Использование личностно ориентированных технологий в рамках развивающего обучения на уроках литературного чтения.
Оценка 4.9
Научные работы
docx
чтение
4 кл
03.04.2017
Идеология развивающего обучения, ориентирующая педагога на развитие субъектности ребенка в условиях усиленной познавательной эмоциональной активности, требует включения в образовательную деятельность технологий, адекватных этой позиции. В качестве таковых может выступать диалог и игровые технологии.Педагогическая природа диалога обусловливается его возможностями порождать и проявлять личностные смыслы участников совместной деятельности; способствовать переходу эмоциональных форм личностного смысла в рефлексивные. Именно смысл выступает содержанием деятельности, порождаемой диалогом.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Таицкая средняя общеобразовательная школа»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ
РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
подготовила Вотинцева О.И.
учитель начальных классов 2016
Основные идеи развивающего обучения, сформулированные в работах В.В.
Давыдова [1], Д.Б. Эльконина [2], предполагают ориентацию не на знание, а на
понимание в образовательной деятельности.
Акцент делается на
самостоятельной работе обучаемых, что требует включения в пространство этой
концепции особых технологий, ориентированных на развитие субъектности
учащихся. Речь идет о личностно ориентированных технологиях, в рамках
которых важные для развивающего обучения позиции «понимание»,
«самостоятельная работа учащихся» имеют специфические проектные и
организационные способы оформления.
Идеология развивающего обучения, ориентирующая педагога на развитие
субъектности ребенка в условиях усиленной познавательной эмоциональной
активности, требует включения в образовательную деятельность технологий,
адекватных этой позиции. В качестве таковых может выступать диалог и
игровые технологии.
обучения
Педагогические возможности использования диалога в рамках
развивающего
философско
культурологическими характеристиками (деятельность, ориентированная на
Другого, на себя как на Другого) и педагогическими особенностями: в диалоге
происходит актуализация, проявление и развитие смыслов участников.
обусловливаются
его
М.М. Бахтин полагал, что смысл есть способ существования диалога. Со
вместную деятельность он выделяет как место проявления диалога. Ученый
полагает, что, вступая в диалог, необходимо выходить за пределы своего Я и
помещаться в логику жизни другого субъекта. Диалог, по М.М. Бахтину, – это
существование разных позиций, смыслов; равнозначность позиций: взаимный
обмен мнениями; индивидуальное сочетание смыслов [3].
Диалог, по М.М. Бахтину, не сумма реплик, а высказывания, направленные
друг на друга. Изобразить внутреннего человека можно, лишь изображая
общение его с другим. Только в общении, во взаимодействии человека с
человеком раскрывается и «человек в человеке», как для других, так и для себя
самого. В центре художественного мира должен находиться диалог, притом
диалог не как средство, а как самоцель.
Педагогическая природа диалога обусловливается его возможностями
порождать и проявлять личностные смыслы участников совместной
деятельности; способствовать переходу эмоциональных форм личностного
смысла в рефлексивные. Именно смысл выступает содержанием деятельности,
порождаемой диалогом. В своем понимании смысла мы ориентируемся на идею
В. Франкла о том, что «смысл нельзя дать, его нужно найти. Смысл должен быть
найден, но не может быть создан...» [4, с. 37].
Игровые технологии выступают средством проявления и развития смысла,
так как их базовые характеристики (имитация взрослой деятельности, поведенческая, эмоциональная свобода учащихся) позволяют развивать смысл,
возникший и диалоге на различных этапах урока [5].
Педагогическая игра имеет легко поставленную цель и результат, ее
содержание проектируется в ориентире на возрастные особенности учащихся.
Согласно исследованиям ученых [6, 7], школьники младшего подросткового
возраста отличаются впечатлительностью, эмоциональной подвижностью,
гибким и пластичным воображением. В то же время у них развито мышление, но
в большей степени конкретное, связанное с построением предположений,
гипотез. Поэтому виды деятельности, в которых присутствуют эти
психологические моменты (эмоциональность, фантазия, творчество), делают
использование игровых технологий в аудитории школьников продуктивным.
Ниже приводится содержание методического эксперимента изучения
литературной сказки в ориентире на педагогические возможности использования
диалога и игровых технологий.
На первом этапе эксперимента с целью выявить круг смысловых и
ценностных предпочтений детей была создана ситуация их погружения в мир
сказки. Учащимся было предложено на основании прочитанных произведений
написать сочинения по впечатлениям «Встреча с миром сказок».
Первый урок в рамках экспериментальной методики был спроектирован
как диалогпогружение. Для формирования поля смыслов детей использовался
прием проектирования карты первичных смыслов. Работа в рамках этого приема
осуществляется в определенной последовательности:
выделяется материал (эпизоды, герои, сюжетные линии, проблемы),
который привлек читателей;
предлагается сформулировать версию своего видения этого материала
(«что я думаю о ...»);
определяются проблемы (совместно с педагогом учащиеся определяют
круг проблем, которые стали предметом внимания и осмысления в читательской
аудитория класса).
В процессе формирования и обсуждения сложившегося поля смыслов
обнаружилось, что ребят привлекли проблемы несовершенства натуры и
поведения человека
На втором этапе эксперимента был смоделирован урокзадание с
элементами театрализации, предметом внимания педагога и учащихся стало
программное произведение – сказка А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и
семи богатырях».
Вторая часть урока (диалогпогружение) был спроектирован как
инсценирование фрагментов сказки А.С. Пушкина. Для работы педагогом и
детьми были отобраны следующие эпизоды:
сцена с зеркальцем;
разговор Королевича Елисея с силами природы;
эпизод разговора с братьями, в котором проявляются высокие
нравственные качества молодой царевны. Итогом этого этапа эксперимента стало обобщение, суть которого в том,
что в литературной сказке определяющим началом является индивидуальность
автора, которая обнаруживается во всем: в описании добродетели
положительных героев, в обличении героевзлодеев, в удивительных
добродетелей героевпомощников, очень важной является позиция автора.
В итоге работы над жанром литературной сказки на уроке учитель
предложил детям проанализировать содержание деятельности по изучению
темы. Для этого использовался рефлексивный листок, в рамках которого
учащиеся должны были определить собственную успешность в процессе работы
над темой по двум критериям.
Первый критерий: присутствие ученика в разных формах деятельности
(формулировки: «я получал знания», «самоопределялся», «участвовал», «хочу в
дальнейшем...»). Введение этой позиции в рефлексию педагогу было необходимо
для того, чтобы проверить, случились ли «разные» виды деятельности в рамках
этого проекта. Отвечая на вопрос о представленности различных видов
деятельности, ученикам удалось обогатиться информационно (95 %). Причем,
обнаружилось, что информация, полученная детьми, была разноплановой.
По второму критерию важно было проанализировать самооценку
учащимися собственной деятельности. Ответы обучаемых позволили проявить
успешность – неуспешность их самореализации в деятельности (формулировки:
«на уроке я работал самостоятельно», «мне удалось – не удалось», «понравилось
– не понравилось»). Прецеденты совместной самостоятельности случились у 76
% детей. Удачными в этих ситуациях оказались группы ответов, авторы которых
обратились к осмыслению содержания собственной деятельности
(формулировки: «мне показалось познавательным», «я узнал о себе», «о своем
товарище»). Безусловно, в эксперименте случились и неудачи. Ряд детей
почувствовали себя не до конца удовлетворенными содержанием совместной
деятельности.
Но в их ответах скорей содержались пожелания
усовершенствовать дальнейшего движения в предмете, нежели критика.
Литература
1. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.:
ИНТОР, 1996. – 544 с.
2. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. – М.:
Тривола, 1944. – 168с.
3. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.:
Искусство, 1979. – 424 с.
4. Франкл, С.Л. Человек в поисках смысла: Сборник / Общ. ред. Л.Я.
Гозмана, Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990.
5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
6. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес. – М., 1971. – 319 с.
7. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников / В.А.
Крутецкий. – М., 1976. – 354 с.
Использование личностно ориентированных технологий в рамках развивающего обучения на уроках литературного чтения.
Использование личностно ориентированных технологий в рамках развивающего обучения на уроках литературного чтения.
Использование личностно ориентированных технологий в рамках развивающего обучения на уроках литературного чтения.
Использование личностно ориентированных технологий в рамках развивающего обучения на уроках литературного чтения.
Использование личностно ориентированных технологий в рамках развивающего обучения на уроках литературного чтения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.