Использование педагогом-психологом нейропсихологических методов в групповой работе с младшими школьниками.
Оценка 4.7

Использование педагогом-психологом нейропсихологических методов в групповой работе с младшими школьниками.

Оценка 4.7
Игры
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
20.06.2019
Использование педагогом-психологом нейропсихологических методов в групповой работе с младшими школьниками.
В статье описываются нейропсихологические игры, которые педагог-психолог использует в своих занятиях в рамках социально-коммуникативного тренинга в начальной школе. Даётся обоснование для чего их необходимо использовать и что они дают для развития детей. Как можно помочь детям справится с трудностями обучения.
Использование педагогом.docx
Использование педагогом­психологом нейропсихологических методов в групповой работе с младшими школьниками. Одна   из   проблем,   которая   часто   встаёт   перед   школьным   психологом   в последнее   время   –   это   трудности,   возникающие   в   освоении   школьной программы у учащихся. С этой проблемой приходят на консультацию, как родители,  так   и   учителя.  Жалобы   в   основном   похожи   это   и   рассеянность внимания, и неорганизованность, и нарушение эмоционально­волевой сферы и регуляции   собственной   деятельности,  что   проявляется   в   бесконтрольности поведения. Круг возможных причин приводящих к данным проблемам, может быть   достаточно   большим   и   требует   всестороннего   исследования индивидуально­психологических   особенностей   ребёнка   при   помощи психодиагностических методик. Но так же причиной таких проблем может служить функциональная незрелость подкорковых структур головного мозга. Это   тоже   определяется   не   наблюдением   за   ребёнком,   а   при   помощи обследования   специалистами.   И   тут   зачастую   возникает   проблема   другого плана,   убедить   родителей   пройти   данное   обследование.   На   этом   этапе теряется время. Вот здесь на помощь психологу и педагогу может прийти нейропсихология.  Нейропсихология   –   это   область   психологии,   изучающая   мозговую организацию психических функций.  В   мировой   науке   и   практике   с   нейропсихологией   тесно   связано   имя отечественного   психолога   А.Р.   Лурия.   Он   выделил   три   функциональных блока мозга, которые выполняют свою специфическую роль в организации психических процессов. Первый   блок   мозга   (энергетический)   обеспечивает   поддержание   коры головного мозга в тонусе, в рабочем состоянии. Энергетический блок мозга можно   сравнить   с   блоком   питания,   который   необходим   компьютеру   для работы. Структуры   второго   блока   мозга   (информационного)   непосредственно осуществляют   работу   с   самой   информацией,   которую   нужно   увидеть, услышать   или   воспринять.   Его   можно   сравнить   с   множеством   программ, которые нужны компьютеру для реализации различных задач. Третий блок мозга (блок регуляции и контроля) обеспечивает контроль за чётким и правильным протеканием любой деятельности, которая не должна протекать хаотично. В методических рекомендациях к комплектам материалов «Развиваем память, внимание   с   нейропсихологом»,   откуда   взят   этот   материал,   для   образного представления работы всех трёх блоков, мозг сравнивается с компьютером. Первый   блок   выступает,   как   блок   питания,   обеспечивая   бесперебойную подачу электроэнергии. Второй – это, по сути, все операционные системы и программы.   И   третий   блок   обеспечивает   контроль   над   протеканием   всех процессов, проверяет, планирует, структурирует, выбирает программы. Если есть неполадки хоть в одном из блоков, страдает вся система.    Конечно, очень важно точно определить причины трудностей ребёнка, но как это   было   сказано   выше,   основная   трудность   возникает   убедить   в   этом родителей. Поэтому   в   своей   работе   я   стала   использовать   различные нейропсихологические   упражнения   направленные   на   развитие   памяти, внимания и изучение пространства включая их в социально­коммуникативный тренинг с младшими школьниками.   Очень хорошо использовать такие упражнения в начале занятия как разминку. Например, игра «Попробуй, повтори!», в неё входят карточки с двумя видами изображений. На одних нарисованы только руки в разных положениях, а на других человечки в разных позах. Для индивидуальной работы их достаточно, а вот для работы с группой детей я их отсканировала и вывожу на доску в начале занятия на разминке. Дети должны точно воспроизвести изображение, т.е. поднять именно левую руку и правую ногу, развернуть руку ладонью или тыльной стороной, показать такое же количество пальцев, какое на картинке и т.д.   Психологический   смысл   игры   заключается   в   том,   что   психическое развитие   детей   происходит   в   процессе   их   разнообразной   двигательной активности.   Регулярное   выполнение   перекрёстных   движений   способствует образованию большого количества нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций, а развитие мелкой моторики рук связано с развитием левой височной и левой лобной   областей   головного   мозга,   которые,   в   свою   очередь,   отвечают   за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков. Кроме   того,  для   разминки   или   физкультурной   минутки   на   занятии   можно использовать всем известные упражнения «Ладонь­ребро», «Кулак­ладонь», «Кулак­ребро»,   «Кулак­палец   вверх»,   «Ухо­нос»   и   т.д.   Эти   упражнения можно   выполнять   на   два   счёта,   а   затем   усложнить   на   четыре   счёта.   В усложнении   добавляется   хлопок   между   сменой   позиций   рук. Психологический   смысл   этих   игр   такой   же,   что   и   в   игре   «Попробуй, повтори!». Очень   весело   и   интересно   на   занятиях   проходит   ещё   один   приём   –   это рисование   двумя   руками.   Рисовать   можно   на   доске   в   тетради   палочки, кружочки,   квадратики,   я   кроме   этого   использую   распечатанные   крупные точечные рисунки из детских раскрасок. Детям предлагается образец того, что им надо нарисовать или обвести на листе, разделённом пополам, и они должны это сделать вначале правой рукой, затем левой и в конце обеими руками одновременно.  Что такое рисование даёт? Во­первых,   развиваются межполушарные связи, во­вторых, расширяется поле зрительного восприятия, в­третьих, развиваются пространственные   представления,   мелкая   моторика   и   способность   к произвольному самоконтролю. И ещё хотелось рассказать об альбомах с методическими рекомендациями, о которых   я   упоминала   в   начале   статьи   –   это   «Изучаем   пространство   с нейропсихологом»,   «Развиваем   память   с   нейропсихологом»   и   «Развиваем внимание   с   нейропсихологом».   Игры   из   этих   альбомов   можно   включать   в тематические занятия, они разработаны как раз с учётом трёх блоков мозга, которые   выполняют   свою   специфическую   роль   в   организации   психических процессов. Альбомы рассчитаны на индивидуальную работу с ребёнком, но я также как и с первой, описанной в этой статье игрой, некоторые листы отсканировала и показываю   их   на   интерактивной   доске.   Это   удобно   тем,   что   можно использовать много раз, играть может группа детей, и они могут производить различные манипуляции с картинками.  В заключении ещё раз хотела остановиться на том, что все описанные игры входят в основное занятие в рамках социально­коммуникативного тренинга проводимого в начальной школе. Используемая литература: 1. Колганова   В.С.,   Пивоварова     Е.В.   Нейропсихологические   занятия   с детьми. Практическое пособие. Ч.2, Москва­2015 2. Курдюкова С.В., Сунцова А.В. Развиваем внимание с нейропсихологом. Москва­2018 3. Курдюкова   С.В.,   Сунцова   А.В.   Изучаем   пространство   с нейропсихологом. М­2016 4. Курдюкова С.В., Сунцова А.В. Развиваем память с нейропсихологом. М­2018 5. Праведникова   И.И.   Развитие   орфографической   зоркости.   Ростов­на­ Дону­2018 6. «Попробуй, повтори!» нейропсихологическая игра.

Использование педагогом-психологом нейропсихологических методов в групповой работе с младшими школьниками.

Использование педагогом-психологом нейропсихологических методов в групповой работе с младшими школьниками.

Использование педагогом-психологом нейропсихологических методов в групповой работе с младшими школьниками.

Использование педагогом-психологом нейропсихологических методов в групповой работе с младшими школьниками.

Использование педагогом-психологом нейропсихологических методов в групповой работе с младшими школьниками.

Использование педагогом-психологом нейропсихологических методов в групповой работе с младшими школьниками.

Использование педагогом-психологом нейропсихологических методов в групповой работе с младшими школьниками.

Использование педагогом-психологом нейропсихологических методов в групповой работе с младшими школьниками.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2019