью. Что стоит за словом "инвалид"? Инвалидность ­ это не медицинский диагноз. Инвалидность ­ это одна из форм социального неравенства; инвалидность ­ это социальное, а не медицинское понятие. Как и другие социальные меньшинства, права которых в той или иной мере   ущемляются   большинством,   люди   с   инвалидностью   чувствительны   к словам, которые указывают на их состояние. Для того, чтобы изменить его, люди   с   инвалидностью   в   странах,   где   общественное   движение   активно, пропагандируют собственные определения и понятия, которые не вызывают чувства   снисхождения   и   жалости   и   негативных   ассоциаций.   В   английском языке   на   смену   уничижительного   термина   handicap   пришел   нейтральный аналог disable, который ввели в обращения сами люди с инвалидностью. В15 России   пока   еще   не   прижилась   корректная   терминология,   которая предполагает   уважительное   обращение.   Более   того,   русская   "толерантная" терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась, даже в среде людей с инвалидностью присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных терминов. Например, в последние годы   в   устойчивый   обиход   вошло   выражение   "человек   с   ограниченными возможностями".   Однако   это   выражение   не   раскрывает   тот   факт,   что возможности человека ограничиваются извне (общественными условиями), и "по   умолчанию"   многие   воспринимают   словосочетание   "человек   с ограниченными   возможностями"   как   характеристику   того,   что   человек ограничен сам по себе (своим дефектом, а не обществом). Да и кто покажет нам пример человека с неограниченными возможностями? Компромиссным вариантом   может   служить:   "человек   с   ограниченными   физическими возможностями".   Однако   для   повседневной   речи   такое   словосочетание оказывается   слишком   длинным   и   громоздким.   При   социальном   подходе   к пониманию   инвалидности   наиболее   нейтральным   термином   оказывается именно слово "инвалид". [16] Некоторые слова, перечисленные в колонке "избегайте", не вызывают сомнений   в   своей   непригодности.   Очевидно,   что,   назвав   человека "психическим"   или   "дефективным",   Вы   оскорбите   его.   Слово   "инвалид" вызывает различные чувства, но, в целом, большинство опрошенных людей с инвалидностью считает его приемлемым, поскольку это слово официальное, наиболее   часто   употребляемое   и   ставшее   абстрактным.   Нередко,   в   среде педагогов,   психологов   звучат   слова   "здоровые,   нормальные   ученики", "больные дети", тем самым уже происходит разделение учеников и, вместо интеграции, получается разделение. Кроме того, надо помнить, что, стремясь к аккуратности и корректности, лучше избегать обобщений и предположений. Подводя   итог,   можно   сделать   вывод   о   том,   что   инклюзивное16 образование   стремится   развить   методологию,   направленную   на   детей   и признающую,   что   все   дети   ­   индивидуумы   с   различными   потребностями   в обучении.   Инклюзивное   образование   старается   разработать   подход   к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование,   тогда   выиграют   все   дети,   а   не   только   дети   с   особыми потребностями. И также можно добавить, что на сегодняшний день инклюзия ­   это   процесс   развития   предельно   доступного   образования   для   каждого   в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных   барьеров   для   наибольшей   поддержки   каждого   учащегося   и максимального раскрытия его потенциала.1.2 Опыт инклюзивного образования в России . 17 В   настоящее   время   система   образования   каждого   государства ориентируется на мировую образовательную политику, формируемую такими общественными институтами, как ЮНЕСКО и Всемирный банк, и становится все более открытой, единообразной и преемственной. Основное требование ­ универсальность, общедоступность образования. Основные требования мирового сообщества заключаются в следующем: образование должно быть универсальным, то есть обеспечивать потребности в учении и равенство всех детей. Цель современной школы ­ помочь каждому ученику (и с проблемами развития, и среднему, и талантливому) в достижении успеха, не допустить его исключения из жизни общества. До  середины  ХХ   века в  России  существовала  концепция  социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, сложившаяся под влиянием   философии   ценности.   В   ее   основе   лежала   идея   о   социальной полезности.   Согласно   этой   концепции   школа   была   обязана   воспитывать активного   и   полезного   члена   общества.   Ребенок   с   ограниченными возможностями   не   исключался   из   этого   правила   ­   ему   также   надлежало вырасти   полезным   членом   общества   и   своим   трудом   обеспечивать собственное существование. Ценность специального образования виделась в приобщении   инвалида   к   производительному   труду.   Общество   заранее объявляло   ребенка   с   ограниченными   возможностями   неполноценным, подстраивало его под свои правила. И концепция, и сложившаяся практика не предусматривали   встречного   процесса,   направленного   на   приспособление общества к особым нуждам таких детей. Вопрос о тех, кто в силу тяжести своего   недостатка   ни   при   каких   условиях   не   мог   стать   полезным   членом общества, тоже оставался открытым. [3] Концепция   социальной   реабилитации   лиц   с   ограниченными18 возможностями   удачно   соединилась   с   основами   педагогики   воспитания социально   полезных   и   активных   строителей   социализма   и   коммунизма.   К счастью, в СССР она не выродилась в то чудовищное попрание прав человека, которое   имело   место   в   странах,   где   к   власти   пришел   фашизм.   Однако приоритет   интересов   общества   над   интересами   личности,   существовавший многие десятилетия, фактически узаконил статус социальной малоценности людей с ограниченными возможностями. Именно поэтому в нашей стране до сих пор существует ограничительно­покровительственная (патерналистская) позиция общества и государства по отношению к данной категории населения. Она выражается в существовании широкой сети преимущественно закрытых (интернатного типа) учебных заведений. Существующий из­за такой позиции характер   образования   инвалидов   не   способствует   достижению   высокого уровня   социальной   адаптации,   не   позволяет   приобрести   престижные   и конкурентоспособные   профессии,   получить   высокую   квалификацию, ориентирован   на   низкое   качество   жизни,   связанное   с   мизерной   пенсией, низкооплачиваемой   работой,   и воспроизводит   культуру   бедности.   Помощь,   которую   оказывают   людям   с   слабой   правовой   защищенностью, особыми потребностями различные конфессии, незначительна, нерегулярна и традиционно   имеет   призренческий   характер.   А   система   служб   социальной помощи   в   новой   России   еще   только   начинает   формироваться.   Доктор педагогических наук, профессор Н.М. Назарова считает, что "патернализм не только   снижает   социальную   активность   в   целом,   но   и   вырабатывает иждивенческие установки, что в свою очередь усиливает маргинализацию". [8] Колоссальные человеческие жертвы и попрание прав и свобод личности в  период   второй   мировой   войны   привели   к   пониманию,   что   цель   и   смысл существования   общества,   его   высшая   ценность   ­   человек,   его   жизнь   и благополучие,   нужды   и   потребности.   В   контексте   приоритета   интересов личности   над   интересами   общества   сформировалась   идея   достижения19 индивидом   максимальной   самостоятельности   и   независимости   (концепция независимого   образа   жизни)   путем   гарантированного   соблюдения   прав   и свобод каждого, вне зависимости от того, может ли человек приносить пользу обществу.   Как   отметил   академик   А.Г.   Асмолов,   мы   находимся   в   начале длинного пути ­ перехода от культуры полезности к культуре достоинства, где   "ведущей   ценностью   является   ценность   личности   независимо   от   того, можно ли что­либо от нее получить для выполнения того или иного дела. А дети, старики и люди с отклонениями в развитии священны… и находятся под охраной общественного милосердия". [15] В рамках концепции независимого образа жизни в мире сформировалось понятие "инклюзивное (включающее) образование", базирующееся на новой, гуманистической   идеологии,   которая   предполагает,   что   все   дети   ­ индивидуумы   с   различными   потребностями   в   обучении.   Данная   идеология провозглашает равное отношение ко всем людям и создание особых условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Международное сообщество считает, что включение ­ это больше, чем интеграция, потому что дети и подростки с особыми потребностями учатся вместе в обычной школе, воспринимают человеческие различия как обычные, получают полноценное образование, позволяющее им жить полной жизнью, и при   этом   не   покидают   родителей.   При   обучении   акцент   делается   на возможности и сильные стороны ребенка. Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих. [11] Инклюзия   означает   обеспечение   полноценной   принадлежности   к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем) через раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна,   но   соответствует   его   способностям.   Основное   требование инклюзивной школы: все дети должны учиться вместе во всех случаях, когда это   является   возможным,   несмотря   ни   на   какие   трудности   или   различия,20 существующие   между   ними.   Зачисление   инвалидов   в   специальные   школы, классы, секции является исключением и рекомендуется только в тех редких случаях,   когда   обучение   в   обычных   классах   не   способно   удовлетворить образовательные   или   социальные   потребности   ребенка,   либо   если   это необходимо   для   благополучия   его   самого   или   других   детей.   Качество образования обеспечивается в такой школе за счет разработки надлежащих учебных   планов,   организационных   мер,   выбора   стратегии   преподавания, использования ресурсов и партнерских связей. [17] Инклюзивные школы очень гибкие. Ученики с особыми потребностями находятся там в широком сообществе и имеют возможность как открытого входа в него, так и выхода оттуда: иногда работают со всем классом, иногда ­ в   небольшой   группе,   а   иногда   ­   наедине   с   учителем.   Опыт   многих   стран свидетельствует,   что   в   таких   школах   дети   с   особыми   потребностями наилучшим   образом   интегрируются   в   общество   и   могут   добиться   самых высоких   результатов   в   плане   образования.   Но   для   этого   требуются совместные   усилия   как   со   стороны   учителей   и   персонала   школы,   так   и сверстников, родителей, членов семей и добровольцев. Инклюзивные школы рассматриваются   и   как   самое   эффективное   средство,   гарантирующее солидарность между детьми, потому что обычные ученики приобретают там опыт   общения   с   людьми,   которые   отличаются   от   них,   и   учатся доброжелательности  и терпимости. При инклюзивном  подходе выигрывают все,   поскольку   он   делает   образование   более   индивидуализированным   и эффективным. Следует заметить, что в 90­е годы ХХ века начало формироваться более широкое   понимание   инклюзии   как   средства   обеспечения   равных возможностей   для   получения   образования.   ЮНЕСКО   придерживается позиции, что не только дети с ограниченными возможностями, но и взрослые­ инвалиды   должны   иметь   возможность   получить   высококачественноеобразование и развивать свой личностный потенциал вне зависимости от пола, 21 имущественного   положения, географического   местоположения,   этнической   принадлежности,   возраста,     расы, конфессиональной принадлежности и ограничений физического характера. [10] Переход   к   инклюзивному   образованию   требует   участия   всех специалистов   системы   образования   и   наличия   фундаментальных теоретических   разработок.   Однако   практическая   педагогика   осуществляет его быстрыми темпами, несмотря на отсутствие нужных условий. Российская система   образования,   традиционно   существующая   как   сегрегативная   и сепарирующая детей, не соответствующих некоей задаваемой норме развития, трансформируется.   Сегодня   мы   вправе   говорить,   что   дети   с   особыми образовательными   потребностями   все   более   широким,   но   при   этом полулегальным потоком проникают в массовую общеобразовательную школу. А она ни организационно, ни технологически, ни содержательно к этому не готова,   так   как   инклюзивное   образование   в   России   до   сих   пор   не   имеет официального признания. Чтобы решить эту проблему, предстоит сначала как можно   скорее   разработать   систему   просветительской   деятельности, направленной на изменение мнения сообществ учителей и родителей о том, где и чему должны учиться дети с проблемами в развитии. Затем перейти к созданию   материально­технических   условий,   необходимых   для   работы инклюзивных   школ,   и   разработке   вариативного   учебно­методического аппарата,   предназначенного   для   обучения   особых   детей   (разнообразные учебники,   учебные   планы,   методические   материалы),   а   также   наладить систему подготовки и переподготовки кадров для инклюзивного образования. [4] Новые   ожидания   предполагают   и   новые   требования   к   работе администрации   и   коллектива   школы,   к   уровню   управления   учебным заведением, организации всей системы его внутренних и внешних отношений.22 Администрации и педагогам делегируются более широкие полномочия, но при этом   возрастает   уровень   их   ответственности.   На   управленческий   аппарат инклюзивной   школы   возлагается   обязанность   обеспечить   соответствие образовательной   среды   и   технологий   потребностям   социального   развития каждого ребенка. А это значит ­ создать окружение, которое побуждает детей к необходимому опыту, является стимулом взаимопонимания и социального взаимодействия и одновременно играет роль защитного пространства. В таком окружении ребенок может без помех раскрыться, ощутить внутреннюю связь с миром, идентичность и когерентность ему, а также свою значимость для него. Чтобы   добиться   соответствия   образовательной   среды   потребностям ребенка, администрация должна организовать комплексную работу педагогов и ряда специалистов, которые выступают соведущими родителей. Это требует формирования новых форм коллективного мышления и действия с учетом потенциала обучения каждого учащегося. [6] Инклюзивной   школе   нужны   свои,   особенные   учителя.   Речь   идет   о специалистах   совершенно   нового   типа,   являющихся   носителями гуманистических ценностей и идеалов, которые смогут подготовить каждого ученика к беспроблемному включению во все виды общественной жизни. Они должны общенаучными, социально­личностными, обладать       инструментальными компетентностями, гарантирующими   подлинное,   а   не   формальное   включение   учеников   в профессиональными и       образовательный   процесс,   оптимальное   освоение   ими   программы   и,   что принципиально   важно,   уметь   решать   коррекционно­педагогические   и социально­реабилитационные   задачи.   Им   придется   разработать   новые гуманитарные   технологии   взаимодействия,   освоить   новые   принципы профессиональной   коммуникации,   научиться   слушать   разных   по   профилю специалистов и принимать их различные позиции, совместно и долговременно действовать в интересах ребенка. [12]Учитель инклюзивной школы должен обладать высокими показателями 23 профессиональной лабильности, эмпатийности,   рефлексивности,   а   также   выраженными   перцептивными, адаптированности,     социальной   коммуникативными   и   организаторскими   способностями.   Он   может   быть успешным при следующих базовых личностных характеристиках:      если достаточно гибок и толерантен; уважает индивидуальные различия; умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива; согласен работать в одной команде с другими учителями; ему интересны трудности, и он готов пробовать разные подходы. Следует   признать,   что   в   нашей   стране   целенаправленная   подготовка педагогов такого типа до настоящего времени не велась. Решение   широкого   круга   новых   задач   инклюзивного   образования требует   перестройки   всей   системы   подготовки   специалистов   для   сферы образования.   В   частности,   в   программы   подготовки   и   переподготовки придется   включить   новые   модули,   которые   состоят   из   специальных дисциплин, обеспечивающих готовность педагогов к широкому партнерскому взаимодействию   и   творческому   сотрудничеству   не   только   в профессиональном сообществе, но и во всей образовательной среде. Наша страна сможет достичь европейского уровня образования, если подготовка педагогов нового типа будет вестись в ускоренном и массовом порядке, с использованием лучших технологий обучения и соответствовать по содержанию   передовому   уровню   научных   достижений.  Значимым   ресурсом для решения этой проблемы выступает информатизация. [7] В России разработана всероссийская программа социальной интеграции детей   с   особенностями   развития,   повышения   уровня   толерантности, самосознания   и   помогающего   поведения   со   стороны   здоровых   людей. Существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема24 знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым. Ребенок с особенностями развития   должен   помещаться   в   ту   среду,   которая   на   данный   момент соответствует   возможностям   его   обучения.   Кроме   того,   в   случае необходимости   к   нему   прикрепляется   тьютор.   Трудно   и   медленно выстраиваются контакты детей с ОВЗ и детей здоровых. Подобным образом обстоят   дела   в   республике   Беларусь,   где   отсутствует   специальное медицинское сопровождение в учебном заведении, отсутствует автотранспорт для учеников с ОВЗ, который позволял бы им добираться до места учебы и домой.   Слабо   работает   законодательство,   регламентирующее   права   детей­ инвалидов,   не   эффективны   программы   по   трудоустройству   выпускников   с ограниченными  возможностями. В  свою очередь, Соединенных  Штатах  все более   и   более   распространяется   модель,   которая   действительно   работает. Сейчас   если   не   половина,   то,   по   крайней   мере,   45%   всех   школ   со специализированными классами имеют цельные инклюзивные программы. За рубежом ребенок­инвалид является полноценным членом общества. Его жизнь не   ограничивается   только   его   жильем.   Все   культурные   места   оснащены пандусами,   транспортная   сеть   оснащена   специальными   съездами, подъемниками,   пешеходы   и   тротуары   выложены   плиткой   специфической цветовой гаммы для слабовидящих.  На сегодняшний день работает механизм согласования проектируемых зданий, при котором в архитектурно­проектировочное задание в обязательном порядке вносится пункт о доступности объектов для инвалидов.  Образовательной   системе   России   необходимо:   закрепить   в   системе нормативно­правовых   актов   федерального   уровня   понятие   инклюзивного обучения,   чтобы   родителям   детей   с   инвалидностью   не   приходилось отстаивать   свое   право   на   получение   их   ребенком   образования   в   любом среднем   общеобразовательном   учреждении   (предоставленном   законом   об образовании)   через   суд;   принять   систему   правил   и   инструкций,   четко25 регламентирующих механизм реализации инклюзивного обучения на практике (в том числе и механизм создания дополнительных условий) применительно к каждой   группе   ограничений   в   зависимости   от   характера   и   степени инвалидности;   разработать   систему   инструкций   для   психолого­медико­ педагогических   комиссий   и   для   бюро   медико­социальной   экспертизы, разрабатывающих   индивидуальную   программу   реабилитации   ребенка   с инвалидностью,   в   соответствии   с   которой   специалисты   данных   структур могли   предложить   корректные   и   четкие   рекомендации   о   месте   обучения ребенка   с   нарушениями   ­   общеобразовательная   или   коррекционная   школа; законодательно     со   специальными образовательными   потребностями",   который   является   значительно   более закрепить   термин   "Ребенок, точным и чутким к ребенку (дети с одними и теми же нарушениями могут испытывать различные проблемы в обучении); создать и установить порядок функционирования   центров   помощи   детям   с   нарушениями   в   развитии, получающим   образование   в   общей   школе.   Это   должны   быть   центры, оказывающие   индивидуальную,   техническую   и   информационную   помощь детям и их учителям, которую они не могут получить в общих условиях, разработать механизм участия родителей ребенка с инвалидностью в выборе учреждения получения образования для их ребенка, а также в формировании и оценке создаваемых для него дополнительных условий.Глава 2. Условия реализации инклюзивного образования 26 2.1   Описание   возможных   примеров   для   проведения   воспитательной работы Проект Культурной Олимпиады Сочи завершится вместе с окончанием Паралимпийских   игр,   открытие   и   закрытие   которых   представляли   дети   с ограниченными возможностями. Социально­спортивный праздник закончился лаконичным, ярким и одновременно очень скромным шоу. Спорт, призванный ­ и, что уж там, умеющий, ­ лучше всяких лозунгов объединять людей, в этот раз вынужден был стараться вдвойне.  Паралимпийские   игры   в   Сочи   показали,   что   люди   с   ограниченными физическими возможностями могут жить полноценной жизнью и добиваться высоких результатов в различных сферах, даже в профессиональном спорте. Российские   чемпионы   Паралимпиады   принесли   стране   сенсационное количество медалей: и в общекомандном зачете, и по числу золотых наград. Ежегодно в России регистрируется несколько тысяч новорожденных детей с патологиями   развития.   Другие   малыши   получают   инвалидность   из­за несчастного   случая   или   после   перенесенного   заболевания.   По   данным Росстата, в стране проживает от 500 до 600 тысяч детей­инвалидов до 18 лет. Несмотря на то, что системе инклюзивного воспитания и обучения уже несколько десятилетий, детские сады и школы, на базе которых внедряются соответствующие остаются экспериментальными.   Процесс   этот   активнее   проходит   в   школах.   Так, образовательные     программы,   замминистра образования и науки РФ Вениамин Каганов, рассказывая недавно журналистам   о   планах   ведомства   на   ближайшую   перспективу,   сказал,   что каждая пятая школа в России будет инклюзивной к 2015 году. Причем, на реализацию данной цели из федерального бюджета планируется выделить 3миллиарда рублей. [21] 27 Дети с ограниченными возможностями, участвующие в Паралимпиаде полностью   стерли   рамки   представлений   о   том,   кто   такой   человек   с ограниченными возможностями. Так, например, школьник из Южного Бутова Кирилл Дроздков, девятиклассник школы №1161 имеет инвалидность, может передвигаться   только   на   коляске.   Тем   не   менее,   он   учится   в   обычной общеобразовательной школе, без поблажек и преференций. Ныне инклюзивное образование в ЮЗАО ­ привычная практика, но в свое время Кирилл стал "пионером" в этом виде педагогической деятельности. Так получилось, что до 7­летнего возраста он почти не выходил из квартиры, мало с кем общался. Тяжелая   болезнь   приковала   мальчика   к   креслу.   Но   Кирилл   мечтал пойти   учиться   в   обычный   1­й   класс.   Его   мама   Валентина   Алексеевна направилась   в   школу   №1161   без   особых   надежд   на   успех.   Но   тогдашний директор   образовательного   учреждения   Евгения   Плекина   встретила   ее доброжелательно: она приняла Кирилла на общих основаниях. Нельзя сказать, что все прошло гладко: дети не сразу приняли "особенного" ребенка. Но здесь сыграли   свою   роль   прилежание   и   мужество   мальчика:   Кирилл   никогда   не жаловался на трудности, всегда стремился помочь ближнему и ни о ком не отзывался   неуважительно.   Через   год   он   уже   стал   лидером   в   классе, подлинным заводилой. Один   ребенок   смог   изменить   всю   школу.   Теперь   в   1161­й   новый директор, но традиции инклюзивного образования развиваются: здесь наравне со всеми учатся уже восемь "особенных" детей. В школе есть современный "ступенькоход";   Кирилл   передвигается   по   этажам   свободно.   Работает   и система   адресной   материальной   помощи   ­   в   этом   плане   не   подкачали социальные   службы.   Да   и   дети   смотрят   на   инвалидов   как   на   обычных сверстников ­ разве только осознавая, что им все дается гораздо труднее. Глядя, как учащиеся с инвалидностью преодолевают трудности, мужественно28 борются   со   своими   недугами,   все   школьники   иначе   смотрят   на   мир, становятся более мотивированными. Кирилл убежден: все дети должны учиться вместе. Только так общество имеет шанс шагнуть вперед по ступеням цивилизации. Кстати, в этом году Кирилл одержал победу во всероссийском конкурсе "Я ­ молодой лидер". Приз   ­   путевка   на   Паралимпийские   игры   в   Сочи   и   возможность   принять участие   в   выступлении   на   открытии   и   закрытии   Паралимпиады.   Так   же, мальчик побывал на многих состязаниях, искренне радовался успехам наших паралимпийцев.   Они   преодолели   себя   и   свои   невзгоды:   сильные   духом побеждают всегда. [19] На   Паралимпиаде   дети   с   ограниченными   возможностями демонстрировали свои умения в области музыки, пения, танцев. Так, эти дети подарили   паралимпийскому   Сочи   "Музыку   жизни".   Талантливые   ребята   с ограниченными   физическими   возможностями   выступили   на   одной   сцене   с профессиональными российскими артистами. Благотворительный концерт "Музыка жизни" с аншлагом прошел в зале органной и камерной музыки города Сочи в рамках культурной программы XI зимних Паралимпийских игр. Юные музыканты ­ воспитанники фонда "Мир искусства"  ­   ждали   этого   события   целый   год.  Артистов   отбирали   со   всей России   и   по   самым   строгим   профессиональным   параметрам,   ведь   им предстояло не только выступать на одной сцене с известными исполнителями, но и участвовать в торжественной церемонии открытия Паралимпийских игр, где ребята сопровождали своим пением танец "снежинок". Тринадцатилетняя Алена Дорогина, поделилась своими впечатлениями о поездке в Сочи. Она очень долго ждала этой поездки, хотелось побыстрей приехать и выступить в Сочи. Это был ее первый большой концерт и ее первая поездка в Сочи. Девочка добавила, что город ей очень понравился, и что ей бы хотелось   еще   раз   в   нем   побывать.   "Здесь   очень   солнечная   погода,   такое29 красивое море, и люди здесь очень добрые, ­ отметила девочка. ­ У меня появилось много новых друзей, волонтеры нам всегда помогают, они очень хорошие". Зрители очень тепло приняли юных музыкантов, которые исполнили на концерте   популярные   песни   русских   и   советских   композиторов,   а   также инструментальные композиции. Особых оваций удостоился Нестор Смышляев ­ слепой пианист и композитор, ставший в прошлом году обладателем гран­ при Всероссийского джазового конкурса. На   концерте   ребята   выступили   вместе   с   профессионалами   самого высокого   уровня,   среди   которых   заслуженный   артист   РФ,   композитор Александр Покидченко, заслуженный деятель искусств РФ, известный бард Сергей   Никитин,   хоровой   коллектив   "Бродвей"   и   джазовый   ансамбль инструменталистов.   Другой   яркий   участник   Паралимпиады   ­   Кирилл Финкельман,   сахалинец,   принявший   участие   на   Паралимпиаде   в   Сочи. Дополнительную квоту на участие в соревнованиях по сноубордингу получила Россия в январе 2014 года. В   том,  что   Кирилл   попал   в  сборную   страны   заслуга   мамы   Кирилла, Валентины   Финкельман.   Первая   в   Сахалинской   области   организация   для детей­инвалидов   под   названием   "АРИДИ"   организована   ею.   У   Кирилла болезнь,   под   названием   детский   церебральный   паралич.   Многим   детям   с таким диагнозом трудно даже стоять, а про катание на сноуборде и говорить нечего. А Кирилл на велосипеде объехал весь Сахалин. Он участвовал в шести велопробегах по Сахалинским маршрутам. На квадрацикле осваивает новые тропы,   участвует   в   гонках,   объездил   весь   юг   острова.   В   тринадцать   лет Кирилл встал на "снежную доску". У людей, имеющих такое заболевание, есть проблемы с координацией движения, а катание на сноуборде требует четкой реакции, балансировки, умения сохранять равновесие. Кириллу давалось все непросто. Шишек и синяков было набито не мало. Но молодой спортсмен30 нашел именно свою стойку, выбрал свою систему катания, и на сноуборде показывает неплохие результаты. В   2012   году   по   инициативе   США,   Канады   и   Голландии   пара­ сноубординг включили в программу Паралимпийских игр. В ноябре 2012 года Кирилл Финкельман в Нидерландах прошёл международную квалификацию. При подведении итогов выяснилось, что Финкельман ­ единственный в мире сноубордист с ДЦП. И уже в 2013 году Кирилл улучшал свое мастерство в Колорадо и Калифорнии. Тестировал он трассы и в Сочи. И вот результат ­ Кирилл   Финкельман   в   составе   паралимпийской   сборной   России   по сноубордингу. Паралимпийские   игры   ­   крупнейшие   спортивные   соревнования   среди людей с инвалидностью. [20] С каждым годом число желающих участвовать в Паралимпийских играх увеличивается. Если в 1960 году в Играх приняли участие 400 атлетов из 23 стран, то уже на Паралимпийских играх 2012 года в Лондоне выступят 4200 спортсменов   из   160   стран.   За   эти   годы   количество   дисциплин   в паралимпийским   видах   спорта   выросло   с   57   до   471.   Для   участников Паралимпиады нет возрастных ограничений. Подводя итог, абсолютно точно можно сказать, что в Паралимпийских играх принимают участие люди, чьей силе воли можно только позавидовать. Подтверждением   этому   является   разнообразие   видов   спорта,   перечень которых   постоянно   расширяется   Международным   паралимпийским комитетом. Паралимпийцы   в   реальной   жизни   преодолевают   сопротивление   со стороны окружающих, снисходительность и порой даже унижающую жалость. Это закаляет человека, не привыкшего ждать милости от кого­либо, и, как мы теперь убедились, позволяет постепенно достичь высоких результатов. Только ежедневный труд и желание преодолеть все трудности приводят31 к победе. Чего­чего, а трудностей у инвалидов в нашей стране более, чем предостаточно. Вглядываясь в лица призеров, мы видим радость и счастье. Но мы понимаем, сколько потрачено сил для достижения результата. Каждая из невероятных историй в спорте и жизни этих атлетов, как наглядный пример упорства, мужества и веры в свои силы, для таких людей.32 2.2   Авторский   вариант   конспекта   воспитательной   работы   "Диагноз, которого нет" Тема: "Диагноз, которого нет" Форма: беседа Возраст: 13­14 лет Время для проведения: 40 минут Цель: создание условий для формирования представление о здоровье как ценности человеческой жизни. Задачи: ) Познакомить   с   некоторыми   проблемами   взрослых   и   детей­ инвалидов. ) ) Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье. Развивать   чувство   эмпатии   к   людям   с   ограниченными возможностями здоровья. Подготовительная работа: А) определение времени проведения мероприятия: пятница, 4 урок. Б) определение места проведения мероприятия: классный кабинет. В)   Оборудование:   мультимедийное   оборудование,   компьютер, презентация,   вырезанные   из   бумаги   шарики   (по   количеству   детей), фломастеры, маркеры. Ход мероприятия: Вступительное слово учителя: "Здравствуйте, дорогие ребята! Как вы знаете, говоря слово "здравствуйте", мы не только приветствуем человека, но и   желаем   ему   самого   ценного,   что   есть   в   жизни   человека   ­   это   здоровье. Здоровье ­ это наше сокровище и, относясь к нему пренебрежительно мы и вовсе можем его утратить. Однако не все обладают таким "сокровищем" из­за утраты   здоровья   в   связи   с   полученными   травмами   или   болезнями.   Таких33 людей в современном обществе принято называть инвалидами или, другими словами,   людьми   с   ограниченными   возможностями.   Скажите,   какие ассоциации у вас возникают, слыша слово "инвалид"?" Дети дают свой ответ. Учитель:   "Инвалид­это   не   только   тот   человек,   который   прикован   к коляске,   это   также   человек   с   невероятной   силой   духа.   И   среди   людей, окружающих нас много людей, с ограниченными возможностями. Это те люди, для которых жизнь ­ постоянная борьба, в первую очередь с самим собой, победа   над   собой   и   своим   недугом.   Ребята,   кто   из   вас   смотрел Паралимпийские игры 2014 года в Сочи? Что вам больше всего запомнилось? Какие эмоции вы испытывали при просмотре онлайн­трансляции игр? Какие эмоции   вы   испытали   при   просмотре   выступления   детей­инвалидов   на стадионе Фишт?" Дети делятся своим мнением и впечатлениями. Учитель: "Действительно, в таких играх нет проигравших. Упорству и целеустремленности   таких   людей   можно   только   позавидовать.   Как   вы думаете, почему эти игры названы Паралимпийскими, что, по­вашему , это слово может означать?" Дети высказывают свое мнение. Учитель: "Давайте посмотрим на слайд, и узнаем, так что же скрывается под словом "паралимпийский". Приставка "пара" с греческого переводится как   "наряду",   "около",   что   означает   равноправие   олимпийских   и Паралимпийских игр. Отсюда мы можем сделать вывод, что обычные люди и люди с ограниченными возможностями равны между собой. Давайте с вами вспомним 2 талисмана Паралимпийских игр, что или кто это были?" Дети дают ответ. Учитель: "Вы правы, талисманами стали Лучик и Снежинка. А как вы думаете,   почему   были   выбраны   именно   эти   талисманы?   Что   они   могутсимволизировать?" 34 Дети делятся своими предположениями. Учитель: "Давайте посмотрим на слайд и посмотрим, насколько ваши предположения были близки к истине. Как мы видим, Лучик и Снежинка­ это две   противоположности,  точно   такие   же   как   тепло   и   холод,  сервер   и   юг. Снежинка символизирует холодную зиму, а Лучик является олицетворением приходящей весны, оттепели. Помимо талисманов, было еще и три символа, три агитоса, что они символизируют, как вы думаете?" Дети делятся своими предположениями. Учитель:  "Давайте  вновь  посмотрим  на  слайд  и  окунемся  немного  в этимологию   слова   агитос   (Агитос   в   переводе   с   латинского   означает   "я двигаюсь" ­  непрерывное   движение  вперед).  А   три   агитоса   символизируют Тело, Разум и Несломленный дух. Как вы уже заметили, именно об этих трех векторах успеха в борьбе с самим собой мы говорили в самом начале нашей беседы. А теперь, ребята, скажите, каким бы другим словом вы бы заменили слово   "инвалид"?   Согласитесь,   само   по   себе   это   слово   уже   звучит   как приговор, как точка невозврата и подразумевает далеко не светлое будущее". Дети высказывают свои предположения. Учитель: "Знаете ли вы, как понятие инвалидности звучит на других языках?   Давайте   посмотрим   на   слайд.   В   английском   языке   не   принято использовать   слово   "инвалид",   вместо   него   говорят   "disable",   которое переводится   как   "неспособный",   а   в   немецком   языке   существует   такое понятие как "Sonderkind" и переводится оно как "особенный ребенок", что является наиболее мягкой формой в обращении к детям с ограниченными возможностями. А теперь давайте подумаем, какие профессии на ваш взгляд самые опасные и могут нанести серьезные увечья здоровью человека?" Дети высказывают свое мнение. Учитель: "На самом деле вы все правы, почти каждая профессия таит в35 себе   опасность,   способную   отобрать   у   нас   наше   "сокровище".   Давайте посмотрим фотографии некоторых представителей особо опасных профессий и попробуем обосновать, в чем заключается эта опасность. На фотографиях представлены   следующие   профессии:   сапер, электромонтажник,   химик,   спасатель.   Люди   этих   профессий   каждый   день   пожарный,   шахтер, рискуют своим здоровьем и даже жизнью. Ребята, какие качества человека по­ вашему мнению могут привести к необратимым последствиям?" Дети называют качества. Учитель:   "Нет   сомнений   в   том,   что   неосмотрительность   и пренебрежительность могут стать нам врагами не только на словах, но и на деле. Все прекрасно осознают последствия нарушения определенных правил поведения дома и вне его. Мы знаем, к чему может привести не выключенный компьютер, телевизор, когда мы отлучаемся от дома даже минут на 30. Все мы знаем, чем грозит переход дороги в неположенном месте, купание в речке на   запрещенной   территории,   и   штрафы   ­   это   самое   минимальное,   чем   мы можем   отделаться.   Наша   самая   главная   ценность   не   должна   подвергаться подобным рискам. Ребята, приходилось ли вам когда­нибудь находиться на улице в темное время суток или же быть в ситуации, когда поздно вечером дома отключает свет из­за перебоев с электричеством? Тяжело ли вам было передвигаться по квартире (улице)? Какие трудности вы испытывали?" Дети высказываются. Учитель:   "Все   ваши   ощущения   схожи   с   теми,   которые   испытывает человек с полным или частичным нарушением зрения. Однако эти ощущения преследуют его на протяжении всей жизни, а не только в особых случаях. Для таких людей существует азбука Брайля, буквы которой являются выпуклой комбинацией шеститочия, чтобы такие люди тоже могли читать и общаться. Ребята, что означает жест, когда человек показывает на часы? Правильно, это означает, что время на исходе или пора выходить. А что означает жест, когда36 человек   ладонью   зазывает   другого   человека?   Правильно,   это   жест "приближения",   которые   указывает   на   приближение,   или   проще   говоря, заменяет фразу "подойди ко мне". А как же общаются между собой люди с нарушением слухового аппарата? Как вы думаете?" Дети высказывают свои предположения. Учитель: "Вы абсолютно правы, у таких людей существует свой язык жестов, так что они вполне способны к общению, пусть и не к такому, каким мы слышим в нашей повседневной речи. А что вы можете сказать о людях, у которых отсутствует какая­либо часть тела, например, нога или рука? Как вы думаете,   легко   ли   им   дается   выполнение   элементарных   действий   в повседневной жизни? Давайте сейчас разуемся и попытаемся заново обуться и завязать шнурки, убрав при этом одну из рук за спину. Какие ощущения вы испытываете? Удается ли вам это сделать?" Дети  делятся  своими  впечатлениями  и  трудностями при  выполнении этого задания. Учитель: "Ребята сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями,   инвалидах,   многие   из   вас   ощутили   на   себе,   выполняя различные   задания,   как   трудно   порой   жить   людям   инвалидам.   Давайте зачитаем следующее стихотворение со слайда: У них такие же сердца, такие точно мысли, Такая ж кровь и доброта, такие же улыбки. Они достойны тех же прав, что есть у нас на свете, Ведь инвалид ­ не приговор, мы вместе на планете. И каждый волен выбирать, чем хочет он заняться, Куда идти, куда летать, и чем же наслаждаться. Так пусть же   каждый   новый   день   несет   в  себе   участие,  Поддержку   жизни   на   земле, добро, любовь и счастье. Учитель: "Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтобы к нему относились как к полноценному человеку. Инвалид­это ярлык, это диагноз, которого нет. И подводя итог нашего классного часа, хочу, чтобы каждый из37 вас написал на своем шарике то доброе дело или дела, которые вы могли бы оказать   человеку,   с   ограниченными   возможностями,   если   бы   встретили такого". Заключительное слово учителя: "Мы сегодня с вами пришли к общему выводу,   что   здоровье   нельзя   купить   за   деньги,   оно   дороже   всего,   именно здоровье   может   определить   наше   будущее   и   огромное   влияние   на   наше здоровье имеет образ жизни, который мы ведем. А   знакомство,   даже   заочное,   с   людьми,   имеющими   ограниченные возможности здоровья, помогает лучше осознать эти проблемы, может быть, примерить их на себя, и задуматься о необходимости соблюдения здорового образа жизни". Подводя   итог   по   проделанной   работе,   можно   сказать   следующее: безусловно, очень важно включение этих детей в образовательный процесс, который   требует   особых   подходов   со   стороны   всех   его   участников   ­ применение   современных   технологий   на   базе   основной   образовательной программы   с   учетом   психофизических   особенностей   и   возможностей обучающихся;   технологий,   обеспечивающих   гибкость   образовательного процесса,   успешное   освоение   детьми   образовательной   программы.   Но   и вместе с тем, не менее важно воспитывать в детях, не имеющих ограниченных возможностей   здоровья   чувство   толерантности   и   эмпатии   к   тем   детям   и взрослым людям, которые по тем или иным причинам стали инвалидами. Для этого создаются специальные классные часы, которые воспитывают чувство равенство между людьми и учат состраданию.Заключение 38 В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Независимо   от   социального   положения,   расовой   или   конфессиональной принадлежности,   физических   и   умственных   способностей   инклюзивное образование   предоставляет   возможность   каждому   ребенку   удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его   развития   образования.   На   сегодняшний   день   проблема   развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Не случайно 2009 г. объявлен Годом равных возможностей, значит, признание данной проблемы осуществляется на государственном уровне. Но до сих пор открытым   остается   вопрос   об   организации   процесса   развития   и   обучения "особых" детей в массовой школе. Как уже было упомянуто в данной работе, это   связано   со   спецификой   методик   и   неподготовленностью   кадров, нехваткой специалистов. Практика показывает, что развитие инклюзивного образования ­ процесс сложный,   многогранный,   затрагивающий   научные,   методологические   и административные   ресурсы.   Педагоги   и   администрация   образовательных учреждений, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по   организации   педагогического   процесса,   отработке   механизма взаимодействия   между   всеми   участниками   образовательного   процесса,   где центральной   фигурой   является   ребенок.   Инклюзивное   пространство подразумевает   открытость   и   доступность   не   только   для   детей,   но   и   для взрослых. Для   изменения   стереотипов   и   профессиональной   позиции   учителя   в инклюзивном   пространстве   большую   роль   играют   тренинги,39 междисциплинарные   консилиумы,   работа   педагогических   мастерских, стажировки, мастер­классы, часть которых мы рассмотрели в нашей работе. Проведение   открытых   мероприятий   педагогами   инклюзивных образовательных продемонстрировать профессиональный рост, наметить дальнейшие цели собственной и командной учреждений     позволяет   деятельности. Итак, с нашей точки зрения, которую мы изложили в данной работе, дети ограниченными возможностями  здоровья должны иметь право выбора места получения образования, и это право должно быть закреплено в системе федерального   законодательства   и   регламентировано   на   уровне   практики. Нашей   целью   являлось   определение   факторов   и   условий,   способствующих внедрению   инклюзивного   обучения   детей   с   ОВЗ   в   образовательные учреждения и соблюдение этих условий и факторов способствовало бы тому, что обучение этих детей существенно облегчит в будущем их дальнейшую социальную   интеграцию,   а   также   повысит   уровень   мотивированности   и комфорта   при   получении   ими   послешкольного   образования,   а   также позитивным   образом   скажется   на   воспитании   толерантного   отношения   к "инаковости" среди здоровых учеников.40 Список использованных источников литературы инклюзивный образование воспитательный диагноз 1.      Грохотова Ж.А. Игра "Стартинейджеры" на тему "Здоровый образ  жизни".// Педсовет. ­ 2011. ­ №3. ­ С. 5­6 2.      Иванов А.В. Игры и праздники в образовательной среде школы:  методическое пособие. ­ М.: ЦГЛ, 2005. ­ 160 с. 3.      Классные часы 6 класс. / Авт.­сост. Л.А. Егорова. ­ М.: ВАКО, 2008г. ­  208 с. 4.      Наталья Чуб "Азбука здоровья" 2009 5.      http://revolution.allbest.ru/life/00025984_0.html 6.     Ярская­Смирнова, Е.Р., Лошакова, И.И. Инклюзивное образование детей  инвалидов Е.Р. Ярская­Смирнова, И.И. Лошакова Социологические  исследования. ­ 2003. [Текст] ­ С. 33­ 36://paralife.narod.ru/library/science/Iarskaia­Smirnova_Loshakova_SR03.pdf 7.     Эльконин Д.Б. Детская психология. ­ М.: Академия. 2006. [Текст] ­ С.  55­57 8 .     Сабельникова C.И. Развитие инклюзивного образования. Справочник  руководителя образовательного учреждения. ­ 2009. [Текст] ­ С. 25­28 9.     Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей­инвалидов в современной  России. ­ Саратов: Научная книга, 2003. [Текст] ­ С. 34­37  http://www.vipstudent.ru/?q=lib&r=14&id=1182343245 10 .     Загуменнов Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных  возможностей для всех учащихся / Ю.Л. Загуменнов // Минская школа  сегодня. ­ 2008. [Текст] ­ С. 39­44 11.       Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными  возможностями здоровья. Психологические основы­ 2003. [Текст] ­ С. 77­80 12.       Шинкарева Е.Ю. Право на образование ребенка с ограниченными  возможностями в российской федерации и за рубежом: монография / Е.Ю.Шинкарева. 2007. [Текст] ­ С. 89­92 41 13.       Шипицина Л.М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы //  Материалы российского форума "Педиатрия Санкт­Петербурга: опыт,  инновации, достижения" 2010. [Текст] ­ С. 63­65 14.     Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с  задержкой психического развития. ­ СПб.: Питер, 2008. [Текст] ­ С. 88­95 15.      Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб.  заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова ­2005. [Текст] ­ С.  91­94 http://biblsl.lipetsk.ru/pro/tiflopedagogam/?id=251 16.      Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного  обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии  наук, т. 12. ­ №3. ­ 2010. [Текст] ­ С 19­23 17.      Лубовский В.И. Психолого­педагогические проблемы  дифференцированного и интегрированного обучения / В.И. Лубовский //  Специальная психология. ­ 2008. [Текст] ­ С. 77­79://psychlib.ru/mgppu/LPp­ 1989/LPP­001.HTM 18. Конвенция о правах инвалидов. Краткое изложение основных  положений// интернет ресурс Портал для людей с ограниченными  возможностями здоровья Dislife/ режим доступа  http://www.dislife.ru/flow/theme/1000 19. Иванова А.Е. Инвалидность населения // интернет ресурс Web­Атлас:  "Окружающая среда и здоровье населения России"/ режим доступа  http://www.sci.aha.ru/ATL/ra61a.htm 20. Павел Романов, Елена Ярская­Смирнова Образовательная интеграция  детей­инвалидов// интернет ресурс книга Политика инвалидности:  Социальное гражданство инвалидов в современной России/ режим  доступаhttp://paralife.narod.ru/1sociology/politika_invalidn... 21. Семинар "Развитие инклюзивного образования в массовых школах" 16­42 17 ноября 2006 год Москва,http://www.fractalla.ru/ 22. Финал Культурной Олимпиады посвящен детям­инвалидам/ Сочи  Экспресс  http://www.sochi­express.ru/sochi/news/sochi/36182 В Сочи достигли невозможного. Энциклопедия мужества "Не  23. инвалид.ру" http://neinvalid.ru/v­sochi­dostigli­nevozmozhnogo/