«Использование коррекционно-развивающих методов и приемов работы с детьми с ОВЗ»
Оценка 4.6

«Использование коррекционно-развивающих методов и приемов работы с детьми с ОВЗ»

Оценка 4.6
Памятки +1
docx
родителям
1 кл
06.01.2017
«Использование коррекционно-развивающих методов и приемов работы с детьми с ОВЗ»
на конференцию тема2.docx

«Использование коррекционно-развивающих методов и приемов работы с детьми с ОВЗ»

Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащихся − одна из наиболее острых в практике. Особого внимания требует методика обучения детей классов с ОВЗ.

У учащихся классов с ОВЗ, при изучении предмета возникают серьезные проблемы, связанные с тем, что фонд знаний по предметам минимален, приемы обще-урочной деятельности не сформированы, ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно.

Все эти особенности психофизического развития ребенка с ограниченными возможностями, при отсутствии коррекционной направленности занятий, приводят к тому, что у учащихся вырабатывается стойкое негативное отношение к учебе, не позволяющее активно участвовать в учебном процессе. Поэтому с первых дней работы с такими детьми,  используются различные методы и формы образовательного процесса по предметам. Ориентированы на дифференцированный подход, усиление индивидуализации, развитие мотивации учебной деятельности учащихся, на усиление практической и прикладной направленности.

В процессе работы я заметила, что дети класса с ОВЗ придают обще учебным умениям основополагающее значение, так как спешат получить итоговый результат, не уделяя внимания слушанию, чтению, анализу условий задания. В силу специфики развития этой категории детей самоконтроль ими подменяется (из-за неразвитости внимания) контролем учителя; ориентировкой на правильный ответ.

Поэтому в свое работе я уделяю большое внимание формированию обще-учебных навыков только в их слиянии, а не по отдельным видам. Помогает в этой работе использование на уроках различного раздаточного дидактического материала, который содержит справочный, опорный материал, а также задания для проведения пооперационной текущей проверке знаний и умений учащихся, задания для дополнительной индивидуальной работы.

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях учителю необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегрированных подходов к развитию детей, в широком спектре современных методов и приемов.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционные − развивающие методы и приемы, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Одной из форм является  игра.

Игровая педагогическая форма на уроках включает достаточно обширную группу методов и приемов  при организации  образовательного процесса. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям, как дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Поэтому, каждый урок строится на коррекционно-развивающей основе с учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Исходя из этого, я использую на своих уроках различные коррекционные приемы и дидактические игры на всех этапах урока.

Ситуация перед началом урока: Дети класса с ОВЗ, на перемене, часто отдыхают в игровой части класса на ковре. И один из учеников, когда прозвенел звонок, не желает садиться на свое место. Тогда учитель, не призывая к порядку, достает любой предмет (например Незнайку), и дается задание, передай Незнайку другому, и назови последующее число до 20 и обратно. Ученик тут же садиться на место, и ждет своей очереди. Урок пошел. Но далее на пути встретилось задание решение примеров. Ученик стал завывать, ложиться на парту. Учитель спрашивает ответ. Ученик в ответ, я не хочу решать. Тогда педагог предлагает ему ответить на ушко. И ученик отвечает верно. Так можно снять ситуацию срыва урока, взаимное раздражение, и правильное терпение к человеку.

Например: (1 класс), где разбирается состав числа, детям предлагается рассказ. Перед вами зоопарк, каждое утро сторож кормит обезьян, но кормит он их по расписанию. Утром он дает 3 банана, вечером еще 3. Сколько бананов он дал? Сначала на доску выкладываю 3 банана, затем еще 3. Таким образом, 3+3=6. Дети записывают у себя данную запись цветными карандашами.

Например: Дидактическая игра «Накорми крокодильчика» Учимся сравнивать числа, постепенно вводя понятие неравенство. На доске пары чисел. Детям объясняется, что крокодильчик  любит смотреть на большое число, а маленькое есть. Так постепенно дети понимают, всю игру, и пытаются самостоятельно съесть, большое число.

Особое внимание на всех уроках уделяется развитию речи, так как главной задачей обучения детей с ограниченными особенностями здоровья является достижение такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы им наиболее полную социальную адаптацию.

Мною используется и такой проблемный метод обучения как беседа. Данный вид работы предполагает высокий уровень активности учащихся. Данный вид работы помогает формировать у детей  ОВЗ умение проявлять самостоятельность суждений, умозаключений, воспитывает чувство коллективизма, возникающее в момент выяснения истины.

Развитие, совершенствование и обогащение речи детей  с ОВЗ – одна из серьезнейших и всегда актуальных задач преподавания русского языка и чтения. Бедный запас слов, неправильное понимание и неточное употребление слов препятствует и изучению ими орфографии, так как обучать орфографии невозможно без учета взаимодействия лексического и грамматического значения. В практике своей работы на уроках русского языка я использую практически все методы и формы работы, известные педагогике: рассказ, объяснение нового, беседы различного характера, работа с книгой, метод упражнения, практические и самостоятельные работы. Но наиболее интересным и продуктивным для коррекционной школы считаю исследовательский метод. Каждый ребенок по природе своей – исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию рассматриваются в методике как важнейшие черты детского поведения

Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Читаю учащимся неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги….». Предлагаю продолжить и закончить рассказ несколькими способами. Представить, что ты гуляешь во дворе с друзьями – как ты отнесешься к появлению первого снега? - Представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге; - Представь, что ты летчик, отправляющийся в полет; - Представь, что ты ворона, сидящая на ветке; - Представь, что ты зайчик в лесу и т.д.

Например: при изучении темы «Прилагательное» в  классе я предлагаю детям макеты овощей и фруктов или другие предметы и предлагаю описать их по схеме:

1. Цвет, возможные варианты цвета.

2. Форма.

3. Степень зрелости. Вкусовые качества.

4.Назначение, применение.

5. Как еще, нетрадиционно можно предмет использовать. Такие задания очень нравятся уч-ся, развивают исследовательские способности, наблюдательность. Ведь дети всегда были в поисках  исследования, любознательности, в поисках чего-то нового.

На уроках чтения, развитая речь предполагает владения достаточно большим запасом слов, умение использовать весь арсенал языка, в соответствии с нормами правильной речи, а так же умение пользоваться этими средствами в различных ситуациях, быть понятным собеседником и взаимодействие с другими. На практике применяю такую форму работы, как куклотерапия. Каждому ребенку, нравиться быть, персонажем рассказа или сказки. Каждый из детей, выражает свои эмоции, слова, переживания заданного героя. В процессе игры, ребенок развивает все мыслительные операции.

В своей профессиональной деятельности  я стараюсь учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. В начале каждого учебного года провожу анкетирование детей, с целью выявления интересов своих учеников, планирую тематику видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр, экскурсий), внеклассных мероприятий, классных и общественных праздников, что помогает мне при составлении плана воспитательной работы. Для диагностики уровня воспитанности применяю различные методы и приемы: фронтальный опрос, тестовые задания, мультимедийные презентации. Часто провожу уроки и занятия в нетрадиционной форме (урок-игра, ролевые игры, виртуальная экскурсия, викторины). Я пришла к выводу, что в основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке. Учить,  играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто. Мои ученики с большим желанием выполняют предложенные мной задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, и как следствие стремление быть быстрым, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становиться продуктивней, а на занятиях во второй половине дня нет скучающих учеников.


 

Использование коррекционно-развивающих методов и приемов работы с детьми с

Использование коррекционно-развивающих методов и приемов работы с детьми с

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой…

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой…

Исходя из этого, я использую на своих уроках различные коррекционные приемы и дидактические игры на всех этапах урока

Исходя из этого, я использую на своих уроках различные коррекционные приемы и дидактические игры на всех этапах урока

ОВЗ умение проявлять самостоятельность суждений, умозаключений, воспитывает чувство коллективизма, возникающее в момент выяснения истины

ОВЗ умение проявлять самостоятельность суждений, умозаключений, воспитывает чувство коллективизма, возникающее в момент выяснения истины

Степень зрелости. Вкусовые качества

Степень зрелости. Вкусовые качества

Именно интерес двигает поиском, догадкой

Именно интерес двигает поиском, догадкой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017