ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оценка 4.6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оценка 4.6
Особые потребности
docx
психологическая работа +1
Детсад
12.11.2018
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому детские страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В данной методической разработке представлен один из наиболее эффективных методов работы с детскими страхами - арт-терапия.
+арт-терапия.docx
Педагог­психолог I категории  Шпилевая Ирина Евгеньевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ­ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО­ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «То, что является творческим, зачастую терапевтично, то, что терапевтично,  часто представляет творческий процесс» Карл Роджерс Дети часто страдают от страхов. Это происходит в силу многих причин. Яркое   воображение   ребенка,   впечатлительность   —   возможные   причины детских   страхов.   Конечно   же,   есть   и   более   глубокие   причины,   которые обычно скрываются в семейных отношениях. А работая с детьми, очень важно использовать как можно более гибкие формы воздействия на психику. Такую возможность   нам   предоставляет   метод   арт­терапии,   который   помогает ребенку   осознать,   проиграть   и   пережить   конфликтную   ситуацию   или проблему удобным и доступным для его психики способом.  Арт­терапия   –  направление   в   психотерапии   и   психологической коррекции, основанное на искусстве (в первую очередь изобразительном) и творческой деятельности. Ее целью является гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Метод построен на теории психомоторной связи. По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются движением. Если реальное движение по какой­то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществ­ ления ответного движения. Так, например, образы и мысли представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук ­ ударить, заслониться.  К. Юнг  в своих  работах  также  отмечал, что  подсознательное   можно осознать, растормозив кинестетическую память о пережитом. О.   И.   Качурина   предполагает,   что   «Я»   человека   отражается   в зрительных образах спонтанно, когда ребенок не задумывается о том, что он рисует, лепит и т.д. Автор указывает на то, что художественные продукты деятельности   отражают   все   виды   подсознательных   процессов   (страхи, внутренние   конфликты,   воспоминания   детства,   сновидения).   При   их словесном   описании   у   ребенка   могут   возникнуть   затруднения,   именно поэтому   невербальные   средства,   часто   являются   единственно   возможными для выражения и прояснения сильных переживаний [3]. Исследованием в области детских страхов занимались такие ученые, как Дж. Боулби, С. Рэчмен, Ю. А. Кочетова, А. И. Захаров, Л. Д. Лебедева, В.Г. Колягина, А. М. Пихожан, В. И. Лубовский и т.д. В трудах Джона Боулби подробно   раскрыта   этиология   детских   страхов.   В   середине   XX  века   А.И. Захаров   разработал   классификацию   детских   страхов,   А.   М.   Прихожан посвятила свои исследования коррекции страхов и тревожности детей.  Л.   А.   Золоторёва   отмечает,   что   в   процессе   психотерапии   могут эффективно   использоваться   искусство,   в   частности,   художественная (творческая)  деятельность   как  средство  собственной  активности  индивида. Коррекционная работа по преодолению страхов с помощью искусства, как отмечает Л. А. Золотарева, помогает в гармонизации внутренней и социальной жизни   людей,   одним   из   методов   такого   психологического   воздействия является   арт­терапия.   Арт­терапия   позволяет   избавиться   ребенку   от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. Преимуществом арт­терапии является   ее   игровой,   близкий   к повседневной деятельности детей характер, позволяющий актуализировать и решить проблему. Это один из способов обретения контроля над ситуацией, доступный ребенку. Первоначально малыш боится передавать свою тревогу в виде образов, и преодоление внутреннего барьера и начало творческой работы является   первым   шагом   к   последующему   исцелению.   Затем   ребенок «приручает», а в ряде случаев и «называет» свою боязнь, превращая нечто жуткое и тревожное в безобидный рисунок, который можно порвать, или в фигурку из пластилина, которую легко смять. Постоянное чувство тревоги и страха   превращается   в   художественный   образ,   в   объект   творческой манипуляции. В художественной форме малыш выражает свои переживания и желания,   дает   выход   эмоциям,   перекраивая   реальные   травмирующие ситуации. Наиболее   действенна   арт­терапия   при   избавлении   от   воображаемых страхов и от страхов, вызванных достаточно давними реальными событиями. По отношению к «свежим» страхам этот метод несколько менее успешен. Этапы работы со страхом в арт­терапии Первый   этап   арт­терапии  носит   подготовительный   характер   и заключается в установлении контакта между ребенком и психологом, между детьми в группе, привыкании к новой обстановке и ознакомлении с правилами работы. Очень важно объяснить ребенку, что его творческая деятельность не будет   оцениваться,   и   что   он   не   должен   ориентироваться   на   чьи­либо ожидания. Со  второго   этапа  начинается   само   преодоление   боязни   у   детей:   на этом этапе формулируется проблема и начинается эмоциональное раскрытие. Ребенок называет свой страх и изображает его избранными методами: рисует, помещает   в   условное   пространство   сказки,   лепит   и   т. д.   Этот   этап продолжается до тех пор, пока травмирующая ситуация не будет раскрыта полностью и все связанные с ней негативные эмоции не будут изжиты. Очень важна   динамика   творческого   процесса,   отражающая   как   особенности личностного развития, так и постепенное избавление от негативных эмоций. Страх отделяется от личности ребенка. И маленький художник уже может манипулировать им, а не подчиняться ему. Очень действенным является метод переработки пугающего образа в образ смешной. Высмеивание страха. Или переработка враждебного образа в дружественный   образ.   Есть   и   более   радикальные   методы.   Чтобы распрощаться   со   своими   тревогами   можно   их   изображения   рвать,   мять, закапывать или сжигать. Лучше выяснить у ребенка, какой из методов ему кажется наиболее эффективным в борьбе со своими страхами. Третий   этап  ­   этап   преодоления   страхов   и   неуверенности   в   себе. Ребенок перестает ассоциировать себя с жертвой и начинает отождествлять с героем­победителем. Характер рисунков и другой творческой деятельности резко   меняется.   Чувство   страха   уходит   одновременно   с   формированием новых способов поведения, наблюдается повышение самооценки. Это чувство можно   закрепить,   придумывая   и   иллюстрируя сказку   о   герое,   который побеждает все неприятности на своем пути. На  четвертом этапе  закрепляется сформированное мироощущение и способы преодоления страхов. Ребенок осознает свои возможности, знает, как справиться самостоятельно с проблемой в случае рецидивов. Разумеется,   приведенная   схема   носит   общий   характер,   и   ее реализация в каждом конкретном случае будет иметь свою специфику, связанную, в том числе и с избранной формой творчества. Далее   я   представлю   некоторые   арт­терапевтические   упражнения, которые я успешно использую в своей профессиональной деятельности, при коррекции страхов у детей дошкольного возраста.  1. Арт­терапевтическая техника  «Образ и пластика настроения»  (Орлова Л.В.) Лепка   из   пластилина,   теста,   глины   содержит   ресурс   созидательных изменений формы и символическою смысла художественных образов, поэтому она является эффективным арт­терапевтическим средством моделирования в системе   координат   нового   образа   Я,   продуктивных   взаимоотношений, конструктивных способов поведения, ценностей личности. Цель:  коррекция   агрессивных   эмоций,   деструктивного   поведения, страхов и тревожности.  Возрастная категория: с 3 лет и старше. Материалы: достаточное количество пластилина, глины или цветного теста,   (тесто   более   подходящий   и   безопасный   пластический   материал для маленьких   детей,   которые   все   проверяют   «на   вкус»,   а   также   детей   с особенностями развития). Описание   метода:   вначале   ребенку   предлагается   выбрать   кусок пластилина   (теста)   определенной   окраски   и   придать   ему   подходящую форму, соответствующую теме  (примеры тем: «Мое настроение», «Я боюсь… (мой страх; меня пугает…)», «Мой мир», «Мир моей души», «Пластилиновый рай». Лучше, если тему, сюжет и название скульптуры ребенок придумает самостоятельно,   исходя   из   его   потребности.   Затем   ребенку   необходимо придумать название своей скульптуре и  рассказать историю о ней, психолог по ходу задает уточняющие вопросы.  В   другом   варианте   упражнения   инструкция   может   быть   более конкретной:  •   изобразите   какое­либо   настроение   (или   свои   фантазии:   представления   о счастье, красоте, любви, свободе, одиночестве и т. п.);  • создайте образы своего Я (субличности);  • с помощью метафоры отобразите в пластилине одобряемые и неодобряемые составляющие своей персоны; •   используя   любые   формы   презентации,   опишите   свои   переживания, воплощенные в пластическом образе. Пример работы со страхом, с использованием данной техники (из опыта работы). Инструкция:  Выбери себе кусочек теста, который тебе не нравится.   Слепи из этого кусочка свой страх.   Придумай ему название­ имя  Расскажи   историю   про   свою   скульптуру   (уточняющие   вопросы:   где живет, с кем, нравится ли ему там жить, что бы ему хотелось изменить, есть ли у него мечта и какая, а если он осуществит сою мечту как он изменится)  А     что   можешь   сделать   ты   со   своим   страхом,   чтоб   перестать   его бояться? (можно с ним подружиться и т.п.)  Давай мы с тобой сейчас как­то изменим твой страх, чтоб он стал менее страшным. Пластичность материалов позволяет вносить многочисленные изменения в работу и, соответственно, как бы подправлять эмоциональное самочувствие. Негативные эмоции, образно говоря, могут затеряться, раствориться в общей доброжелательной и безопасной атмосфере взаимодействия со «страхом». Предполагаемый результат  зависит  от  цели  использования   техники педагогом­психологом:  повышение уверенности в себе;  снижение тревожности;  снижение количества страхов;  снижение агрессивности;  снижение нервно­психического напряжения. 2. Арт­терапевтическая   техника   рисования   на   клеёнке «Ахи­ страхи» Цель: коррекция страхов, тревожности. Возрастная категория: с 5 лет и старше. Материалы:  плотная силиконовая прозрачная клеёнка формата А4 или А5   (под   прозрачную   клеенку   ребенок   может   подложить   бумагу   любого оттенка   по   желанию),   гуашь,   кисти,   стаканчик   с   водой,   губка,   вода (раковина, либо тазик с водой), салфетки,  жидкое мыло или клей ПВА (для того чтобы краски хорошо наносились на клеенку, необходимо гуашь смешать с жидким мылом, либо с клеем ПВА).  Описание   метода:  Психолог   предлагает   ребенку   изобразить свои страхи   на   клеенке,  объясняя   тем,  что   если   вдруг   захочется   что  –  то исправить,   то   это   можно   сделать   легким   касанием   губки.   Ребенок рассказывает о своем страхе, а затем страх необходимо трансформировать, так, чтоб он перестал быть пугающим. Пример работы со страхом, с использованием данной техники (из опыта работы). Инструкция:  Перед тобой на столе клеенка и краски. Нарисуй на клеенке свой самый большой   страх,   если   тебе   захочется   что­то   исправить,   ты   можешь сделать это при помощи губки.  Придумай ему название своему рисунку.  Расскажи про свой страх историю (уточняющие вопросы: какой он, где живет, что он любит делать, специально ли он пугает тебя, а можешь ли ты сделать что­то, чтоб твой страх был не таким пугающим и т.п.)  Изменим свой страх так, чтоб он стал нестрашным.  Если   ребенок   затрудняется,   можно   предложить   ему   варианты   изменения страха: • подрисовать что­нибудь, чтобы образ стал смешным; • угостить вкусным, нарисовав конфеты, печенье, колбасу и т. д.; • заштриховать его: спрятать в коробку; • избавиться от страха, смыв водой (клеенка останется чистой); • приручить его: дорисовать поводок, клетку. Предполагаемый результат  зависит  от  цели  использования   техники педагогом­психологом:  снижение тревожности;  снижение количества страхов;  снижение нервно­психического напряжения;  отреагирование отрицательных эмоций. 3. Арт­терапевтическая   техника   рисование   на   воздушном   шаре «Трансформация страха» Цель: коррекция страхов, тревожности, развитие воображения Возрастная категория: с 5 лет и старше. Материал: воздушный шар, гуашь, жидкое мыло, кисточки 10 мм и 5 мм,   скотч,   ленточка,   цветная   бумага,   клей   ПВА,   разноцветный   скотч   или самоклеющаяся бумага. Описание метода: надутый однотонный шарик прикрепляется скотчем к  столу.  Кисточки   для  работы  надо  выбирать   максимально   мягкие,  чтобы ребенок неосторожным движением не лопнул шарик, ширина кистей должна быть от 10 мм – для крупных деталей, 5 мм – для прорисовки контуров и мелочей.   Для   того   чтобы   краски   хорошо   наносились   необходимо   гуашь смешать с жидким мылом. Вариант   1:   педагог­психолог   рассказывает   ребенку,   что свой страх можно   изобразить   на   воздушном   шаре.   Ребенок   выбирает воздушный шар любого оттенка. Надувая его, психолог спрашивает у ребенка, какого размера его страх. Если ребенок говорит, что страх его большой, то желательно надуть его максимально. Ребёнок может надуть шар сам или с помощью   насоса,   мысленно   представляя,   что страх останется   внутри   шара. Нарисовав страх и взяв его в руки, ребенок выходя на улицу, выпускает его со словами: «Шар воздушный, улетай, страх с собою забирай». Вариант 2: ребёнок надувает шар сам или с помощью насоса, мысленно представляя, что страх останется внутри шара. Ребенок изображает страх на надутом   воздушном   шаре.   Психолог   предлагает   сделать   его   веселым, подрисовав или приклеив ему детали.  Пример работы со страхом, с использованием данной техники (из опыта работы). Инструкция:  А ты знаешь, что твой страх можно нарисовать на воздушном шаре? Давай мы с тобой попробуем это сделать.   Перед тобой лежат разноцветные воздушные шары, выбери любой из них.   Теперь мы его надуем. А ты представь, что весь твой страх собирается внутри этого шара. Твой страх большой или маленький (ребенок или психолог   надувает   шар   такого   размера,   какого   страх   у   ребенка   и прикрепляют скотчем к столу)?   Теперь нарисуй красками на этом воздушном шаре свой страх.  Посмотри   на   это   шар,   твой   страх   все   еще   кажется   тебе   таким   же большим и страшным?  А ты можешь сделать его смешным и совсем нестрашным, дорисовав или доклеив ему разные веселые детали (ребенок доклеивает).  Сейчас   мы   с   тобой   можем   распрощаться   с   ним   раз   и   навсегда:   нам нужно   взять   этот   страх   и   отпустить   в   небо   со   словами:  «Шар воздушный, улетай, страх с собою забирай». Также   ребенку   можно   предложить   трансформировать   свой   страх другим способом: • выпустить воздух из шара: он становится маленьким, рыхлым и забавным; • привязать к шару ленточку и зацепить за предмет в кабинете у психолога, наблюдая за ним в течение недели. Предполагаемый результат  зависит  от  цели  использования   техники педагогм­психологом:  снижение тревожности;  снижение количества страхов;  снижение нервно­психического напряжения;  отреагирование отрицательных эмоций;  улучшение воображения. 4. Арт­терапевтическая техника телесно­ориентированной терапии «Пластилиновая фигурка» Тело – зеркало души ­ это выражение известно многим. Тело является продолжением нашей психики. Обычно проблемы, связанные с психическим здоровьем, начинаются с физического или эмоционального стресса. Все наши мысли   и   действия   запечатлеваются   в   теле.   Взаимосвязь   тела   и   душевного состояния   человека   установлена   давно,   поэтому   активные   исследования   в этой   области   помогают   значительно   расширять   возможности психотерапевтического лечения. Телесно­ориентированная терапия выступает как   самостоятельное   направление   в   психологии,   обладая   при   этом   четкой концепцией и разнообразными практическими наработками. «Тело помнит все» –   так   звучит   один   из   законов   телесно­ориентированной   психотерапии.   Телом сохраняются все воспоминания и пережитые нами эмоции. Чувства и страхи, которые   человек   игнорирует,   выливается   в   проблемы   со   здоровьем   и   если продолжать не обращать на них внимания – таких проблем будет прибавляться все больше. Каждая часть тела отвечает за определенные страхи человека и в зависимости от того, в каком месте возникают неприятные ощущения, можно определить, чего боится человек. Цель:  снижение  тревожности,   снятие   психоэмоционального напряжения, расслабление. Возрастная категория: с 5 лет и старше. Материал: упражнение выполняется на ковре. Описание   метода: Психолог   просит   ребенка   представить,   что   он фигурка   из   пластилина,   которую   очень   долго   держали   в   холодильнике, «жёсткая   и   твёрдая.   Затем   психолог   пытается   поменять   позу   ребенка, напоминая ему, что застывший пластилин (то есть ребенок) должен осложнять его   работу,   сопротивляться.   После   этого   психолог   просит   ребенка представить,   что   в   помещении   вдруг   одновременно   включили   множество отопительных приборов и фигурка из пластилина начинает «таять». Психолог обращает внимание ребенка на то, что «таяние» это постепенный процесс, а не мгновенное   перевоплощение:   в  первую   очередь   должны   оплывать   те   части тела куклы, на которые «ушло меньше пластилина»: пальцы, шея, руки, затем ноги.   В   конце   упражнения   ребенок   должен   буквально   «стечь»   на   пол, превратившись   в   бесформенную   пластилиновую   массу.   Это   и   будет абсолютным мышечным расслаблением. Пример работы со страхом, с использованием данной техники (из опыта работы). Инструкция:  Представь себе, что ты превратился в фигурку из пластилина, которую очень долго держали в холодильнике, постояв в холодильнике, ты стал жёстким и твёрдым: напряги своё тело  так, словно ты стал твердой пластилиновой фигурой.  Сейчас   я   постараюсь   изменить   твою   позу,   а   твоя   задача   быть несгибаемым и неподатливым как твердый.  А   теперь   представь   себе,   что   в   помещении   вдруг   одновременно включили   множество   отопительных   приборов   и   ты   начинаешь постепенно таять. Не забудь, что «таяние» это постепенный процесс: в первую   очередь   должны   оплывать   те   части   тела,   на   которые   «ушло меньше   пластилина»:   постепенно   расслабь   пальцы,   затем   шею,   затем руки, теперь начинает таять твое тело, оно постепенно расслабляется, затем тают ноги, и ты тихонько стекаешь на пол и превращаешься в бесформенную лужу из пластилина.  Расслабь все мышцы тела, рук, ног, лица. Ни о чем не думай, дыши спокойно. Тебе спокойно и хорошо (это и будет абсолютным мышечным расслаблением).  Теперь почувствуй,  что твое  тело  наливается  силой и уверенностью, твои руки становятся сильными, тело крепнет, ноги наливаются силой, твой   разум   спокоен,   ты   ничего   не   боишься,   ты   теперь   храбрый   и сильный. Предполагаемый результат  зависит  от  цели  использования   техники педагогм­психологом:  снижение тревожности;  снижение нервно­психического напряжения;  расслабление;  улучшение воображения. 5. Арт-терапевтическая техника работы с песком «Дом умиротворения» Игра в песочнице как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних   времен.   Ребенок   выступает   в   песочнице   как   созидатель   —   один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма   деятельности.   Ребенок   часто   словами   не   может   выразить   свои переживания,   страхи,   и   тут   ему   на   помощь   приходят   игры   с   песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая   картину   собственного   мира   из   песка,   ребенок   освобождается   от напряжения.   А   самое   главное   —   он   приобретает   бесценный   опыт символического   разрешения   множества   жизненных   ситуаций,   ведь   в настоящей   сказке   все   заканчивается   хорошо!   А   если   учесть,   что   песок обладает   замечательным   свойством   «заземлять»   негативную   психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального   состояния   ребенка.   Иными   словами,   использование песочницы   в   педагогической   практике   дает   комплексный   образовательно­ терапевтический эффект. Цель:  коррекция страхов, тревожности, развитие воображения, снятие нервно­психического напряжения. Возрастная категория: с 4 лет и старше. Материал:   песочница,   кварцевый   песок,   коробочка,   разноцветные камни   (марблс   или   галька),   запись   со   спокойными   классическими музыкальными композициями. Описание   метода:  психолог  предлагает   ребенку   окунуться   в   мир песочной   фантазии.   Ребенок   закрывает   глаза   и   слушает   инструкции психолога:   медленно   опустить   ладони   на   песок,   взять   в   руки   песок, пропустить его сквозь пальцы, прислушаться к своим ощущениям, подарите свои   чувства   песку.   Психолог   комментирует:   все   страхи   унесет   песок,   он очистит   и   излечит,   подарит   умиротворение.   Далее   психолог   обращает внимание ребенка на шкатулку и просит его открыть ее. В шкатулке лежат камни.   Из   этих   камней   можно   построить     дом,   где   царит   любовь   и спокойствие, радость и нежность. Но для начала нужно избавиться от страха. Психолог предлагает ребенку выбрать из камней те камни, которые вызывают страх, злость, печаль, и засыпать их песком, комментируя, что так, ребенок избавитесь   от   негативных   чувств.   Затем   ребенку   нужно   выбрать     камни, которые вызывают у ребенка чувства умиротворения, спокойствия и радости, любви, их может быть несколько, положить их около себя. После ребенок рисует свой дом, по контуру которого, размещает камни ­ позитива. Психолог обращает внимание ребенка на то, что нарисовав дом, он избавляется от своих страхов и тревог, так как у него теперь есть безопасное место.  Пример работы со страхом, с использованием данной техники (из опыта работы). Инструкция:  Закрой глаза, медленно опустите ладони на песок, возьми его в руки, пропусти   сквозь   пальцы,   почувствуй   прохладу   и   шероховатость песчинок.   Прислушайся   к   своим   ощущениям.   Ты   чувствуешь   себя   спокойно   и легко. Подари свои чувства «песчаной вечности».   Все   страхи   унесет   песок.   Он   очистит   и   излечит.   Подарит умиротворение.   Обрати внимание, возле тебя находится волшебная шкатулка, открой её.   В   ней   таятся   волшебные   камни.   Ты   можешь   перестать   бояться, нарисовав волшебный дом, где царит любовь и спокойствие, радость и нежность.   Но для начала давай избавимся от страха. Выбери из камней те камни, которые   вызывают   у   тебя   эмоции     страх,   злость,   печаль,   засыпь   их песком. Так, ты избавляешься от негативных чувств.   Теперь   из   множества   камней,   в   которых   хранятся   тайны,   возьми   те камни, которые вызывают у тебя чувства умиротворения, спокойствия и радости,   любви.   Их   может   быть   несколько.   Положи   их   около   себя. Нарисуй   на   песке   дом,   в   котором   тебе   будет   комфортно,   уютно   и безопасно.  Размести по контуру дома камни позитива, если желаешь, укрась свой дом.   Этот дом надежд и умиротворения ­ твой. Он полон любви и нежности, спокойствия и добродетели, он излучает свет исцеления. Скажи громко и уверенно – «Это мой дом безопасности».   А теперь закрой глаза и представь себе, что ты входишь в свой дом и положительные чувства и эмоции проникают в каждую клеточку твоего тела.   Нарисовав свой дом ты избавляешься от своих страхов и тревог. Ты не чувствуешь   страха,   у   тебя   теперь   есть   защита,   стены   твоего   дома безопасности.   Открой глазки и возвращайся в наш любимый детский сад. В   работе   с   песком   желательно   использовать   легкую   спокойную классическую музыку. Предполагаемый результат  зависит  от  цели  использования   техники педагогм­психологом:  снижение тревожности;  уменьшение страхов;  снижение нервно­психического напряжения;  улучшение воображения. Итак,   включение   упражнений   арт­терапии   эффективно   помогает   при эмоциональных   нарушениях   (страх,   тревожность).   Данный   метод   в коррекционной   работе   применяли:   О.И.   Качурина,   Д.   Селиванова,   Л.Д. Лебедева, А.А. Осипова и другие исследователи. Метод арт­терапии имеет ряд преимуществ в отличие от других форм психотерапевтической работы.   Таким   образом,   мы   можем   сделать   вывод   о   том,   что   арт­ терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания,   они   предполагают   атмосферу   доверия,   внимания   к внутреннему миру ребёнка. Применение   арт­терапевтических   упражнений   незаменимо   в   случаях эмоциональных   нарушений   (страх,   тревожность)   и   коммуникативной некомпетентности.   В   случае   трудностей   общения   –   замкнутости,   низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности. Благодаря наличию множества видов творчества арт­терапия позволяет подобрать вариант для любого ребенка и любого случая. Например, техника рисования пальчиками, позволяет работать даже со слабовидящими и совсем маленькими детьми.  Кроме   того,   арт­терапию,   применяемую   в   работе   с   детьми,   можно   как   здоровьесберегающую   инновационную правомерно   представить, технологию. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и   является   идеальным   инструментом   для   повышения   самооценки   и укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребенка как личности общества, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей, развивает творческое начало ребенка. Список используемой литературы 1. Алецкая И.А. Особенности проявления страхов у детей с нарушениями речи.   сборник   научных   Социотипическое   поведение   личности: статей/Министерство   образования   Республики   Беларусь,   под   ред.   С.Л. Богомаза. Витебск, ВГУ 2010 г., с.120­122.  2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2004 г.  3.   Арт­терапия Качурина О.И.         в педагогике. http://festival.1september.ru/articles/212738/  4. Киселева М.В. Арт­терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. Б БК 88.4, К44 ­ СПб.: Речь, 2006. — 160 с, илл. ISBN 5­9268­0408­6 5.   Копытин   А.И.,   Свистовская   Е.Е.   Арт­терапевтические   методы, используемые   в   работе   с   детьми   и   подростками:   обзор   современных публикаций, год издания и номер журнала: 2007 г., №4.  6.   Кочетова   Ю.А.   ­   Психологическая   коррекция   детских   страхов Электронный   журнал   «Психологическая   наука   и   образование»,   2012,   №1 [Электронный ресурс], режим доступа: www.psyedu.ru / ISSN: 2074­5885 7.   Титова   Н.С.   ­   Детские   страхи:   причины   их   возникновения   и   методы доступа: устранения [Электронный режим     ресурс],     http://pediatrics.kh.ua/archive/parents/ChildrenFears.pdf

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018