Использование приёмов мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
чтение
Детсад
17.12.2018
Данный материал содержит рекомендации для педагогов и родителей по обучению рассказыванию детей дошкольного возраста с помощью приемов мнемотехники Содержит материал по обучению рассказыванию, пересказу, заучиванию стихов.. Рассматриваются этапы работы с мнемотаблицами, результаты работы с мнемотаблицами, подробная предварительная работа педагогов и детей.
46823_mnemotehnika.docx
Использование приёмов мнемотехники в
обучении рассказыванию детей
дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ
грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием
умственного воспитания ребёнка.
Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая: дети
пропускают смысловые звенья, логическую последовательность
повествования, делают ошибки в построении предложений. Чтобы помочь
детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием
мнемотехники.
Мнемотехника – «искусство запоминания», это система методов и
приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и
воспроизведение информации. Дидактический материал в виде мнемотаблиц,
можно использовать при пересказе, заучивании стихов, при составлении
описательных рассказов.
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время более
актуально. Огромное место в работе с детьми занимает дидактический
материал в виде мнемотаблиц, что облегчает детям овладение связной речью;
кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы чёткими,
связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую
заложена определённая информация.
Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в
монологической речи. Описание задействует все психические
функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают
теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать
предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень
трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. Рассказ-сравнение «Корова и лиса».
Рассказ по серии сюжетных картинок «Мамина чашка» Рассказ по картине «Белочка»
Рассказ по картине «Лес» Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи.
Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить
предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети
видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует
на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи
необходимых выражений.
Заучивание стихов с детьми можно значительно упростить, если
использовать мнемотаблицы. Это помогает детям запомнить логическую
последовательность элементов рассказывания. Занятие состоит из нескольких этапов.
1 этап: рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в
образы.
3 этап: пересказ текста с опорой на символы (образы), т.е. происходит
отработка метода запоминания.
Пересказ сказки могут вести сами дети, используя незначительную помощь
взрослого, или пересказывать совместно с педагогом (на более ранних
этапах). Большая работа идёт с детьми по обучению чтению символов.
Изображение главных героев является опорным в таблице: через них идёт
осознание, понимание текста, содержания, которое «завязано» вокруг
главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей,
явлений природы, некоторых действий, т.е. можно изобразить всё то, что
педагог посчитает нужным отразить.
Элементы мнемотехники помогают педагогам научить детей составлять
описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы. Занятия
построены на общеизвестных сюжетах, сказках. Дети сами являются
исполнителями сюжета, активными его участниками. Дошкольники помогают
зверям, птицам, попавшим в беду. «Превращаясь» в животных и птиц, дети
развивают чувство эмпатии, которое помогает им лучше понять окружающий
их мир. Перед занятием идёт большая предварительная работа (педагога и
детей):
-подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего
кругозор детей;
-обсуждение с детьми проведённых перед занятием наблюдений явлений
природы или произведений устного народного творчества;
-подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание диска;
-выбор педагогом приёмов, при помощи которых можно заинтересовать детей
на занятии.
В ходе занятия педагог помогает детям вопросами, включает различные
подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов,
поговорок, народные приметы и т.д. Основной частью занятия является
составление описательных рассказов. В этом помогают мнемотаблицы,
способствующие лучшему запоминанию материала. Для составления
рассказов используются готовые мнемотаблицы.
Сразу же после занятия наглядность в виде мнемотаблиц убирается, т.е. во
второй половине дня работа ведётся по памяти.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц удаётся достичь таких результатов:
-у детей появилось желание пересказывать сказки – как на занятии, так и в
повседневной жизни;
-расширился круг знаний об окружающем мире;
-активизировался словарный запас;
-дети использовали в спонтанной речи поставленные звуки;
-они преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться
перед аудиторией.
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать,
используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как
связная речь является важным показателем умственных способностей
ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Источники информации:
Т.Б.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста»
Ткаченко Т. «Использование схем в составлении описательных рассказов» Большева Т.В. «Учимся по сказке»
Использование приёмов мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
Использование приёмов мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
Использование приёмов мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
Использование приёмов мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
Использование приёмов мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
Использование приёмов мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
Использование приёмов мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.