На протяжении нескольких лет, я работаю над темой «Совершенствование техники чтения младших школьников». В процессе изучения данной темы использовались работы известных педагогов и опыт других учителей, а также рождались свои идеи.
Чтение, по словам многих выдающихся отечественных ученых, педагогов, психологов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение вводит в память ученика литературный язык, развивает у ребенка "дар слова". Чтение - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие учеников развивать и укреплять их мысли и любознательность. Чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе, к периодике. Это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.
Совершенствование техники чтения - одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.
Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нем заложено.
Сейчас, в век научно–технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Поэтому, надо всячески поддерживать все положительные усилия ребёнка. Только творческий, новаторский подход в этом вопросе даст ожидаемые результаты в обучении правильному, беглому, осознанному и выразительному чтению.
С какой же скоростью должен читать ребёнок, оканчивающий начальную школу? Существует несколько точек зрения. По программным нормативам к концу 4 класса дети должны читать со скоростью 120 слов в минуту. Другая точка зрения принадлежит В. А. Сухомлинскому – 150-300 слов в минуту.
Большинству обучающихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту и выше. Тогда возникает вопрос: как выйти на этот уровень, как добиться этой оптимальной скорости? Какие резервы обучения можно здесь использовать?
Чтение – это лучшее учение в любом возрасте. Но только не просто беглое, а осознанное чтение.
Формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения, на основе разработанного комплекса заданий и упражнений – является целью моей работы.
Цель обучения чтению формируется таким образом: исходя из общей задачи развития личности ребёнка, начальная школа должна сформировать школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью, нравственно – эстетическим и гражданским развитием.
Чтобы воспитать такого читателя, я ставлю перед собой следующие задачи:
-
Развивать фонематический слух учащихся.
- Формировать культуру звуковой речи учащихся, т. е. чёткой артикуляции,
правильного дыхания, чистого произношения.
- Проводить работу по расширению фиксационного поля чтения, работать над
предотвращением регрессий.
- Развивать правильность, безошибочность восприятия текста.
- Вырабатывать ускоренный темп чтения за счёт отработки приёмов целостного и
точного зрительного восприятия слова.
- Формировать положительное отношение к процессу чтения, стимулировать
читательскую деятельность учеников.
- Развивать речь учащихся, логическую и оперативную память учащихся.
Известные психологи и психолингвисты рассматривают чтение как один из видов речевой деятельности. А речевая деятельность представляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения, процесс передачи или приёма сообщения.
Следовательно, речь – это язык в действии, в общении. Когда мы принимаем сообщения, мы слушаем или читаем; когда мы передаём сообщение, мы говорим или пишем. Таким образом, существует четыре вида речевой деятельности, связанные между собой: слушание и чтение, говорение и письмо.
Все четыре вида речевой деятельности по-разному, разными способами осуществляют формирование мысли. Одни используют внешнюю речь (говорение, слушание) и формулируют её устно, другие – внутреннюю речь (чтение, письмо). Говорение и слушание создают мыслительные задачи для слушателей, для других людей. В процессе слушания и чтения формулируется и формируется мысль для себя.
Речевая деятельность, а, следовательно, и чтение, имеет определённую структуру, предметное содержание, речевые механизмы.
Какова структура речевой деятельности?
Она аналогична структуре любой другой деятельности.
Первый её уровень – мотивационное звено, наличие мотивов и цели действия. Такими мотивами чтения у младшего школьника являются желание учиться читать, что-то конкретно узнать из книги, понять, о чём в ней говорится, получить удовольствие от чтения.
Второй уровень деятельности – ориентировочно-исследовательский (аналитико-синтетический). В чтении этот уровень реализуется в просмотре текста, его заголовка, определении темы, установлении связей, прогнозировании содержания. Ученик рассматривает структуру текста (подзаголовок, части) и пытается предугадать события. Эта рабочая часть связана с первичным восприятием текста.
Третий уровень – исполнительский. При чтении ученик производит смысловую обработку текста, используя различные действия: размечает тексты, подчёркивает важные мысли, объединяет их; расставляет эмоциональные акценты, определяет личностное отношение к событиям, героям, осмысливает и решает, в чём же смысл событий и поступков, или выделяет путём анализа главную мысль в научно – познавательной статье. Результатом действия с текстом становится понимание его смысла.
Развитие способности зрительного, слухового и эмоционального восприятия и одновременно образного и логического анализа в процессе понимания, а также запоминания, сосредоточенного внимания и чёткости, ясности, выразительности речи при чтении вслух, умения соотносить скорость чтения молча с осмыслением читаемого текста помогут ученику переступить барьер минимальной скорости чтения и дадут ему возможность полноценно включиться в читательскую и учебную деятельность.
Сформированность сознательного читателя – ребёнка – совсем не простая задача, стоящая перед начальной школой.
Чтобы научить ребёнка читать, необходимо вооружить его техникой чтения (т.е. чтением вслух и молча), сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно-познавательного текста, детской книги, научить работать с текстом, выработать соответствующие учебные и читательские умения.
Следовательно, процесс становления читателя – младшего школьника – сложная задача, осуществляемая поэтапно, в течение нескольких лет; каждый этап обучения, ведущий к достижению данной цели, имеет свои параметры.
Какие учебные умения нужны младшему школьнику при чтении.
В соответствии со структурой учебной деятельности учебные (читательские) умения могут быть подразделены на четыре группы:
- ориентировки (ориентировки в тексте по его заголовку, нахождение произведения по его названию в оглавлении и нужной странице книги; ориентировка в книгах по иллюстрациям, фамилии писателя, умение пользоваться титульным листом и т.д.);
- исполнения (микроумения, составляющие последовательные операции, например, воссоздание содержания текста с опорой на словесную картину: выделение объектов, слов, их характеризующих, словесное воспроизведение и т.д.);
- умение корректировки или контроля (умение перечитать текст с целью уточнения его содержания, соотнести с первичным представлением, проверка по тексту выделенных смысловых частей и т.д.);
- оценки (используется как метод работы, употребляется в форме самооценки и внешней оценки, высказанной учениками).
Какие упражнения я использую для обучения чтению.
Развитие чёткости произношения.
Неотъемлемым этапом каждого урока литературного чтения стала речевая зарядка, в ходе которой дети учатся правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произношению звуков, слогов и выражений. Время проведения этапа 5 – 7 минут.
Речевая зарядка состоит из нескольких групп упражнений.
1 группа – «Дыхательная гимнастика» Это упражнения на постановку правильного дыхания.
Зарядка начинается с дыхательных упражнений. Важно научить ребят выполнять приёмы правильного дыхания, сформировать навык владения дыханием и голосом.
На каждом уроке выполняем с детьми следующие дыхательные упражнения:
1. Вдох носом, выдох через нос.
2. Вдох носом, задержка дыхания, выдох через нос.
3. Вдох носом, выдох через нос по порциям.
2 группа – «Разомнём язычок!» В неё входят упражнения на развитие артикуляционного аппарата.
Начинаем мы с артикуляции основных гласных: а, о, у, ы, и, э. Сначала дети тренируются в произношении гласных по порядку, а затем даются сочетания: а – у, а – о, ы – и, и – о и т.д. Это упражнение формирует подвижность речевого аппарата и выполняется в качестве разминки перед чтением.
После отработки произношения гласных включаю сочетания гласных и согласных: ба, бо, бу, бы, би, бэ и т.д.
Сначала читаем первые десять согласных, затем – последующие десять.
Практически разминки на уроке провожу таким образом: на интерактивной доске выведены гласные, а дети по алфавиту подсоединяют к ним согласные. Чтение проводится хором и индивидуально, соревнуемся по рядам.
Далее учащиеся тренировались на чтении различного рода сочетаний гласных (аоуи,
аиуоэ), согласных (з – с - ж, ж – ш - с), согласных и гласных (же, че, ща, тра, три). Затем гласные и согласные вычитывались в словах, предложениях.
На втором этапе речевой зарядки – при выполнении артикуляционных упражнений – разогреваем мышцы языка, губ, щёк, чтобы обеспечить им наибольшую подвижность при чтении. Ребятам очень нравятся логопедические упражнения, перечисленные ниже.
1. Упражнение «Чищу зубы». Приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” верхние зубы с внешней и внутренней стороны, двигая язык слева направо и наоборот.
Такая зарядка способствует развитию речевого аппарата, помогает научить детей осознанно наблюдать за произношением каждого звука, учит правильному произношению звуков, способствует развитию четкости и правильности речи.
2. «Забей гол». Рот закрыт, губы без движения, кончик языка задевает щеки.
3. «Качели». Водить нижнюю челюсть сначала из стороны в сторону, затем вперед – назад и другие.
3 группа – «Произнеси верно!» Группа содержит упражнения на развитие дикции.
Выполняли упражнения:
1. Читай чистоговорку сначала медленно, затем быстрее и совсем быстро, без ошибок.
Как у горки на пригорке
Жили тридцать три Егорки.
2. Учимся произносить текст чётко, внятно, соблюдая знаки препинания.
Книга в сумке / - в пути тягость, /
Книга в уме / - в пути облегченье. /
3.Покажи повышение и понижение голоса.
- Что ж ты, ёж, такой колючий? ↑
- Это я на всякий случай. ↓
- Знаешь, кто мои соседи? ↑
Лисы, волки и медведи. ↓
4. Произноси правильно.
ща, ще ручища, ножища, тараканище
чудище, хвостище
щёткой чищу я щенка и др.
4 группа – «Учимся скоро говорить!» С помощью этих упражнений дети учатся грамотно произносить скороговорки.
Работу над скороговоркой начинаем с разбора её смысла. Для чего она произносится? О чём в ней говорится? Затем следует медленное проговаривание слов скороговорки. Возможно такое проговаривание по слогам и шёпотом. Когда слышу, что учащиеся освоили правильно все звуки в словах скороговорки, то переходим к более быстрому темпу проговаривания. Темп постепенно увеличиваем. Работа над скороговоркой можно считать завершённой только тогда, когда в быстром темпе все слова будут чётко проговариваться и не нарушается структура скороговорки.
На уроке использую 1 скороговорку. Как правило, простые скороговорки чередуются с трудными, короткие с длинными. Работу начинаю с более простых.
Обязательным условием для повышения скорости чтения является проведение работы по развитию периферического (бокового) зрения.
При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникает только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Всё, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане. Как показали исследования, глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановки) или смены точек фиксации (движения). Восприятие текста происходит в момент остановки или фиксации.
Таким образом, повышение скорости чтения – это увеличение способности воспринимать информацию в большем объёме за единицу времени при остановке глаз во время чтения.
Работу по развитию бокового зрения надо начинать с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным.
На уроках отвожу время для упражнений на развитие оперативного поля зрения, которые позволяют учащимся увеличить зрительно воспринимаемое пространство текста. Самое эффективное упражнение, по моему мнению, это работа с буквенными пирамидами. На доске пишу прямые открытые слоги, отделяя гласный от согласного вертикальной чертой. Расстояние между буквами одного слога постепенно увеличивается, гласный и согласный с каждым слогом всё больше отдаляются от вертикальной черты таким образом, что столбик слогов приобретает вид пирамиды:
н а
м о
т у
с и
л ы
р а
Ученикам предлагается «спуститься» с пирамиды или «взобраться» на неё: прочитать слоги сверху вниз и снизу вверх. Читать необходимо ритмично, без длительных остановок. При чтении необходимо удерживать взгляд на вертикальной линии, а буквы и слоги стараться увидеть боковым зрением. Дети самостоятельно читают слоги, не артикулируя их, затем идёт хоровое чтение с чётким проговариванием. Аналогично провожу работу со словами, постепенно усложняя их структуру.
На та
лу на
ку ры
ли * са
са ни
Работа с таблицами и пирамидами очень нравится ребятам, вносит оживление в урок, содействует расширению поля зрения. Данный вид упражнений способствует переходу учащихся к правильному чтению целыми словами.
Затем даю пирамиды из слов. Начинаем с несложных слов: сначала одно слово, состоящее из двух слогов, затем из трёх, потом подключить два слова, постепенно доводя восприятие до 10 – 12 знаков.
Например, пришла зима, друг – дружеский; сильный – смелый.
В 3 классе увеличиваем воспроизведение до 3 слов в строку и в столбик, включая предложения: 1.ученье
учёный
ученик
2.вьюга, метель, позёмка, буря
Чтенье – вот лучшее уменье.
Учащиеся третьего класса к концу года должны безошибочно воспринимать от 16 до 22 знаков, т.е. три – четыре слова или отдельное предложение.
Учащиеся четвёртого класса упражняются в восприятии за короткое время (0,5 секунды) сначала трёх – четырёх слов, предложения и небольшого абзаца.
Например, дружба, товарищество, коллектив;
мужественный, смелый, ловкий
Комнатная теплота не спасла берёзку. (К. Паустовский)
«Пирамидка» строится из слов произведения, которое читалось на уроке (упражнение вводится при проверке домашнего задания) или используется текст нового произведения (при подготовке его к чтению), или даётся карточка индивидуального воспроизведения:
бури
ветры
ураганы
разыграйся
заморозить
выхолаживая.
Помимо расширения поля чтения, развития зрительного восприятия, проводятся упражнения, включающие такие целевые установки: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее за ним, постарайся сразу его понять. Кроме того, текст рекомендуется читать в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, в быстром темпе. Упражнения даются не формально, а с опорой на смысловой анализ текста.
Развитие гибкости и скорости чтения.
Для развития смысловой догадки с момента перехода к чтению связных текстов вводится упражнение «Угадай-ка». Оно осваиваивается в нескольких последовательно усложняющихся вариантах. Чтение проводится на связном тексте: для развития смысловой догадки при чтении затушёвываются отдельные буквы, окончания слов, нижняя часть текста.
Бедова курица.
На дв□р□ мать корм□л□ кур:
- Цып – цып – цыпа – а – а!
Со всех сторон – и с усадьб□, и с улиц□, и со дв□р□- бежал□ и летел□ кур□. Они хлоп□л□ крыль□м□, кудахт□л□.
- Ну, как, Танюш□, спал□? - спросил□ мать. – Видно, крепк□? Моя бригад□ наработ□л□сь – мы целый луг скосил□и валы разбил□, а ты только – только гл□з□ открыл□! Ну, расскажи, какие тебе сны снились.
Тан□ посмотрел□ на синее неб□, на зелён□□ берёз□…
Темп чтения у младших школьников может замедлять такое явление как регрессия.
Я использую упражнения, которые устраняют это явление.
«Прочитай-ка!».
Упражнение состоит в том, что учащимся предлагается прочитать слова с постепенным наращиванием структуры слова.
Лес - лесок - лесник - лесоруб - лесосплав.
Лист - листок - листочек - листопады.
Чтение слов, написанных разновеликим шрифтом.
Сгребали
взДУРилась
ТетеРЕвоЧЕК
Чтение слов, разделённых на слоги с помощью слогоразделов.
При = бин = то = вал
При // бин // то // вал.
13. «Глаз-фотограф».
За отведённое время ученикам предлагается прочитать столбик слов и постараться запомнить, «сфотографировать» их. Затем демонстрация слов заканчивается, и необходимо ответить, есть ли среди прочитанных слов то или иное слово.
Как показала моя практика, все выше перечисленные игровые упражнения чрезвычайно полезны. Они помогают быстрейшему синтезу восприятия, произнесения и понимания. За короткое время ученик должен не только успеть прочитать слово, но и произвести определённую умственную работу: сопоставить, обобщить, сгруппировать. Они, безусловно, способствуют переходу к правильному, сознательному, плавному чтению целым словом. Упражнения варьируются, усложняются, комбинируются в зависимости от темы урока, возраста учащихся
Для развития скорости чтения и умения выделять основную (заданную) информацию предлагается упражнение «Финиш». Я называю текст (по учебнику или раздаёт карточки с текстом для чтения) и указываю слово (или группу слов), до которой дети должны как можно скорее дочитать текст (слова подбираются так, чтобы они встречались в данном тексте только один раз). Дочитав до заданного слова, дети поднимают руку. Проверяю правильность (дети показывают заданное слово). Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимательность чтения, нужно обязательно подготовить и задать контрольные вопросы по содержанию текста.
Упражнение «Буксир» - для развития умения менять скорость чтения в зависимости от содержания. Читаю текст, варьируя темп чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Таким образом, они приучаются менять скорость и ритм чтения адекватно содержанию и структуре самого текста. Средняя скорость чтения вслух с учителем должна несколько превышать скорость чтения про себя слабых учеников, побуждая их не отставать от учителя.
Проверка внимания и соблюдение режима скорости чтения детьми осуществляется путём внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны одновременно с учителем остановиться, указать последнее слово, а учитель, проходя по рядам проверяет правильность выполнения. Другой способ проверки состоит в замене какого-либо слова другим, достаточно близким по значению и грамматической форме. Дети должны отметить это изменение в тексте поднятием рук и внести поправку.
Упражнение «Молния» заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния!» и продолжается от 20 секунд до 2 минут. Тренировки можно проводить по нескольку раз на каждом уроке чтения.
Упражнения «Угадай-ка!».
К этой группе относятся упражнения по работе с деформированными, неоконченными предложениями, текстами. Использование этих упражнений являются основой использования приема антиципации или предвосхищения, т. е. смысловой догадки. Антиципация – это психологический процесс ориентации на будущее. Он основан на знании логики развития события, усвоении результатов анализа признаков, предварительно осуществленного оперативным мышлением. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраивающей читателя на определенные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных условий. Развитию антиципации способствуют следующие упражнения.
На доске напечатаны слова, в каждом из которых закрыта буква в начале или конце слова. Учащиеся показывают сигнальным веером пропущенную букву. Я открываю букву, дети читают слово хором. Также ребятам предлагается похожее задание на антиципацию частей предложений или поговорок.
Для упражнений в антиципации даётся и связный текст, в котором пропущены слова.
В 3 классе стала применять дидактический тренажёр «Решётка». Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решётки на текст перпендикулярные перепонки перекрывают некоторые участки текста (буквы, буквосочетания, слова). Дети, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнить перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл. Если логические связи содержания в отдельных местах теряются, можно сдвигать решётку на 2-3 мм влево или вправо, чтобы увеличить поле видимого участка текста.
Тренировка чтения продолжается не более 5 минут непрерывно и сменяется чтением без решётки в течение 2-3 минут. Общее время ежедневной тренировки не более 10-15 минут. Решётку надо сменить, когда появится ощущение лёгкого чтения.
За счёт каких факторов может быть улучшено качество чтения младших школьников?
Качество всех параметров чтения вслух и молча может быть повышено не столько путём многократного перечитывания (хотя это один из приёмов обучения), сколько за счёт овладения способами действий, а также мотивации чтения и освоения круга тех умений, совокупность которых даёт качественный сдвиг в чтении.
Чтобы научиться читать, нужно прежде всего научиться слушать чужое чтение, воспринимать и понимать содержание читаемого текста другими людьми; для смысловой переработки содержания важен пересказ, рассказ о прочитанном, то есть устная речь. Поэтому, обучая чтению (технике чтения и понимания), я в то же время учу детей слушать чтение и использовать устную речь для переработки полученной информации, чтобы глубже осознать и использовать её. Многие речевые умения, такие, как определение основной мысли научно-познавательного текста, составление плана, разного вида пересказ, интонационные умения, связанные с усвоением читаемого, также являются объектом обучения на уроках, где они используются либо как предмет обучения, либо привлекаются как готовые межпредметные умения.
Навыки чтения и умения работать с текстом, с учебной книгой я стараюсь формировать с учётом следующих положений:
- читательские умения рассматривать в единстве с речевыми умениями;
- умение читать мыслится широко – как умение владеть техникой чтения, умение воспринимать (понимать) тексты и произведения разных жанров и детскую книгу;
- овладение читательскими (предметными) умениями происходит на основе знания операций их составляющих, способов действия, т.е. учебных умений;
- умение читать уже в начальной школе рассматривать с позиций учебных умений, т.к. оно со 2 класса становится средством обучения.
Я применяю ряд приёмов, чтобы обеспечить:
Непременным условием в обучении является использование практических действий обучающихся с материалом. В дополнение к учебникам, в которых невозможны пометы и практические действия, я использую карточки, обычные тетради, ноутбуки, интерактивную доску.
Карточки заданий для овладения уровнями понимания текста при самостоятельном чтении (2 класс) были построены по принципу выбора предложенных ответов по содержанию текста (выбранный готовый ответ отмечался знаком «+», если он соответствовал содержанию текста, и «-» если не соответствовал).
Карточки для 3-4 классов содержат более сложные задания, выполняемые самостоятельно на основе читаемых в классе и новых текстах. Они охватывают все основные программные умения и содержат памятки способов действия, материал для самоконтроля.
Такая комплексная работа помогает значительно интенсифицировать процесс обучения чтению, повысить интерес к нему обучающихся, что сказывается на конечных результатах.
Основная задача – учить понимать текст.
Как предупредить трудности, связанные с пониманием текста.
Подготовка к чтению текста как новой единицы начиналась ранее, уже при чтении предложений и неполных текстов, с помощью дополнения их рисунками, ответов на вопросы, использования сюжетных картинок.
Известно, что механизмы чтения предложений и связного текста различны, поэтому дети сталкиваются с трудностями, так как, не овладев практическими признаками текста, они читают его как отдельные предложения. Поскольку у детей 6-7 лет преобладает наглядно-действенное мышление, я стремлюсь использовать в процессе обучения практические действия детей. С этой целью выделялись задания, предполагающие их самостоятельные действия.
Главное, чтобы ребёнок представлял, что он читает связный текст. Для этого я обращаю его внимание на основные признаки текста: целостность, связность, наличие определённой темы, заглавия, содержания, объединённого общностью мысли, началом и концом. Конечно, осуществлялось это в доступной форме, без употребления каких-либо определений.
Первое, с чего начали, - это заглавие и тема текста. По ним легче всего установить, о чём говорится. Постоянное обращение к заголовку и теме воспитывает внимание у детей к целому тексту.
Формирование умения видеть заголовок и понимать его роль осуществляю с помощью серии заданий: выбор заголовка из предложенных вариантов и соотнесение его с текстом, подбор собственного заглавия, соответствующего содержанию текста. Вводится такой порядок действий – способов работы: сначала прочитать текст, потом ответить на вопросы по его содержанию (что случилось?), далее прочитать заголовки, подумать, какой из них больше подходит, почему?; проверить себя (перечитать текст), соединить заголовок с текстом. Эти задания способствуют формированию умений ориентироваться в теме текста.
Карточки-задания, которые предлагаю учащимся, когда провожу работу по знакомству с текстом и формирую элементарные умения ориентировки в его структуре, понимании.
Карточка 1.
Прочитай рассказ сам. Выбери заглавие. Соедини его карандашом с рассказом.
Мальчик и стадо. Лгун. Волк.
Мальчик стерёг овец и будто увидал волка. Стал звать: «Помогите! Волк! Волк!»
Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.
Л. Н. Толстой
Ответь на вопросы.
1. Почему мужики не поверили мальчику?
2. Почему случилась беда?
3. Что ты думаешь об этом мальчике?
Карточка 2.
Придумывай своё заглавие. Запиши его.
У Шарика шубка густая, тёплая, - он всю зиму по снегу бегает. И дом у него без печи, - просто собачья будка, а там соломка подстелена. Там ему не холодно. Шарик лает, добро стережёт, злых людей да воров не пускает – за это все его любят да сытно кормят.
Е. Чарушин
Ответь на вопросы:
1. Почему Шарику зимой тепло? Подчерки эти слова в тексте.
2. За что все любят да сытно кормят Шарика?
Умения определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей формирую с помощью следующих упражнений. В начале отрабатывается умение подобрать к каждому заголовку (пункту плана) соответствующую часть текста (определить, где она заканчивается), проводится работа с деформированным текстом.
При выполнении каждого задания, направленного на формирование конкретного умения, сначала осуществляются ориентировочные действия (дети приглядываются, так ли они сделали, сравнивают варианты), а затем вводятся исполнительские действия (окончательная разметка текста), далее осуществляется самоконтроль (дети прочитывают текст, проверяя себя). В процессе смысловой работы с текстом воспитывается внимание к слову.
Карточка 3.
Найди и отметь в рассказе текст:
1. «Как белки зимуют».
2. «Белки радуются весне».
3. «Заботы белок летом».
У старой сосны.
… У освещённой солнцем старой сосны резвятся весёлые проказницы – белки. Радуются они тёплому солнышку, светлой весне. Сменили к весне свои пушистые серые шубки. Рыжими стали у белок их спинки, пышные хвосты.
Всю долгую зиму жили белки в высоком лесу. От ветра и стужи прятались в тёплых гнёздах, забирались в глубокие дупла деревьев. С ёлки на ёлку, с сосны на сосну носились по лесу, грызли смолистые тяжёлые шишки.
Много забот будет летом у белок. Нужно накормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов…
И. Соколов- Микитов
Подчеркни описание белок.
Как автор называет белок? Почему? Подчеркни эти слова.
О ком (о чём) весь рассказ?
Карточка 5.
Что здесь не так? Составь рассказ правильно (поставь порядковые номера). Перескажи его.
Работая над целостным восприятием текста, я стремлюсь вначале сформировать умение понимать предметную сторону – факты, события. Когда вижу, что уже все учащиеся справляются с этим этапом работы, включаю более сложные задания, связанные с выявлением смысла читаемого. Для этого важно увидеть факты, события, определить их взаимосвязи, дальнейшее развитие, а затем уже осознать смысл описанных фактов, событий, поступков персонажей, высказать к ним своё отношение
Что значит читать выразительно?
Выразительно читать, говорить - это по К. С. Станиславскому, «действовать словами», т.е. заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий. Существенную роль в выразительном чтении играет интонация.
Интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания.
Для выразительного чтения учащиеся должны овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности.
Пропедевтическая работа в этом направлении начинается с первого года обучения на уроках обучения грамоте. Она не требует специальных материалов. Учитель выделяет голосом при чтении важные слова, рассматривает вместе с детьми знаки препинания, обращая их внимание на паузы, дополняет вместе с ними текст «Азбуки», чтобы он получил эмоциональное звучание и наполнился смыслом.
На втором году обучения с помощью учителя проводятся практические наблюдения над интонацией чтения рассказов, сказок, стихотворений с опорой на содержание и смысл простых текстов, а, следовательно, уже включаются умения, обеспечивающие эмоциональное, образное и логическое восприятие текста, умение «видеть», чувствовать, оценивать содержание текста – события, факты, героев.
Первая группа упражнений на обучение выразительности была связана с выяснение жанра произведения. Это важно потому, что каждый жанр требует особо чтения: русская песня – напевности, медленного темпа чтения; лирические стихи – задушевности; гражданская поэзия – чёткости, торжественности звучания; басни – особого разговорного жанра с выделением специфической структуры басни.
Примерные вопросы и задания.
1. Указать на особенности чтения произведения данного жанра.
- Подготовься прочитать каждую из песен плавно, напевно. Прислушайся к звучанию песен. Какие слова придают песням особую задушевность? Найди их и прочитай.
2. Определение по тексту характера обращения персонажа к другим героям.
- Обрати внимание, как курочка обращается к хозяюшке, коровушке, кузнецу.
3.Объяснение тона, темпа чтения в зависимости от содержания текста.
- Подумай, одинаковым ли тоном надо читать слова за Женю, Павлика, Инночку. Почему ты так считаешь?
- Подумай, как прочитать стихотворение – плавно, напевно, грустно или быстро, бодро?
- Обрати внимание на повторяющиеся строчки в стихотворении. Как их надо прочесть? Почему?
Вторая группа упражнений связана со смысловым анализом текста – понимание фактов, обобщений, основных мыслей и чувств героев, проявление к ним личностного отношения. Вместе с тем, готовя детей к выразительному чтению, я показываю им в тексте ориентиры: слова, выражения, фразы, которые помогут ребёнку проникнуться определёнными чувствами к событиям, вызовут интерес, сопереживанию герою. Сюда же относятся упражнения, выясняющие подтекст на основе слов героя и воссоздание при чтении определённой черты характера персонажа. Например, коллективно устанавливается, что слова Мороза Красного Носа характеризуют его как хвастуна. Поэтому в чтении учащихся его слова должны звучать хвастливо.
Третья группа упражнений активизирует деятельность воображения, привлекаются творческие возможности ребёнка (рисование, свободные высказывания). Одновременно провожу работу над средствами выразительности: паузой, интонированием конца предложения: практически показываем членение предложения на словосочетания, выделяем логические центры.
Для упражнений использую отрывки из читаемых произведений. Эти отрывки выношу на отдельные карточки, чтобы ученики могли делать пометы, готовиться к выразительному чтению.
Карточка 1.
Подготовься читать сказку медленно. Где ты поставишь паузы? Какой длительности?
Снегурочка.
(русская народная сказка)
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, / дружно, // Всё было хорошо, / да одно горе // - детей у них не было.
(обозначения: / - малая пауза, // - большая пауза)
Найди слова-пометы в тексте сказки, указывающие на то, как её читать. Подчеркни. Прочитай правильно.
А Снегурочка вдруг запечалилась.
- Что с тобой, дочка? – спрашивает её старуха. – Что ты такая невесёлая стала? Или тебе неможется?
- Ничего, матушка, ничего, батюшка, я здорова.
В 3 и 4 классах учащиеся овладевают умениями самостоятельно подготавливать текст для выразительного чтения после его анализа. Особо выделяю требование определять каждый раз задачу своего чтения, т.к. в ней выражается понимание учеником смысла текста, его отношение к читаемому и желание сообщить его слушателям.
Чтобы прочитать текст выразительно (в лицах), вначале определяется какому лицу принадлежит конкретный текст.
Карточка 2.
Найди слова автора, мамы, Пудика. Обозначь их на полях.
М. Горький «Воробьишко».
Далее выявляются чувства и состояния героев, их мысли и слова, учащиеся делают свои пометки. Эта подготовительная работа нужна для определения задачи чтения.
Карточка 3.
Определи, как нужно читать этот отрывок. Пометь на полях, что выражают слова каждого героя.
М. Горький «Воробьишко».
Требование «видения» текста осуществляется путём привлечения воссоздающего воображения. Необходимо чётко представлять себе героев: в какой они находятся обстановке, какие они, как говорят.
Карточка 4.
Представь себе картину «Разговор Пудика с мамой». Определи:
1) Где находятся герои.
2) Как они выглядят.
3 )Как себя держат, что думают и что говорят.
4) Что думаешь о них ты. Расскажи обо всём этом своими словами.
Следующий этап работы – определение отношения к героям, их поступкам. Выявление авторского отношения.
Карточка 5.
Определи своё отношение к Пудику и маме.
Определи отношение автора.
Следующее задание – сформировать задачу своего чтения (что должны понять и почувствовать слушающие тебя люди).
Карточка 6.
Определи, какие мысли и чувства героев должны понять слушатели из твоего чтения отрывка. Что ты им хочешь сообщить?
Следующие упражнения предлагают поиск интонационных средств, разметку текста для чтения (определение пауз, темпа чтения, логических ударений, выбора окраски голоса, его силы в зависимости от смысла).
В результате практических упражнений в выразительном чтении коллективно создаётся памятка – последовательность действий при подготовке к выразительному чтению.
Памятка.
1. Перечитай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроения и переживания героев, автора.
2. Определи своё отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).
3. Мысленно представь их.
4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова задача твоего чтения).
5. Подумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства – тон, темп чтения; пометь паузы, логические ударения.
6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь ещё раз, со всем ли ты согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
7.Прочитай текст выразительно.
В классе эта работа должна проводиться на более сложных текстах, самостоятельно.
Особое место в работе отвожу мониторингу развития техники чтения каждого ученика.
В течение года провожу мониторинг уровня сформированности обязательных результатов
по технике чтения:
- стартовый контроль, цель которого – определить степень устойчивости знаний учащихся, выяснить причины потери скорости чтения за летний период и наметить меры по устранению выявленных пробелов в процессе повторения.
- Промежуточный (каждый месяц, четверть, полугодие), целью его является отслеживание динамики роста или понижения скорости чтения учащихся, коррекции деятельности и учителя и учеников для предупреждения неуспеваемости.
- Итоговый контроль. Его цель – определение уровня сформированности читательской компетентности при переходе в следующий класс, прогнозирование результативности дальнейшего обучения, выявления недостатков в работе.
Постепенно у меня сложилась система работы по совершенствованию техники чтения учащихся. Результаты мониторингов, их сравнительный анализ показали эффективность этой работы. Главное – проникнуться уверенностью в необходимости и достижимости оптимального чтения для всех учащихся начальной школы. А для этого нужно быть готовым к систематической и кропотливой работе. Не менее важно, вселять веру в собственные силы у каждого ученика. И только в этом случае можно ожидать хорошего результата – быстрого и качественного чтения у 100% учащихся класса. А такое чтение – мощный инструмент познания окружающего нас мира.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.