«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»
Оценка 4.8

«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Оценка 4.8
Аудио +1
docx
воспитательная работа +1
Детсад
03.08.2017
«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»
ознакомление педагогов с использованием приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников; Ознакомление с методикой составления загадок - отрицаний используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Такими средствами являются инновационные технологии, используемые в дошкольном образовании. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Основателем этой технологии является Генрих Саулович Альтшуллер1. Актуализация темы. 2. Теоретическая часть. 3. Ознакомление с методами, приёмами использования ТРИЗ, ТРИЗ-играми. 4. Практикум: составление загадки. 5. Вывод.
Конференция 2.docx
Мастер­класс на тему: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников» воспитатель Трошина О.В. МБОУ «Исинская СОШ» МБДОУ «Детский сад «Берёзка» п.Иса, Амурская область Задачи: распространение педагогического опыта. Цели:  ознакомление   педагогов   с   использованием   приёмов   ТРИЗ   в   развитии   речи дошкольников;     Ознакомление с методикой  составления  загадок ­  отрицаний используя признаки, представленные в виде зрительных символов.                                      План проведения мастер­класса. 1. Актуализация темы. 2. Теоретическая часть. 3. Ознакомление с методами, приёмами использования ТРИЗ, ТРИЗ­играми. 4. Практикум: составление загадки. 5. Вывод.          Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего   поколения   и,   в   том   числе,   к   первой   его   ступени   –   дошкольному образованию.   Задача   педагогов   дошкольных   учреждений,   согласно   ФГОС дошкольного   образования   ­   воспитание   детей,   обладающих   высоким   творческим потенциалом.         Стало   очевидно,   что   необходимо   изменение   способов   взаимодействия   с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.           Такими   средствами   являются   инновационные   технологии,   используемые   в дошкольном образовании. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию   решения   изобретательных   задач.   Основателем   этой   технологии   является Генрих Саулович Альтшуллер.      Ум   детей   не   ограничен   «глубоким   опытом   жизни»   и   традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем   внимание.   Адаптированная   к   дошкольному   возрасту   ТРИЗ­технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом “Творчество во всем!”.          Остановимся на использовании приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников. Через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Чем внятнее и выразительнее его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его   возможности   познать   действительность.    Чем   совершеннее   речь   малыша,   тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т. е. его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.  В   работе   по   тризовским   технологиям   по   развитию   речи   я   использую   различные методы и приемы. Хочу познакомить вас с некоторыми.     Один из методов ­ аналогия. Личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить   самого   себя   в   качестве   какого­нибудь   предмета   или   явления   в проблемной ситуации.  Например: «Ты – муха, которая залетела в дом. На столе стоит банка с вареньем тебе очень хочется варенья, но банка закрыта. Что ты сделаешь? Расскажи».  «Я девочка, а   ты   мама   птенца.   Уговори   меня,   чтобы   я   не   взяла   в   руки   твоего   птенца».      Еще один метод ­ мозговой штурм. Он предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности.  Например,  как   остаться  сухим,  гуляя   под  дождем. (Можно  надеть плащ, взять большую коробку, поднять ее над головой, надеть шляпу с широкими полями и т. п.) Или же: "Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема   возникнет   у   нового   зайца?   Как   помочь   новому   зайцу   выжить?”  (На черного зайца легче охотиться лисе. Особенно его хорошо видно на снегу. Теперь ему только под землей надо жить или там, где вообще нет снега, а только черная земля . А гулять ему теперь надо только ночью . .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его .) Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо ­ плохо", т. е. что­то в этом предложении хорошо, но что­то плохо. Данный метод позволяет   развивать   у   детей   способность   к   анализу,   стимулирует   творческую активность   в   поиске   решения   проблемы,   дает   осознание   того,   что   безвыходных ситуаций         Приёмы   ТРИЗ   можно   применять   и   в   обучении   творческому   рассказыванию, используя различные варианты работы со сказкой. бывает. жизни в       не        ­ «Сказка наизнанку» ­ игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку»   сказочной   темы.   Вспомнить   с   детьми   хорошо   знакомую   сказку   и предложить   поменять   характер   её   героев.   Положительный   характер   на отрицательный   и   наоборот.   Например:   «Красная   шапочка   злая,   а   волк   добрый», «Колобок   предлагает   всех   съесть   и   съедает   всех   по   очереди».    ­ «Коллаж из сказок .»   Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. "(творческая совместная работа детей и воспитателя. «Спасательные ­ «Знакомые герои в новых обстоятельствах.»   Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства. ­ сказках».  Такой   метод   служит   предпосылкой   для   сочинения   всевозможных   сюжетов   и концовок.   Кроме   умения   сочинять,   ребенок   учится   находить   выход   из,   порой, трудных обстоятельств.  "Однажды   котенок   решил   поплавать.   Заплыл   он   очень   далеко   от   берега.   Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка.  ситуации   в       Триз­ игры для развития речи детей. «Объяснялки» Перед   детьми   изображения   яблони   и   ложки.   Задача   детей   составить   объяснение (цепочку­рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают. Возможный вариант развития причинно­следственной цепочки. ­ В саду стояла яблонька, на которой … ­ Висели вкусные и спелые яблочки. ­ Яблочки были спелые и поэтому сами … ­ Сами падали на землю. ­ Так как яблочки падали, бабушка… ­ Бабушка их собирала. ­ Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка… ­ Варила вкусное варенье. ­ Варенье было вкусное, поэтому… ­ Внуки ели его прямо ложками.. "Хорошо­ плохо"  — Ребята, вы рады, что весна наступила? — А что хорошо весной? (Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т.д.) — Что плохо весной? ( Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться, мама будет ругать и т.д.)  “Да–Нет” Игроки   разгадывают   “тайну”,   заданную   ведущим.   Для   этого   игроки   задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить “Да” или “Нет”. Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: “да”, “нет”, “и да, и нет”, “это не существенно”, “об этом нет информации”. К примеру: – Я загадала слово (кошка).  – Это слово обозначает предмет?  – Да.  – Это растение?  – Нет.  – Это что­то неживое?  – Нет.  – Это животное?  – Да.  – Оно белого цвета?  – Это несущественно.  И т.д., пока слово не будет угадано.  «Увеличение – уменьшение». Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать? (дети приводят свои ответы)  ­ Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом. ­ Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик. ­ Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы. «Аукцион»     На аукцион выставляются различные предметы. Они могут быть настоящими или  нарисованными. Детям нужно описать возможности их использования. Кто  последним предложит способ применения предмета, тот его забирает. «Неумейка»   Ведущий начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию.  Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а  затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию. Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я балерина, я умею танцевать, но не умею  перевозить грузы».Ит.д. « Подбери слова» Лес ­ охотник, волк, деревья, кусты, тропа.  Река ­ берег, рыба, рыбак, вода, тина.  Город ­ автомобили, здания, улицы, велосипед т.д.  «Исправь ошибку»        Взрослый   произносит   предложение,   в   котором   сопоставляются   два   предмета (объекта).   Ребёнку   необходимо   исправить   ошибку,   предложив   два   правильных варианта   суждения.   Например:   «Мел   белый,   а   сажа   жидкая.   В   первой   части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая». Примерный речевой материал:         Внучка маленькая, а бабушка старенькая; Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый; Лиса хитрая, а Колобок жёлтый; Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая; Заяц серый, а петушок смелый; Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый; Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая; У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п Сегодня   я   покажу,   как   научить   детей   составлять   загадки­отрицания,   используя признаки предмета, представленные в виде зрительных символов. (предлагается   схематическое  изображение  глаза, носа, рта, уха,  руки;  картинка  с изображением яблока). Сейчас мы с вами придумаем загадку про яблоко. Сначала мы перечислим признаки этого фрукта, используя схему: ­ (глаз): круглое, красное; ­(нос): ароматное; ­(рот): вкусное, сладкое; ­(ухо) – яблоко не издаёт звуки. Поэтому мы пропустим этот символ; ­(рука): гладкое; Ещё можно о фруктах, овощах, ягодах сказать, где они растут: (на дереве). (Одновременно рисуются схематические изображения этих признаков  в столбик.) А теперь к каждому признаку мы придумаем новый объект. Например, что бывает круглым?   (мяч)   Красным?   (помидор).   Ароматным?   (цветок)   Сладким?   (конфета) Гладким? (щека) Растёт на дереве (слива) (Напротив схематических изображений признаков  рисуются изображение названных объектов). А теперь два «волшебных слова» НО и НЕ помогут нам составит загадку.  Круглое, но не мяч,  Красное, но не помидор,  Ароматное, но не цветок, Гладкое, но не щека, Растёт на дереве, но не слива.   (ЯБЛОКО) Молодцы! У вас всё получилось. ТРИЗ технология очень интересна и увлекательна ­ стоит только поглубже с ней познакомиться. Таким образом использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует: ­ активизации познавательной деятельности детей; ­ созданию мотивационных установок на проявление творчества; ­   созданию   условий   для   развития   образной   стороны   речи   детей   (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); ­повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.           Спасибо за внимание и сотрудничество!

«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.08.2017