Современные формы и методы профориентационной работы с учащимися
Оценка 4.6
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
6 кл—11 кл
06.03.2018
В настоящее время профессиональной ориентации отводится новая роль – необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки школьников в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, возникает необходимость в обновлении подходов к организации профориентационной работы, в том числе ее форм и методов. Существует множество методов профориентационной работы с учащимися. Одни из современных методов профориентации это интерактивные методы. Проблема выбора профессии наиболее актуальна для старшего школьного возраста. Именно на данном этапе формируется «Я-концепция», дифференцируются, индивидуализируются и становятся осознанными интерес к различным видам деятельности, формируется готовность к выбору профессии. Старшеклассникам необходима профориентационная работа, чтобы сделать правильный выбор.Данные рекомендации разработаны для учителей. классных руководителей, заместителей директора по воспитательной работе среднего и старшего звена общеобразовательных школ.
современные формы.docx
Современные формы и
методы
профориентационной
работы с учащимися Современные формы и методы
профориентационной работы с учащимися
В настоящее время профессиональной ориентации отводится новая роль –
необходимость создания условий для психологопедагогической поддержки
школьников в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении
профессиональных интересов,
определения реальных
возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в
обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, возникает
необходимость в обновлении подходов к организации профориентационной
работы, в том числе ее форм и методов.
Профориентационная деятельность в современных образовательных
учреждениях предусматривает соблюдение и реализацию следующих
принципов:
склонностей,
систематичности и преемственности – профориентационная работа
должна вестись с первого по выпускной класс;
дифференциации и индивидуализации, предусматривающий опору на
дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся,
учитывающий возраст, уровень успеваемости и состояние здоровья и
т.п.;
оптимизации в сочетании массовых, групповых, индивидуальных и
практических форм профориентационной работы с учащимися;
взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений,
центров профориентации молодежи, органов по труду, занятости и
социальной защите;
учета потребностей экономики, бизнеса и общества в
квалифицированных рабочих кадрах;
психологизации профориентационной работы.
Формы профориентационной работы
В зависимости от количества участников различаются индивидуальные
формы профориентационной работы:
индивидуальные, с конкретным учащимся, например, беседа,
консультация, индивидуальная диагностика;
групповые – работа с группой, например, урок, игра, беседа, групповая
диагностика, семинар, тренинг;
массовые – работа с большим количеством учащихся, например,
презентации
межшкольные профинформационные мероприятия,
учебных учреждений, ярмарки учебных мест.
Также выделяют пассивные формы профориентационной работы
(просветительское направление):
• Беседы, лекции, просмотр видеофильмов; (педагогами,
психологами,
Консультации для родителей
• Профдиагностика, профконсультации для учащихс;,
•
профконсультантами);
• Посещение «ярмарок профессий»;
• Оформление стендов;
• Выставки творческих работ учащихся.
Для повышения эффективности работы по профессиональному
самоопределению учащихся предполагается использование следующих
активных форм работы в триаде «учитель – ученик –родитель»:
Активные формы профориентационной работы (обучающеразвивающее
направление):
• организация экскурсии в учебное заведение, где можно увидеть реальные
условия будущей учебы, познакомиться с историей колледжа, пообщаться со
студентами.
• «Активная проба сил» учащимися на мастерклассах с руководителями
творческих объединений (демонстрация разных техник работы с материалами,
участие в играх и т.д.)
• Использование сюжетно ролевых игр по профориентации. Посредством
игры учащимся предоставляется возможность «смоделировать»,
проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут
возникнуть в реальной жизни. Участвуя в подобных играх, ребята раскрывают
свои таланты, учатся высказывать свои мысли, развивают ораторское
мастерство и многое другое.
• Тематическая неделя «Дороги, которые мы выбираем»
В рамках этой недели могут проводиться конкурсы по номинациям:
Компьютерная презентация профессии;
Семейное профессиональное древо;
Личный профессиональный герб;
Профессия в картинках;
Сочинение и эссе о профессии;
• Работа с родителями
Путь взрослеющего человека к будущей профессии, так или иначе,
закладывается в семье, так как семья является одним из главных звеньев в
системе профориентации.
Важное место должно быть отведено
педагогическому просвещению родителей по вопросам профессиональной
ориентации.
если тематика профпросвещения родителей
дополняется обсуждением опыта трудового воспитания и подготовки к
выбору профессии,
показом
кинофильмов специалистами по профориентации. В качестве лекторов и
докладчиков могут выступать учителя, родители, преподаватели учебных
заведений, специалисты предприятий, специалисты ЦЗН.
решением педагогической ситуации,
Хорошо, С развитием общественных отношений и экономических условий
появляются и новые методы. В последнее время стали популярны
интерактивные методы.
Понятие «интерактивный» происходит от
английского «Inter» это взаимный и «act» действовать, и означает
взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кемлибо.
Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные
ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с
учителем, но и друг с другом. Совместная деятельность это неотъемлемая
часть интерактивных методов, так как в процессе общения и взаимодействия с
другими людьми человек познает себя в коллективе, раскрывает ранее
скрытые качества характера, делится опытом.
При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко
меняется, перестаёт быть центральной. Он лишь регулирует процесс и
занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и
формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт
консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей,
при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно
решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки
соприкосновения, идти на компромиссы совместное решение проблем,
способствуют формированию навыков и умений, выработке ценностей,
создают атмосферу сотрудничества.
Использование интерактивных методов в профориентационной работе
позволяет учащимся более полно узнать о различных сферах
профессиональной деятельности, в игровой форме познать особенности
отдельных профессий. К интерактивным методам профориентации относятся:
Для решения профориентационных задач учителями могут быть
профориентационные деловые игры,
профориентационные тренинги,
проектные профориентационные методики и др.
использованы следующие интерактивные формы:
мозговой штурм ( брейнсторм, мозговая атака)
кейстехнологии (анализ конкретных ситуаций)
интерактивная экскурсия и др.
Принципы работы на интерактивном занятии:
занятие – не лекция, а общая работа.
все участники равны
каждый участник имеет право на собственное мнение по любому
вопросу.
нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может
только идея). все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к
размышлению.
Профориентационный тренинг является одним из эффективных методов
профориентационной работы с учащимися и имеет ряд существенных
преимуществ. Он помогает в активной форме получить необходимую
информацию о профессиях, совместно выявить проблемные стороны выбора
профессии, приобрести коммуникативные навыки и др.
Тренинговое упражнение «Могу, хочу, надо» (снова образуется единая
команда, которую необходимо разделить на две группы (группа «Хочу» и
группа «Надо»). Один участник группы «Хочу» делает шаг вперед и
говорит: «Я хочу быть бухгалтером (любая другая профессия)».
Участники группы «Надо» отвечают: «Тогда тебе надо хорошо знать
математику (любое другое необходимое для профессии условие)». Если
выдвинутое условие соответствует способностям и возможностям
участника группы «Хочу», он переходит в группу «Могу») и др. Данное
тренинговое занятие было апробировано с учащимися и показало свою
эффективность.
Упражнение «Имя легенда».
Учащимся предлагается придумать себе псевдоним профессию, которой
они хотели бы овладеть. Затем каждый из учеников представляется,
говорит о той профессии, которую он выбрал для себя, кратко объясняя,
чем она его привлекла и записывает ее на бейдж рядом с именем.
Упражнение для завершения работы: «Ладошка».
Каждому учащемуся раздается лист цветной бумаги, на котором он
обводит контур своей ладони и подписывает свое имя, псевдоним
профессию и одно качество присущее ему. Затем все участники тренинга
приклеивают свои «ладошки» на ватман.
Существуют некоторые правила, которые определяют эффективность
тренинга как формы обучения:
во время обсуждения (сессии) нет авторитетов, начальников и
подчиненных, есть ведущий и участники;
категорически запрещаются критические замечания и оценки, они
тормозят выработку новых идей;
как бы ни была фантастична идея, выдвинутая участниками, она должна
быть встречена с одобрением;
необходимо понимать важность принятия решений по выделенной
проблеме;
не думайте, что проблема может быть решена известным способом;
чем больше выдвинуто идей, тем скорее будет найдена верная версия
решения проблемы.
Метод анализа конкретной ситуации (анализ конкретных ситуаций, case
study) – это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного
случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия
оптимального решения проблем. Сase – пример, взятый из реальной жизни,
профессиональной среды, представляет собой не просто правдивое описание
событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять
ситуацию. Сущность метода кейсстади заключается в самостоятельной
деятельности учащихся в искусственно созданной профессиональной среде,
которая даёт возможность соединить воедино теоретическую подготовку и
практические умения, необходимые для творческой деятельности в
профессиональной сфере. Метод casestudy – инструмент, позволяющий
применить теоретические знания к решению практических задач. Метод
способствует развитию у учащихся самостоятельного мышления, умения
выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано
высказать свою.
Кейс метод предполагает:
подготовленный в печатном виде пример кейса (возможен мультимедиа
кейс, видеоситуация);
самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися;
совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством
преподавателя.
Этапы кейсметода:
знакомство с конкретным случаем;
поиск: оценка информации, полученной из материалов задания, и
самостоятельно привлеченной;
обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений;
резолюция: нахождение решения в группах;
диспут: отдельные группы защищают свое решение;
сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах.
личностная активность учащихся,
Почему мы говорим «да» интерактивным методам? При таком подходе
формируются и развиваются такие качества, как самостоятельность
учащихся, ответственность за принятие решений; познавательная, творческая,
коммуникативная,
определяющие
поведенческие качества компетентного работника на рынке труда и
способствующие социализации личности.
Существует множество методов профориентационной работы с
учащимися.
Одни из современных методов профориентации это
интерактивные методы. Проблема выбора профессии наиболее актуальна для
старшего школьного возраста. Именно на данном этапе формируется «Я
концепция», дифференцируются, индивидуализируются и становятся
осознанными интерес к различным видам деятельности, формируется
готовность к выбору профессии.
Старшеклассникам необходима
профориентационная работа, чтобы сделать правильный выбор. Использованные ресурсы
1. http://www.profguide.ru/
2. http://standart.68edu.ru/
3. https://www.scienceforum.ru/2014/525/509
4. https://infourok.ru/interaktivniemetodiproforientacionnoyrabotivshkole
1407092.html
5. https://bibliofond.ru/view.aspx?id=651588
6. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников
«Твой выбор». М.: Речь, 2008 г. 368 с.
Современные формы и методы профориентационной работы с учащимися
Современные формы и методы профориентационной работы с учащимися
Современные формы и методы профориентационной работы с учащимися
Современные формы и методы профориентационной работы с учащимися
Современные формы и методы профориентационной работы с учащимися
Современные формы и методы профориентационной работы с учащимися
Современные формы и методы профориентационной работы с учащимися
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.