Использование метода ситуационного анализа на уроках литературы
Оценка 4.9
Работа в классе
doc
русская литература
8 кл—11 кл
25.05.2017
данный материал представляет собой описание и варианты использования метода на уроках литературы. Используется для разбора художественных произведений. Его целью является развитие у учащихся интереса к предмету, к чтению и изучению других предметов. Развивает навыки общения, дискуссии, внимание и уважительное отношение к чужому мнению.
ситуативный анализ.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ
РЕСПУБЛИКИ
ГПОУ «ЯСИНОВАТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ
ЛИЦЕЙ»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Выполнила: преподаватель
литературы, специалист,
Мосейчук Анна Евгеньевна
2017 На уроках литературы с использованием традиционных методов
обучения учащиеся говорят очень мало. В основном это уроклекция с устным
или письменным опросом по теме предыдущего занятия. Этот подход не дает
возможности в полной мере выполнить задачи, которые стоят перед
современным образованием, а именно: формировать ключевые компетенции,
научить учиться, ориентироваться в мире духовных ценностей, решать
проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей. А также
развивать индивидуальные познавательные способности каждого учащегося.
Также важно помочь личности познать себя, самоопределиться и
самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства. В наше время
необходимо повысить активность учащихся на уроке, развивать навыки
самостоятельного получения знаний в процессе взаимодействия и
взаимопомощи.
В последнее время наблюдается нежелание учащихся читать
произведения классической литературы. Учащиеся не любят и не хотят читать
программные произведения. Одна из причин – это непонимание действий и
состояния героев произведений. Эти персонажи живут в другое время,
пользуются другим транспортом, едят другую еду, носят другую одежду. И
главное они живут в других обстоятельствах, в другом социальном строе.
Большая часть учащихся очень мало знают о реалиях того времени, о котором
читают. Это мешает им понять поступки и мотивы героев. Для того, чтобы
приблизить учащихся к героям произведений, чтобы позволить им понять их
действия, чувства и эмоции, следует использовать технологии развития
критического мышления.
Педагогический словарь дает такое определение:
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с
позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять
2 полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям,
вопросам, проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.
Формирование критического мышления – одна из актуальнейших задач
современного
обучения.
(
Педагогический словарь.
— М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.)
Один из приемов, который я использую на уроках литературы для
развития критического мышления – ситуационный анализ.
Цели использования этого приема:
развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных
способностей учащихся;
формирование ключевых компетентностей учащихся;
выработка умений, влияющих на учебнопознавательную деятельность;
развитие индивидуальности, самобытности и самоценности каждого
учащегося;
формирование нравственных ценностей учащихся;
формирование навыков информационного поиска;
развитие навыков конспектирования, умения выделять главное;
развитие уважительного отношения к собеседнику, умение слушать и
слышать;
формирование уважительного отношения к культуре;
развитие выразительности речи.
3 Структура ситуационного анализа:
Обычно мы берем для обсуждения 5 вопросов, которые помогают глубже
понять произведение:
1. Первый вопрос, который дается для обсуждения: «Что бы я сделал на
месте главного героя (героини)?».
Обсуждение данного вопроса позволяет преподавателю наблюдать за
личностью учащегося, его личностными качествами, а так же делать выводы и
планировать цели и задачи дальнейшего обучения, связанные с нравственным
воспитанием учащихся.
Дополнительный вопрос, который можно обсудить: «Как бы мои друзья
(родственники) отнеслись к такому поступку, такой ситуации?». Это
помогает учащимся не только высказать свое мнение, но и оценить важность
родственных уз и дружеского отношения в своей жизни.
2. Второй вопрос для обсуждения: «Почему герой (героиня) так поступил?».
Ответы учащихся на этот вопрос дают возможность преподавателю выявить,
насколько внимательно было прочитано произведение, насколько хорошо
учащиеся знакомы с жизненными реалиями того или иного периода времени.
Иногда перед проведением данного занятия учащиеся готовят доклады по
темам, касающимся героев или событий, упомянутых в произведении.
Например, при рассмотрении произведений А. Н. Островского следует
рассмотреть особенности жизни такого слоя населения как купечество.
Знание особенностей жизненного уклада купцов позволяет лучше понять
изучаемые пьесы.
3.
Третий вопрос: «Поступил бы так герой (героиня), живя в наше время?».
4 Этот вопрос можно использовать для оценки глубины понимания
прочитанного произведения, характеров героев, описанных обстоятельств.
Кроме того, это позволяет учащимся проявить свои творческие способности.
Что особенно важно, учащиеся имеют возможность показать свое отношение
к описанным событиям, высказать свое согласие или несогласие с героями,
автором. Из этого обсуждения вытекает
4. Четвертый вопрос. «Чем отличаются обстоятельства, в которых описаны
герои от нашего времени?».
Кроме очевидных задач проверки уровня знаний текста и жизненных реалий
описанного времени, дискуссия по этому вопросу дает возможность научить
учащихся не только собирать информацию, но и сравнивать, обобщать,
анализировать, делать выводы, строить умозаключения.
5. Пятый вопрос. «Влияние обстоятельств». Также обсуждается сила
окружения или нравственных устоев в произведении. Данный этап
обсуждения позволяет реализовывать воспитательные цели: научить искать
выход из различных ситуаций, не сдаваться перед трудностями, не терять
себя в сложных ситуациях, достойно справляться с различными
проблемами, приходить не помощь или оказывать поддержку друзьям или
членам семьи.
В течение обсуждения учащиеся могут заполнять предложенную таблицу.
Главный герой (героиня)
Я
Оправдание или осуждение поступка
5 Каким видится выход из ситуации
Что влияет (может повлиять) на поступок
Влияние окружающих людей
Выводы (мнение о герое)
В первой строке учащиеся пишут свое отношение к происходящему в
произведении и то, чем герой оправдывает свои действия.
Во второй строке учащиеся пишут, что бы они сделали на месте героя и
что сделал герой.
В третьей строке описывается, почему герой совершил то или иное
действие, и что могло бы заставить так поступить.
Четвертая строка показывает, как влияли окружающие на героя и как бы
они отнеслись к подобному поступку самого учащегося.
6 Последняя строка позволяет высказать свое мнение о герое, а также
сделать выводы о себе.
По результатам обсуждения учащиеся могут написать эссе или мини
сочинение.
Использование приема ситуационного анализа дает ряд преимуществ:
позволяет учить прислушиваться к другому мнению, вести дискуссию;
воспитывает чувство сопереживания, честность, чувство ответственности за
свои поступки, слова;
учит объяснять прочитанное, строить умозаключения;
стимулирует интерес к изучению истории и культуры;
позволяет преподавателю выявить индивидуальный опыт учащегося,
показать признание его индивидуальности, самооценки;
способствует саморазвитию и самосовершенствованию;
оказывает влияние на формирование нравственных принципов;
Во время дискуссии задача преподавателя – не просто наблюдать и проверять
знание текстов произведений. Он должен следить за направлением беседы,
задавать вопросы. Важно также показывать, что мнение каждого участника
важно и имеет право на существование. В ходе дискуссии учащиеся учатся
работать сообща, находить общее решение, при этом с уважение относиться к
чужому мнению.
7
Использование метода ситуационного анализа на уроках литературы
Использование метода ситуационного анализа на уроках литературы
Использование метода ситуационного анализа на уроках литературы
Использование метода ситуационного анализа на уроках литературы
Использование метода ситуационного анализа на уроках литературы
Использование метода ситуационного анализа на уроках литературы
Использование метода ситуационного анализа на уроках литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.