Современные формы и методы профориентационной работы с учащимися
Оценка 4.6

Современные формы и методы профориентационной работы с учащимися

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
6 кл—11 кл
06.03.2018
Современные формы и методы профориентационной  работы с учащимися
В настоящее время профессиональной ориентации отводится новая роль – необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки школьников в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, возникает необходимость в обновлении подходов к организации профориентационной работы, в том числе ее форм и методов. Существует множество методов профориентационной работы с учащимися. Одни из современных методов профориентации это интерактивные методы. Проблема выбора профессии наиболее актуальна для старшего школьного возраста. Именно на данном этапе формируется «Я-концепция», дифференцируются, индивидуализируются и становятся осознанными интерес к различным видам деятельности, формируется готовность к выбору профессии. Старшеклассникам необходима профориентационная работа, чтобы сделать правильный выбор.Данные рекомендации разработаны для учителей. классных руководителей, заместителей директора по воспитательной работе среднего и старшего звена общеобразовательных школ.
современные формы.docx
Современные формы и методы профориентационной  работы с учащимися Современные формы и методы профориентационной работы с учащимися        В настоящее время профессиональной ориентации отводится новая роль – необходимость создания условий для психолого­педагогической поддержки школьников в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных   интересов,   определения   реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, возникает необходимость в обновлении подходов к организации профориентационной работы, в том числе ее форм и методов.        Профориентационная деятельность в современных образовательных  учреждениях предусматривает соблюдение и реализацию следующих  принципов:   склонностей,  систематичности и преемственности – профориентационная работа  должна вестись с первого по выпускной класс;  дифференциации и индивидуализации, предусматривающий опору на  дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся,  учитывающий возраст, уровень успеваемости и состояние здоровья и  т.п.;  оптимизации в сочетании массовых, групповых, индивидуальных и  практических форм профориентационной работы с учащимися;  взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений,  центров профориентации молодежи, органов по труду, занятости и  социальной защите;  учета потребностей экономики, бизнеса и общества в  квалифицированных рабочих кадрах;  психологизации профориентационной работы. Формы профориентационной работы          В зависимости от количества участников различаются индивидуальные формы профориентационной работы:  индивидуальные,   с   конкретным   учащимся,   например,   беседа,  консультация, индивидуальная диагностика;  групповые – работа с группой, например, урок, игра, беседа, групповая диагностика, семинар, тренинг;   массовые   –   работа   с   большим   количеством   учащихся,   например,   презентации межшкольные   профинформационные   мероприятия, учебных учреждений, ярмарки учебных мест.   Также   выделяют   пассивные   формы   профориентационной   работы       (просветительское направление): • Беседы, лекции, просмотр видеофильмов; (педагогами,   психологами,   Консультации   для   родителей   • Профдиагностика, профконсультации для учащихс;, • профконсультантами); • Посещение «ярмарок профессий»; • Оформление стендов; • Выставки творческих работ учащихся.               Для   повышения   эффективности   работы   по   профессиональному самоопределению   учащихся   предполагается   использование   следующих активных форм работы в триаде «учитель – ученик –родитель»: Активные   формы   профориентационной   работы   (обучающе­развивающее направление): • организация экскурсии в учебное заведение, где можно увидеть реальные условия будущей учебы, познакомиться с историей колледжа, пообщаться со студентами. •   «Активная   проба   сил»   учащимися   на   мастер­классах   с   руководителями творческих объединений (демонстрация разных техник работы с материалами, участие в играх и т.д.) • Использование сюжетно ­ ролевых игр по профориентации. Посредством игры   учащимся   предоставляется   возможность   «смоделировать», проанализировать   и   проиграть   те   жизненные   ситуации,   которые   могут возникнуть в реальной жизни. Участвуя в подобных играх, ребята раскрывают свои   таланты,   учатся   высказывать   свои   мысли,   развивают   ораторское мастерство и многое другое. • Тематическая неделя «Дороги, которые мы выбираем» В рамках этой недели могут проводиться конкурсы по номинациям:   Компьютерная презентация профессии;  Семейное профессиональное древо;  Личный профессиональный герб;  Профессия в картинках;  Сочинение и эссе о профессии; • Работа с родителями             Путь   взрослеющего   человека   к   будущей   профессии,  так   или   иначе, закладывается в семье, так как семья является одним из главных звеньев в системе   профориентации.   Важное   место   должно   быть   отведено педагогическому   просвещению   родителей   по   вопросам   профессиональной ориентации.   если   тематика   профпросвещения   родителей дополняется   обсуждением   опыта   трудового   воспитания   и   подготовки   к выбору   профессии,   показом кинофильмов   специалистами   по   профориентации.   В   качестве   лекторов   и докладчиков   могут   выступать   учителя,   родители,   преподаватели   учебных заведений, специалисты предприятий, специалисты ЦЗН.   решением   педагогической   ситуации,   Хорошо, С   развитием   общественных   отношений   и   экономических   условий появляются   и   новые   методы.   В   последнее   время   стали   популярны интерактивные   методы.   Понятие   «интерактивный»   происходит   от английского   «Inter»   ­   это   взаимный   и   «act»   ­   действовать,   и   означает взаимодействовать,   находиться   в   режиме   беседы,   диалога   с   кем­либо. Другими   словами,   в   отличие   от   активных   методов,   интерактивные ориентированы   на   более   широкое   взаимодействие   учащихся   не   только   с учителем, но и друг с другом. Совместная деятельность ­ это неотъемлемая часть интерактивных методов, так как в процессе общения и взаимодействия с другими   людьми   человек   познает   себя   в   коллективе,   раскрывает   ранее скрытые качества характера, делится опытом.              При  использовании   интерактивных  форм роль  преподавателя  резко меняется,   перестаёт   быть   центральной.   Он   лишь   регулирует   процесс   и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует   вопросы   или   темы   для   обсуждения   в   группах,   даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения,   идти   на   компромиссы   совместное   решение   проблем, способствуют   формированию   навыков   и   умений,   выработке   ценностей, создают атмосферу сотрудничества.              Использование интерактивных методов в профориентационной работе позволяет   учащимся   более   полно   узнать   о   различных   сферах профессиональной   деятельности,   в   игровой   форме   познать   особенности отдельных профессий. К интерактивным методам профориентации относятся:     Для   решения   профориентационных   задач   учителями   могут   быть  профориентационные деловые игры,   профориентационные тренинги,   проектные профориентационные методики и др.     использованы следующие интерактивные формы:  мозговой штурм ( брейнсторм, мозговая атака)  кейс­технологии (анализ конкретных ситуаций)  интерактивная экскурсия и др. Принципы работы на интерактивном занятии:  занятие – не лекция, а общая работа.  все участники равны  каждый   участник   имеет   право   на   собственное   мнение   по   любому вопросу.  нет   места   прямой   критике   личности   (подвергнуться   критике   может только идея).  все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.       Профориентационный тренинг является одним из эффективных методов профориентационной   работы   с   учащимися   и   имеет   ряд   существенных преимуществ.   Он   помогает   в   активной   форме   получить   необходимую информацию о профессиях, совместно выявить проблемные стороны выбора профессии, приобрести коммуникативные навыки и др.       Тренинговое упражнение ­ «Могу, хочу, надо» (снова образуется единая команда, которую необходимо разделить на две группы (группа «Хочу» и группа   «Надо»).   Один   участник   группы   «Хочу»   делает   шаг   вперед   и говорит:   «Я   хочу   быть   бухгалтером   (любая   другая   профессия)». Участники   группы   «Надо»   отвечают:   «Тогда   тебе   надо   хорошо   знать математику  (любое  другое необходимое  для  профессии  условие)». Если выдвинутое   условие   соответствует   способностям   и   возможностям участника   группы   «Хочу»,   он   переходит   в   группу   «Могу»)   и   др.   Данное тренинговое   занятие   было   апробировано   с   учащимися   и   показало   свою эффективность.      Упражнение «Имя ­ легенда». Учащимся предлагается придумать себе псевдоним ­ профессию, которой они   хотели   бы   овладеть.   Затем   каждый   из   учеников   представляется, говорит о той профессии, которую он выбрал для себя, кратко объясняя, чем она его привлекла и записывает ее на бейдж рядом с именем.      Упражнение для завершения работы: «Ладошка». Каждому   учащемуся   раздается   лист   цветной   бумаги,   на   котором   он обводит   контур   своей   ладони   и   подписывает   свое   имя,   псевдоним­ профессию и одно качество присущее ему. Затем все участники тренинга приклеивают свои «ладошки» на ватман.              Существуют некоторые правила, которые определяют эффективность тренинга как формы обучения:  во   время   обсуждения   (сессии)   нет   авторитетов,   начальников   и подчиненных, есть ведущий и участники;  категорически   запрещаются   критические   замечания   и   оценки,   они тормозят выработку новых идей;  как бы ни была фантастична идея, выдвинутая участниками, она должна быть встречена с одобрением;  необходимо   понимать   важность   принятия   решений   по   выделенной проблеме;  не думайте, что проблема может быть решена известным способом;  чем больше выдвинуто идей, тем скорее будет найдена верная версия решения проблемы.       Метод анализа конкретной ситуации (анализ конкретных ситуаций, case­ study)   –   это   педагогическая   технология,   основанная   на   моделировании ситуации   или   использования   реальной   ситуации   в   целях   анализа   данного случая,   выявления   проблем,   поиска   альтернативных   решений   и   принятия оптимального решения проблем. Сase – пример, взятый из реальной жизни, профессиональной среды, представляет собой не просто правдивое описание событий,   а   единый   информационный   комплекс,   позволяющий   понять ситуацию.   Сущность   метода   кейс­стади   заключается   в   самостоятельной деятельности учащихся в искусственно созданной профессиональной среде, которая даёт возможность соединить воедино теоретическую подготовку и практические   умения,   необходимые   для   творческой   деятельности   в профессиональной   сфере.   Метод   case­study   –   инструмент,   позволяющий применить   теоретические   знания   к   решению   практических   задач.   Метод способствует   развитию   у   учащихся   самостоятельного   мышления,   умения выслушивать   и   учитывать   альтернативную   точку   зрения,   аргументировано высказать свою.      Кейс­ метод предполагает:   подготовленный в печатном виде пример кейса (возможен мультимедиа­ кейс, видео­ситуация);  самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися;  совместное   обсуждение   кейса   в   аудитории   под   руководством преподавателя. Этапы  кейс­метода: знакомство с конкретным случаем;   поиск:   оценка   информации,   полученной   из   материалов   задания,   и самостоятельно привлеченной;  обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений;  резолюция: нахождение решения в группах;  диспут: отдельные группы защищают свое решение;  сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах.         личностная   активность   учащихся,        Почему мы говорим «да» интерактивным методам? При таком подходе формируются   и   развиваются   такие   качества,   как   самостоятельность учащихся, ответственность за принятие решений; познавательная, творческая, коммуникативная,   определяющие поведенческие   качества   компетентного   работника   на   рынке   труда   и способствующие социализации личности.   Существует   множество   методов   профориентационной   работы   с   учащимися.   Одни   из   современных   методов   профориентации   это интерактивные методы. Проблема выбора профессии наиболее актуальна для старшего   школьного   возраста.   Именно   на   данном   этапе   формируется   «Я­ концепция»,   дифференцируются,   индивидуализируются   и   становятся осознанными   интерес   к   различным   видам   деятельности,   формируется готовность   к   выбору   профессии.   Старшеклассникам   необходима профориентационная работа, чтобы сделать правильный выбор. Использованные ресурсы 1. http://www.profguide.ru/ 2. http://standart.68edu.ru/  3. https://www.scienceforum.ru/2014/525/509  4. https://infourok.ru/interaktivnie­metodi­proforientacionnoy­raboti­v­shkole­ 1407092.html  5. https://bibliofond.ru/view.aspx?id=651588  6. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор». М.: Речь, 2008 г. 368 с.

Современные формы и методы профориентационной работы с учащимися

Современные формы и методы профориентационной  работы с учащимися

Современные формы и методы профориентационной работы с учащимися

Современные формы и методы профориентационной  работы с учащимися

Современные формы и методы профориентационной работы с учащимися

Современные формы и методы профориентационной  работы с учащимися

Современные формы и методы профориентационной работы с учащимися

Современные формы и методы профориентационной  работы с учащимися

Современные формы и методы профориентационной работы с учащимися

Современные формы и методы профориентационной  работы с учащимися

Современные формы и методы профориентационной работы с учащимися

Современные формы и методы профориентационной  работы с учащимися

Современные формы и методы профориентационной работы с учащимися

Современные формы и методы профориентационной  работы с учащимися
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018