Использование различных форм обучения во внеурочной деятельности
Оценка 5

Использование различных форм обучения во внеурочной деятельности

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
2 кл—3 кл
02.01.2019
Использование различных форм обучения во внеурочной деятельности
Справка из опыта работы: использование различных форм обучения во внеурочной деятельности. Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, может отсрочить наступление утомления. Рассматривая внеурочную деятельность, а именно дисциплину «Краеведение», нами было принято решение, что внеурочная деятельность должна носить творческую, практическую направленность, активизирующую заинтересованность учеников в получении знаний, поддержании положительной мотивации к учебе на каждом занятии.
Использование различных форм обучения во внеурочной деятельности.docx
Карантаева С.В. Справка из опыта работы: использование различных форм обучения во внеурочной деятельности Образовательный   процесс   должен   носить  творческий   характер.  Включение   ребенка   в творческий   процесс,   поиск   решений   служит   развитию   человека,   может   отсрочить   наступление утомления. Рассматривая внеурочную деятельность, а именно дисциплину «Краеведение», нами было принято решение, что внеурочная деятельность должна носить творческую, практическую направленность, активизирующую заинтересованность учеников в получении знаний, поддержании положительной мотивации к учебе на каждом занятии. Непременными   условиями   результативности   этих   занятий   являются   продуманная   и   четко организованная предварительная работа: интересные рассказы и беседы, работа с дополнительными источниками (дополнительная научная, художественная, периодическая литература, Интернет) с обсуждением   прочитанного,   экскурсии,   просмотр   презентаций,   фильмов   и   мультфильмов, прослушивание аудиозаписей  и т. д. Создание атмосферы заинтересованности детей предполагает подбор большого количества наглядного   и   предметного   материала,   литературы.   Считаем,   что   при   изучении   программы «Краеведение» целесообразно примерно 60—70% учебного времени отводить активным формам. Формы   проведения   занятий   могут   быть   различными.   Это   и   конкурсные   программы,   и инсценировки, ролевые игры и другие нестандартные формы занятий. Нестандартный урок имеет нетрадиционную структуру, поэтому мнения педагогов на такие уроки   расходятся.   Одни   считают   нестандартные   уроки   прогрессивным   направлением,   другие   – нарушением педагогических принципов. Действительно, грань, отделяющая  серьезную науку от занимательной, зыбка и  подвижна. Если отбросить отпугивающую сложную внешнюю сторону предметов, то станет ясно, что все они (предметы) полезны для учащихся, интересны, захватывающи, увлекательны, занимательны. Роль развлекательного   элемента   в   обучении   видится   в   том,   чтобы   не   науку,   предмет   превращать   в забаву, а напротив, забаву ставить на службу обучению. В общеобразовательной школе сложились три основные формы учебной работы на уроке: ∆        Фронтальные   (общеклассные)   формы   организации   занятий:   урок,   конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, лабораторно­практическая работа, экскурсии. ∆        Групповые   формы   обучения:   групповая   работа   на   уроке,   групповой   лабораторный практикум, групповые творческие работы. ∆        Индивидуальные   формы   работы   в   классе   и   дома:   работа   с   литературой   или электронными   источниками   информации,   письменные   упражнения,   выполнение   индивидуальных заданий. Большое   внимание   на   уроках   «Краеведение»   мы   уделяем   фронтальной   работе. Необходимость таких занятий обуславливается едиными учебными программами, обязательными для изучения всеми учащимися, и развитием индивидуальных способностей и дарований, учащихся класса. При фронтальной работе ученик проявляет себя как личность, демонстрирует свои знания, эрудицию, память, желание и умение трудиться в коллективе. Учитель при этом ставит перед учащимися   одну   или   несколько   общих,   единых   задач.   В   процессе   их   решения   учитель   имеет возможность наблюдать и оценивать общий настрой учащихся в работе, их отношение к изучаемому материалу и взаимоотношения друг с другом.  Именно на наших уроках чаще всего преобладает дружественная, позитивная атмосфера. Мы делимся новыми знаниями (чаще всего это беседа или рассказ), просматриваем видеоматериалы, прослушиваем   аудиозаписи.   Ученики   не   бояться   высказывать   свое   мнение,   не   боятся,   что   его понимание вопроса может не совпадать с окружающими. Слово дается всем желающими. И даже если находятся те, кто «отмалчиваются  в сторонке» подключаются к беседе путем наводящих вопросов или затрагивания таких тем, к которым нельзя остаться равнодушным, или настолько жизненных примеров, что невозможно не вспомнить свой.  Также   на   уроках   «Краеведения»   мы   практикуем   такую   фронтальную   форму   работы   как экскурсия. Из последних, мы можем назвать – посещение школьного музея. Здесь мы вспоминали и говорили о наших знаменитых земляках. Однако эта форма работы имеет и свои слабые стороны, так как она в определенной степени усредняет   задания   по   объему   и   рассчитана   на   единый   темп   работы.   Фронтальная   работа   при неудачной ее организации, создает видимость коллективного труда хотя и силами части учащихся, а не всеми учениками класса. Все это показывает, что необходимо сочетание фронтальной работы с другими формами (индивидуальной и групповой) на различных этапах разных типов уроков.  С целью оптимальной занятости учащихся на уроках используются индивидуальные формы занятий.   Индивидуальная   форма   учебной   работы   на   уроке   характеризуется   высоким   уровнем самостоятельности   учащихся.   Её   преимущества   состоят   в   том,   что   обучение   в   максимальной степени соответствует уровню развития, способностям и познавательным возможностям каждого ученика. Успех индивидуальной работы определяется правильным подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем учителя за их выполнением, оказанием своеобразной помощи в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Индивидуальные занятия особенно важны для школьников с негативным отношением к учебе. Определяя индивидуальные учебные работы для учащихся,   потерявших   веру   в   свои   силы,   учитель   исходит   из   того,   что   для   них   посильно. Необходимо предварительно убедить ученика в посильности выполнения задания. Когда же задание выполнено учеником, учитель должен заметить это, поднять престиж учащегося в глазах класса. Индивидуальной формой работы ученики большей частью занимаются дома. Это могут быть индивидуальные   занятия   одного   типа   выданные   всем,   так   и   направленные   именно   на   каждого ученика. Так, например, с большим энтузиазмом выполняли ребята дома модели генеалогического древа при изучении темы «Моя родословная»; рисунки при изучении темы «Нашествие Тамерлана» ­ задания творческого характера.  Если речь не идет о проблемном ребенке, мы всегда оставляем ученикам свободу выбора видов и методов работы над индивидуальным заданием. В пример проведем тоже индивидуальное задание: школьник вправе сам выбрать чем он будет рисовать, как, какой именно эпизод выберет, с помощью чего добьется выразительности, передаст содержание темы и в тоже время выскажет и свое   мнение   на   этот   вопрос.   Именно   такие   вопросы   должны   возникать   и   возникают   в   голове учеников,   если   их   действительно   затронул   этот   вопрос,   и   то   как   он   обсуждал   его   в   классе   с коллективом.   И   это   приносит   свои   плоды.   Ученики   действительно   творчески   подходили   к выполнению   заданий: изображали сцены боев и послебоевых видов Ельца; интересными можно отметить   работы   ­   Димы   Гладких   –   нестандартного   панорамного   формата   сцену   боя;   Жени Печикина, где он изобразил явление Тамерлану Елецкой Божией Матери (одной из версий легенд, почему   Тамерлан   развернул   свои   войска);   Влада   Лугового,   изобразившего   портрет   самого Тамерлана; Полины Липко, подготовившей сообщение о Тамерлане. Кроме заданий для всего класса, у нас практикуются  и задания, направленные на одного ученика. Поручения такого рода зависят от возможностей, способностей, желания конкретного школьника.     Так,   ребята   получали   задания   при   изучении   темы   «Елец   –   памятник   истории   и культуры», где было необходимо подготовить сообщение об одной достопримечательности города. Распределись   задания   в   основном   от   месторасположения   различных   достопримечательностей вблизи от дома учеников. Некоторые школьники, что имели возможность, выполняли задания с компьютерной поддержкой. Эффективность   применения   индивидуальных   форм   работы   во   многом   определяется   тем, насколько   хорошо   учитель   знает   личностные   качества   учащихся,   уровень   их   знаний   и   умений, мотивы учения, учебные возможности, индивидуальные возможности. При этом необходимо четко определять для себя и учащихся цели конкретного задания, использовать ее не как эпизод, а как продуманную, постоянно включаемую составную часть урока на всех этапах учебного процесса. Индивидуальную   работу   целесообразно   проводить   на   всех   этапах   урока.   При   умелой организации   индивидуальная   работа   учащихся   формирует   у   них   потребность   и   навыки самообразования. Серьёзный недостаток индивидуальной формы организации работы учащихся состоит в том, что   они   практически   не   общаются   друг   с   другом,   приобретаемый   опыт   самостоятельной деятельности   не   становится   достоянием   коллектива,   не   обсуждается   вместе   с   товарищами   по классу и учителем. Поэтому индивидуальная работа школьников на уроке должна сочетаться с коллективными   формами   её   организации.   Наряду   с   фронтальной   и   индивидуальной   формами организации работы учеников на уроке применяется и такая коллективная форма, как групповая работа учащихся.  Групповая   работа   учащихся   может   применяться   для   решения   почти   всех   основных дидактических   проблем.   Как   и   при   индивидуальном   обучении,   в   группах   организуется самостоятельная   работа   учащихся,   но   выполнение   дифференцированных   групповых   заданий приучает школьников к коллективным методам работы, а общение, как утверждают психологи, является   непременным   условием   формирования   правильных   понятий,   так   как   позволяет освободиться от субъективности. При   групповой   работе   класс   временно   делится   на   группы,   которые   создаются   по   мере необходимости   (по   4   чел.,   2   чел.,   6   чел.).   В   эти   группы   включаются   учащиеся   с   различными возможностями,   что   создает   условия   для   наиболее   плодотворного   обмена   информацией, осуществляя взаимопомощи. Групповая форма учебной работы позволяет учитывать особенности и запросы школьников и выступает в качестве переходного звена, соединяющего  индивидуальное обучение с коллективным. В практике групповая работа состоит из нескольких этапов:   подготовка учителем групповых заданий;  инструктирование школьников о работе;  обсуждение и составление плана выполнения задания;  распределение заданий, определение способов решений;  выполнение заданий. Учащиеся работают самостоятельно, учитель наблюдает, дает необходимый совет, учащиеся осуществляют   в   группе   взаимопроверку   и   контроль,   докладывают   о   результатах   работы,   идет обсуждение, делаются окончательные выводы, дается оценка работы групп и всего класса в целом. Так,   например,   работа   в   группах   проходила   при   изучении   темы   «Герб   города,   области, страны». Где школьники делились на 3 группы и получало задание представить соответствующий герб. В   заключение   хотелось   бы   сказать,   что   именно   творческий   характер   образовательного процесса,   на   наш   взгляд,   дает   наиболее   эффективные   результаты.   А   именно   внеурочная деятельность может включить в себя различные формы, виды и методы работы творческого плана. Следует   отметить   для   наибольшей   эффективности   результатов   обучения,   что   у   учащихся начальных классов особенно чувствительна нервная система, поэтому важными во время урока являются: а) Чередование различных видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание,   рассказ,   рассматривание   наглядных   пособий,   ответы   на   вопросы,   поиск   ответов   на проблемные вопросы. Норма – 4–7 видов за урок. б) Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения:  метода свободного  выбора (беседа,  творческая  свобода,  выбор действия, выбор способа действия);  активных методов (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь);  методов,   направленных   на   самопознание,   саморазвитие   (развитие   интеллекта,   эмоций, воображения, общения, самооценки).  Это   снимает   утомительную   нагрузку,   связанную   с   необходимостью   поддержания   рабочей позы. в) Проведение физкультурных минуток.

Использование различных форм обучения во внеурочной деятельности

Использование различных форм обучения во внеурочной деятельности

Использование различных форм обучения во внеурочной деятельности

Использование различных форм обучения во внеурочной деятельности

Использование различных форм обучения во внеурочной деятельности

Использование различных форм обучения во внеурочной деятельности

Использование различных форм обучения во внеурочной деятельности

Использование различных форм обучения во внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.01.2019