«Использование коррекционно-развивающих методов и приемов работы с детьми с ОВЗ»
Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащихся − одна из наиболее острых в практике. Особого внимания требует методика обучения детей классов с ОВЗ.
У учащихся классов с ОВЗ, при изучении предмета возникают серьезные проблемы, связанные с тем, что фонд знаний по предметам минимален, приемы обще-урочной деятельности не сформированы, ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно.
Все эти особенности психофизического развития ребенка с ограниченными возможностями, при отсутствии коррекционной направленности занятий, приводят к тому, что у учащихся вырабатывается стойкое негативное отношение к учебе, не позволяющее активно участвовать в учебном процессе. Поэтому с первых дней работы с такими детьми, используются различные методы и формы образовательного процесса по предметам. Ориентированы на дифференцированный подход, усиление индивидуализации, развитие мотивации учебной деятельности учащихся, на усиление практической и прикладной направленности.
В процессе работы я заметила, что дети класса с ОВЗ придают обще учебным умениям основополагающее значение, так как спешат получить итоговый результат, не уделяя внимания слушанию, чтению, анализу условий задания. В силу специфики развития этой категории детей самоконтроль ими подменяется (из-за неразвитости внимания) контролем учителя; ориентировкой на правильный ответ.
Поэтому в свое работе я уделяю большое внимание формированию обще-учебных навыков только в их слиянии, а не по отдельным видам. Помогает в этой работе использование на уроках различного раздаточного дидактического материала, который содержит справочный, опорный материал, а также задания для проведения пооперационной текущей проверке знаний и умений учащихся, задания для дополнительной индивидуальной работы.
На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях учителю необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегрированных подходов к развитию детей, в широком спектре современных методов и приемов.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционные − развивающие методы и приемы, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Одной из форм является игра.
Игровая педагогическая форма на уроках включает достаточно обширную группу методов и приемов при организации образовательного процесса. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям, как дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Поэтому, каждый урок строится на коррекционно-развивающей основе с учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Исходя из этого, я использую на своих уроках различные коррекционные приемы и дидактические игры на всех этапах урока.
Ситуация перед началом урока: Дети класса с ОВЗ, на перемене, часто отдыхают в игровой части класса на ковре. И один из учеников, когда прозвенел звонок, не желает садиться на свое место. Тогда учитель, не призывая к порядку, достает любой предмет (например Незнайку), и дается задание, передай Незнайку другому, и назови последующее число до 20 и обратно. Ученик тут же садиться на место, и ждет своей очереди. Урок пошел. Но далее на пути встретилось задание решение примеров. Ученик стал завывать, ложиться на парту. Учитель спрашивает ответ. Ученик в ответ, я не хочу решать. Тогда педагог предлагает ему ответить на ушко. И ученик отвечает верно. Так можно снять ситуацию срыва урока, взаимное раздражение, и правильное терпение к человеку.
Например: (1 класс), где разбирается состав числа, детям предлагается рассказ. Перед вами зоопарк, каждое утро сторож кормит обезьян, но кормит он их по расписанию. Утром он дает 3 банана, вечером еще 3. Сколько бананов он дал? Сначала на доску выкладываю 3 банана, затем еще 3. Таким образом, 3+3=6. Дети записывают у себя данную запись цветными карандашами.
Например: Дидактическая игра «Накорми крокодильчика» Учимся сравнивать числа, постепенно вводя понятие неравенство. На доске пары чисел. Детям объясняется, что крокодильчик любит смотреть на большое число, а маленькое есть. Так постепенно дети понимают, всю игру, и пытаются самостоятельно съесть, большое число.
Особое внимание на всех уроках уделяется развитию речи, так как главной задачей обучения детей с ограниченными особенностями здоровья является достижение такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы им наиболее полную социальную адаптацию.
Мною используется и такой проблемный метод обучения как беседа. Данный вид работы предполагает высокий уровень активности учащихся. Данный вид работы помогает формировать у детей ОВЗ умение проявлять самостоятельность суждений, умозаключений, воспитывает чувство коллективизма, возникающее в момент выяснения истины.
Развитие, совершенствование и обогащение речи детей с ОВЗ – одна из серьезнейших и всегда актуальных задач преподавания русского языка и чтения. Бедный запас слов, неправильное понимание и неточное употребление слов препятствует и изучению ими орфографии, так как обучать орфографии невозможно без учета взаимодействия лексического и грамматического значения. В практике своей работы на уроках русского языка я использую практически все методы и формы работы, известные педагогике: рассказ, объяснение нового, беседы различного характера, работа с книгой, метод упражнения, практические и самостоятельные работы. Но наиболее интересным и продуктивным для коррекционной школы считаю исследовательский метод. Каждый ребенок по природе своей – исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию рассматриваются в методике как важнейшие черты детского поведения
Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Читаю учащимся неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги….». Предлагаю продолжить и закончить рассказ несколькими способами. Представить, что ты гуляешь во дворе с друзьями – как ты отнесешься к появлению первого снега? - Представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге; - Представь, что ты летчик, отправляющийся в полет; - Представь, что ты ворона, сидящая на ветке; - Представь, что ты зайчик в лесу и т.д.
Например: при изучении темы «Прилагательное» в классе я предлагаю детям макеты овощей и фруктов или другие предметы и предлагаю описать их по схеме:
1. Цвет, возможные варианты цвета.
2. Форма.
3. Степень зрелости. Вкусовые качества.
4.Назначение, применение.
5. Как еще, нетрадиционно можно предмет использовать. Такие задания очень нравятся уч-ся, развивают исследовательские способности, наблюдательность. Ведь дети всегда были в поисках исследования, любознательности, в поисках чего-то нового.
На уроках чтения, развитая речь предполагает владения достаточно большим запасом слов, умение использовать весь арсенал языка, в соответствии с нормами правильной речи, а так же умение пользоваться этими средствами в различных ситуациях, быть понятным собеседником и взаимодействие с другими. На практике применяю такую форму работы, как куклотерапия. Каждому ребенку, нравиться быть, персонажем рассказа или сказки. Каждый из детей, выражает свои эмоции, слова, переживания заданного героя. В процессе игры, ребенок развивает все мыслительные операции.
В своей профессиональной деятельности я стараюсь учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. В начале каждого учебного года провожу анкетирование детей, с целью выявления интересов своих учеников, планирую тематику видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр, экскурсий), внеклассных мероприятий, классных и общественных праздников, что помогает мне при составлении плана воспитательной работы. Для диагностики уровня воспитанности применяю различные методы и приемы: фронтальный опрос, тестовые задания, мультимедийные презентации. Часто провожу уроки и занятия в нетрадиционной форме (урок-игра, ролевые игры, виртуальная экскурсия, викторины). Я пришла к выводу, что в основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке. Учить, играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто. Мои ученики с большим желанием выполняют предложенные мной задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, и как следствие стремление быть быстрым, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становиться продуктивней, а на занятиях во второй половине дня нет скучающих учеников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.