Использование педагогом-психологом нейропсихологических методов в групповой работе с младшими школьниками.
Оценка 4.7
Игры
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
20.06.2019
В статье описываются нейропсихологические игры, которые педагог-психолог использует в своих занятиях в рамках социально-коммуникативного тренинга в начальной школе. Даётся обоснование для чего их необходимо использовать и что они дают для развития детей. Как можно помочь детям справится с трудностями обучения.
Использование педагогом.docx
Использование педагогомпсихологом нейропсихологических методов в
групповой работе с младшими школьниками.
Одна из проблем, которая часто встаёт перед школьным психологом в
последнее время – это трудности, возникающие в освоении школьной
программы у учащихся. С этой проблемой приходят на консультацию, как
родители, так и учителя. Жалобы в основном похожи это и рассеянность
внимания, и неорганизованность, и нарушение эмоциональноволевой сферы и
регуляции собственной деятельности, что проявляется в бесконтрольности
поведения. Круг возможных причин приводящих к данным проблемам, может
быть достаточно большим и требует всестороннего исследования
индивидуальнопсихологических особенностей ребёнка при помощи
психодиагностических методик. Но так же причиной таких проблем может
служить функциональная незрелость подкорковых структур головного мозга.
Это тоже определяется не наблюдением за ребёнком, а при помощи
обследования специалистами. И тут зачастую возникает проблема другого
плана, убедить родителей пройти данное обследование. На этом этапе
теряется время. Вот здесь на помощь психологу и педагогу может прийти
нейропсихология.
Нейропсихология – это область психологии, изучающая мозговую
организацию психических функций.
В мировой науке и практике с нейропсихологией тесно связано имя
отечественного психолога А.Р. Лурия. Он выделил три функциональных
блока мозга, которые выполняют свою специфическую роль в организации
психических процессов.
Первый блок мозга (энергетический) обеспечивает поддержание коры
головного мозга в тонусе, в рабочем состоянии. Энергетический блок мозга
можно сравнить с блоком питания, который необходим компьютеру для
работы.
Структуры второго блока мозга (информационного) непосредственно
осуществляют работу с самой информацией, которую нужно увидеть,
услышать или воспринять. Его можно сравнить с множеством программ,
которые нужны компьютеру для реализации различных задач. Третий блок мозга (блок регуляции и контроля) обеспечивает контроль за
чётким и правильным протеканием любой деятельности, которая не должна
протекать хаотично.
В методических рекомендациях к комплектам материалов «Развиваем память,
внимание с нейропсихологом», откуда взят этот материал, для образного
представления работы всех трёх блоков, мозг сравнивается с компьютером.
Первый блок выступает, как блок питания, обеспечивая бесперебойную
подачу электроэнергии. Второй – это, по сути, все операционные системы и
программы. И третий блок обеспечивает контроль над протеканием всех
процессов, проверяет, планирует, структурирует, выбирает программы. Если
есть неполадки хоть в одном из блоков, страдает вся система.
Конечно, очень важно точно определить причины трудностей ребёнка, но как
это было сказано выше, основная трудность возникает убедить в этом
родителей.
Поэтому в своей работе я стала использовать различные
нейропсихологические упражнения направленные на развитие памяти,
внимания и изучение пространства включая их в социальнокоммуникативный
тренинг с младшими школьниками.
Очень хорошо использовать такие упражнения в начале занятия как разминку.
Например, игра «Попробуй, повтори!», в неё входят карточки с двумя видами
изображений. На одних нарисованы только руки в разных положениях, а на
других человечки в разных позах. Для индивидуальной работы их достаточно,
а вот для работы с группой детей я их отсканировала и вывожу на доску в
начале занятия на разминке. Дети должны точно воспроизвести изображение,
т.е. поднять именно левую руку и правую ногу, развернуть руку ладонью или
тыльной стороной, показать такое же количество пальцев, какое на картинке и
т.д. Психологический смысл игры заключается в том, что психическое
развитие детей происходит в процессе их разнообразной двигательной
активности. Регулярное выполнение перекрёстных движений способствует
образованию большого количества нервных волокон, связывающих полушария
головного мозга, что способствует развитию высших психических функций, а
развитие мелкой моторики рук связано с развитием левой височной и левой
лобной областей головного мозга, которые, в свою очередь, отвечают за
формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков. Кроме того, для разминки или физкультурной минутки на занятии можно
использовать всем известные упражнения «Ладоньребро», «Кулакладонь»,
«Кулакребро», «Кулакпалец вверх», «Ухонос» и т.д. Эти упражнения
можно выполнять на два счёта, а затем усложнить на четыре счёта. В
усложнении добавляется хлопок между сменой позиций рук.
Психологический смысл этих игр такой же, что и в игре «Попробуй,
повтори!».
Очень весело и интересно на занятиях проходит ещё один приём – это
рисование двумя руками. Рисовать можно на доске в тетради палочки,
кружочки, квадратики, я кроме этого использую распечатанные крупные
точечные рисунки из детских раскрасок. Детям предлагается образец того,
что им надо нарисовать или обвести на листе, разделённом пополам, и они
должны это сделать вначале правой рукой, затем левой и в конце обеими
руками одновременно.
Что такое рисование даёт? Вопервых, развиваются межполушарные связи,
вовторых, расширяется поле зрительного восприятия, втретьих, развиваются
пространственные представления, мелкая моторика и способность к
произвольному самоконтролю.
И ещё хотелось рассказать об альбомах с методическими рекомендациями, о
которых я упоминала в начале статьи – это «Изучаем пространство с
нейропсихологом», «Развиваем память с нейропсихологом» и «Развиваем
внимание с нейропсихологом». Игры из этих альбомов можно включать в
тематические занятия, они разработаны как раз с учётом трёх блоков мозга,
которые выполняют свою специфическую роль в организации психических
процессов.
Альбомы рассчитаны на индивидуальную работу с ребёнком, но я также как и
с первой, описанной в этой статье игрой, некоторые листы отсканировала и
показываю их на интерактивной доске. Это удобно тем, что можно
использовать много раз, играть может группа детей, и они могут производить
различные манипуляции с картинками.
В заключении ещё раз хотела остановиться на том, что все описанные игры
входят в основное занятие в рамках социальнокоммуникативного тренинга
проводимого в начальной школе. Используемая литература:
1. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с
детьми. Практическое пособие. Ч.2, Москва2015
2. Курдюкова С.В., Сунцова А.В. Развиваем внимание с нейропсихологом.
Москва2018
3. Курдюкова С.В.,
Сунцова А.В.
Изучаем пространство с
нейропсихологом. М2016
4. Курдюкова С.В., Сунцова А.В. Развиваем память с нейропсихологом.
М2018
5. Праведникова И.И. Развитие орфографической зоркости. Ростовна
Дону2018
6. «Попробуй, повтори!» нейропсихологическая игра.
Использование педагогом-психологом нейропсихологических методов в групповой работе с младшими школьниками.
Использование педагогом-психологом нейропсихологических методов в групповой работе с младшими школьниками.
Использование педагогом-психологом нейропсихологических методов в групповой работе с младшими школьниками.
Использование педагогом-психологом нейропсихологических методов в групповой работе с младшими школьниками.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.