Коррекционно-развивающая программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 5

Коррекционно-развивающая программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Оценка 5
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
Детсад
12.11.2018
Коррекционно-развивающая программа  индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Данная методическая разработка "Коррекционно-развивающая программа индивидуального психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ" разработана для решения проблемы инклюзивного образования конкретного ребенка в условиях дошкольной образовательной организации. Программа позволяет организовать коррекционно-развивающий процесс взаимодействия педагога-психолога с данным воспитанником с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития (первичное нарушение - ТНР, вторичное - ЗПР) и оценить полученные результаты.
инвидуальная программа.docx
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №1 684000, Камчатский край, г.Елизово, ул.Гришечко, дом 11 «Ласточка» тел: 6­50­60,  madou­[email protected] ПРИНЯТО:  на ПМПк  МАДОУ «Детский сад № 1 «Ласточка» От «_____» 20_____ г. № протокола (консилиума)_________   «СОГЛАСОВАНО»                                                                                               «УТВЕРЖДЕНО»   Председатель ПМПк                                                                                              заведующий МАДОУ №1   _____ И. С. Поступинская                                                                                      _________ Н.Ю.Зайцева                                                                                                               индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными Коррекционно­развивающая программа  возможностями здоровья  МАН на 2017­2018 уч.год  Составитель и специалист по реализации:  педагог – психолог МАДОУ  «Детский сад №1 «Ласточка»  Шпилевая Ирина Евгеньевна Ознакомлен (а)                        / _____________________________ (подпись) (Ф.И.О. родителя/законного представителя) 2017 г. ___.___.20___ (дата ознакомления) Ф.И.О. ребенка: МАН 1. Общие сведения о ребенке. Дата рождения 30.10.2012 Посещает группу компенсирующей направленности.  Краткая характеристика семьи и семейно­бытовых условий проживания ребенка.  Ф.И.О. родителей / законных представителей: МЕД Ребенок воспитывается в неполной семье. Андрей является единственным ребенком в семье. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно­бытовые условия семьи – удовлетворительные. задержка   психоречевого   развития,   обусловленная   ранним Заключение   ТПМПК:  поражением   ЦНС.   Общее   недоразвитие   речи  1   уровня.   Моторная   алалия.  Относится   к категории воспитанников с ОВЗ. Рекомендации ТПМПК: обучение по АОП ФГОС ДО для обучающихся с ОВЗ в группе компенсирующей   направленности.   Очная   форма   обучения.   Режим   обучения   –   полный учебный день. Рекомендации   специалистам   сопровождения   (если   есть   отдельно   для   психолога): коррекционно­развивающие занятия с учителем­логопедом, учителем­дефектологом. Педагог­психолог: коррекционно­развивающие занятия с педагогом­ психологом.  2. Характеристика   ребенка,   составленная   на   основе   результатов   психолого­ педагогического обследования. Возраст на момент обследования: 5 лет Внешний вид: Телосложение нормальное, пропорциональное. Кожные покровы бледные. Лицо не выразительное.   Порядок рождения: первый ребёнок в семье. 2017 г. Особенности ВНД: Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые   лежат   в   основе   обучения   и   воспитания.   Плохая   ориентировка   в   окружающей обстановке,   неумение   применять   на   практике   те   или   иные   правила.   Слабость,   инертность нервных процессов. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов – внимания,   памяти,   восприятия,   мышления,     речи.  Характерно   недоразвитие всех   нервно­ психических процессов, в большей степени страдает речевая и эмоционально­волевая сферы, в меньшей – сенсомоторная.  Особенности   психического   развития: недостаточная   познавательная   активность,   слабость ориентировочной деятельности.  Особенности эмоционально­волевой сферы: эмоциональные реакции и характер общения со   взрослым   в   процессе   обследования   (в   том   числе   динамическом)   и   в   процессе наблюдения   за   особенностями   поведения,   активностью,   успешностью   усвоения материалов во время организованной образовательной деятельности.  Андрей на контакт идёт без энтузиазма, но и не сопротивляется, не избирателен. В   деятельности   Андрей   чаще   ведёт   себя   адекватно   ситуации.   В   ситуации   оценивания  испытывает   нервное   напряжение,   скованность   и   неуверенность.   В   индивидуальной   форме взаимодействия   наблюдается   замкнутость,   слабая   мотивация   к   выполнению   предложенных заданий.   У   Андрея   средний   уровень   самоконтроля,   мальчик   достаточно   самостоятельный,   на занятиях   проявляет   живой   интерес,   деятельность   чаще   целенаправленна   и   продуктивна, достаточный уровень работоспособности, но общий темп деятельности медленный, выполнение предложенных заданий доводит до конца, при организующей помощи педагога в виде наводящих вопросов, подсказок, опоры на наглядный материал. В свободной деятельности самостоятельно выбирает вид деятельности.   Адаптация тяжёлая, по словам мамы по утрам часто выражает нежелание идти в детский сад. В детском саду не плачет, негативные эмоции проявляются через замкнутость, тревожность и подавленность. 2017 г.  В   контакт   с   детьми   вступает,   но   без   особого   энтузиазма,   предпочитает   одиночные процессуальные   игры.   В   играх   отмечена   зацикленность   на   определенных   игрушках   (часами может играть паровозиком и не проявляет интереса к другим предлагаемым игрушкам).  Проявляет заметную чувствительность на похвалу, комплименты в свой адрес. Ситуации успеха   вызывают   у   ребёнка   положительные   эмоции.   Преобладающий   тип   настроения   – несколько подавленный, тревожный.  По   результатам   оценки   нервно­психического   состояния   и   тревожности   (методика «Паровозик»   С.   В.   Велиева)   у   мальчика   было   выявлено   негативное   психическое   состояние низкой степени – ребенок очень устает от образовательной деятельности, испытывает тревогу в новой обстановке (адаптационный период в ДОО). Дома Андрей также испытывает напряжение и   усталость   (чрезмерное   загруженность   деятельностью   направленной   на   повышение   уровня интеллекта и развитие речи), с домом мальчик ассоциирует черный (этот цвет выбирают дети, которым не нравится то, что происходит в выбранных условиях, они выражают свой протест, бунтуют, не подчиняются требованиям взрослых; в данном  случае это состояние открытого конфликта   с   родителем,   или   с   той   деятельностью,   которой   Андрею   приходится заниматься) и серый  цвет (цвет пассивного неприятия: серое настроение означает, что ребенок скучает в указанной ситуации, что он безразличен к происходящему, не вникает в процесс, пропускает мимо ушей указания взрослого; часто это происходит оттого, что ребенок не видит смысла в какой­либо деятельности, поскольку у него не получается выполнять требования  ­ методика «Цветовой тест» М. Люшер). Характеристика данного ребенка (актуальный уровень интеллектуального развития):  Восприятие. Зрительное восприятие характеризуется достаточной точностью; достаточно четко дифференцирует   объекты   по   цвету,   форме   и   величине,   целостное   восприятии   также сформировано   хорошо.   Однако,   у   мальчика   замедленное   восприятие   и   осмысление   нового учебного материала. Внимание.  Непроизвольное внимание: сформировано (опосредованное наблюдение во время   Объем   произвольного   внимания организованной   образовательной   деятельности). достаточный,   концентрация,   сосредоточение   и   распределение   внимания   развито   хорошо, отмечается   нарушение   устойчивости   и   переключаемости,   характерна   быстрая   истощаемость 2017 г. внимания (согласно результатам диагностических методик «Чего не хватает?», «Найди отличия»,   «Найди   такую   же   картинку»,   «Найди   2   повторяющихся   предмета», «Отыскивание картинок в таблице»). Память. Кратковременная слуховую память оценить не удалось, по причине нарушения речи у ребенка   (тест   «10   слов»   А.Р.   Лурия).   По   результатам   оценки   развития   произвольной зрительной   памяти   (10   предметов)   был   констатирован  низкий   уровень.  Достаточно   слабо сформировано   произвольное   запоминание.   В   деятельности   преобладает   механическое запоминание  (опосредованное   наблюдение   во   время   организованной   образовательной деятельности). Преобладающий способ мнемонической обработки информации – повторение. Мышление.  Основные   данные   о   себе   (имя,   фамилию,   пол,   свой   возраст)   Андрей   знает   в недостаточной   мере.  Наглядно­действенное   мышление  сформировано.   Преобладающий   тип мышления ­ наглядно­образное – высокий уровень сформированности данного вида мышления (быстро   собирает   разрезные   картинки   из   5   частей,   осуществляет   перенос   на   аналогичные задания).  Элементы словесно­логического мышления  сформированы крайне слабо:  с трудом выполняет   классификации   обобщающих   понятий;   особую   трудность   вызвали   задания,  самостоятельно   не направленные   на   исследование   причинно­следственных   связей: устанавливает причинно­следственные связи в серии сюжетных картин с явным смыслом сюжета (диагностический срез «Последовательные картинки»). Ориентировка в пространстве развита слабо:   путает   понятия   «право­лево»,   понятия   «верх­низ»,   «впереди­сзади»   определяет   с наводящей   помощью   педагога.   Временные   представления   сформированы   довольно   хорошо: самостоятельно   определяет   времена   года   и   части   суток.   Очень   хорошо   развиты   навыки конструирования: осуществляет конструкции по модели и частично по условиям. Речевое   развитие.   Речевое   развитие   не   соответствует   возрастной   норме:   речь неразборчивая, несвязная, активный словарь –  крайне низкий (5­7 слов),  пассивный словарь гораздо   шире   активного.   Требуется   целенаправленная   коррекционно   –   развивающая логопедическая помощь. Артикуляционная моторика не развита в соответствии с возрастной нормой. Звукопроизношение сильно нарушено.  Мальчик   физически   развит.   Рост   соответствует   возрасту.   Общая   моторика Моторика. соответствуют   средним   показателям   возрастной   нормы:   не   очень     уверенные   походка   и 2017 г. координация движений. При исследовании координации движений пальцев (по результатам наблюдений   во   время   организованной   образовательной   деятельности)   был   констатирован средний  уровень   развития   мелкой   моторики   рук:   хорошее   владение   ножницами;   карандаш держит правильно, нажим умеренный, линии ведёт достаточно уверенно, однако, соединения не всегда точные, с образца так же срисовывает неточно, большие трудности вызывает лепка из пластилина. Ведущая рука – правая.  Сформированность элементов трудовой деятельности и навыков самообслуживания.  У Андрея   сформированы навыки   опрятности,   навыки   самообслуживания   согласно   возрасту, частично сформированы навыки ориентировки в окружающем пространстве. Выводы по результатам индивидуальной консультации со специалистами и педагогами ДОУ.  По   наблюдениям   педагогов   и   специалистов   во   время   взаимодействия   с   ребёнком большинством отмечена низкая мотивация к деятельности, замкнутость, отстраненность, что препятствует успешности усвоения программного материала.  Выводы:  актуальный уровень развития ребенка не соответствует возрастной характеристике, развитие несколько снижено в части процессов восприятия пространства, мышления; у ребенка наблюдаются признаки психического напряжения и невротических тенденций, недостаточная познавательная активность.  На основании выявленных данных, приоритетным направлением в работе педагога­психолога является коррекция эмоционально ­ волевой сферы, а также развитие сенсорных, моторных и психических функций, с учетом уровня речевого развития. Вся работа строится на основе адаптированной основной образовательной программы МАДОУ «Детский сад № 1 «Ласточка», протокол № ­­­­ от ­­­­­­­­­­ , детей с ОВЗ. ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ ПРОГРАММЫ Цель   программы:    создание   специальных   образовательных   условий   для   оказания коррекционно­развивающей   помощи   ребенку   старшего   дошкольного   возраста   с   задержкой психоречевого развития, направленных на коррекцию эмоционально ­ волевой сферы, а также развитие сенсорных, моторных и психических функций 2017 г. Задачи программы: диагностировать эмоционально­волевые и познавательные особенности ребенка;  1. 2. организовать   индивидуальные,   коррекционно­развивающие   занятия   по   развитию   и коррекции   эмоционально­волевой   сферы,   развитию   и   коррекции   сенсорных,   моторных, психических функций; стимулировать речевое развитие ребенка; 3. 4. оказывать консультативную помощь родителям ребенка и воспитателям группы, в которой воспитывается   ребенок,   по   вопросам,   связанным   с   особенностями   образования   детей   с задержкой психоречевого развития. Содержание   программы   психологического   сопровождения   определяют следующие принципы:   Принцип   тесного   взаимодействия   и   согласованности   работы   «команды» специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации)  Единство диагностики и коррекции;  Опора на обучаемость ребенка;  Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего Развития;  Соблюдения интересов ребенка;  Системность   развития   психической   деятельности  –  необходимость   учета   в коррекционной   работе   профилактических   и   развивающих   задач,   обеспечивающих направленность на устранение причин и источников отклонения в  психическом развитии.  Рекомендательный   характер   оказания   помощи  ­   принцип   обеспечивает   соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными   возможностями   здоровья   выбирать   формы   получения   ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями). Направления работы в рамках реализации программы Данная   программа   включает   в   себя   взаимосвязанные   направления,   которые   отражают   её основное содержание:  диагностическая   работа –  диагностика   эмоционально­волевой,   познавательной   сферы ребенка, диагностика детско­родительских отношений;  коррекционно­развивающая   работа –  стимуляция   речевого   развития;   развитие познавательных   процессов;   снижение   тревожности,   эмоционального   и   мышечного напряжения;   развитие   сенсорных,   моторных     функций;   обучение   игровым   навыкам, навыкам произвольного поведения. 2017 г.  консультативная и информационно­просветительская работа  по вопросам, связанным с особенностями образования ребенка с учетом его особенностей развития;  экспертная работа ­ отслеживание эффективности работы по программе. Предполагаемые результаты по итогам индивидуального психологического сопровождения. Предполагается, что к концу работы по программе  ребенок должен:  иметь адекватное представление об образе своего Я, своих возможностях, о базовых эмоциях и формах их проявления;  иметь достаточный уровень сенсорных, моторных  функций;  иметь низкий уровень тревожности, эмоционального и мышечного напряжения;   определять пространственное расположение предметов относительно себя;  проявлять   инициативу,   самостоятельность   в   игре,   регулировать   свое   поведение   в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявлять кооперативные умения в процессе игры;  показывать динамику в развитии основных психических функций. Оценивание деятельности по программе. Текущее. Осуществляется в ходе всего процесса работы:  с помощью наблюдения, вопросов, бесед с ребенком, родителями, воспитателями; анализ выполняемой работы, упражнений. Контрольное. Осуществляется в середине года, для определения степени эффективности коррекционных   и   развивающих   педагогических   действий   с   целью   их   дальнейшей оптимизации; Итоговое. Осуществляется в конце года. Все данные, полученные в результате контрольной и итоговой проверки заносятся в карту развития ребенка /см.приложение № 1/  Телесно­ориентированные   подходы   к   психокоррекционной   и   развивающей   работе   с Используемые технологии, формы работы. детьми (И.В.Ганичева)  Сказкотерапия (И.С. Макарова)  Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате (А.И.Титарь).  Рефлексивные техники эмоционального состояния детей (Л.В.Свешникова). 2017 г.  Игры   на   снижение   психоэмоционального   и   скелетно­мышечного   напряжения   (Т.   П. Трясорукова); психогимнастика. Формы работы с ребенком: индивидуальные занятия, игровое взаимодействие. Формы работы с родителями: индивидуальные консультации, беседы. Индивидуальный план. На реализацию программы отводится 30 занятий (1раз в неделю). Время проведения: понедельник  с 10.25­10.50 № Направления работы Основные темы Содержание деятельности Кол­во занятий 9       10  1. Диагностика  (первичная, промежуточная, итоговая) «Знакомство» 2. Индивидуальны е занятия в  игровой  комнате. «Улыбка» «Я без дела не сижу» «Мой дом» «Волшебный сон»  «Печальный  снеговик» «Гордые лебеди» «Трусливый заяц» «Сердитый ёжик» «Обиженные  лягушки» «Смущенные цветы» «Мой дом» «Лесная прогулка»    «Чудеса живут на  свете!» 3. Индивидуаль­ ные занятия в  Налаживание контакта с  ребенком, ознакомление с  пространством игровой  комнаты. Снятие  психоэмоционального  напряжения. Психоэмоциональное и  мышечное расслабление,  снятие скованности;  Формирование представлений  о базовых эмоциях,  формирование адекватной  самооценки, игровых навыков,  развитие волевой регуляции  деятельности. Игровое взаимодействие на  развитие пространственных  представлений. Сенсорная интеграция  (развитие зрительного и  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2017 г. слухового восприятия,  тактильных ощущений) Развитие сенсорных, моторных функций. интерактив­ной  среде,   сенсорной  комнаты. «Улыбка» «Я без дела не сижу» «Мой дом» «Волшебный сон»  «Печальный  снеговик» «Гордые лебеди» «Трусливый заяц» «Сердитый ёжик» «Обиженные  лягушки» «Смущенные цветы» «Мой дом» «Лесная прогулка»   4. Итоговое совместное занятие для ребенка и родителей. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 Итого: 30 занятий СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОГРАММЫ Содержание диагностическая работы. Обследование     уровня   развития   психических   процессов   (3);   обследование   эмоционально­ волевой сферы (3); диагностика детско­родительских отношений (3).  Содержание развивающей работы и психологической коррекции. A. Индивидуальные занятия в игровой комнате (10 занятий).  Занятие   начинается   с   ритуала   приветствия,   или   ритуала   вхождения   в   игру.   Для   этого используются: игра «Доброе утро!» и игра «Здравствуй мир чудес!»  В основной части используются:  психогимнастические   упражнения:   психогимностика   «Это   я,   это   моё»;   «Веселые мартышки»; «Кто весёлый?»; «Лягушки», «Цветы».  релаксационные упражнения: «Улыбка», «У водопада», «В лесу». 2017 г.  развивающие игры: «Паровозик», «Про мышонка», «Самолет»,  «Найди всех веселых девочек», д/игра «Построй­ка», «Подружись со звездочками», «Озеро чудес», р/игра «Приведи домой котенка», дв/игра «Прыгай – красный…» Каждое занятие заканчивается ритуалом прощания, с помощью игры «Колокол». B. Индивидуальные занятия в интерактивной среде,  сенсорной комнаты (10  занятий).  Структура занятия в сенсорной комнате строится по следующей схеме:  ­  ритуал вхождения в сказочное пространство  (для этого используются различные приемы вхождения в сенсорную зону – обруч, сенсорная тропа, следы);  ­  рече­двигательное   упражнение  («Прогулка»,   «Птички»,   «Утро»,   «Муравей»,   «Солнце   и тучка», «У моря», «Игра с песком»);  ­  взаимодействие   с   мультисенсорной   средой  («Солнышко»,   «Тучка»,   «Водопад»,   «Озеро», «Шариковый бассейн», «Хрустальные дворцы»);  ­  релаксационное упражнение  (воздушная струя, дыхательные упражнения, релакс, телесно­ ориентированные техники и т.п.);  ­  ритуал   выхода   из   сказочного   пространства  (ребенок   возвращается   в   активную   зону сенсорной комнаты тем же путем каким и  вошел). Содержание работы с родителями.   Диагностика детско­родительских отношений с помощью анкет и опросов.  Консультации, ознакомление с итогами работы.  Итоговое совместное занятие для ребенка и родителей  3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Программа   предполагает   создание   следующих   психолого­педагогических   условий, обеспечивающих образование ребенка с задержкой психоречевого развития в соответствии с его особыми образовательными потребностями.  Личностно­порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, средств и жизненных навыков;  Учет речеязыкового развития, ограниченного объема личного опыта. 2017 г.  Ориентированность   педагогической   оценки   на   относительные   показатели   детской успешности,   то   есть   сравнение   нынешних   и   предыдущих   достижений   ребенка, стимулирование самооценки.  Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка  Создание развивающей среды  Сбалансированность подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка   Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка Организация развивающей предметно­пространственной среды Игровая комната: светлое помещение с ковровым покрытием, одним столом и стулом для дидактических игр. Сенсорная комната: мультисенсорное оборудование, воздействующие на органы зрения, слуха, обоняния,   осязания   и   др.   Мягкие   модули   спокойной   цветовой   гаммы,   приглушенный   свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка, сухой бассейн. Методическое обеспечение. Методики  для обследования познавательной сферы: «Разборка и складывание пирамидки», «Матрёшки»,  «Доски   Сегена»,  «Почтовый   ящик»,  «Кубики   Кооса»,  «Разрезные   картинки», «Пространственные ориентации», «Времена года», «Части суток», «Чего не хватает?», «Найди отличия», «Найди парные картинки и картинку в таблице», «10 картинок», «10 слов», «Серия сюжетных картинок», «Нелепицы», «Четвертое лишнее», «Кто что любит?». Методики     для   обследования   личностно­эмоциональной     сферы:   наблюдение,  Цветовой тест, «Паровозик». Методики  для обследования детско­родительских отношений: анкета для родителей, анкета «Психологический микроклимат в семье»; опросник «Взаимодействие родителя с ребенком», «Семья цветов», методика «Измерение родительских установок и реакций». Картотеки:  подвижных игр  психогимнастических упражнений  релаксационных упражнений   речедвигательных игр 2017 г. Набор   пиктограмм;   мнемокартинки.   Наглядный   и   дидактический   (демонстрационный   и индивидуальный) материал по темам: «Времена года», «Праздники», «Человек и его тело», «Мой дом», «Эмоции». Список используемой литературы. 1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа  дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.    Комаровой, М. А.  Васильевой. — М.: МОЗАИКА ­ СИНТЕЗ, 2014. 2. Телесно­ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с  детьми (5­7 л) / И.В.Ганичева ­ М.: Национальный книжный центр, 2014. – 136 с. 3. Программа коррекционно­развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего  дошкольного возраста  «Академия чувств и эмоций» И.С. Макарова 4. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира  дошкольников 4­6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор­ составитель И. А. Пазухина   СПб.: «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2008. ­ 272 с  ― 5. Ю.В. Царева Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и игр – М.: Книголюб, 2008. – 48 с. 6. Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006 7. Мои эмоции. 4+. ФГОС ДО / С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г. Топоркова,  С.В.Щербинина. – М.: Изд. «Экзамен», 2016 8. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: практическое пособие для ДОУ /  А.И.Титарь. – М.: АРКТИ, 2009 9. Игротренинги с использованием сенсорных модулей / М.В.Янчук. – Волгоград: Учитель,  2014 10.Рефлексивные техники эмоционального состояния детей /  Л.В.Свешникова. –  Волгоград: Учитель, 2010  11.Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно­ мышечного напряжения / Т. П. Трясорукова. ­ Ростов­на­Дону : Феникс, 2015 12.Психогимнастика в детском саду : методические материалы в помощь психологам и  педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003  Приложение к программе № 1 ДИНАМИЧЕСКИЙ ЛИСТ 2017 г. Приложение к программе №2 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Приложение к программе № 3 КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ Занятие №1 «Знакомство» Задачи: ­ установление контакта; ­ снятие психоэмоционального и мышечного напряжения; ­ развитие координации движений; ­ развитие памяти; ­ развитие мелкой моторики: дорожки, пальчиковое рисование. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Ритуал приветствия «Доброе утро!» Придумано кем­то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» (говорим с радостной интонацией). 2. Игра «Это я, это моё» Психолог   задает   ребенку   вопросы:   «Где   Андрей?»   (называется   имя   играющего),   «Чьи   это книги?», «Чьи игрушки?» и т. п. Ребенок отвечает жестом. Выразительные       движения: Рука согнута в локте, указательный палец направлен на грудь: «Я!» Идея обладания более обширного «я» выражается более или менее сильным прижатием кисти к груди: «Моё, принадлежит мне!». 3. Двигательная игра «Паровозик» Ребенок встает в пару с психологом, держась за пояс впереди стоящего педагога, мелкими шажками передвигаются по сенсорной дорожке, затем ребенок становится ведущим. 4. Дидактическая игра «Про мышонка» 2017 г. 5. Ритуал прощания «Колокол» Ребенок и педагог берутся за руки и поднимают поочерёдно правую и левую руки вверх и  произносят «Бом!» и синхронно, с силой опускают руки вниз (в колокол «звоним» с радостной  интонацией). 2017 г.

Коррекционно-развивающая программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа  индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа  индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа  индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа  индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа  индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа  индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа  индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа  индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа  индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа  индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа  индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа  индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа  индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа  индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа  индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018