«Использование логосказок в коррекционной работе с детьми»
Оценка 4.9

«Использование логосказок в коррекционной работе с детьми»

Оценка 4.9
Мероприятия
ppt
дефектология
Детсад
08.02.2017
«Использование логосказок в коррекционной работе с детьми»
Актуальность проекта По данным Всероссийской диспансеризации только 10-14 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. В ДОУ наблюдается рост числа детей с ОНР, фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи. У этих детей сохранен слух и интеллект, но в зависимости от диагноза, нарушены: артикуляционная моторика, звукопроизношение, фонематический слух и восприятие, словарный запас, слоговая структура слова, лексико-грамматический строй, фактически отсутствует связная речь, не развит процесс звукобуквенного анализа и синтеза. Именно эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Поэтому, в настоящее время проблема обучения и воспитания детей дошкольного возраста становиться особенно значимой. Если вовремя не устранить нарушения всех компонентов речи, то у детей возникнут трудности не только в общении с окружающими, но и затруднит обучение в школе, т. к. правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе и залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. В своей работе с детьми я использую сказку. Сказка - сокровищница русского народа и находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Сказка наиболее близка и понятна детям. Доступная и увлекательная, несёт много информации. Учит логически мыслить, рассуждать, делать выводы. Занятия могут быть разнообразны. А самое главное, через сказку мы научим делать артикуляционную гимнастику, поставим звуки; разовьём речевое дыхание, общую и мелкую (тонкую) моторику, мимическую выразительность, разовьём речевой голос, дикцию и интонационную выразительность, лексико-грамматический строй, фонематический слух и связную речь. Проблема Растет число детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности. Родители не знакомят детей с русской народной сказкой. У детей пропадает интерес к знанию сказок. Причины При недоразвитии всех компонентов речевой системы родители недостаточно уделяют времени данной проблеме, т.к. последнее время взрослые стали больше читать психологические романы или смотреть фильмы написанные по данной тематике, чтобы порассуждать о смысле собственной жизни, найти себя в главном герое. Взрослые забывают, что первые литературные впечатления ребенок получает от родителей. И это немаловажный фактор. Не умея отделить себя от матери, ребенок легко и глубоко воспринимает литературные произведения, прочитанные ее голосом. Никакое звуковоспроизводящее устройство здесь соперничать не в силах, поскольку оно всегда – внешнее, в отличие от голоса родного человека, который практически – внутренний. Цель проекта Коррекционно – развивающая работа с детьми, имеющими речевые нарушения. Задачи проекта Развивать грамотную и связную речь детей с нарушением речи. Совершенствовать употребление лексико-грамматических категорий. Улучшить звукопроизношение. Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество учителя-логопеда с детьми , друг с другом и родителями.Повысить культурный уровень дошкольников. Систематизировать методический и дидактический материал по темам логосказок. Разработать цикл логосказок и апробировать их в практике работы. Обогатить предметно-развивающую речевую среду. Методы Исследовательские методы: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование. Практические методы: упражнения, моделирование, обыгрывание проблемно-игровых ситуаций. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, видеофильмов. Игровые методы: дидактическая игра, игровые действия, воображаемая ситуация, загадывание и отгадывание загадок, конкурс чтецов. Словесные методы: беседа, рассказ, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, чистоговорок, стихотворений, исполнение песен. Графические методы: диаграммы, таблицы, рисунки, схемы. Этапы реализации проекта 1этап проекта. Вводный. Организационно-подготовительный. Деятельность педагога: Изучение методической литературы по данной теме, опыт коллег. Диагностика. Разработка критериев (звукопроизношение, фонематические процессы, лексико-грамматические категории, связная речь, психические процессы, общая и тонкая моторика) Деятельность с воспитанниками: Тестовая беседа о сказках (Викторина «Что за прелесть эти сказки») Взаимодействие с семьей: Анкета для родителей «Роль сказки в воспитании вашего ребенка» Консультация родителей по теме: «Роль сказки в воспитании вашего ребенка» II этап проекта. Основной. Практический. Деятельность учителя-логопеда: Разработка конспектов занятий и апробирование их на практике. Составление и реализация примерного перспективного плана взаимодействия участников образовательных отношений. Подбор картинного материала, игровых упражнений, заданий и дидактических игр. Изготовление дидактического материала. Деятельность с воспитанниками: Ежедневно – упражнения на развитие воздушной струи, упражнения на развитие артикуляционного аппарата, тонкой и общей моторики, речь с движением; пальчиковая гимнастика. Работа слоговой структурой слова. Содержание работы с воспитанниками: 1. Знакомство со строением органов артикуляции посредством логопедической сказки и внесение «Артикуляционного Колобка». 2. Сказка «О лягушке-квакушке и ее веселом язычке» 3. Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке. 4. Рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке. 5. Знакомство со сказкой и решение задач проекта через чтение русских народных сказок. 6. Участие детей в конкурсе «ВЕРТУАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ» Деятельность с родителями Семинар – практикум «Логосказка как эффективная форма коррекции речевых нарушений у детей» Мастер-класс на тему: «Автоматизация [Л] в слогах, словах через русскую народную сказку». Сочинение домашних сказок. III этап проекта. Заключительный. Подведение итогов. Показ театрализованных представлений для детей и родителей. Анализ проделанной работы. Презентация опыта, видеоматериалы, фотосессия, выставка по теме проекта. Прогнозируемый результат Создание коммуникативной направленности ребенка с речевыми нарушениями; Совершенствование лексико-грамматических средств языка; Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; Развитие диалогической и монологической речи; Развитие зрительного, слухового и моторного анализаторов; Создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы, обогащения эмоционально-чувственной сферы ребенка; Приобщение детей к народному творчеству. Анализ результатов проекта В начале работы мной была поставлена цель: Коррекционно – развивающая работа с детьми, имеющими речевые нарушения. В процессе реализации проекта решались задачи: Развивать грамотную и связную речь детей с нарушением речи. Совершенствовать употребление лексико-грамматических категорий. Улучшить звукопроизношение. Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество учителя-логопеда с детьми , друг с другом и родителями. Повысить культурный уровень дошкольников. Систематизировать методический и дидактический материал по темам логосказок. Разработать цикл логосказок и апробировать их в практике работы. Обогатить предметно-развивающую речевую среду. В результате проведенной работы с учетом индивидуального речевого развития получила следующие результаты: Речевое развитие. Старшая гр. Подготовительная гр. Нач.уч.г. Кон.уч.г. Нач.уч.г. Кон.уч.г. В- 0% 0% 2% 36% ВС- 0% 5% 18% 50% С- 7% 47% 65% 14% НС- 47% 44% 10% 0% Н- 46% 4% 5% 0% Прослеживается текущие улучшения развития у детей связной речи. В начале старшей группы наблюдается высокий процент низкого уровня развития. В начале года подготовительной группы процент невесом, и к концу учебного года низкого уровня нет. Высокий уровень составляет 36%. Театрализованная деятельность. Старшая гр. Подготовительная гр. Нач.уч.г. Кон.уч.г. Нач.уч.г. Кон.уч.г. В/у - 0% 20% 20% 65% ВС - 12% 33% 35% 35% С - 33% 47% 45% 0% НС - 55% 0% 0% 0% Н- 0% 0% 0% 0% Прослеживается динамика в развитии интереса к театральной деятельности, в умении держаться на сцене, использовать мимику, жесты, движения, вести диалог и монолог, согласовывать свои действия с действиями партнёров. Анализируя, проведённую работу с детьми делаем вывод, что она дала положительные результаты: 1) Дети активны в общении, умеют слушать и понимают речь, строят общение с учётом ситуации, легко входят в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражают свои мысли, умеют пользоваться формами речевого этикета; 2) При пересказе текста - понимают текст, правильно формируют основные мысли; умеют последовательно и точно строить пересказ; лексика - умеют заменять авторские слова собственными; грамматика - правильно строят предложения, в том числе и сложные; плавность речи - длительные паузы отсутствуют; самостоятельно пересказывают текст; 3) Дети легко импровизируют и обыгрывают сказки, на высоком эмоциональном уровне используя мимику и жесты, придумывают и обыгрывают собственные истории, используя различные виды театров и изделий русских народных промыслов. В работе с родителями прослеживался интерес и любовь к русской народной сказке. Анкетирование родителей показало, что 93% родителей полностью удовлетворены работой учителя-логопеда, а 7% - устраивает учитель-логопед. Слабые и сильные стороны Слабые стороны: пропуски детьми занятий, недостаточность использования произведений художественной литературы и устного народного творчества в домашних условиях. Незнание родителями педагогических , коррекционных технолигий. Сильные стороны: заинтересованность детей и участников образовательных отношений. Развитие всех компонентов речи. Участие в конкурсе «Виртуальное чтение» Новизна проекта Использование логоскаазки в раболе с детьми на логункте. Участники проекта Дети, учитель-логопед, родители. Литература. 1. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. 2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2008.-279с. 3. Программа Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «От рождения до школы». 4. Малец М. В. Комплекс артикуляционных упражнений "Веселый лягушонок» //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, № 3. - С.52-54 5. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет. Издательство: Детство-Пресс, 2016 г 6. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009. 7. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет).- СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2009.-352с. 8. Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/ 9. Русские народные сказки. Сборник. 10. Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73. 11. Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63. План реализации проекта Срок проведения Название логосказки Задачи Перспектива использования речевого опыта Взаимодействие с родителями Сентября Тестовая беседа о сказках Выяснить у детей знание русских народных сказок. Викторина «Что за прелесть эти сказки» Анкета для родителей «Роль сказки в воспитании вашего ребенка» Консультация родителей по теме: «Роль сказки в воспитании вашего ребенка» Знакомство со строением органов артикуляции посредством логопедической сказки и внесение «Артикуляционного Колобка». Сказка «О лягушке-квакушке и ее веселом язычке» Развитие артикуляционной моторики Консультация с родителями «Значение артикуляционной гимнастики в речевом развитии детей» р.н.с.«Маша и медведь» Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество учителя-логопеда с детьми. Развивать речевое дыхание, артикуляционную, тонкую, общую моторику. Улучшить звукопроизношение. Развивать грамотную и связную речь детей с нарушением речи. Совершенствование фонематического слуха. Совершенствовать слоговую структуру слова. Совершенствовать употребление лексико-грамматических категорий. Повысить культурный уровень дошкольников. Автоматизация звуков. Развитие ГСР. Закрепление знаний об овощах и фрктух. Индивидуальное консультирование на тему «Автоматизация звуков при рассказывании сказки» Октябрь р.н.с.«Лиса и козел» Автоматизация звуков. Развитие ГСР. Закрепление знаний о животных. Совместная с детьми деятельность по изготовлению игрушек для дыхательных упражнений («Султанчиков», «Вертушек»). Консультирование родителей с показом упражнений по развитию мелкой моторики. Ноябрь «Колобок»Автоматизация звуков. Развитие ГСР. Упражнять в употреблении предлогов: от, на. Закрепление знаний о животных. Консультирование родителей с показом упражнений по совершенствованию слоговой структуры слова. «Репка» Автоматизация звуков. Развитие ГСР. Упражнять в употреблении предлога: за Показ индивидуального занятия. Консультация для родителей на тему: «Динамика речевого развития» Декабрь «Курочка Ряба» Автоматизация звуков. Развитие ГСР. Закрепление знаний о домашних птицах. Штриховка.. Консультирование родителей с показом упражнений по развитию тонкой моторики. Январь «Теремок» Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество учителя-логопеда с детьми.Активизировать речевое дыхание. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Развивать тонкую, общую моторику. Улучшить звукопроизношение. Развивать грамотную и связную речь детей с нарушением речи. Совершенствование фонематического слуха. Совершенствовать слоговую структуру слова.Совершенствовать употребление лексико-грамматических категорий. Повысить культурный уровень дошкольников.Закрепление умения вести диалог с помощью карточек-моделей, составлять последовательный пересказ сказки с опорой на схемы. Автоматизация звуков. Развитие ГСР. Упражнять в употреблении предлога: в. Закрепление знаний о диких животных. Показ родителям настольного театра. Консультация для родителей на тему: «Динамика речевого развития» Февраль «Заюшкина избушка» Автоматизация звуков. Развитие ГСР. Закрепление знаний о диких животных. Развитие фантазии, словестного творчества. Совместная с детьми творческая деятельность родителей по написанию сказки и оформление стенда «Моя первая сказка» Март «Кот, петух и лиса»» Тренировка глубокого вдоха и плавного медленного выдоха. Развитие подвижности артикуляционного аппарата. Активизация речевого дыхания. Совершенствование фонематического слуха Обучение навыкам самомассажа. Автоматизация звуков. Развитие ГСР (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.) Закрепление знаний по теме «Продукты питания», «Фрукты». Совместное с детьми обсуждение сказки. Обучение навыкам самомассажа лица для последующего использования с ребенком дома. Апрель «Путешествие в сказку» Развивать все компоненты устной речи детей: связную речь (вести диалог и монолог), составлять описательный рассказ о зайце. Развивать звукобуквенный анализ. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать навыки словоизменения, умения правильно ставить ударение в словах. Упражнять в развитии мимических мышц, дыхания. Способствовать проявлению индивидуальности и творческой фантазии в театральной деятельности. Воспитание любви к народному творчеству. Продолжать воспитывать интерес к занятиям, эмоциональность, умение сопереживать героям сказок. Распространение опыта работы на ППО Показ видеосъемки. Обсуждение просмотренного занятия. Май Видеосъемка по сказке «Золотая рыбка» Развивать все компоненты устной речи детей: связную речь (вести диалог и монолог). Способствовать проявлению индивидуальности и творческой фантазии в театральной деятельности. Воспитание любви к народному творчеству. Продолжать воспитывать интерес к занятиям, эмоциональность, умение сопереживать героям сказок. Повысить интерес, самооценку детей и значимость проделанной работы. Участие с детьми во Всероссийском конкурсе «Виртуальное чтение». Номинация «Дошкольник читает поэзию» (диплом 2 степени, подготовка детей) Диагностика уровня развития речи.Конспект индивидуального занятия по теме: « Автоматизация [Л] в слогах, словах через русскую народную сказку» Коммуникация: Развивать коммуникативные способности ребёнка: развивать связную речь (вести диалог и монолог, слушать и понимать собеседника, отвечать пол на вопросы полным ответом), фонематические процессы, совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать навыки словоизменения: Образование относительных прилагательных и приставочных глаголов. Упражнять в образовании форм И.п., мн. числа существительных, умении правильно ставить ударение в словах. Упражнять артикуляцию. Автоматизировать [Л] в слогах, словах. Уметь дифференцировать звуки [Л], [Л'] в словах, находить место звука в слове. Социализация: Воспитание любви к народному творчеству. Здоровье: Развивать общую моторику, координировать речь с движениями. Познание: Закрепить знания о репе. Оборудование: книга с русской народной сказкой «Репка», сеткограф, карточка, горох, бабочка, зеркало, колобок. Ход НОД: 1.Организационным момент. -Посмотри, кто к нам пришёл? (колобок) Значит, мы встретимся с тобой со сказкой. Только сказка сегодня не о колобке. Колобок сам хочет послушать сказку. 2.Развитие артикуляционной моторики и дыхания. -Он с нетерпением ждал встречи и весело улыбается тебе. Упр. «Улыбка» -Решил колобок сесть к тебе по ближе и расслабился. Упр. «Лопата» -Потянулся колобок за книгой. Вот так.. Упр. « Иголочка» -Стал перелистывать станицы. Упр. « Качели» -Увидел бабочку в книге и подул на неё. Упр. « Сдунь бабочку» -Молодец! 3.Упражнения по развитию произношения, лексико-грамматическому строю. -Посмотри на обложку. Как ты думаешь, какую сказку мы будем рассказывать? Не забывай говорить полным предложением. (Репка) Репка, это что? (овощ). А, какая она? (круглая, жёлтая, сладкая). -Садись по удобнее, слушай и помогай мне рассказывать сказку для колобка, а эпизод из сказки помести на сеткогораф. -Посадил дед репку. Он её поливал утром и вечером, вот так: л-л-л….., повтори. Полол травку вокруг репки: ла-ло-лы, лу-лу-ла, лэ-лэ-ло, ал-ол-ул, ал-ло-ул, ул-эл-ыл. А когда она выросла стал тянуть её: пла-плэ-плы, кла-кло-клы, слэ-сла-слу. Какая выросла репка? (большая) Сколько дед посадил репок? (одну). Что было дальше? (стал дед репку тащить из земли). Как он её тянет?, покажи…К/упр. «Кулачки». Тянет-потянет, а вытянуть не может. -Кого позвал дедка? (бабку). Бежит бабка, а из кармана горошины посыпались. А горошины не простые,со словами-загадками. Ты горошинки поднимай, да слова правильно называй [Л] .ампа, пи.а, сто., .ожка, мы.о, пена., .ыжи, журна. Молодец! Тянут дедка с бабкой репку и вытянуть не могут. -Позвали они внучку Светланку. А внучка перед зеркалом сидит и спрашивает у него, а зеркало уверенно ей отвечает: « Я милая? (милая), славная, смелая, ласковая, послушная». Прибежала внучка в огород. Тянут-потянут, а вытянуть не могут. -Позвали они Жучку, а Жучка косточки перебирает и ласково называет Упр. « Парные картинки», «Назови ласково»: халат-халатик, стол-столик, стул-стульчик, ложка-ложечка, яблоко-яблочко, лодка-лодочка, лимон-лимончик. Прибежала Жучка. Тянут-потянут, а вытянуть не могут. -Позвали они кошку. А кошка по дому хозяйничает. Нашла она платок из шёлка. Какой это платок? (шёлковый). Нашла коврик из соломы – соломенный; конфету из шоколада -шоколадную, ручку из пластмассы-пластмассовую. Услышала кошка, что её зовут. Из дома выбежала, по дорожке…(побежала) чрез мостик …(перебежала), в калитку…(забежала), в огород…(прибежала). Стали они тянуть репку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут. -Позвали мышку, а мышка в подполье бегает, ищет похожую на себя мышку. Помоги мышке. Молодец! Прибежала в огород, тянут-потянут, и вытянули репку. Как ты думаешь, какую пословицу можно подобрать к сказке? • У кого есть дед, у того и обед. • Какие труды, такие и плоды. • Друг за друга держаться - ничего не бояться. -Понравилась ли тебе сказка? Давай посчитаем всех героев сказки (6). А, какие они?(радостные, весёлые, дружные, счастливые). На чём они везут репку? ( на телеге). Почему её везут на телеге? (потому что репка выросла большая-пребольшая, круглая, сладкая). Как звали внучку? (Светланка) В имени Светланка, спрятался [Л], где же он стоит? А какой это звук? Правильно. Молодец! Ты справилась со всеми заданиями. -Вот и сказочке конец. А кто слушал,молодец!
1 НОД Репка.ppt

«Использование логосказок в коррекционной работе с детьми»

«Использование логосказок в коррекционной работе с детьми»
Индивидуальная НОД по теме: «Рассказывание русской народной сказки «Репка».  Автоматизация [Л] в слогах, словах»

«Использование логосказок в коррекционной работе с детьми»

«Использование логосказок в коррекционной работе с детьми»
выразительность  навыки  речи.  Развивать  Коммуникация:  Развивать  коммуникативные  способности  ребёнка:  развивать    связную речь ( вести диалог и монолог, слушать и понимать собеседника, отвечать   на  вопросы  полным  ответом),  фонематические  процессы,  совершенствовать  словоизменения: интонационную  образование относительных прилагательных и приставочных глаголов. Упражнять в  образовании  форм  И.п.,  мн.  числа  существительных,  умении  правильно  ставить  ударение в словах. Упражнять артикуляцию. Автоматизировать [Л]  в слогах, словах.  Уметь дифференцировать звуки [Л],  [Л']  в словах; находить место звука в слове. Социализация: Воспитание любви к народному творчеству.  Здоровье: Развивать общую моторику, координировать речь с движениями. Познание: Закрепить знания о репе. Оборудование: книга с р.н.с «Репка», сеткограф, карточка, горох, бабочка,зеркало,  колобок.

«Использование логосказок в коррекционной работе с детьми»

«Использование логосказок в коррекционной работе с детьми»
Артикуляционная гимнастика.  Упражнение на развитие дыхания.

«Использование логосказок в коррекционной работе с детьми»

«Использование логосказок в коррекционной работе с детьми»

«Использование логосказок в коррекционной работе с детьми»

«Использование логосказок в коррекционной работе с детьми»

«Использование логосказок в коррекционной работе с детьми»

«Использование логосказок в коррекционной работе с детьми»
Светланка

«Использование логосказок в коррекционной работе с детьми»

«Использование логосказок в коррекционной работе с детьми»
Молодцы!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017