"Использование лабораторного оборудования в проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
19.03.2018
Обобщение опыта работы в начальной школе на тему " Использование лабораторного оборудования в проектно-исследовательской деятельности в начальной школе ". Данная научная статья поможет оказать методическую помощь учителям начальной школы (1 - 4кл ), учителям среднего звена, воспитателям детских садов подготовительной группы.Обобщение опыта работы в начальной школе на тему " Использование лабораторного оборудования в проектно-исследовательской деятельности в начальной школе ". Данная научная статья поможет оказать методическую помощь учителям начальной школы (1 - 4кл ), учителям среднего звена, воспитателям детских садов подготовительной группы.
Обобщение опыта Хомяк Ю.Л..docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18
муниципального образования Тимашевский район Краснодарского
края
Обобщение опыта работы по теме:
«Использование лабораторного оборудования в целях
реализации проектноисследовательской деятельности в
начальной школе».
Хомяк Юлия Леонидовна
e mail: [email protected]
Тел.:8 (86130)50223
Должность: учитель начальных классов
. ru
Тел: 8(918)1671979
e mail: khomyak1979@bk
1 г. Тимашевск, 2017 г.
Содержание:
1. Литературный обзор состояния вопроса ……………………………….……………………. 3
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике ………………...……………….........3
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и
муниципальном образовании………………………………..….………………………………....... 3
1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта……….…………………4
2. Психологопедагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников),
являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта…………..4
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом
педагогическом опыте, основных элементов опыта………………………………………….. …5
3.2. Актуальность педагогического опыта………………………………………………………...6
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте……………………….........................7
3.4. Результативность опыта………………………………………………………. ……………..7
3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта…………………. ..7
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта………………………………..8
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта...........................8
4. Выводы ………………………………………………………………………………………….10
2 Глава 1 . Литературный обзор состояния вопроса.
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.
В основе ФГОС НОО лежит системнодеятельностный подход, который ориентирует
учебновоспитательный процесс на развитие личности обучающегося, её познавательных
способностей, на реализацию творческого потенциала ученика, что исключает выступление
обучающегося в роли пассивного слушателя. Согласно новому стандарту дети должны овладеть
различными видами исследовательской работы. В этом, безусловно, им должен помогать
учитель. Умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного
опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться
самостоятельно. Одной из особенностей ФГОС НОО является формирование у детей умения
самостоятельного поиска информации. Это очень важное умение, как с образовательной точки
зрения, так и с точки зрения исследовательского обучения.
Современная школа требует не простого фрагментарного использования
исследовательского метода, а его доминирования в образовательной практике. В настоящее
время исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей
познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.
В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых
знаний, преподносимых преподавателем.
Анализ литературы по изучаемому вопросу показал, что методологическая база описана
Выготским Л.С. в учебнике «Педагогическая психология». Основы исследовательского
обучения можно найти в учениях педагоговгуманистов эпохи Возрождения, в работах
классиков педагогики Я. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци и других. В
России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута просветителем
Н.И. Новиковым во второй половине ХVIII века. Великие деятели и педагоги России Н.И.
Пирогов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский и другие имели
огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности. В
послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в
современной школе Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, Б.Е. Райков. В 5070х годах ХХ века в России
вопросам исследовательского метода посвящен ряд работ известных методистов (М.Н.
Скаткин, И.Я. Лернер, С.Г. Шаповаленеко, М.И. Махмутова и другие). Огромную роль играет
детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная
деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в
системах развивающего обучения. Исследовательский метод, как основа развивающего обучения
в начальной школе, представлен в трудах А.И. Савенкова, А.В. Леонтович.
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и
муниципальном образовании.
На уроках окружающего мира и внеурочной деятельности в начальной школе
естественнонаучным и техническим вопросам, как правило, уделяется мало внимания. В то же
время многих учеников интересует именно эти вопросы. Передо мной стал вопрос: «Как же
построить урок или занятие таким образом, чтобы дать детям задания, которые соответствовали
бы уровню их развития, удовлетворяли их любопытство и дали возможность индивидуального
развития как «слабым», так и «сильным» детям?» Ответ нашелся сам собой. Это занятия с
3 лабораторным оборудованием, которые ориентированы на активность детей и позволяют им
проверить свои собственные умозаключения и предположения простыми экспериментами,
обсуждать их друг с другом, делать простые, но уже научные, выводы. Ранний положительный
опыт учения побуждает мотивацию и интерес, развивает способности к научному мышлению.
Большая часть времени на занятиях уделяется высказываниям и размышлениям детей,
выдвижению и проверке их собственных гипотез. Происходит обучение путём исследования и
открытий.
Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает
возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный
инструментарий, учит работать в команде. Это ведет к сплочению группы, развитию
коммуникативных навыков. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый
вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и
исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, берет на себя ответственность за
производимое действие.
1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник
еще в XVI веке в архитектурных мастерских Италии. Однако впервые метод проектов был
описан в 1918 году американским педагогом и психологом У.Х. Килпатриком. Очень быстро
метод проектов распространился в США, в странах Северной и Центральной Европы. За ним
закрепилась слава как наиболее эффективного метода обучения.
В современном понимании метод проектов – это совместная деятельность педагога и
воспитанников, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Он
помогает выработать у школьников самостоятельное, критическое мышление, умение работать с
информацией; научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать
обоснованные выводы; принимать самостоятельные аргументированные решения; научить
работать в команде, выполняя разные социальные роли.
ее
Итак,
рассмотрим следующие понятия: исследование,
исследовательская
деятельность, учебная исследовательская деятельность, проект, исследовательский
проект.
Иссл дование
— поиск новых знаний или систематическое расследование с целью
установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс)
изучения чеголибо.
Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию
различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но
адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Основным отличием
учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате еѐ
учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального
способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к
исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.
Исследовательский проект деятельность учащихся, связанная с решением учащимися
творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. В широком смысле,
проект – это форма представления исследования.
2. Психологопедагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников),
являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.
4 В 4 «В» классе МБОУ СОШ № 18 на начало года обучаются 29 человек. Из них 15
девочек и 14 мальчиков. На «5» обучаются 4 человека, на «4» и «5» 10 человек. Коллектив
сформировался с 1го класса. Учащиеся, в основном, все одного возраста, поступили из детского
сада.
Уже начиная с первого класса, я начала работать с комплектом лабораторного
оборудования «Воздух и атмосферное давление». В комплект оборудования входит само
оборудование и папка, которая состоит из двух частей: конспекты занятий для учителя и журнал
исследователя для детей. Главной особенностью организации этих занятий является то, что
дети самостоятельно формулируют и проверяют различные гипотезы. Они сами обосновывают
объяснения и проводят эксперименты, чтобы проверить правильность своих предположений.
Идеи обсуждаются в маленьких группах, состоящих из 46 человек или всем классом. Совместно
разрабатываются различные способы проверки, которые затем претворяются на практике.
Ошибки при этом тоже учитываются, потому что на них можно научиться. Если гипотеза
оказывается неверной, это даёт стимул к дальнейшим размышлениям. Ребятам в это время очень
важна поддержка учителя, его советы, помогающие найти новую идею для дальнейших действий.
С помощью учителя дети обсуждают изменения в своих представлениях, сравнивая
первоначальные представления с полученными на занятиях.
Занятия, на которых проводятся естественнонаучные эксперименты с использованием
лабораторного оборудования направлены на то, чтобы:
активизировать процессы самостоятельного мышления и обучения через открытия;
обеспечивать активное обучение посредством мотивированной постановки вопросов и
создания развивающей учебной среды с возможностью самостоятельной работы;
поощрять совместное обдумывание и обсуждение проблемы в группе, в классе;
устраивать общие дискуссии;
пробуждать творческую активность детей, развивать аналитические процессы.
В тоже время перед учителем стоит одна из важнейших задач: важно убедить детей в
ценности их собственных идей. Очень важным стимулом является поощрение. Необходимо
побуждать детей высказывать свои идеи. Каждое предположение ценно для исследования и
должно быть проверено опытным путем. Учитель помогает детям в формулировке и проверке
гипотез. К таким видам помощи относится письменная фиксация идей, выделение важных
высказываний, привлечение внимания к противоречиям, введение понятий, разделение занятий
на ряд чётких смысловых вопросов. Более чётко структурированные занятия повышают
успешность обучения, особенно у «слабых» учеников. Разделение одной темы на несколько
маленьких и дозированная помощь учителя помогают детям быстро и легко переходить к
правильным представлениям и делать верные выводы. Учитель избегает предлагать готовые
объяснения.
К концу третьего класса все учащиеся класса способны самостоятельно или в группе
выполнить небольшое исследование, зафиксировать результаты в журнале исследования и
защитить свою работу. Такие учащиеся, как Шорохова Валерия, Алексеенко Раиса, Крамаренко
Алексей уже третий год принимают участие в научно – исследовательской конференции НОУ
МБОУ СОШ №18, где успешно защищают свои проектные работы.
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом
педагогическом опыте, основных элементов опыта.
5 Проектная деятельность учащихся на сегодняшний день является одним из методов
развивающего (личностно ориентированного), обучения, направлена на выработку у ребенка
самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка
информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует
развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в
ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых
учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и
практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора
информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез,
обобщения);
развивают системное мышление. Т.е., основной задачей метода проектов является
не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное
использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о
мире. Другими словами, каждый ребенок должен иметь возможность реальной деятельности,
в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.
Необходимо разумное и оптимальное внедрение метода проекта в учебный процесс, не
вытесняя при этом другие методы и формы обучения учащихся в системе обучения.
Методы исследования это способы достижения цели исследовательской работы.
Иногда учащиеся используют формулировку методы исследовательской работы или проекта.
Использование
предусматривающих определенную
последовательность действий.
исследовательских методов,
К таким методам относятся:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе
совместного исследования метода «мозгового штурма», «круглого стола»);
выдвижение гипотезы;
обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты,
творческих отчетов, просмотров и пр.);
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов и их презентация;
выводы и выдвижение новых проблем исследования.
3.2. Актуальность педагогического опыта.
Актуальность моего педагогического опыта в том, что использование лабораторного
оборудования помогает в реализации проектноисследовательской деятельности в начальной
школе.
Аргументов в пользу необходимости освоения проектной деятельности можно привести
проектирование есть разновидность проблемноразвивающего обучения.
проектирование определяет новый, современный, инновационный облик любого
достаточно много:
образовательного учреждения.
потребностям XXI века.
6
проектирование изменяет тип мышления участников проекта, приближая его к
проектирование реализует идеи личностноориентированной педагогики.
проектирование изменяет конкурентоспособность самого учителя на рынке труда.
В пользу метода проектов говорит его универсальность: его можно применять, работая с
разными возрастными категориями учащихся, на любых этапах обучения и при изучении
материала различной степени сложности.
Метод проектов может применяться при изучении всех школьных предметов без
исключения. Проект может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на
достижение целей самих учащихся формирует невероятно большое количество умений и
навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает столь необходимый школьникам опыт
деятельности и способствует развитию их личностного потенциала.
Проектный метод умело сочетается и с другими педагогическими методами и
технологиями: проблемное изложение материала, дифференцированное обучение, технология
сотрудничества, ИКТ и др.
Неслучайно метод проектов называют педагогической технологией 21 века. На мой
взгляд, именно этот метод обучения более полно отвечает основным требованиям стандартов
второго поколения и дает ответы на насущные вопросы современной педагогики: «Чему учить?»,
«Как учить?», «Зачем учить?».
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.
Проектная деятельность требует высокой профессиональной компетенции от учителя,
при этом позволяет ему быть не «на задворках» профессии, а в гуще событий.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся –
индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого
отрезка времени. Осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль
которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта. Собирая и
анализируя информацию, учащиеся делают устные и письменные сообщения, советуются друг с
другом, спорят, чтобы прийти к одному мнению.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации
преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии
относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к
стремительно изменяющимся условиям жизни человека индустриального общества.
Немаловажное значение имеет и тот факт, что дети работают в малых группах. В группе
всегда есть учащиеся с различным уровнем подготовленности. При традиционной форме
проведения занятий менее подготовленные ученики отмалчиваются. В работе над проектом
каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных
интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен
представить результаты своей работы.
3.4. Результативность опыта.
Подводя итоги работы за четыре года, я смело могу сказать, что использование
комплекта оборудования «Воздух и атмосферное давление» дало положительный результат.
Мои ученики развили самостоятельность в проявлении себя, ведь в процессе групповой
совместной деятельности они, прежде всего, учились высказывать своё мнение, слышать других,
не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадало с мнением товарища, учились
поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать. Таким образом,
применяя метод проектов на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с
новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь
более качественных результатов.
7 3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.
Новизна педагогического опыта заключается в том, что метод проектов позволяет
максимально приблизить процесс обучения к практике, что позволяет школьнику постепенно
подготавливаться к будущей профессиональной деятельности, и это несомненное преимущество
проектного метода перед традиционными методами обучения, поскольку учащиеся накапливают
опыт до включения в самостоятельную профессиональную деятельность. Также стоит отметить,
что подготовка к работе над проектом ставит перед учащимися цели самостоятельного поиска и
отбора информации. Так, в процессе работы над проектом у обучающихся происходит освоение
материала через творчество. Использование инновационных технологий в образовании –
неотъемлемая часть образовательного процесса. Проектная деятельность как форма реализации
подобных технологий должна быть гармонично вплетена в образовательный процесс наряду с
другими методами, формами и технологиями. Процесс реализации проектной технологии
позволяет развивать самостоятельность мышления и формирует инновационное поведение,
соответствуя целям и задачам современного образования.
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.
Представленный опыт может быть интересен и полезен учителям начальных классов, а
также может быть использован воспитателями, учителями старшей школы.
3.7. Описание основных элементов педагогического опыта.
В основе исследовательской деятельности лежит развитие познавательных навыков
ориентирование в
умений самостоятельно конструировать знания,
обучающихся,
информационном пространстве, развитиет критического и творческого мышления.
Организация учебнопознавательного процесса строится при помощи таких способов
включения учащихся в учебнопознавательную деятельность, как:
создание ситуации успеха;
участие в творческих конкурсах и исследовательских проектах:
групповая работа в урочное и внеурочное время;
использование проблемного метода;
Разработка проекта осуществляется в несколько этапов:
1. Подготовка к проекту изучение индивидуальных способностей учеников,
интересов, жизненного опыта каждого ученика; выбор темы проекта, выделение проблемы и т.д.
2. Организация участников проекта формируются группы учащихся, где перед
каждым стоит своя задача. Распределяются обязанности, учитываются склонности учащихся к
логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы.
3. Выполнение проекта поиск новой, дополнительной информации, обсуждение этой
информации, и ее документирование, выбор способов реализации проекта (это могут быть
рисунки, поделки, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома
самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе.
4. Презентация проекта – представление проекта одноклассникам, его защита.
Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя
выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом.
5. Подведение итогов проектной работы.
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его
сложности.
8 К примеру, при изучении темы «Воздух и атмосферное давление» в 1 классе учащиеся
на протяжении многих уроков накапливали знания о воздухе и его свойствах («Сжатие», «Воздух
это ничто?», «Ветер – это движущийся воздух» и т.д.). Итогом изучения данной темы является
лабораторные опыты с оборудованием и заполнение каждым учеником журнала исследования.
Более способные ученики продолжают работу по данной теме и готовят проект, который
впоследствии защищают на внеклассном мероприятии.
Также на начальном этапе прохождения темы используются кластеры. Кластеры это
способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные
процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является
отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным
мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или
предложение, которое является «сердцем» идеи, темы (Например, «Воздух»).
2. Вокруг «накидываются» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы,
подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым
понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления,
определяет информационное поле данной темы. Эффективным является использование
различных цветов при заполнении кластера. Это позволяет отделить известную информацию от
новой. Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей
работе можно анализировать получившийся кластер как «поле идей».
Кластер помогает организовать и структурировать речь учащихся как на уроках, так и
во время внеаудиторных занятий. При работе над различными исследовательскими проектами
кластеры становятся опорой, по которой готовится итоговая презентация.
Таким образом, можно говорить о том, что в результате такой деятельности
вырабатываются и развиваются специфические умения и навыки. Путем интеграции различных
приемов и методов в учебном процессе можно учить:
проблематизации (рассмотрение проблемного поля и выделение подпроблем,
формулирование ведущей проблемы и постановка задачи, вытекающей из этой проблемы);
целеполаганию и планированию деятельности;
самоанализу и рефлексии;
презентации хода своей деятельности и результатов;
умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для
этого специально подготовленный продукт проектирования;
поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из
информационного поля;
практическому применению знаний, умений, навыков в различных, в том числе нетиповых,
ситуациях;
проведению исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).
В ходе такой работы обязательно находятся учащиеся, которым изучаемая проблема
очень интересна. С ними работа продолжается уже во внеурочное время. Результатом служат
9 подготовленные проекты, лучшие из которых демонстрируются на итоговых уроках в рамках
изучаемой темы.
Итак, при помощи описанных выше приемов и методов можно развивать
исследовательскую компетентность, выделить учащихся, которые имеют способности к
публичным выступлениям, которые наиболее заинтересованы и талантливы в предмете. Далее
работа продолжается на занятиях по внеурочной занятости.
Это уже индивидуальная работа с учениками по написанию исследовательских работ.
Исследовательская деятельность организуется автором опыта в несколько этапов:
I этап – организационный. На данном этапе происходит выбор интересующей тематики
исследования, причем тема должна быть не только актуальной, но и соответствовать интересам и
способностям учащегося. На организационном этапе необходимо познакомить ученика с
правилами написания исследовательских работ, замотивировать его на продуктивную
деятельность.
II этап – этап сбора и обработки информации. Этап трудоемкий. Ученику необходимо
изучить как можно больше источников, обозначить цели и задачи исследования, методы,
выделить предмет и объект исследования, определить гипотезу, затем все проанализировать и
обобщить.
III этап – итоговый. На данном этапе необходимо изложить наиболее важные моменты
на бумаге. При этом необходимо дать определения основным понятиям, сделать и изложить свои
умозаключения, подтвердив их примерами, и затем правильно презентовать свое исследование,
публично его защитив.
Таким образом, в результате освоения правил ведения исследовательской деятельности,
учащиеся получают следующие умения:
способность ставить и решать исследовательские задачи;
осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение научной информации;
создавать значимые продукты исследовательской деятельности;
способность эффективно строить научное общение.
Эффективнее всего исследовательскую деятельность начинать с детьми первого класса,
продолжать в среднем звене, тогда к старшим классам можно увидеть насколько результативно
могут работать школьники, имея хорошо сложившееся понимание того, как правильно
заниматься исследовательской деятельностью.
4.Выводы.
При активном использовании учебнолабораторного оборудования в начальной школе успешнее
достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение
собирать факты, сопоставлять их, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически
рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать новое, делать выбор и принимать
решения, у детей повышается интерес к изучаемым предметам. Кроме того, комплект лабораторного
оборудования позволяет вовлечь учащихся в социальнозначимую,
проектную и
исследовательскую деятельность, организовать свой досуг.
Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью сказать, что наличие учебно
лабораторного оборудования и его эффективное использование в процессе обучения
способствует повышению познавательной активности,
наглядности преподавания,
формированию навыков самоконтроля, обеспечивает прочность и осознанность усвоения
материала, способствует повышению качества знаний и является одним из факторов,
приводящих к усвоению ФГОС учащимися.
Литература
10 1.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения
школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.
2.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти,
2007.
3.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое
пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
4.
Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся //
Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136138.
5. Лазарев В.С. «Новое понимание метода проектов в образовании» //
Проблемы современного образования. – 2011. №6. С. 3543.
6.
ЕгоровЕ.Е., АнисенкоА.В., БурлаковаЮ.В., БыковаН.С.Проектная
деятельность как инновационная технология в системе современных подходов к
обучению// Интернетжурнал «Мир науки» 2016, Том 4,номер 4http://mir
nauki.com/PDF/13PDMN 416.pdf
11
"Использование лабораторного оборудования в проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
"Использование лабораторного оборудования в проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
"Использование лабораторного оборудования в проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
"Использование лабораторного оборудования в проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
"Использование лабораторного оборудования в проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
"Использование лабораторного оборудования в проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
"Использование лабораторного оборудования в проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
"Использование лабораторного оборудования в проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
"Использование лабораторного оборудования в проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
"Использование лабораторного оборудования в проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
"Использование лабораторного оборудования в проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.