В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Правительство с помощью этих технологий стремится повысить уровень образования в России и сделать общество более образованным.
Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Целью работы является: разработка урока по технологии для 5 класса с использованием кейс-технологии.
Указанная цель обусловила постановку следующих задач:
изучить теоретический аспект и историю метода кейсов;
составить план урока по кулинарии «Каша – мать наша» с применением кейс-технологии;
проанализировать и оценить эффективность использования кейс-технологии на уроках технологии.
Логика исследования определила структуру данной работы, которая включила в себя введение, теоретическую и практическую части, заключение и библиографический список.
При подготовке методической работы были использованы учебная литература, статьи из педагогических научно-методических изданий и электронные ресурсы.
Теоретическая часть
Понятие и виды кейс-технологий
Ключевым компонентом технологии ситуационного анализа является кейс. Это та реальная жизненная проблемная ситуация, которая запускает процесс познания на уроке. Вместе с тем, кейс – это комплексный дидактический инструмент, включающий в себя не только описание реального события, но и методические приемы, обеспечивающие его анализ и осмысление. Поэтому от качества выбранного или созданного учителем кейса во многом зависит успех всей работы на уроке.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г., поэтому нередко ее называют гарвардским методом. В ведущих школах бизнеса Западной Европы кейсы стали активно использоваться в 60-е гг. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
В ходе становления и применения технологии специалистами было создано огромное количество кейсов, так что со временем появилась необходимость в их классификации. Следует отметить, что единых критериев для классификации кейсов на данный момент не существует, и каждый автор систематизирует кейсы по своим основаниям. Тем не менее, знание основных видов кейсов поможет педагогу сделать оптимальный выбор вида кейса с учетом специфики содержания конкретной темы, изучаемой в классе.
По способу их создания
Полевые – кейсы, в основе которых лежит проблемная ситуация, основанная на реальных фактах, связанная с реально существующими объектами, явлениями, людьми.
Кабинетные – кейсы, которые представляют собой типическое обобщение множества реальных фактов. Создаются тогда, когда для иллюстрации какого-либо явления или процесса трудно найти единичный реальный пример.
По структуре
Структурированные кейсы (highly structured case) — короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Для такого типа кейсов существует определённое количество правильных ответов. Они предназначены для оценки знания и/или умения использовать одну формулу, навык, методику в определённой области знаний.
Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определённой области. Для них существуют несколько правильных вариантов ответов и обычно не исключается возможность нахождения нестандартного решения.
Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса даёт возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведённое время. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить её и использовать на практике.
По размеру
Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для командной работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление для презентации своего решения.
Использование кейстехнологий на уроках технологии
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит
постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются
так называемые кейстехнологии.
Кейстехнологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и
метод проектов, и ситуативный анализ. Кейстехнологии – это не повторение
за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос
преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять
пласт полученных знаний и применить их на практике. Правительство с
помощью этих технологий стремится повысить уровень образования в
России и сделать общество более образованным.
Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому
предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность,
коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Целью работы является: разработка урока по технологии для 5 класса с
использованием кейстехнологии.
Указанная цель обусловила постановку следующих задач:
1. изучить теоретический аспект и историю метода кейсов;
2. составить план урока по кулинарии «Каша – мать наша» с применением
кейстехнологии;
3. проанализировать
и оценить эффективность использования кейс
технологии на уроках технологии.
Логика исследования определила структуру данной работы, которая
включила в себя введение, теоретическую и практическую части, заключение
и библиографический список.При подготовке методической работы были использованы учебная
литература, статьи из педагогических научнометодических изданий и
электронные ресурсы.
1. Теоретическая часть
1.1. Понятие и виды кейстехнологий
Ключевым компонентом технологии ситуационного анализа является
кейс. Это та реальная жизненная проблемная ситуация, которая запускает
процесс познания на уроке. Вместе с тем, кейс – это комплексный
дидактический инструмент, включающий в себя не только описание реального
события, но и методические приемы, обеспечивающие его анализ и
осмысление. Поэтому от качества выбранного или созданного учителем кейса
во многом зависит успех всей работы на уроке.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована
в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г., поэтому нередко ее называют
гарвардским методом. В ведущих школах бизнеса Западной Европы кейсы
стали активно использоваться в 60е гг. В России данная технология стала
внедряться лишь последние 34 года.
В ходе становления и применения технологии специалистами было
создано огромное количество кейсов, так что со временем появилась
необходимость в их классификации. Следует отметить, что единых критериев
для классификации кейсов на данный момент не существует, и каждый автор
систематизирует кейсы по своим основаниям. Тем не менее, знание основных
видов кейсов поможет педагогу сделать оптимальный выбор вида кейса с
учетом специфики содержания конкретной темы, изучаемой в классе.
1. По способу их создания
Полевые – кейсы, в основе которых лежит проблемная ситуация,
основанная на реальных фактах, связанная с реально существующими
объектами, явлениями, людьми. Кабинетные – кейсы, которые представляют собой типическое обобщение
множества реальных фактов. Создаются тогда, когда для иллюстрации
какоголибо явления или процесса трудно найти единичный реальный
пример.
2. По структуре
Структурированные кейсы (highly structured case) — короткое и точное
изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Для такого типа
кейсов существует определённое количество правильных ответов. Они
предназначены для оценки знания и/или умения использовать одну
формулу, навык, методику в определённой области знаний.
Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Они представляют собой
материал с большим количеством данных и предназначены для оценки
стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и
навыков работы в определённой области. Для них существуют несколько
правильных вариантов ответов и обычно не исключается возможность
нахождения нестандартного решения.
Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень
короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса даёт
возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько
креативных идей он может выдать за отведённое время. Если проходит
групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить её и
использовать на практике.
3. По размеру
Полные кейсы (в среднем 2025 страниц) предназначены для командной
работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное
выступление для презентации своего решения.
Сжатые кейсы (35 страниц) предназначены для разбора непосредственно на
занятии и подразумевают общую дискуссию.
Миникейсы (12 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для
разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к
теории, преподаваемой на занятии. Во многих случаях миникейс можетбыть сформулирован кратко, в виде одногодвух абзацев, и снабжен
вопросами, на которые требуется дать ответ в обсуждении.
Кроме того, различаются кейсы, в которых четко сформулирована
проблема, и обучающимся необходимо найти пути ее решения, и кейсы, в
которых четкой формулировки проблемы нет – её необходимо сначала
самостоятельно сформулировать, а затем предложить варианты решения.
1.2. Использование кейстехнологии в рамках общеобразовательного
процесса
В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное
моделирование, другими словами, использованию метода кейсов в обучении
учащихся предшествует разработка конкретного примера или использование
готовых материалов с описанием ситуации реальной профессиональной
деятельности. Кейстехнологии за счет ориентации на конкретные,
практические проблемы, которые призваны решать специалисты очень многих
сфер деятельности, позволяют повышать мотивацию учения у учеников, так
как им становится понятным, зачем, в какой ситуации может пригодиться тот
или иной учебный материал, как применить его в конкретной практической
деятельности. Применение данной педагогической технологии дает
возможность развивать важные интеллектуальные навыки у учащихся,
которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в
профессиональной деятельности.
«Кейс» — метод опирается на совокупность дидактических принципов:
1. Индивидуальный подход к каждому обучаемому, учет его
особенностей, потребностей и стиля обучения;
2. Максимальное предоставление свободы в обучении;
3. Обеспечение достаточным количеством наглядных материалов;
4. Концентрация на основных положениях, а не «загрузка» обучаемых
большим объемом теоретического материала;5. Обеспечение доступности педагога для обучаемого;
6. Формирование у обучаемых навыков самоуправления, умения работать
с информацией;
7. Акцентирование внимания на развитии сильных сторон и
положительных качеств обучаемого.
Организация работы учащихся на основе кейс технологии
Для проведения анализа конкретной ситуации работа с материалами
кейса зависит от их объема, сложности проблематики и степени
осведомленности обучаемых с данной информацией.
Возможны следующие альтернативные варианты:
1. Обучаемые изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с
рекомендованной преподавателем литературой, часть заданий по работе
с кейсом выполняются дома индивидуально каждым.
2. Обучаемые знакомятся заранее только с материалами кейса, часть
заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.
3. Обучаемые получают кейс непосредственно на занятии и работают с
ним. Данный вариант подходит для небольших по объему кейсов,
примерно на 1 страницу, иллюстрирующих какиелибо теории,
концепции, учебное содержание, и могут быть использованы в начале
занятия с целью активизации мышления обучаемых, повышения их
мотивации к изучаемой тематике.
Этапы организации учебного процесса
1. Подготовительный (определение места кейса в учебном
курсе; поиск источника; создание макета кейса; описание хода занятия)
2. Ознакомительный (вовлечение учащихся в анализ реальной
ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для
ознакомления)3. Аналитический (обсуждение ситуации в группах или
индивидуальное изучение проблемы учащимися; подготовка решения)
4. Итоговый (Основная задача этого этапа – представить и
обосновать решение по кейсу)
Основными этапами кейстехнологии на уроках технологии
являются:
подготовка и предоставление учителем учебнометодического
материала по изучаемой теме ученику;
планомерная и последовательная работа с учащимися по проработке
каждого вопроса темы, предполагающая как самостоятельное изучение
ребенком отдельных вопросов, так и работу в классе или индивидуальные
консультации;
обязательное обобщение изучаемой темы учителем, выявление пробелов
в изучении вопросов темы и их устранение;
диагностика и рефлексия результатов деятельности по окончании
изучения темы.
Технологическая схема создания кейса:
1. Определение того раздела учебной программы, которому посвящена
ситуация, описывающая проблему.
2. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе
работы над кейсом.
3. Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели
(обратить внимание, что вид ситуации надо выбрать: жизненная, учебная,
научная).
4. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни,
образовании или науке.5. Определение источников и методов сбора информации.
6. Выбор техник работы с данным кейсом.
7. Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным
кейсом (составление листа оценки).
8. Создание кейса и его апробация в процессе обучения.