ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Оценка 4.9

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Оценка 4.9
Семинары
doc
математика
Взрослым
15.03.2018
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Процесс учения в рамках практико-ориентированного подхода является познавательным, творческим, в котором учебная деятельность для учащихся является успешной, а знания – востребованными. Реализация данного подхода к обучению позволяет снять обострившееся противоречие между необходимостью овладения учащимися системой жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, развития их творческих способностей, формирования у них математического сознания.
Семинар беловицкая (2).doc
Жихарева Елена Владимировна, учитель математики первой квалификационной категории МБОУ Гимназии № 10 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО­ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Великая цель образования – это не знания, а действия. Г.Спенсер Отличительные   для   нашего   времени   изменения   в   характере образования   все   более   явно   ориентируют   на   «свободное   развитие человека», высокую культуру, творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность,   мобильность,   что   требует   качественно   нового подхода к формированию будущего выпускника.  Сегодня   математике   отведена   особая   роль   как   одной   из фундаментальных   наук.   При   изучении   математики   актуальной является проблема  успешного усвоения учащимися  новых знаний, умений и   компетенций,   включая   умение   учиться,   поэтому   стандарту   нового поколения отводится важная роль в современном образовании. В системе современного образования актуальной является разработка в   свете   внедрения   в   учебный   процесс   педагогических   технологий, повышающих   интенсивность,   качество,   уровень   мотивации,   процесса познания.  Ярко   выраженным   является   практико­ ориентированных технологий, которые позволяют повысить эффективность и качество обучения. использование Поэтому целью моей деятельности явилось формирование средствами математики компетенций, необходимых человеку для полноценной жизни в современном   обществе.   Проведенный   анализ  PISA  показал,   что   ученики способны   применять   математические   знания   в   жизни   на   очень   низком уровне.   С   начала  XXI  века   в   системе   общего   и   профессионального образования   происходит   становление   так   называемого   компентностного подхода   в   обучении.     По   завершении   определенной   образовательной ступени   результаты   фиксируются   не   в   виде   набора   знаний,   умений   и навыков, как это было в образовании индустриальной эпохи, а в форме компетенций,   заданных   в   нашей   стране   образовательными   стандартами. Доктор   психологических наук, профессор, академик РАО И.А. Зимняя, компетентность   трактует   «как   основополагающий   на   знаниях, интеллектуально   и   личностно   обусловленный   опыт».   Большой   вклад   в разработку компетентностного подхода внесли О.В.Окулова,  В.А. Адольф, В.А. Бодров, Н.Н. Суртаева, А.П. Тряпицына.  В Росиии в 2001 году в тексте документа «Стратегии модернизации содержания   общего   образования»   были   сформулированы   основные положения   компетентностного   подхода   в   образовании,   узловое   понятие которого – компетентность Этот    документ по модернизации образования включал   следующие   положения:   «основным   результатом   деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков   сама   по   себе,   а   набор   заявленных   государством   ключевых компетенций   коммуникативной, информационной и прочих сферах».   интеллектуальной, в   общественно­политической, Так, основная цель современного   образования состоит в том, чтобы научить ученика лучше понимать жизнь, ориентироваться в современном обществе, сделать его способным найти свое место в нем в соответствии с индивидуальными   способностями   и   возможностями.   И   для   достижения этих целей на уроках может помочь практико­ориентированные технологии обучения. Данные  технологии представляют собой развиваемую, развивающую и систему   непосредственно   и   опосредованно развивающуюся   контактирующих субъектов образовательного процесса. Основу практико­ ориентированных   технологий   составляет   создание   учителем   условий,   в которых ученик имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию,   освоить   различные   формы   учебной   деятельности,   сделать познание   привычной   и   осознаваемой   потребностью,   необходимой   для самоактуализации, саморазвития, оптимальной адаптации в обществе. Один из крупнейших педагогов­практиков конца XVIII – начала XIX века И.Г. Песталоцци писал: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут   открывать   это   новое   сами.   Моя   главная   задача   –   помочь   им раскрыться, развить собственные идеи». По Ж. Пиаже, ученик находится в постоянном   взаимодействии   со   средой   в   образовательном   процессе;   ему врожденно   присуща   функциональная   активность   приспособления, посредством которой он структурирует воздействующую на него среду. Практико­ориентированные   технологии   обучения   не   являются абсолютно   новыми,   неизвестными   практике   образования.   Сегодня   к практико­ориентированным технологиям относят технологию критического мышления,   интерактивные   технологии   обучения,   проектную   технологию, технологию проблемного обучения и т.д. Очень часто на уроках математики нынешние  ученики задают вопрос: «А где мне это пригодится в жизни?», или «Я что не могу обойтись без Ваших   теорем?».   В   свою   очередь,   учителя   отвечают:   «Во   многих профессиях   используется   математика»  или   «Изучение   теорем   и   свойств развивают   ваше   логическое   мышление   и   память».   Такие   объяснения   не аргументируют   современному   школьнику   значимость   изучаемых   тем. Личностные мотивы учащихся строятся на основе положений, связанных с потребностями   практики   хозяйственной   деятельности.   Ведь   школьникам необходимо знать, как можно применить в жизни их знания прямо сейчас, а не   когда   то   в   будущем.    Исходя   из   практики,  ученики   могут   решать   и уравнения, и задачи достаточно неплохо. Однако все эти задания являются сами по себе шаблонными, и как только появляются задания с фабулой, то тут возникают определенные трудности.  Именно   практико­ориентированная   деятельность   позволяет   показать учащимся,   где   же   применяются   полученные   знания   в   жизни.   Выполнить данное требование помогут специальным образом подобранные практико­ ориентированные задачи. Ведь несомненно, что математика вторгается в нашу жизнь гораздо чаще, чем все остальные дисциплины. Человек часто встречается   с   такими   ситуациями,   в   которых   нужно   применять математические знания. Давайте обратим внимание на тот мир в котором мы живем. Ведь нас окружает сплошная математика.  Так, в своей  педагогической деятельности, я использую    групповой метод   работы.   При   изучении   тем   по   геометрии   мне   с   учащимися приходится   выполнять   полевые   работы   на   местности,   что   позволяет использовать нестандартные формы работы. Опираясь на педагогический опыт, я приведу ряд примеров, которые наглядно демонстрируют, как можно применить практико­ориентированные технологии на уроке: 1. При изучении в 5 классе темы «Проценты» ученикам можно дать опережающее домашнее творческое задание: «Пройдитесь по магазинам и запишите в тетрадь те скидки, которые действуют на товары. Подумайте, какое математическое понятие мы будем изучать на следующем уроке». 2.   При   систематизации   новых   знаний   по   теме   «Проценты»,   можно использовать следующий фрагмент урока. Актуализация изучения темы «Проценты».  Групповая работа.  Учитель:   Ребята   подумаем,   где   еще     можно   применить   знания   о процентах в нашей жизни. Организовавшись     по   группам,   необходимо   выбрать   руководителя, который распределит обязанности.  Первая группа. У вас есть 100 000 рублей и список товара, который вы можете приобрести. На каждый товар действует собственная скидка. Вам нужно   выбрать   для   покупки   три   товара,   которые   позволят   сэкономить семейный бюджет.  Второй   группе  представлены   различные   кредитные   предложения   от трех   банков.   Вашим   родителям   нужно   взять   200   000   рублей   в   кредит. Подумайте, в каком  банке вам  выгоднее  взять кредит? Обоснуйте свою точку зрения. Третья группа должна собрать корзину продуктов здорового питания. Всем известно, что витамины очень полезны для здоровья. Поэтому вам нужно   из   предложенных   продуктов   выбрать   три   продукта,   в   которых содержится наибольший процент витамина С. 3.   При   изучении   новой   темы   «Логарифмы»   в   10   классе   я   задаю проблемный вопрос из которого мы формулируем тему урока следующим образом:   «Что   общего   у   полета   бабочки,   раковины   улитки,   звездной галактики   и  звукоизоляцией   стен?».  На   первый   взгляд   ответить   на  этот поставленный вопрос невозможно, но в течение урока, рассмотрев каждое понятие и явление с точки зрения математики, мы приходим к выводу, что все это связано со спиралью, которая называется логарифмической. Уходя с урока, ученик может с легкостью рассказать, где можно встретиться с таким абстрактным понятие, как «логарифмы» в повседневной жизни. 4. Когда ученики приходят в 7 класс на геометрию, то они уже имеют достаточное     представление   об   отрезках   и   возможностях   их   сравнения. Поэтому   на   первом   уроке,   посвященном   теме   «Сравнение   отрезков   и углов», я предлагаю творческое домашнее задание. Звучит оно следующим образом:   «Я   даю   вам   географическую   карту.   Ваша   задача   проложить кротчайший путь автомобиля от города Гуково до города Волгоград, при этом   автомобиль   может   двигаться   только   по   автостраде.   После   этого вычислите, какое расстояние проедет автомобиль?». 5. При систематизации начальных сведений из стереометрии в конце 9 класса   ученики   получают   следующее   творческое   задание:   «Используя изученные фигуры, создайте макет оригинального здания и опишите, какие многогранники   и   тела   вы   использовали».   Это,   во­первых,   помогает ученикам понять, как используются изученные математические объекты в жизни.  Во­вторых, они пробуют свои возможности в моделировании. 6. При изучении геометрии  в 7 классе темы «Построение циркулем и линейкой»   ученики   выполняют   творческую   лабораторную   работу:   «Всех нас   завораживает   декоративно­прикладное   искусство   и,   конечно   же, живопись.   Однако   мало   кто   догадывается,   какие   удивительные   картины можно получить при помощи геометрических построений. Поэтому сегодня на уроке мы будем с вами творить! А дома раскрасите свои шедевры, и мы все   на   них   посмотрим.   На   прошлых   уроках   мы   изучили   все   этапы построения,   и   теперь   можете   применить   свои   знания   на   практике. Дерзайте!» 7. При изучении темы «Подобные треугольники» с учениками полезно провести   практическую   работу   на   местности.   Показать   способ   как   при помощи   подобных   треугольников   и   обычной   палки   можно   вычислить высоту любого объекта.  8. Каждый в детстве играл в войну или в прятки. И у всех в этих играх возникали   трудности:   как   подкрасться   или   пройти   тот   или   иной промежуток пути незамеченным. Я предлагаю подростком поиграть в такие игры с применением геометрических знаний. Ведь если применить знания о подобных   треугольниках,   то   можно   прекрасно   рассчитать,   где   возвести прикрытие   или   на   каком   расстоянии   от   противника   на   пересеченной местности нужно пройти, чтобы оказаться вне поля его зрения. И для этого всего   лишь   нужно   применить   на   практике   знания   темы   «Подобные треугольники». Данные   примеры   как   нельзя   лучше   доказывают   значимость математики за пределами школы. Благодаря такому подходу, школьники убеждаются, что она находит применение в любой области, и это, в свою очередь, повышает интерес к науке  и раскрывает межпредметные связи. С   точки   зрения   методики   это   все   удается   реализовать,   используя групповую работу, которая позволяет работать ученикам в коллективе, они учатся слышать друг друга, делать выводы, отстаивать свою точку зрения, строить   математические   предположения.   Кроме   того,   в   работе используются   современные   сюжеты   в   задачном   материале,   а   также интересные   формы   подачи   материала,   и   на   первоначальных   этапах опережающее домашнее задание нестандартного характера. Проводя нетрадиционные формы уроков я могу выделить как плюсы так и минусы.  При проведении таких уроков можно выделить как плюсы, так   и   минусы.   Например,   к   положительным   моментам   могу   отнести следующие:  ­ активная учебно­познавательная деятельность;  ­ коммуникация и сотрудничество учеников;  ­   создание   атмосферы   творческого   поиска   и   позитивного мироощущения;  ­ практическая направленность деятельности. К минусам отношу то, что::  Нетрадиционные уроки невозможно проводить каждый день;  Не   всегда   содержание   материала   темы   или   тем   можно представить нетрадиционно;  Данные   уроки   требуют   хорошей   предварительной   подготовки учителя,   а  при   работе   на   местности   благоприятных   погодных условий;  Все содержание учебного предмета не может быть представлено через нетрадиционные формы. Используя   практико­ориентированные   задачи   на   основе компетентностного подхода и одновременно с этим применяя групповые, парные   формы   работы,   а   также   работы   на   местности,   мои   ученики выполняют   те   задачи,   которые   ставит   перед   собой   компетентностный подход   в   обучении   и   концепция   современного   математического образования.  Мои ученики формируют позитивное отношение к предмету, развивают навыки командной работы, повышают учебную мотивацию, а так же каждому ученику предоставляется возможность достигать того уровня математических   знаний,   который   необходим   для   дальнейшей   успешной жизни в обществе. Все это позволяет убедиться ребятам в том, что математика это не сухая   и   скучная   наука,   а  универсальный   математический   язык,  который выступает инструментом познания мира. При помощи математики можно увидеть   гармонию   и   красоту   окружающего   мира,   а   самое   главное закономерности в вещах, которые, на первый взгляд, между собой даже не связаны. Использование   практико­ориентированных   задач   в   математике   при применении компетентностного подхода позволяет ребятам участвовать в различных   конкурсах   и   олимпиадах.  При   использовании   данного   метода работы   на   протяжении   нескольких   лет   прослеживается   положительная динамика результатов   участия в международном конкурсе «Кенгуру». С каждым годом увеличивается число участников  Всероссийской олимпиады Страна   талантов.   В   летнее   время   на   базе   Гимназии   №10   организуется математический   лагерь,   в   ходе   которого   ребята   не   только   отдыхают   и участвуют   в   различных   конкурсах,   но   и   решают   различные   прикладные задачи и проводят эксперименты. Как показывает практика, в олимпиадах и задачи различных   математических   соревнованиях   используют   нестандартного   характера,   которым   не   уделяется   внимание   на   уроках математики при классическом подходе обучения. Поэтому наш подход в обучении   позволяет   ребятам     достойно   выглядеть   на   олимпиадах   и соревнованиях. Так в 2015­2016 учебном году команда МБОУ Гимназии №10   заняла   первое   место   в   математическом   турнире   города   Гуково. Данный   подход   в   обучении   позволяет   плодотворно   сотрудничать   с математической школой, которая действует на базе Гуковского института экономики   и   права   федерального   государственного   бюджетного образовательного учреждения высшего образования. Реализация   данного   подхода   к   обучению   позволяет   снять обострившееся   противоречие   между   необходимостью   овладения учащимися   системой   жизненно   важных,   практически   востребованных знаний и умений, развития их творческих способностей, формирования у них математического сознания. Процесс   учения   в   рамках   практико­ориентированного   подхода является познавательным, творческим, в котором учебная деятельность для учащихся является успешной, а знания – востребованными.  Литература 1. 2. Колеченко, И.В. Энциклопедия педагогических технологий: пособие   для   преподавателей   /   А.К.   Колеченко.   –   СПб.: КАРО, 2005. – 368с. Самодова   Г.А.   Учитель   и   практико­оринтированные технологии   его   подготовки   в   системе   НПО//   Опыт исследования актуальных вопросов обучения и воспитания в школе и вузе. Сб. научных статей. –Петрозаводск, 2004. – С.190. Щуркова   Н.Е.   Педагогическая   технология.   –   М.,2005.   – С.229. Сборник заданий для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. 3. 4.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2018