Использование проектного обучения при изучении темы «Земноводные».

  • Работа в классе
  • docx
  • 24.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проектное обучение – вид обучения, базирующегося на последовательном выполнении комплексных учебных проектов для усвоения базовых теоретических знаний. Цель проектной деятельности – направить учащихся на активное обучение предмета, оказать помощь в развитии их учебно-познавательных умений и навыков. Функции проектного метода: развитие у детей мотивации к учебному процессу; повышение уровня знаний; развитие умения применять знания на практике; улучшение навыка грамотно выбирать информацию; развитие каждого участника проекта как творческой личности, способной к работе на практике; повышение качества поисковой и исследовательской работы; развитие у детей критического мышления. Проектная деятельность применяется не только на уроке, серии уроков, практических или лабораторных работ, комбинированных или игровых уроках, но и во внеурочное время. Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи - усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.
Иконка файла материала вопрос №47 урок. а.docx
47. Использование проектного обучения при изучении темы «Земноводные». Проектное обучение – вид обучения, базирующегося на последовательном выполнении комплексных учебных проектов для усвоения базовых теоретических знаний.  Цель  проектной деятельности – направить учащихся на активное обучение предмета, оказать помощь в развитии их учебно­познавательных умений и навыков. Функции проектного метода: развитие у детей мотивации к учебному процессу; повышение уровня знаний; развитие умения применять знания на практике; улучшение навыка грамотно выбирать информацию; развитие каждого участника проекта как творческой личности, способной к работе на практике; повышение качества поисковой и исследовательской работы; развитие у детей критического мышления.  Проектная   деятельность   применяется   не   только   на   уроке,   серии   уроков,   практических   или   лабораторных   работ, комбинированных или игровых уроках, но и во внеурочное время.  Уроки­практикумы, помимо решения своей специальной задачи ­ усиления практической направленности  обучения, должны   быть   тесным   образом   связаны   с   изученным   материалом,   а   также   способствовать   прочному,   неформальному   его усвоению.   Основной   формой   их   проведения   являются   практические   и   лабораторные   работы,   на   которых   учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. Главное   их   различие   состоит   в  том,  что   на  лабораторных   работах   доминирующей   составляющей   является   процесс формирования экспериментальных умений учащихся, а на практических работах ­ конструктивных. Следует отметить, что учебный   эксперимент,   как   метод   самостоятельного   приобретения   знаний   учащимися,   хотя   и   имеет   сходство   с   научным экспериментом, вместе с тем отличается от него постановкой цели, уже достигнутой наукой, но неизвестной учащимся. Различают   установочные,   иллюстративные,   тренировочные,   исследовательские,   творческие   и   обобщающие   уроки­ практикумы. Основным же способом организации деятельности учащихся на практикумах является групповая форма работы. При   этом   каждая   группа   из   двух­трех   человек   выполняет,   как   правило,   отличающуюся   от   других   практическую   или лабораторную работу. Средством управления учебной деятельностью учащихся при проведении практикума служит инструкция, которая по определенным правилам последовательно устанавливает действия ученика. Структура уроков­практикумов: 1.      сообщение темы, цели и задач практикума; 2.      актуализация опорных знаний и умений учащихся; 3.      мотивация учебной деятельности учащихся; 4.      ознакомление учеников с инструкцией; 5.      подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования; 6.      выполнение работы учащимися под руководством учителя; 7.      доставление отчета;8.      обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы. Биология, 7 класс. Тема:  Класс Земноводные. Тип урока урок­практикум. Форма: проблемное изучение. Общая часть Цель урока: Углубление знаний о классе Земноводные. Планируемые образовательные результаты: Личностные Формирование: ­выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации и интереса к учению.  ­готовности к самообразованию и самовоспитанию. ­адекватной позитивной самооценки. ­адекватного оценивания своих возможностей в достижении цели. ­интеллектуальных умений. ­понимания относительности мнений и подходов к решению проблем. ­основ коммуникации. Задачи: Предметные Формирование: ­познавательной сферы (знания о классе Земноводные, его разнообразии). ­способности к синтезированию умозаключений и формулировке выводов на основе аргументации. Воспитывающая Развивающая ­формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом, осуществление экологического воспитание. ­формирование   способности   видеть   уникальность   животного   мира   и воспитать бережное отношение к нему. Вид используемых на уроке средств ИКТ ­формирование практических навыков и умений работы с инструктивными карточками и  ЭОРами   разных типов (информационный, практический, контрольный тип электронного ресурса). ­развивать у учащихся умение анализировать и делать  выводы. ­формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни. Компьютер, проектор, ЭОР­ы. Организационная структура урока Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности. Цель: заинтересовать учащихся, подвести к формулировке цели урока. Форма работы: групповая.У.:   Ребята!   Сегодня   мы   с   вами   повторим   и   закрепим   знания   по   теме «Класс Земноводные». Но сделаем мы это не в привычной для нас форме, а   будем   сегодня   в   роли   учителей,   которые   составляют   учебники   и попробуем составить свой. Для этого вам надо поделиться на команды по два­три человека. Деятельность учителя Подводит к пониманию и формулировке темы урока и его плану.  Этап 2. Актуализация знаний. Цель: Актуализация имеющихся знаний по пройденной теме. Форма работы: групповая работа У.: Выполним тест, чтобы повторить пройденную тему.  У.: Перед тем, как мы приступим к работе, нам необходимо вспомнить  основные характеристики данного класса.  Вместе с учителем формулируют тему урока. Деятельность учащихся http://biouroki.ru/test/20.html   Фронтальный опрос:  1) отряды он делится?  К какому типу и подтипу относится класс Земноводные? На какие  Ответы:  1) Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. Тип Хордовые, Подтип Позвоночные, Класс Земноводные, Отряды: 2) Какие приспособленности к жизни в воде имеются у земноводных? 3) Какие приспособления к жизни на суше есть у земноводных? Дышат растворенным в воде кислородом через кожу.  2) Оплодотворение наружное, икра, отложенная самкой, развивается в воде. Личинки земноводных сходны с личинками рыб. Движение за счет хвоста. Дышат атмосферным воздухом легкими через ноздри, наружное  3) оплодотворение, температура тела непостоянная, зависит от окружающей  среды. Сердце трехкамерное, два круга кровообращения. Движение за  счет конечностей.  4) Какие сходства в строении тела с классом Рыб?  5) Какие различия с классом Рыб? 4) Позвоночник, череп, плечевой пояс. 5) Появление шейного крестцового позвонка, поясов передних и задних  конечностей.Деятельность учителя Деятельность учащихся Координирует проверку заданий по предыдущей теме. Оценивает работу учащихся, выставляет отметки.  Фиксирует   индивидуальные   затруднения   при   выполнении   заданий   и ответах на вопросы. Этап 3. Работа над проектом. Цель: Создание проектной работы для повторения пройденной темы и  расширения знаний по многообразию Земноводных. Форма работы: групповая, дискуссия.  У.: теперь вам необходимо сесть за компьютеры так, как вы поделены на  команды. Каждая команда сделает свою личную страничку будущего  учебника. Обговорим с вами сразу, что на ней должны быть картинки,  касающиеся темы вашего раздела учебника, текст, конечно же, научный,  понятный. Итак, вот тематика ваших разделов:  ­ внешнее строение земноводных;  ­ скелет земноводных;  ­ внутреннее строение;  ­ описание отряда Хвостатые, образ жизни и примеры;  ­ описание отряда Бесхвостые, образ жизни и представители;  ­ описание отряда Безногие, образ жизни и представители;  ­ краснокнижные земноводные России;  ­ домашние земноводные;  ­ значение земноводных.  Отвечают на вопросы учителя. Выполняют тест. Список литературы, по которым работают дети: - http://kaz-ekzams.ru/649-klass-zemnovodnye-vneshnee- stroenie.html - http://www.ebio.ru/zoo35.html - http://shkolo.ru/raznoobrazie-zemnovodnyih/ - http://arcticaoy.ru/fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie- samyie-yarkie-predstaviteli-etogo-otryada.html - http://www.zoofirma.ru/knigi/zoologija-pozvonochnyh/3457-obraz- zhizni-i-rasprostranenie-beshvostyh-zemnovodnyh.html - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/55e76922-af5d-9baf- 7057-33f628f90b5c/1000214A.htm - http://www.zoofirma.ru/knigi/zoologija-pozvonochnyh/3454-otrjad- beznogie-apoda-ili-gymnophiona.html - http://biodat.ru/db/rb/rb.php?src=0&grp=5 - http://pets.academ.info/pets/zemnovodnye - http://sobakov.ru/domaschnie-zemnovodnie.php - http://zooschool.ru/amfib/49.shtml - http://worldofschool.ru/biologiya/stati/zoologiya/klass- zemnovodnye-amfibii/rol-zemnovodnyh-v-prirode-i-zhizni-cheloveka Деятельность учителя Деятельность учащихся Руководит   процессом   построения   проекта   на   всех   этапах   при   помощи подводящего   диалога.   Координирует   работу   учащихся,   следит   за правильностью выполнения задания.  Этап 4. Защита проектной работы. Цель: закрепить новые знания, защита частей проектной работы. Форма работы: работа в малых группах, групповая. Выбирают способы выхода из затруднения. Составляют страницы учебника при помощи подобранной литературы.У.:  Вы   выполнили   задание   и   теперь   вам   нужно   предоставить   свои странички к защите и показать нам, что же у вас получилось.  Деятельность учителя Учитель оценивает качество проделанной работы.  Смотрит   на   наличие   вспомогательных   изображений,   на   качество выбранного текста.  Этап 5. Закрепление нового материала. Цель: закрепление полученных знаний. Форма работы: групповая. У.: Чтобы закрепить полученные знания мы с вами решим кроссворд.  Деятельность учащихся Подгруппки показывают части проектной работы. Производят самооценку деятельности.  http://biouroki.ru/crossword/predstaviteli-zhivotnogo- mira/zemnovodnie.html Следит за выполнением задания. Отвечают на вопросы. Деятельность учителя Деятельность учащихся Этап 6. Рефлексия учебной деятельности, итоги урока. Цель: самооценка собственной деятельности на уроке. Форма работы: групповая. Анализ полноты достижения поставленной цели и правильность выбора методов   ее   достижения   (цель   обучения   ­   способы   достижения   цели   ­ результат). Происходит обсуждение деятельности группы на уроке (чего удалось достичь, какие сложности возникали, причины их возникновения,что   необходимо   предпринять   в   следующий   раз   для   предотвращения сложностей   и   т.д.)   и   самоанализ   деятельности   учащихся   (наиболее трудные и наиболее интересные моменты урока, что получилось хорошо, что не получилось или получилось с трудом). Деятельность учителя Деятельность учащихся Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить степень достижения цели.  Интересуется,   какие   моменты   урока   показались   учащимся   наиболее интересными, а какие наиболее трудными.  Проверяет   понимание   учащимися   связи   теоретических   знаний   с практикой. Предлагает проанализировать полученный объем знаний. Этап 7. Домашнее задание. Цель: закрепление и углубление знаний по теме класс Земноводные. Форма работы: индивидуальная. Обязательное задание: пересказать §34 стр.95­98 Оценивают степень достижения цели, поставленной в начале урока. Отмечают наиболее трудные и наиболее интересные моменты урока. ­ развитие способности к самоорганизации и самоконтролю. ­   формирование   способности   к   построению   логических   размышлений, включающих причинно­следственные связи. Деятельность учителя Деятельность учащихся Озвучивает домашнее задание, объясняя его суть и последовательность действий при выполнении. Записывают задание. Слушают объяснения учителя. Задают уточняющие вопросы при недопонимании. Этап урока Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности. Этап 2. Актуализация знаний: Этап 3. Работа над проектом. Этап 4. Защита частей проектной работы. Этап 5. Закрепление нового материала. Этап 6. Рефлексия учебной деятельности, итоги урока. Этап 7. Домашнее задание. Схема проведения урока Время 1 мин 12 мин 25 мин 10 мин 5 мин 3 мин 2 мин