ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оценка 4.6
Особые потребности
docx
психологическая работа +1
Детсад
12.11.2018
Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому детские страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В данной методической разработке представлен один из наиболее эффективных методов работы с детскими страхами - арт-терапия.
+арт-терапия.docx
Педагогпсихолог I категории
Шпилевая Ирина Евгеньевна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«То, что является творческим, зачастую
терапевтично, то, что терапевтично,
часто представляет творческий процесс»
Карл Роджерс
Дети часто страдают от страхов. Это происходит в силу многих причин.
Яркое воображение ребенка, впечатлительность — возможные причины
детских страхов. Конечно же, есть и более глубокие причины, которые
обычно скрываются в семейных отношениях. А работая с детьми, очень важно
использовать как можно более гибкие формы воздействия на психику. Такую
возможность нам предоставляет метод арттерапии, который помогает
ребенку осознать, проиграть и пережить конфликтную ситуацию или
проблему удобным и доступным для его психики способом.
Арттерапия – направление в психотерапии и психологической
коррекции, основанное на искусстве (в первую очередь изобразительном) и
творческой деятельности. Ее целью является гармонизация развития личности
через развитие способности самовыражения и самопознания.
Метод построен на теории психомоторной связи. По И.М. Сеченову,
всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с
этим представлением, заканчиваются движением. Если реальное движение по
какойто причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц
суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществ
ления ответного движения. Так, например, образы и мысли представления,
вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх
бегством или защитой с помощью рук ударить, заслониться.
К. Юнг в своих работах также отмечал, что подсознательное можно
осознать, растормозив кинестетическую память о пережитом.
О. И. Качурина предполагает, что «Я» человека отражается в
зрительных образах спонтанно, когда ребенок не задумывается о том, что он
рисует, лепит и т.д. Автор указывает на то, что художественные продукты
деятельности отражают все виды подсознательных процессов (страхи,
внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения). При их
словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения, именно
поэтому невербальные средства, часто являются единственно возможными
для выражения и прояснения сильных переживаний [3].
Исследованием в области детских страхов занимались такие ученые, как
Дж. Боулби, С. Рэчмен, Ю. А. Кочетова, А. И. Захаров, Л. Д. Лебедева, В.Г.
Колягина, А. М. Пихожан, В. И. Лубовский и т.д. В трудах Джона Боулби
подробно раскрыта этиология детских страхов. В середине XX века А.И.
Захаров разработал классификацию детских страхов, А. М. Прихожан
посвятила свои исследования коррекции страхов и тревожности детей.
Л. А. Золоторёва отмечает, что в процессе психотерапии могут
эффективно использоваться искусство, в частности, художественная
(творческая) деятельность как средство собственной активности индивида.
Коррекционная работа по преодолению страхов с помощью искусства, как
отмечает Л. А. Золотарева, помогает в гармонизации внутренней и социальной
жизни людей, одним из методов такого психологического воздействия
является арттерапия. Арттерапия позволяет избавиться ребенку от
чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта.
Преимуществом арттерапии является ее игровой,
близкий к
повседневной деятельности детей характер, позволяющий актуализировать и
решить проблему. Это один из способов обретения контроля над ситуацией, доступный ребенку. Первоначально малыш боится передавать свою тревогу в
виде образов, и преодоление внутреннего барьера и начало творческой работы
является первым шагом к последующему исцелению. Затем ребенок
«приручает», а в ряде случаев и «называет» свою боязнь, превращая нечто
жуткое и тревожное в безобидный рисунок, который можно порвать, или в
фигурку из пластилина, которую легко смять. Постоянное чувство тревоги и
страха превращается в художественный образ, в объект творческой
манипуляции. В художественной форме малыш выражает свои переживания и
желания, дает выход эмоциям, перекраивая реальные травмирующие
ситуации.
Наиболее действенна арттерапия при избавлении от воображаемых
страхов и от страхов, вызванных достаточно давними реальными событиями.
По отношению к «свежим» страхам этот метод несколько менее успешен.
Этапы работы со страхом в арттерапии
Первый этап арттерапии носит подготовительный характер и
заключается в установлении контакта между ребенком и психологом, между
детьми в группе, привыкании к новой обстановке и ознакомлении с правилами
работы. Очень важно объяснить ребенку, что его творческая деятельность не
будет оцениваться, и что он не должен ориентироваться на чьилибо
ожидания.
Со второго этапа начинается само преодоление боязни у детей: на
этом этапе формулируется проблема и начинается эмоциональное раскрытие.
Ребенок называет свой страх и изображает его избранными методами: рисует,
помещает в условное пространство сказки, лепит и т. д. Этот этап
продолжается до тех пор, пока травмирующая ситуация не будет раскрыта
полностью и все связанные с ней негативные эмоции не будут изжиты. Очень
важна динамика творческого процесса, отражающая как особенности
личностного развития, так и постепенное избавление от негативных эмоций. Страх отделяется от личности ребенка. И маленький художник уже может
манипулировать им, а не подчиняться ему.
Очень действенным является метод переработки пугающего образа в
образ смешной. Высмеивание страха. Или переработка враждебного образа в
дружественный образ. Есть и более радикальные методы. Чтобы
распрощаться со своими тревогами можно их изображения рвать, мять,
закапывать или сжигать. Лучше выяснить у ребенка, какой из методов ему
кажется наиболее эффективным в борьбе со своими страхами.
Третий этап этап преодоления страхов и неуверенности в себе.
Ребенок перестает ассоциировать себя с жертвой и начинает отождествлять с
героемпобедителем. Характер рисунков и другой творческой деятельности
резко меняется. Чувство страха уходит одновременно с формированием
новых способов поведения, наблюдается повышение самооценки. Это чувство
можно закрепить, придумывая и иллюстрируя сказку о герое, который
побеждает все неприятности на своем пути.
На четвертом этапе закрепляется сформированное мироощущение и
способы преодоления страхов. Ребенок осознает свои возможности, знает, как
справиться самостоятельно с проблемой в случае рецидивов.
Разумеется, приведенная схема носит общий характер, и ее
реализация в каждом конкретном случае будет иметь свою специфику,
связанную, в том числе и с избранной формой творчества.
Далее я представлю некоторые арттерапевтические упражнения,
которые я успешно использую в своей профессиональной деятельности, при
коррекции страхов у детей дошкольного возраста.
1. Арттерапевтическая техника «Образ и пластика настроения»
(Орлова Л.В.)
Лепка из пластилина, теста, глины содержит ресурс созидательных
изменений формы и символическою смысла художественных образов, поэтому она является эффективным арттерапевтическим средством моделирования в
системе координат нового образа Я, продуктивных взаимоотношений,
конструктивных способов поведения, ценностей личности.
Цель: коррекция агрессивных эмоций, деструктивного поведения,
страхов и тревожности.
Возрастная категория: с 3 лет и старше.
Материалы: достаточное количество пластилина, глины или цветного
теста, (тесто более подходящий и безопасный пластический материал для
маленьких детей, которые все проверяют «на вкус», а также детей с
особенностями развития).
Описание метода: вначале ребенку предлагается выбрать кусок
пластилина (теста) определенной окраски и придать ему подходящую
форму, соответствующую теме (примеры тем: «Мое настроение», «Я боюсь…
(мой страх; меня пугает…)», «Мой мир», «Мир моей души», «Пластилиновый
рай». Лучше, если тему, сюжет и название скульптуры ребенок придумает
самостоятельно, исходя из его потребности. Затем ребенку необходимо
придумать название своей скульптуре и рассказать историю о ней, психолог
по ходу задает уточняющие вопросы.
В другом варианте упражнения инструкция может быть более
конкретной:
• изобразите какоелибо настроение (или свои фантазии: представления о
счастье, красоте, любви, свободе, одиночестве и т. п.);
• создайте образы своего Я (субличности);
• с помощью метафоры отобразите в пластилине одобряемые и неодобряемые
составляющие своей персоны;
• используя любые формы презентации, опишите свои переживания,
воплощенные в пластическом образе. Пример работы со страхом, с использованием данной техники
(из опыта работы).
Инструкция:
Выбери себе кусочек теста, который тебе не нравится.
Слепи из этого кусочка свой страх.
Придумай ему название имя
Расскажи историю про свою скульптуру (уточняющие вопросы: где
живет, с кем, нравится ли ему там жить, что бы ему хотелось изменить,
есть ли у него мечта и какая, а если он осуществит сою мечту как он
изменится)
А что можешь сделать ты со своим страхом, чтоб перестать его
бояться? (можно с ним подружиться и т.п.)
Давай мы с тобой сейчас както изменим твой страх, чтоб он стал менее
страшным.
Пластичность материалов позволяет вносить многочисленные изменения
в работу и, соответственно, как бы подправлять эмоциональное самочувствие.
Негативные эмоции, образно говоря, могут затеряться, раствориться в общей
доброжелательной и безопасной атмосфере взаимодействия со «страхом».
Предполагаемый результат зависит от цели использования техники
педагогомпсихологом:
повышение уверенности в себе;
снижение тревожности;
снижение количества страхов;
снижение агрессивности;
снижение нервнопсихического напряжения.
2. Арттерапевтическая техника рисования на клеёнке «Ахи
страхи» Цель: коррекция страхов, тревожности.
Возрастная категория: с 5 лет и старше.
Материалы: плотная силиконовая прозрачная клеёнка формата А4 или
А5 (под прозрачную клеенку ребенок может подложить бумагу любого
оттенка по желанию), гуашь, кисти, стаканчик с водой, губка, вода
(раковина, либо тазик с водой), салфетки, жидкое мыло или клей ПВА (для
того чтобы краски хорошо наносились на клеенку, необходимо гуашь смешать
с жидким мылом, либо с клеем ПВА).
Описание метода:
Психолог предлагает ребенку изобразить
свои страхи на клеенке, объясняя тем, что если вдруг захочется что – то
исправить, то это можно сделать легким касанием губки. Ребенок
рассказывает о своем страхе, а затем страх необходимо трансформировать,
так, чтоб он перестал быть пугающим.
Пример работы со страхом, с использованием данной техники
(из опыта работы).
Инструкция:
Перед тобой на столе клеенка и краски. Нарисуй на клеенке свой самый
большой страх, если тебе захочется чтото исправить, ты можешь
сделать это при помощи губки.
Придумай ему название своему рисунку.
Расскажи про свой страх историю (уточняющие вопросы: какой он, где
живет, что он любит делать, специально ли он пугает тебя, а можешь ли
ты сделать чтото, чтоб твой страх был не таким пугающим и т.п.)
Изменим свой страх так, чтоб он стал нестрашным.
Если ребенок затрудняется, можно предложить ему варианты изменения
страха:
• подрисовать чтонибудь, чтобы образ стал смешным;
• угостить вкусным, нарисовав конфеты, печенье, колбасу и т. д.;
• заштриховать его: спрятать в коробку; • избавиться от страха, смыв водой (клеенка останется чистой);
• приручить его: дорисовать поводок, клетку.
Предполагаемый результат зависит от цели использования техники
педагогомпсихологом:
снижение тревожности;
снижение количества страхов;
снижение нервнопсихического напряжения;
отреагирование отрицательных эмоций.
3. Арттерапевтическая техника рисование на воздушном шаре
«Трансформация страха»
Цель: коррекция страхов, тревожности, развитие воображения
Возрастная категория: с 5 лет и старше.
Материал: воздушный шар, гуашь, жидкое мыло, кисточки 10 мм и 5
мм, скотч, ленточка, цветная бумага, клей ПВА, разноцветный скотч или
самоклеющаяся бумага.
Описание метода: надутый однотонный шарик прикрепляется скотчем
к столу. Кисточки для работы надо выбирать максимально мягкие, чтобы
ребенок неосторожным движением не лопнул шарик, ширина кистей должна
быть от 10 мм – для крупных деталей, 5 мм – для прорисовки контуров и
мелочей. Для того чтобы краски хорошо наносились необходимо гуашь
смешать с жидким мылом.
Вариант 1:
педагогпсихолог рассказывает ребенку,
что
свой страх можно изобразить на воздушном шаре. Ребенок выбирает
воздушный шар любого оттенка. Надувая его, психолог спрашивает у ребенка,
какого размера его страх. Если ребенок говорит, что страх его большой, то
желательно надуть его максимально. Ребёнок может надуть шар сам или с помощью насоса, мысленно представляя, что страх останется внутри шара.
Нарисовав страх и взяв его в руки, ребенок выходя на улицу, выпускает его
со словами: «Шар воздушный, улетай, страх с собою забирай».
Вариант 2: ребёнок надувает шар сам или с помощью насоса, мысленно
представляя, что страх останется внутри шара. Ребенок изображает страх на
надутом воздушном шаре. Психолог предлагает сделать его веселым,
подрисовав или приклеив ему детали.
Пример работы со страхом, с использованием данной техники
(из опыта работы).
Инструкция:
А ты знаешь, что твой страх можно нарисовать на воздушном шаре?
Давай мы с тобой попробуем это сделать.
Перед тобой лежат разноцветные воздушные шары, выбери любой из
них.
Теперь мы его надуем. А ты представь, что весь твой страх собирается
внутри этого шара. Твой страх большой или маленький (ребенок или
психолог надувает шар такого размера, какого страх у ребенка и
прикрепляют скотчем к столу)?
Теперь нарисуй красками на этом воздушном шаре свой страх.
Посмотри на это шар, твой страх все еще кажется тебе таким же
большим и страшным?
А ты можешь сделать его смешным и совсем нестрашным, дорисовав
или доклеив ему разные веселые детали (ребенок доклеивает).
Сейчас мы с тобой можем распрощаться с ним раз и навсегда: нам
нужно взять этот страх и отпустить в небо со словами: «Шар
воздушный, улетай, страх с собою забирай».
Также ребенку можно предложить трансформировать свой страх
другим способом:
• выпустить воздух из шара: он становится маленьким, рыхлым и забавным; • привязать к шару ленточку и зацепить за предмет в кабинете у психолога,
наблюдая за ним в течение недели.
Предполагаемый результат зависит от цели использования техники
педагогмпсихологом:
снижение тревожности;
снижение количества страхов;
снижение нервнопсихического напряжения;
отреагирование отрицательных эмоций;
улучшение воображения.
4. Арттерапевтическая техника телесноориентированной терапии
«Пластилиновая фигурка»
Тело – зеркало души это выражение известно многим. Тело является
продолжением нашей психики. Обычно проблемы, связанные с психическим
здоровьем, начинаются с физического или эмоционального стресса. Все наши
мысли и действия запечатлеваются в теле. Взаимосвязь тела и душевного
состояния человека установлена давно, поэтому активные исследования в
этой области помогают
значительно расширять возможности
психотерапевтического лечения. Телесноориентированная терапия выступает
как самостоятельное направление в психологии, обладая при этом четкой
концепцией и разнообразными практическими наработками. «Тело помнит все»
– так звучит один из законов телесноориентированной психотерапии. Телом
сохраняются все воспоминания и пережитые нами эмоции. Чувства и страхи,
которые человек игнорирует, выливается в проблемы со здоровьем и если
продолжать не обращать на них внимания – таких проблем будет прибавляться
все больше. Каждая часть тела отвечает за определенные страхи человека и в зависимости от того, в каком месте возникают неприятные ощущения, можно
определить, чего боится человек.
Цель:
снижение
тревожности,
снятие психоэмоционального
напряжения, расслабление.
Возрастная категория: с 5 лет и старше.
Материал: упражнение выполняется на ковре.
Описание метода: Психолог просит ребенка представить, что он
фигурка из пластилина, которую очень долго держали в холодильнике,
«жёсткая и твёрдая. Затем психолог пытается поменять позу ребенка,
напоминая ему, что застывший пластилин (то есть ребенок) должен осложнять
его работу, сопротивляться. После этого психолог просит ребенка
представить, что в помещении вдруг одновременно включили множество
отопительных приборов и фигурка из пластилина начинает «таять». Психолог
обращает внимание ребенка на то, что «таяние» это постепенный процесс, а не
мгновенное перевоплощение: в первую очередь должны оплывать те части
тела куклы, на которые «ушло меньше пластилина»: пальцы, шея, руки, затем
ноги. В конце упражнения ребенок должен буквально «стечь» на пол,
превратившись в бесформенную пластилиновую массу. Это и будет
абсолютным мышечным расслаблением.
Пример работы со страхом, с использованием данной техники
(из опыта работы).
Инструкция:
Представь себе, что ты превратился в фигурку из пластилина, которую
очень долго держали в холодильнике, постояв в холодильнике, ты стал
жёстким и твёрдым: напряги своё тело так, словно ты стал твердой
пластилиновой фигурой.
Сейчас я постараюсь изменить твою позу, а твоя задача быть
несгибаемым и неподатливым как твердый. А теперь представь себе, что в помещении вдруг одновременно
включили множество отопительных приборов и ты начинаешь
постепенно таять. Не забудь, что «таяние» это постепенный процесс: в
первую очередь должны оплывать те части тела, на которые «ушло
меньше пластилина»: постепенно расслабь пальцы, затем шею, затем
руки, теперь начинает таять твое тело, оно постепенно расслабляется,
затем тают ноги, и ты тихонько стекаешь на пол и превращаешься в
бесформенную лужу из пластилина.
Расслабь все мышцы тела, рук, ног, лица. Ни о чем не думай, дыши
спокойно. Тебе спокойно и хорошо (это и будет абсолютным мышечным
расслаблением).
Теперь почувствуй, что твое тело наливается силой и уверенностью,
твои руки становятся сильными, тело крепнет, ноги наливаются силой,
твой разум спокоен, ты ничего не боишься, ты теперь храбрый и
сильный.
Предполагаемый результат зависит от цели использования техники
педагогмпсихологом:
снижение тревожности;
снижение нервнопсихического напряжения;
расслабление;
улучшение воображения.
5. Арт-терапевтическая техника работы с песком
«Дом умиротворения»
Игра в песочнице как способ развития и самотерапии ребенка известен с
древних времен. Ребенок выступает в песочнице как созидатель — один
жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все
уходит. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои
переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.
Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок,
создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от
напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт
символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в
настоящей сказке все заканчивается хорошо! А если учесть, что песок
обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую
энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация
психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование
песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно
терапевтический эффект.
Цель: коррекция страхов, тревожности, развитие воображения, снятие
нервнопсихического напряжения.
Возрастная категория: с 4 лет и старше.
Материал: песочница, кварцевый песок, коробочка, разноцветные
камни (марблс или галька), запись со спокойными классическими
музыкальными композициями.
Описание метода: психолог предлагает ребенку окунуться в мир
песочной фантазии. Ребенок закрывает глаза и слушает инструкции
психолога: медленно опустить ладони на песок, взять в руки песок,
пропустить его сквозь пальцы, прислушаться к своим ощущениям, подарите
свои чувства песку. Психолог комментирует: все страхи унесет песок, он
очистит и излечит, подарит умиротворение. Далее психолог обращает
внимание ребенка на шкатулку и просит его открыть ее. В шкатулке лежат
камни. Из этих камней можно построить дом, где царит любовь и
спокойствие, радость и нежность. Но для начала нужно избавиться от страха.
Психолог предлагает ребенку выбрать из камней те камни, которые вызывают страх, злость, печаль, и засыпать их песком, комментируя, что так, ребенок
избавитесь от негативных чувств. Затем ребенку нужно выбрать камни,
которые вызывают у ребенка чувства умиротворения, спокойствия и радости,
любви, их может быть несколько, положить их около себя. После ребенок
рисует свой дом, по контуру которого, размещает камни позитива. Психолог
обращает внимание ребенка на то, что нарисовав дом, он избавляется от своих
страхов и тревог, так как у него теперь есть безопасное место.
Пример работы со страхом, с использованием данной техники
(из опыта работы).
Инструкция:
Закрой глаза, медленно опустите ладони на песок, возьми его в руки,
пропусти сквозь пальцы, почувствуй прохладу и шероховатость
песчинок.
Прислушайся к своим ощущениям. Ты чувствуешь себя спокойно и
легко. Подари свои чувства «песчаной вечности».
Все страхи унесет песок. Он очистит и излечит. Подарит
умиротворение.
Обрати внимание, возле тебя находится волшебная шкатулка, открой
её. В ней таятся волшебные камни. Ты можешь перестать бояться,
нарисовав волшебный дом, где царит любовь и спокойствие, радость и
нежность.
Но для начала давай избавимся от страха. Выбери из камней те камни,
которые вызывают у тебя эмоции страх, злость, печаль, засыпь их
песком. Так, ты избавляешься от негативных чувств.
Теперь из множества камней, в которых хранятся тайны, возьми те
камни, которые вызывают у тебя чувства умиротворения, спокойствия и
радости, любви. Их может быть несколько. Положи их около себя.
Нарисуй на песке дом, в котором тебе будет комфортно, уютно и
безопасно. Размести по контуру дома камни позитива, если желаешь, укрась свой
дом.
Этот дом надежд и умиротворения твой. Он полон любви и нежности,
спокойствия и добродетели, он излучает свет исцеления. Скажи громко
и уверенно – «Это мой дом безопасности».
А теперь закрой глаза и представь себе, что ты входишь в свой дом и
положительные чувства и эмоции проникают в каждую клеточку твоего
тела.
Нарисовав свой дом ты избавляешься от своих страхов и тревог. Ты не
чувствуешь страха, у тебя теперь есть защита, стены твоего дома
безопасности.
Открой глазки и возвращайся в наш любимый детский сад.
В работе с песком желательно использовать легкую спокойную
классическую музыку.
Предполагаемый результат зависит от цели использования техники
педагогмпсихологом:
снижение тревожности;
уменьшение страхов;
снижение нервнопсихического напряжения;
улучшение воображения.
Итак, включение упражнений арттерапии эффективно помогает при
эмоциональных нарушениях (страх, тревожность). Данный метод в
коррекционной работе применяли: О.И. Качурина, Д. Селиванова, Л.Д.
Лебедева, А.А. Осипова и другие исследователи. Метод арттерапии имеет
ряд преимуществ в отличие от других форм психотерапевтической работы.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что арт
терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и
самопознания, они предполагают атмосферу доверия, внимания к
внутреннему миру ребёнка. Применение арттерапевтических упражнений незаменимо в случаях
эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной
некомпетентности. В случае трудностей общения – замкнутости, низкой
заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности.
Благодаря наличию множества видов творчества арттерапия позволяет
подобрать вариант для любого ребенка и любого случая. Например, техника
рисования пальчиками, позволяет работать даже со слабовидящими и совсем
маленькими детьми.
Кроме того, арттерапию, применяемую в работе с детьми, можно
как здоровьесберегающую инновационную
правомерно представить,
технологию. Этот метод может быть применен для развития навыков общения
и является идеальным инструментом для повышения самооценки и
укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребенка
как личности общества, способствует сохранению и укреплению психического
здоровья детей, развивает творческое начало ребенка.
Список используемой литературы
1. Алецкая И.А. Особенности проявления страхов у детей с нарушениями
речи.
сборник научных
Социотипическое поведение личности:
статей/Министерство образования Республики Беларусь, под ред. С.Л.
Богомаза. Витебск, ВГУ 2010 г., с.120122.
2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2004 г.
3.
Арттерапия
Качурина
О.И.
в
педагогике.
http://festival.1september.ru/articles/212738/
4. Киселева М.В. Арттерапия в работе с детьми: Руководство для детских
психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. Б БК
88.4, К44 СПб.: Речь, 2006. — 160 с, илл. ISBN 5926804086 5. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арттерапевтические методы,
используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных
публикаций, год издания и номер журнала: 2007 г., №4.
6. Кочетова Ю.А. Психологическая коррекция детских страхов
Электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2012, №1
[Электронный ресурс], режим доступа: www.psyedu.ru / ISSN: 20745885
7. Титова Н.С. Детские страхи: причины их возникновения и методы
доступа:
устранения
[Электронный
режим
ресурс],
http://pediatrics.kh.ua/archive/parents/ChildrenFears.pdf
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.